Психология  Эрика Берна в церковном пастырском душепопечении - сомнительное нововведение или возможен  творческий синтез светской и духовной науки?

«Психология  Эрика Берна в церковном пастырском душепопечении - сомнительное нововведение или возможен  творческий синтез светской и духовной науки «?
Протоиерей Сергий Каленчук   
    У нас, пастырей Православной Церкви в повседневной практике душепопечения опыт психологии постепенно становиться все более востребованным и необходимым. Сегодня, наверное, каждому человеку приходится сталкиваться с различными проблемами психологического характера, чему способствуют различные внешние неблагоприятные факторы, например, возрастающее количество различных глобальных природных катаклизмов, техногенных катастроф, террористических актов, неизлечимых болезней и других негативных сторон жизни. Современные люди не ощущают стабильности, защищенности и уверенности в завтрашнем дне. В некоторых случаях в поисках элементарной психологической поддержки, или с серьезными психическими проблемами, они приходят в Церковь, обращаются к ее пастырям. Психологическая , душевная  помощь в храме действительно возможна, если приходские священники будут обладать необходимым уровнем психологических знаний, а на приходах им станут помогать психологи, а в некоторых случаях даже психотерапевты. Позитивный опыт человека, обращающегося за помощью в Церковь с психологической проблемой, может являться залогом его дальнейшего во-церковления и вхождения в общину.
     Поддержка и сочувствие, безусловно, является важными для удрученного проблемой человека, но находящемуся  в психологически неблагоприятной ситуации нужно не только ощутить временное облегчение, но и встать на путь полного избавления от мучащей их проблемы. Первым этапом в этом направлении, конечно, может стать пастырская душепопечительская беседа  с элементами психологического консультирования, но далее оправданным было бы направление нуждающегося в психологической помощи к профессионалу для психологического консультирования или лечения. Кроме того, священник призван заниматься непосредственной своей обязанностью - духовным руководством, поэтому   нуждающимся в   психологической прихожанам возможна лишь первичная помощь пастыря и дальнейшее перепоручение их психологам или психотерапевтам.  Руководитель Православного Центра кризисной психологии Михаил Игоревич Хасьминский считает, что в результате высокой занятости на приходе священники не всегда могут разобраться в психологических вопросах, с которыми к ним обращаются люди, так как некоторые психологические состояния требуют многочасовой коррекции, поэтому наличие приходского психолога  было бы серьезным подспорьем в работе священнослужителя.[1]
     Сотрудничество пастырей и приходских психологов уже успешно осуществляется в Санкт-Петербурге, где действует Епархиальное  Общество православных психологов во имя святителя Феофана Затворника. Приходской психолог арт-терапевт Пивоварова Н.А., член Общества православных психологов, считает, что условием успешного взаимодействия психологов и священнослужителей будет являться активное участие психолога в психологические жизни общины православного храма, как непосредственно прихожанина.
        Пастырям нужно, безусловно, и самим овладевать некоторыми психологическими навыками, а так же использовать их в своей пастырской практике. Столкнувшись с жизненными и психологическими  проблемами, люди всегда испытывают необходимость в ободрении и поддержке другого человека, и ищут общения с тем, кто может их выслушать ипомочь.  Образ доброго пастыря, доброго отца, в глубинах народного сознания сохранился до наших дней. Люди видят в священнике того человека, иногда единственного, которому можно открыться. В беседе со священником для человека открывается возможность проговорить свои проблемы, поделиться горем, и в такой  беседе он действительно может найти выход из создавшейся ситуации, или наметить для себя пути ее решения.  Если  проблема имеет психологический характер, то адекватная ее оценка и дальнейшее решение зависит от уровня психологической компетенции пастыря и от возможности встречи человека с психологом. В  таких случаях важно,  чтобы  консультирующий специалист-психолог  был  рядом и подключился к работе священника. А таких случаев, когда без психологической помощи не обойтись, как показывает практика, бывает немало.  Приходской психолог Пивоварова Н.А. выделяет основные направления деятельности, где психолог мог бы с успехом помогать священнику в практике душепопечения:
- психологическое консультирование по проблемам семьи;
- психологическая поддержка и консультирование лиц в критической жизненной ситуации (переживающих горе, тяжелое заболевание, инвалидность, потерю работы и т.д.);
- психологическая помощь трудным детям и трудным родителям;
- психологическое сопровождение подростков и молодежи;
- психологическая помощь прихожанам на разных этапах возрастных кризисов;
- помощь лицам с зависимостями и созависимостями;
- работа психолога с группой, ориентированной на решение определенной проблемы: эмоциональная поддержка, помогающая отреагировать чувства горя, почувствовать свою нужность, и полезность, связь с внешним миром.
       Сегодня средний городской приход может насчитывать до нескольких сотен постоянных прихожан, среди которых есть и женатые люди, приходящие на богослужения целыми семьями, а также одинокие и вдовые, молодые и преклонного возраста, студенты, школьники, служащие и рабочие.  Приходским батюшкам приходится погружаться в их проблемы, разрешать сложные ситуации, возникающие в семьях, например, с подростками; давать советы и наставления одиноким людям, разделять радость с вступающими в брак молодоженами или скорбеть вместе с людьми, потерявшими близких. Круг общения священника в его служении чрезвычайно широк и разнообразен, общение с людьми происходит во время принятия исповеди, вне богослужения в храме, на требах, на уроках воскресной школы и много еще где, там, где от пастыря ждут совета, слов поддержки и благословения. В этих условиях пастырь может просто опираться на собственный жизненный опыт, если такой, слава Богу, есть, но если  такого опыта еще  недостаточно, то желательно и целесообразно использовать имеющиеся в арсенале психологии умения и навыки успешного коммуникационного взаимодействия.
     В душепопечительской беседе  пастырь использует диалог - основной инструмент той части душепопечения, где он лично общается с пасомым.  Эта часть пастырского служения является предметом глубокого изучения православного пастырского богословия, имеет богословское обоснование в Священном Писании и святоотеческой литературе, так как она связана с личностью пастыря, личностные качества которого имеют огромное значение для успешного процесса душепопечения. Архимандрит Киприан (Керн) в работе «Православное пастырское служение» указывает на богослужебную деятельность священника, как на мощное средство для воспитания и окормления верующих. Он отмечает, однако, что главным средством душепопечения является пастырское слово, обращенное к душам верующих, как в проповеди, так и во время пастырских бесед на исповеди или при иных случаях.[2] Таким образом, по мнению этого авторитетного пастыря и богослова Православной Церкви, именно частный вид душепопечения, когда используется диалог, очень важен в духовнической пастырской практике. 
      Председатель Общества православных психологов, доктор психологических наук,  Шеховцова Л. Ф. в статье посвященной методике проведения душепопечительской беседы пишет: «Духовное отцовство подразумевает наличие духовного опыта, большого запаса знаний и огромной культуры, как духовно-душевной, так и общей, в том числе и культуры общения. Поэтому так важно уметь выстроить диалог с нуждающимся в помощи человеком. Развитие коммуникативной культуры, профессиональных умений и навыков во многом определяется развитием коммуникативных способностей и коммуникативных свойств личности».[3]       
       Профессиональные умения  психолога, консультирующего людей, и пастыря, общающегося в своем ежедневном служении с паствой, имеют много общего, ведь оба участвуют в процессе общения ради определенной цели-  психологической или духовной помощи своим собеседникам. Для этого нужно обладать определенными знаниями, умениями  и иметь необходимые внутренние качества. Психолог и пастырь, оба должны  обладать способностью к сопереживанию, сочувствию и эмоционально-интуитивному постижению внутреннего мира собеседника, так как без этого и других личностных  качеств не возможно эффективное психологическое консультирование и пастырское душепопечительство.   
    Душепопечение, как и психологическое консультирование, подразумевает индивидуальный,  личностный подход пастыря к каждому собеседнику. Как и психологу, пастырю приходится общаться с людьми разного типа, и ему важно понять особенности своего собеседника, разглядеть уникальность его восприятия мира, ведь от этого зависит точность духовного руководства, уместность и эффективность пастырских рекомендаций и советов, аскетического или даже житейского характера. Такое чуткое проникновение во внутренний мир своего собеседника возможно лишь при  пастырском умении вести диалог - главного  метода частного вида пастырского душепопечения в Церкви.
       Эффективность общения, по мнению профессионалов, зависит, прежде всего, от коммуникативной культуры участников общения.[4] Высокий уровень коммуникативной культуры  подразумевает знание законов межличностного общения, а так же умение пользоваться ими в различных жизненных ситуациях и профессиональной сфере. Ввиду того, что пастырское душепопечение невозможно без полноценного личностного общения пастыря с пасомыми, пастырю необходимо обладать  достаточно высоким уровнем коммуникативной культуры, элементами которой являются эмоциональная культура (культура чувств), культура мышления и культура речи.[5] О качествах личности, которые необходимы  для процесса полноценного общения, написано много.  В современной психологии коммуникативную культуру принято иногда разделять на несколько блоков, которые содержат   коммуникативные качества необходимые в профессиях типа «человек-человек»:
1. Умение установить положительный эмоциональный контакт.
2. Умение слушать.
3. Умение вести дискуссию, переговоры, убедить партнера.
4. Умение владеть выразительными средствами и речью.[6]
        В общении пастыря с паствой, в пастырских душепопечительских беседах эти качества так же необходимы, поэтому пастырям нужно овладевать указанными выше умениями, и использовать их в своей пастырской практике.
Первым в приведенном списке коммуникативных качеств личности стоит умение установить положительный эмоциональный контакт со своим собеседником. Круг общения священника в его служении, как мы говорили, чрезвычайно широк и разнообразен. Если пастырь, в какой либо ситуации не сможет установить положительный эмоциональный контакт со своим собеседником, то не получится и не состоится дальнейшее общение с ним, а значит, не состоится и сам  процесс  душепопечения.  Умение устанавливать положительный эмоциональный контакт является необходимым личностным качеством душепопечителя, залогом эффективности его служения.
    Вторым в списке важных коммуникативных качеств личности стоит умение слушать. Не нужно особых доказательств того, что это качество крайне необходимо пастырю. Это качество помогает расположить своего собеседника к открытому диалогу, помогает ему подобрать необходимые слова, и вызывает у  него самого  желание общаться со своим слушателем.
     Умение вести диалог и умение убеждать также должны входить в состав душепопечительских умений пастыря, равно как и умение владеть выразительными средствами речи. Эти  умения -важнейшие качества каждого профессионала в сфере общения, не исключая пастырей Церкви, так как диалог является основным  компонентом  душепопечения.
     Еще одним важным коммуникативным качеством пастыря, которое необходимо ему в процессе общения с людьми является эмпатия - способность к сочувствию и сопереживанию, эмоционально-интуитивному принятию и постижению собеседниками внутреннего мира друг друга.[7] Психологическим термином «эмпатия» ( от греч. рathos) выражается сильное и глубокое чувство, близкое к страданию.  Префикс  «еm» в этом термине выражает направленность этого чувства во внутрь, поэтому эмпатия всегда сопровождается проникновением в переживание, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Психотерапевт Р. Мэй, отмечая значимость эмпатии в коммуникативной культуре, считает, что в загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми.[8] Пастырю необходимо обладать способностью к сопереживанию, сочувствию и эмоционально-интуитивному постижению внутреннего мира собеседника, поэтому он должен учиться искусству эмпатии.  Эмпатия, или сострадание, в душепопечении является важнейшим свойством личности пастыря в так как способность к сопереживанию, во-первых, важнейшее свойство личности, влияющее на коммуникативную культуру вообще, а во-вторых, сострадание само по себе можно рассматривать как проявление христианской пастырской любви к ближнему.
     История Русской Православной Церкви содержит замечательный опыт использования общения, диалога в пастырстве, который явили духовники Оптиной Пустыни, старцы,  ныне прославленные в лике святых.  Каждый старец по-своему помогал людям через свои беседы с ними,  двери их келий были открыты для огромного числа людей, приходящих к ним за советом, благословением или наставлением. Среди старцев Амвросий Оптинский особенно отличался общительностью и  искал общения с людьми, и интересовался всем, что относится к человеку- как сокровенной жизнью души, так и внешней деятельностью.[9]  За это Бог наделил его особенным даром видения, который именуется прозорливостью……
  Есть  прихожане, которые обращаются к пастырям Церкви за помощью, но испытывают такие переживания, которые нельзя соотнести с  нравственными категориями  греха или страсти. Такое состояние как тревожность, само по себе не является грехом, но, безусловно, является препятствием для нормального душевного устроения человека, его духовного роста. Пастырям в этой ситуации необходимо ориентироваться в психологической симптоматике, активно изучая психологию.
         Приходская община, как коллектив, живет и развивается по определенным психологическим законам.  В церковной общине, как в любой другой социальной среде, психологический комфорт и взаимопонимание между ее членами является залогом ее стабильного развития и раскрытия духовного и творческого потенциала всех ее членов. Если в общине будет расти уровень коммуникативной культуры,  для  чего пастыри и пасомые станут прилагать усилия в повышении своей психологической компетенции и коммуникативности, то безусловно, это переведет  жизнь прихода на качественно новый уровень.
       Одним из методов повышения психологической компетенции пастырей и их духовных чад может быть  активное изучение психологии самими пастырями, а так же организация пастырских бесед, лекториев, встреч, семинаров по психологии для прихожан. Для приобретения необходимых  психологических знаний пастырям и пасомым необходимо обогащать свои знания опытом мировой психологии,  обращением  к опыту профессионалов в сфере человеческого общения. 
      Одним из мировых классиков в области  психологии общения и опытнейшим практиком-психотерапевтом является американский психолог Эрик Берн (1910-1970), который разработал свою психологическую теорию коммуникаций, названную им трансакционный анализ.   Обращение к трудам этого автора для  освоения необходимых навыков коммуникативной культуры и психологического консультирования представляется весьма оправданным и необходимым.
Каковы же основные положения  трансактного  анализа?
      Во-первых, трансактный анализ можно рассматривать как оригинальную теорию личности человека, которая открывает механизмы взаимодействия личности с другими людьми.
      Во-вторых, трансактный анализ является обоснованной теорией коммуникаций, раскрывающей законы внутренней жизни личности и межличностного взаимодействия. В этой теории коммуникаций анализируются взаимные  трансакции- условные единицы общения.
    В-третьих, трансактный анализ является системой психотерапии, помогающей при лечении различных типов психологических расстройств. Кроме  психиатров и психологов трансактным анализом  пользуются сегодня социологи, педагоги и социальные работники, в семейном консультировании, в университетах и школах, на предприятиях, и в других местах, где существует потребность в налаживании взаимодействия и взаимопонимания людей.
     В опубликованном в 1961 году систематическом труде Берна «Трансактный анализ в психотерапии» содержатся основные теоретические положения его психологии.
       Итак, рассмотрим основные положения  трансактного  анализа,  а так же  его  отдельные  составляющие. Согласно  теории Берна, личность каждого человека состоит из трех отдельных функциональных структур, которые представляют собой так называемые «Эго-состояния». Задача структурного анализа в психологической теории коммуникаций состоит в выделении и анализе этих состояний «Я». Берн говорит о трех основных состояниях личности человека, или состояниях «Я»: первое состояние - это преобразованные и систематизированные образы отца и матери, второе -состояния «Я» стремящееся к объективности, и третье- состояния «Я», которые представляют собой заимствование архетипов поведения, накопленных в раннем детстве.    
    Берн эти три состояния обозначил так: «Родитель» (англ. Parent), «Взрослый» (англ. Adult) и «Ребенок» (англ. Child). Таким образом, согласно теории трансактного анализа, в каждом из нас одновременно находятся как бы три человека, или три возможных состояния личности. Первое - «Я», которое стремится быть похожим на родителей, второе - «Я» которое ведет себя как  взрослый самостоятельный человек,  и третье  - «Я»,  которое ведет себя как ребенок.[10]
      Говоря о природе межличностного общения, Берн в своей теории вводит понятие «поглаживание», под которым он подразумевает знак признания одного человека другим. Мы испытываем жизненную потребность быть признанными окружающими, и эта потребность, по Берну, является как бы преображенным сенсорным голодом, который испытывает каждый в младенческом возрасте. Новорожденный нормально развивается, если он не лишен физического стимулирования и внимания со стороны окружающих. Ребенка действительно взрослые иногда поглаживают, обнимают или похлопывают, и эти способы общения имеют свои аналоги в разговорной речи, которые подтверждают, что он существует, любим и пользуется признанием. «Поглаживания» в теории Берна являются  двигателем социального действия, а обмен «поглаживаниями» составляют трансакцию, которую он определяет как единицу  акта  общения. На практике это выглядит так: один человек говорит фразу, или при помощи взгляда, жеста, побуждает своего оппонента сделать ответный ход. При этом фраза, взгляд или жест первого, по теории Берна, являются побуждающим ходом-стимулом, а ответный ход второго - реакцией. Простая трансакция состоит из одного стимула и одной реакции, и чем-то напоминает торговую операцию (лат. transaction), именно поэтому обмен ходами в процессе общения психологи называют сделкой, отсюда, по-видимому, и происходит название «трансактный анализ». Специалисты по трансактному анализу изучают виды трансакций и на основании полученной информации составляют психологический портрет своего клиента, выявляют и устраняют причины каких либо глубоких патологий, или просто помогают человеку овладеть навыками бесконфликтного общения.
 В процессе терапии людей с психологическими проблемами, или обучения специалистов в сфере общения, клиентам или сотрудникам каких либо организаций, предлагается ознакомиться с основными положениями трансактного анализа, структурного анализа личности и другими положениями теории коммуникаций Берна.  Далее на основании этих представлений строится концепция выхода из сложившейся неблагополучной психологической ситуации или приобретается навык успешного социального взаимодействия, если трансактный анализ изучает специалист из сферы с моделью деятельности «человек-человек».
     Кроме трансактного анализа и структурного анализа , Берн в своей теории предлагает метод анализа жизненного сценария человека.  В основе этого  метода лежит представление о том, что у каждого индивидуума в раннем детстве формируется определенный жизненный сценарий, который зависит от отношения к нему родителей, от воспитания и от ряда других психологических причин. Этому сценарию, согласно теории Берна, человек вынужден неосознанно следовать всю свою жизнь, и он может быть либо удачным, либо не очень или даже трагическим.  С этой частью теории Берна полезно знакомиться будущим родителям, молодым семьям, так как она содержит серьезное объяснение понятия «родительское программирование», которое нужно знать и учитывать в выборе своего поведения со своими детьми.
       Подводя итог краткого обзора психологической теории коммуникаций Берна, включающую в себя трансактный анализ, структурный анализ,  анализ жизненного сценария, выделим ее основные психотерапевтические достижения. Во-первых, это методика  познания и понимания себя, своей личности, во-вторых, это  методика обучению бесконфликтному общению, рациональному и искреннему взаимодействию с окружающими, и, наконец, это метод избавления от неблагополучного жизненного сценария,  написания нового, осознанного сценария , свободно выбранного.
      Достижения теории  Э. Берна в сфере социального взаимодействия людей и их общения, безусловно, являются хорошим подспорьем в деле  повышения психологической компетенции пастырей и их духовных чад.  Активное изучение теории Берна самими пастырями, а так же организация пастырских бесед, лекториев, встреч, семинаров по психологии общения для прихожан, с привлечением специалистов, поможет приобрести им  психологические знания, крайне востребованные  сегодня в Церкви.
 Итак, констатируя  особенности  пастырского служения,  тесным образом связанного  с общением, как главным  компонентом  душепопечительской беседы пастыря , а также с общинным образом устроения приходской жизни,  полагаем, что изучение психологической теории коммуникаций Берна на приходе не явится сомнительным нововведением, но станет полезным и чрезвычайно востребованным творческим синтезом светской науки и пастырского богословия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безрукова В.С. Коммуникативная культура.  Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
2. Берн Эрик. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 2016.
3. Вощенчук. С., диак. Душепопечительская деятельность пастыря и психологическое консультирование: общие моменты и разное. Магистерская дисс. СПб. 2012.
4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений.  СПб. 2009.
5. Киприан (Керн). архим.  Православное пастырское служение.
6.  Лосский В.Н. Боговидение. Минск.
7. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М. 1994
8. Попечение о душе человеческой. Образование и Православие. Ресурсы сети интернет.
9. Шеховцова  Лариса. Наука откровенных разговоров. «Журнал Московской Патриархии» №7, 2010
 
 
[1] Попечение о душе человеческой. Образование и Православие. Ресурсы сети интернет.
[2]  Киприан (Керн). архим.  Православное пастырское служение.
[3] Лариса Шеховцова. Наука откровенных разговоров . «Журнал Московской Патриархии» №7, 2010 С. 84.
[4] Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. С. 131.  (576с.)
[5] Безрукова В.С. Коммуникативная культура.  Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г.
[6] Вощенчук. С., диак. Душепопечительская деятельность пастыря и психологическое консультирование: общие моменты и разное.Маг. дисс. СПб. 2012. С. 41.
[7] Лариса Шеховцова. Наука откровенных разговоров . «Журнал Московской Патриархии» №7, 2010 с. 84
[8] Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. С. 65.
[9] Лосский В.Н. Боговидение. Минск. 2004. С. 307.
[10] Берн Эрик. Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М. 2016. С.19