НУЖНЫ ЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ ПАСТЫРЮ?

НУЖНЫ ЛИ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ЗНАНИЯ  ПАСТЫРЮ?

Рысин Сергий Михайлович, протоиерей

В настоящее время в церковной среде все чаще и настойчивей звучит дискуссия о том, позволительно ли православному христианину в определенных жизненных ситуациях обращаться к психологу или нет. С одной стороны, причем стороны, сразу обращающей на себя внимание, психология в корне отличается от христианского вероучения и основ духовной жизни. В частности, в психологии, как науке, отсутствуют такие понятия как Бог, нравственность. Одна женщина рассказывала мне, что ее нежелание изменять своему «нелюбимому» мужу с мужчиной, обращающей на нее внимание, было расценено психологом как ложный стыд. Психологи, с которыми я занимался в группе приемных родителей, после обучения слушателей тому, в каком возрасте начинать «просвещать» ребенка в вопросах сексуальной жизни, не смогли ответить на мой вопрос, почему бы вместо этого не рассказать ему о целомудрии. Об этой неприглядной с точки зрения христианского сознания стороне прекрасно выразился Гилберт Кийт Честертон в своем произведении «Гамлет и психоаналитик»: «Он (психоаналитик) наделяет Гамлета комплексами, чтобы не наделить совестью»[1]. С другой стороны, не менее видимой, психология, как «наука о душе», не может не иметь нечто общего с попечением о спасении этой души. Так возможно ли соединение знаний по психологии и опыта христианской жизни в деле пастырского служения людям? И необходимо ли оно?

Противники использования знаний психологии на первое место в своей аргументации ставят то, что христианину достаточно знать и исполнять на деле Евангельские заповеди, а также советы и наставления святых отцов и учителей Церкви. Нельзя с этим не согласиться, если речь идет о глубоко воцерковленном человеке, каждую свою мысль и каждый поступок сверяющим с Евангелием и святыми отцами. Однако практика показывает, что таких людей – единицы, и даже те, кто в спокойное время своей жизни осознают себя глубоко верующими людьми, в определенные, кризисные, моменты понимают слабость своей веры и нуждаются в особой пастырской помощи. В основном же к священнику со своими различными проблемами обращаются люди, далекие от жизни во Христе. И, по моему личному мнению, если священник просто начнет призывать таких людей немедленно начать совершать утром, вечером и в течение дня молитвенное правило, соблюдать установленные Церковью посты, не понимая смысл церковных Таинств, механически участвовать в них, тем самым вряд ли принесет пользу обратившемуся. В нынешнее время стрессов и депрессий для оказания действенной помощи священнику важно не только быть служителем Христовых Таин, не только быть молитвенником и проповедником, знать Священное Писание и учение святых отцов, но и обязательно знать основы психологии, на практике применяя их в своем пастырском служении.

Основы какой психологии необходимо знать современному пастырю? Смысл этого вопроса станет ясен, если мы обратимся к истории психологии в России. Примечательно, что автором первой психологической книги, называвшейся «Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия» и вышедшей в России в 1796 году, был священнослужитель Русской Православной Церкви, диакон (на момент написания книги), а впоследствии протоиерей Иоанн Михайлович Кандорский [2]. До нашего времени сохранились рукописи курсов по психологии, которые в XVII веке преподавались в Киево-Могилянской академии [2]. Достаточно просто ознакомиться с названиями трудов по психологии, издававшихся в России с этого времени до 1917 года, чтобы сделать вывод, что та психология значительно отличалась от современной. Именно ту психологию и можно было называть «наукой о душе» в отличие от современной бездуховной психологии [2]. Поэтому в настоящее время можно говорить о взаимоотношениях христианского мировоззрения и, именно такой, бездуховной психологии. Однако, следует признать, что и в современной психологии есть множество существенных моментов, в той или иной мере, сходных с христианским учением или ему не противоречащих, которые пастырь может смело и с пользой применять в своем служении.

По моему глубокому убеждению, каждый пастырь просто обязан знать и применять в пастырской практике такой раздел психологии как психология развития или возрастная психология [3]. Очень часто к священнику за советом обращаются родители, которых волнует непонятное изменение в поведении их ребенка. И если священник не сможет объяснить психологическую закономерность этого изменения, а посоветует родителям чаще причащать ребенка и заказывать молебны, то это вряд ли удовлетворит родителей. И они будут обращаться к другим священникам, пока не встретятся с таким «старцем», который обязательно увидит в поведении ребенка воздействие на него злых духов со всеми вытекающими из этого последствиями. С такими же проблемами к священнику могут обратиться не только волнующиеся за своих детей родители, но и просто взрослые люди, не понимающие, что происходит с ними в данный период жизни. Неумение священника понятно объяснить суть происходящего может также подтолкнуть такого человека к встрече с каким-нибудь «прозорливцем». Чтобы этого не допустить каждый пастырь обязан хотя бы приблизительно знать психологические особенности, присущие определенному возрасту не только ребенка, но и взрослого человека. И священник нисколько не повредит своему пастырскому авторитету, если он объяснит взволнованным родителям естественность того, что их двухлетний малыш начал интересоваться своими половыми органами, или что их ребенок в три года, совершенно без содействия темных сил, из послушного пушистого «котенка» и «зайки» превратился в капризного непоседу, спорящего с родителями, не желающего их слушать и закатывающего скандалы, причем не только в семейном кругу, но и также и в общественных местах при большом стечении народа (что особо огорчает родителей). Очень часто к священнику приходят родители, встревоженные тем, что их пятилетний малыш перестал спокойно спать по ночам и чего-то постоянно боится. Пастырю, конечно, можно пойти легким путем и прочитать над ребенком «молитву о неспящих», что всегда практически удовлетворяет родителей, но более достойно пастырского звания, прочитав эту молитву, также объяснить им психологическую особенность именно такого поведения в этом возрасте. Однажды мне пришлось настойчиво успокаивать свою супругу, пришедшую с классного родительского собрания. Собрание было посвящено нездоровому увлечению шестиклассников интернетом и использованию гаджетов. Среди множества действительно негативных моментов родителей также взволновало то, что их дети очень много времени проводят в общении друг с другом с помощью интернета. Удалось успокоить взволнованную супругу, пояснив, что именно этот возраст для ребенка характерен интимно-личностным общением со сверстниками, и стоило бы бить тревогу, если бы наша дочь не проводила много времени в телефонном общении с одноклассниками. Помимо знаний психологических особенностей детей и подростков пастырю также необходимо иметь представления о психологических особенностях и других возрастных групп и смело применять их в общении с взрослыми людьми, не смущаясь тем, что подавляющее большинство, приходящих в кризисной или просто неприятной ситуации к батюшке, ждут от него психологической помощи, а исцеления от «сглаза», «порчи» и «колдовства».

Еще одним разделом психологии, с основами которого обязан быть знаком пастырь, является социальная психология [3]. Поскольку человек в большей степени является частью социума, то он на протяжении практически всей своей жизни взаимодействует с другими людьми. И с этим взаимодействием связано множество проблем. Для христианина понятен корень этих проблем – грехопадение людей. Именно следствием грехопадения явилось искаженность природы человека и искаженность всего творения. Но именно в таком, искаженном грехом мире, человеку со своей искаженной грехом природой и предстоит взаимодействие с другими личностями, природа которых также искажена грехом. Психология выявила закономерности, которые действуют в общении между людьми. Этих закономерностей множество, поскольку люди в обществе различаются по возрасту, полу, национальности, религиозным убеждениям, социальному положению, однако священнику следует знать основные из них и со вниманием применять их в своей практике. В моей восемнадцатилетней пастырской практике происходили случаи, когда ссоры алтарников подростков доходили до рукоприкладства даже в алтаре. Следуя церковным канонам, таковых алтарников следовало бы немедленно, с назиданием о необходимости иметь христианское смирение, изгонять из алтаря и впредь не допускать к вхождению в него. Однако, те опытные пастыри, с которыми мне посчастливилось служить, а, по их примеру, впоследствии и я сам рассуждали несколько иначе, видя в таких случаях, прежде всего, отношения нескольких подростков, для которых в этот период жизни на первом месте стоит самоутверждение в обществе своих сверстников. С учетом таких возрастных и социальных психологических особенностей, по моему убеждению, и следует проводить беседы с драчунами.

Еще одной областью взаимоотношений людей друг с другом, с которой часто приходится сталкиваться пастырю, являются взаимоотношения супругов. На протяжении нескольких поколений в наших семьях нарушается установленный Богом порядок, при котором муж является главой семьи (ср. Еф. 5, 22-24), а жена – помощница (Быт. 2,18), хранительница домашнего очага. Призывы к восстановлению этой естественной субординации, к сожалению, не находят должного отклика. И не только потому, что жены не желают отдавать мужьям семейные бразды правления (девочка, с детства наблюдающая, что в ее семье вся ответственность лежит на маме, которая даже при наличии папы и является главой семьи, в своей будущей семье обязательно выстроит такую же модель отношений со своим супругом), но и потому, что мужья просто не желают их брать в свои руки (мальчика, видящего как удобно живется папе, если, конечно, он вообще был, ни за что не отвечающему при маме – главе семьи, в его будущей семье абсолютно устроит такая модель отношений). Поэтому пастырю для оказания помощи в разрешении семейных конфликтов необходимо знать психологию  закономерности в отношении супругов.

Предполагаю и даже уверен в том, что в пастырской практике возможно и полезно использовать и другие разделы психологии. Здесь же я поделился теми аспектами, которые помогали мне на протяжении пастырского служения. В заключение хочется поделиться открытием, не так давно сделанным мной. В начале моего сочинения я разделил христиан, и прежде всего православных священников, на две группы: противников использования знаний психологии в пастырском служении и сторонников такого взаимодействия. Так вот, до недавнего времени я твердо принадлежал к первой группе. Вывод о невозможности помощи психолога в духовных вопросах я сделал после некоторого общения с психологами, некоторые из которых даже называли себя православными. Однако, не так давно, прочитав книгу Шеховцовой Л.Ф. и Зенько Ю.М. «Элементы православной психологии», а также статьи православных священнослужителей, некоторые из которых являются профессиональными психологами, я сделал для себя поразительный вывод. Оказывается на протяжении всего моего восемнадцатилетнего пастырского служения я, сам того не зная и даже не предполагая, использовал определенные знания психологии. Считаю своим долгом поделиться этим открытием со своими братьями – сослуживцами, некоторые из которых до сих пор скептически относятся к применению психологии в пастырском служении.

 

Список использованной литературы.

 

1. Честертон Г.К. Писатель в газете: Худож. публицистика. Пер. с англ./Послесл. С.С.Аверинцева. – М.: Прогресс. 1984.

 

2. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.

 

3. Психология. https://4brain.ru/psy/#2/1.04.2017г.