Агрессивное и просоциальное поведение у маленьких греческих детей

Агрессивное и просоциальное поведение у маленьких греческих детей
Александрос Какавулис
Университет Крита, Греция
Аннотация
Агрессия, как социально неоправданное поведение с целью причинения вреда людям или их имуществу и как проблема современного общества и образования, стала в последние десятилетия предметом исследования психологов, специализирующихся в возрастной психологии, и педагогов-теоретиков и была в значительной степени изучена по причине тех последствий, которая она имеет в нашей жизни. По-видимому, эта сторона внешне проявляемых эмоций у маленьких детей принимает разные формы в различных культурах.
В противопоставлении антисоциальному поведению находится просоциальное поведение – вид нравственного поведения, которое включает в себя социально желательные действия: желание делиться, помощь и взаимодействие. В последнее время внимание исследователей также привлекло просоциальное поведение (или альтруизм), так как, по всей очевидности, оно является отличительной человеческой чертой, которая обнаруживается на ранних стадиях детского развития и имеет большое значение.
В данной работе мы представляем результаты эмпирического исследования, в котором мы попытались показать способы проявления детской агрессии и альтруизма у греческих детей дошкольного возраста. Фактически мы объединили результаты двух исследований. Одно было проведено в естественных условиях при наблюдении за детьми в детском саду, другое было сделано в ходе опроса 300 матерей маленьких детей, чтобы описать способы, которыми данные дети выражают просоциальное поведение. Эти результаты будут  проанализированы в связи с некоторыми аспектами нравственного воспитания в раннем детстве.
Два Аспекта Нравственного Поведения
Количество исследований нравственного развития, просоциального и агрессивного поведения, а также социального образования и воспитания личности чрезвычайно выросло за последние годы. Эта область стала, таким образом, постоянно отделяющейся и реально существующей в сфере научных интересов.
Современные исследования нравственного развития разделяются на две значительные категории. Некоторые работы связаны с такими вопросами, как почему дети крадут, какие дети с большей вероятностью начнут драку и какие факторы способствуют участию и взаимодействию среди детей. Это уже рассматриваемые исследования нравственного поведения, в то время как дополнительно психологи заинтересованы в понимании того, как дети думают о том, что они сами и другие делают – это есть нравственное суждение, аспект детского нравственного развития, связанный со знанием и пониманием нравственных проблем и принципов.
Следующие два вопроса стали основными в исследовании нравственного развития: 1. Нравственное поведение и нравственные убеждения являются врождёнными или они сформированы социумом и приобретены в результате опыта? 2. Нравственные правила следуют универсальной модели или они случайны и имеют отличия в разных культурах?
Теория когнитивного развития (Piaget, Kohlberg, Damon, Eisenberg и другие)  больше всего связана с нравственными суждениями. Согласно этой теории, нравственное развитие зависит от когнитивного развития. Нравственное развитие проходит определённые этапы и является устойчивым в разных ситуациях. Устойчивостью характеризуется и отношение между нравственным мышлением и нравственным поведением.
Теория социального научения делает акцент на влияниях окружающей среды и в наибольшей степени проявляет интерес к нравственному поведению. Альберт Бандура был наиболее влиятельным сторонником этой точки зрения. Главным образом за формирование и мотивацию нравственного поведения у детей, в соответствии с социально-обучающей моделью, ответственны принципы подкрепления и наказания вместе с основанным на наблюдении обучающим процессом.
Два главных аспекта нравственного поведения привлекли внимание детских психологов и воспитателей: агрессия и альтруизм. В соответствии с различными теоретическими подходами, и просоциальные, и антисоциальные действия могут быть осмысленны как формы социального поведения, на которые влияют биологические, когнитивные и относящиеся к окружающей среде переменные.
Агрессия Маленьких Детей
Агрессия была определена как социально неоправданное поведение, в намерении которого лежит причинение вреда другому человеку либо его собственности. Агрессия, по-видимому, больше связана с намерением причинить вред, чем с результатом агрессивного поведения. Исходя из этого, действие считается агрессивным на основании общественного мнения, которое принимает во внимание индивидуальные мотивы и обстоятельства, при которых совершается проступок (Parke & Slaby, 1983). Агрессия, целью которой является завладение чьей-то собственностью, называется инструментальной агрессией, тогда как агрессия, которая конкретно направлена на причинение боли или вреда называется враждебной агрессией. Агрессия может также быть классифицирована как вербальная и физическая (Vasta и др., 1992, стр. 464).
Чтобы измерить степень проявления агрессии, исследователи могут использовать метод прямого наблюдения или попросить детей дать оценку агрессивности их одноклассников, используя метод номинальной оценки. Большинство наших знаний относительно агрессии у маленьких детей базировались на прямом наблюдении взаимодействия ровесников. Было установлено, что в возрасте между 18 месяцев и 5 годами нет простой взаимосвязи между возрастом детей и их агрессией (Hay, 1984). Тем не менее, есть некоторые доказательства, что физическая и инструментальная виды агрессии преобладают в более раннем возрасте, а вербальная и враждебная виды агрессии становятся более распространёнными при достижении детьми школьного возраста (McCabe & Lipscomb, 1988). Также было установлено, что в течение дошкольного возраста мальчики начинают проявлять больше агрессии, чем девочки (Cummings и др., 1989; Hyde, 1986). Пол также может играть роль в измерении агрессии, с ожидаемым результатом, основанным на знании о влиянии гендерного фактора на оценку детской агрессии наблюдающими (Condy & Ross, 1985).
Тот факт, что агрессия очень стабильная характеристика на протяжении всей жизни, допускает биологическое объяснение агрессивного поведения. Это связывали с уровнем гормона тестостерона в крови, с «трудным» характером в младенчестве и с эволюционными процессами, которые действуют в отношениях доминирования.
С другой стороны, предполагается, что факторы окружающей среды влияют на агрессию посредством принципов социального обучения: подкрепления, наказания и научения через наблюдение. Семьи с агрессивными детьми вовлечены в непрерывную модель принудительных отношений, участники которой контролируют друг друга посредством использования различных форм агрессивного поведения. Насилие по телевизору также увеличивает вероятность агрессивности юных зрителей. Влияние может проявиться в имитации жестокого поведения, возрастании общей агрессивности и росте терпимости к проявлению агрессии другими людьми.
У агрессивных детей проявляется недостаток в ряде когнитивных областей, включая моральные рассуждения и эмпатию. Такие дети испытывают трудности в интерпретации социальных норм и более склонны  приписывать враждебные намерения другим детям.
Для контроля детской агрессии, использовались различные методы. Техники, основанные на психоаналитическом знании катарсиса, оказались малозначительными. Тем не менее, методы, созданные для обучения родителей более эффективным способам дисциплинирования и взаимодействия со своими детьми, были доказаны более успешными.  Также была доказана эффективность когнитивных подходов, направленных на изменение убеждений детей и их отношений относительно межличностной жестокости (Vasta и др., 1992, стр.473).
Просоциальное Поведение Маленьких Детей
Просоциальное поведение – противоположный аспект нравственного поведения, которое включает социально желательные действия, такие как желание поделиться, помощь, взаимодействие и утешение – те действия, которые общество рассматривает желательными и пытается поощрять их у детей. Это «намеренное добровольное поведение с желанием принести пользу другому человеку» (Eisenberg, 1990, стр. 220). Современные исследователи часто используют термин просоциальное поведение взаимозаменяемо с термином альтруизм, которое обозначает деятельность на благо других без явной выгоды для себя.
До недавнего времени многие теоретики думали, что прежде чем дети смогут выразить альтруизм, они должны развить определённые когнитивные и аффективные способности, включающие в себя рассмотрение перспективы (способность воспринимать ситуацию с чужой точки зрения) и эмпатию – способность сопереживать эмоциональному состоянию другого. Даже существуют значительные доказательства того, что просоциальное поведение начинается очень рано. Например, маленькие дети начинают плакать, когда они слышат плач других детей, а не когда они слышат записанный на плёнку свой собственный плач, что предполагает, как минимум, некоторый начальный уровень эмпатии (Martin &Clark, 1982). И исследователи неоднократно сообщали о случаях, когда дети младше двух лет делились своими вещами и утешали кого-то(Reingold, 1988; Bridgeman, 1983).
Более ранние исследования просоциального поведения у детей были проведены в экспериментальных лабораториях, руководствуясь теорией социального обучения. В последнее время исследователи обратились к обсервационному исследованию и начали изучать происхождение и развитие альтруизма, обращая более пристальное внимание на его когнитивные и аффективные компоненты (Gruseee & Lytton, 1988, стр. 344).
Rheingold и её коллеги в течение серии лабораторных исследований продемонстрировали, что 18-месячные дети часто привлекают внимание своих родителей и незнакомых людей к предметам, указывая на них, а также делясь ими. Поле наблюдений данных исследователей показало, что такое поведение встречается уже в возрасте 12 месяцев (Rheingold и др., 1976).       
Данные исследователи утверждают, что маленькие дети, которые делятся своими вещами, поступают так, не для привлечения внимания, помощи или ради похвалы.  Эти действия происходят без родительской поддержки  или поощрения и кажутся вполне независимыми от внешних обстоятельств, настоящим вкладом в социальные отношения.
В другом исследовании Rheingold также документально подтверждает раннее проявление помощи. Она наблюдала за детьми от 18 до 30 месяцев и обнаружила, что половина маленьких детей и все дети постарше помогали в многообразных домашних делах, включая накрывание на стол, приведение в порядок разбросанных журналов, складывание белья и приведение в порядок кровати. Родительские сопутствующие сообщения о поведении своих детей подтвердили эту картину. Rheingold пришла к заключению, что, как и в случае с желанием поделиться, ранняя помощь не свидетельствуют о полном эгоцентризме, но есть признаки желания взаимодействовать и вносить свой вклад в социальную ситуацию (Rheingold, 1982).
Radke-Yarrow и Zahn-Wahler ( 1983) наблюдая за детьми в возрасте от 9 до 29 месяцев, обнаружили, что очень маленькие дети также реагируют просоциальными действиями на эмоциональный стресс тех, кто находится рядом с ними. Обучив матерей наблюдать за поведением своих детей, данные исследователи смогли составить таблицу реакций детей и на естественно случающиеся, и на симулированные стрессы. Результаты показали, что ранние реакции состоят в основном из рассматривания человека в состоянии стресса, плаче, нытье, смехе или улыбке. Это уменьшается со временем и заменяется увеличенными и зафиксированными попытками альтруистического или просоциального общения (Radke-Yarrow &Zahn-Waxler, 1983; Zahn-Waxler и др., 1979).
Вопрос полового различия в альтруизме имеет неоднозначное решение. Когда учителей и детей-ровесников просили оценить, кто из детей наиболее отзывчивый, щедрый и способный утешить, они одинаково ставили более высокие оценки девочкам (Zarbatany , и др., 1985; Sheigetomy и др., 1981).  Тем не менее, большинство исследований показывают только небольшую тенденцию у девочек  демонстрировать более просоциальное поведение (Eagly & Crowley, 1987; Moore & Eisenberg, 1984), и существует мало доказательств, что девочки проявляют больше эмпатии, чем мальчики (Lennon & Eisenberg, 1987).  
Просоциальное поведение зависит от двух экзогенных детерминант. И в лаборатории, и в классе систематически использованное подкрепление (вознаграждение и похвала) увеличивало альтруизм. Подкрепление, похоже, также действует в естественных условиях (с ровесниками и родителями), часто обеспечивая социальное одобрение альтруистических действий (Mills & Grusec, 1989; Dunn & Munn, 1986; Gelfard & Hartman, 1982; Eisenberg и др., 1981).
Моделирование также может увеличить просоциальное реагирование в лаборатории (Radke-Yarrow & Zahn-Wahler, 1986). К тому же было продемонстрировано, что телевизионные программы с просоциальным содержанием увеличивают альтруизм (Friedrich-Cofer и др., 1979).
Изучение Агрессивности и Просоциального Поведения у Маленьких Греческих Детей
В этой части нашей работы мы представляем несколько результатов двух небольших прошкалированных эмпирических исследований, которые мы недавно провели с греческими детьми дошкольного возраста.
Цель Исследования Агрессивного Поведения
Исследование показало, что детская агрессия принимает разнообразные формы, такие как визжание, укусы, пинки, отказ от каких-то действий и т.д.. Эта информация взята из исследований, которые были проведены не в Греции, а в других странах. В данной работе мы исследуем, каким образом греческие дети (дошкольного возраста) проявляют агрессивное поведение в ежедневном общении со сверстниками. В частности мы ставим перед собой цель ответить на следующие вопросы:
  1. Какие основные способы, которыми греческие дети в своём ежедневном общении проявляют агрессивное поведение по отношению к своим сверстникам в детском саду?
  2. Есть ли какие-либо половые различия в агрессивном поведении этих детей?
Предметы и Процедура
Предметом данного исследования были 28 ребёнка в возрасте от 4 ½ – 6 лет (13 мальчиков и 15 девочек), 3 детского сада города Ретимно, Греция. Мы применили метод систематического прямого наблюдения (Croll, 1986). Каждый ребёнок был под наблюдением в течение 10 дней, по 5 минут каждый день (10х5=50 минут) во время свободного общения со сверстниками в детском саду.
Студент факультета Подготовки Воспитателей Детского Сада использовал график записи событий, который мы подготовили, чтобы собрать данные для исследования. В этом графике были графы для имени ребёнка, его возраста, профессий родителей, а также даты и время наблюдения. График содержал и список 27 форм агрессивного поведения, которые были описаны в других исследованиях, и требованием к наблюдателю было ставить галочки каждый раз, как только та или иная из этих форм имела место. Формы агрессивности  были выбраны из выделенных ранее Hartup (1974) и Paraskevopoulos (1985).
Результаты
Результаты исследования приведены в Таблице I. Как видно, маленькие греческие дети используют большое разнообразие форм для проявления своего агрессивного поведения. Они используют и оральные (визг, поддразнивание, ссору, рычание и плач), и физические (удар, хватание, толчок, пинок, драка и т.д.) способы для проявления своей агрессии. В целом, были обнаружены 32 вида агрессивного поведения. Таблица I показывает 17 наиболее общих форм агрессивного поведения.
Половые различия есть и в общем проценте агрессивности, и в каждом частном виде агрессии. Мальчики, судя по всему, более агрессивные, чем девочки, что показали и многие другие исследования (Hyde, 1984; Tieger, 1980; Maccoby & Jacklin, 1974).
 
Цель Исследования Просоциального Поведения
Чтобы протестировать некоторые полученные данные о просоциальном поведении, которые мы взяли из зарубежных работ, мы недавно провели эмпирическое исследование просоциального поведения у греческих детей. Целью работы было выяснить:
– В каком самом раннем возрасте дети начинают проявлять спонтанный интерес и любовь по отношению к другим людям (родителям, родным братьям и сёстрам и другим людям).
– Какие самые распространённые формы просоциального поведения у маленьких мальчиков и девочек.
– Какие есть специфические способы, которыми маленькие греческие дети выражают спонтанную любовь в своём ежедневном общении с другими людьми.
Таблица I Процент каждого вида агрессивного поведения у 28 маленьких греческих детей
Вид агрессивного поведения
 
Мальчики
 
 Девочки
 
Всего
к.
%
к.
%
к.
%
Визг
40
14.2
5
6.2
45
12.46
 Удар
29
10.3
10
12.5
39
10.80
 Хватание
 
29
10.3
10
12.5
39
10.80
 Поддразнивание
19
6.7
13
16.2
32
8.86
Толчок
19
6.7
12
15.0
31
8.58
Пинок
27
9.6
2
2.5
29
8.00
Удар кулаком
25
8.8
1
1.2
26
7.20
Драка
17
6.0
5
6.2
22
6.09
Хвастовство
7
2.4
7
8.7
14
3.87
Ссора
9
3.2
5
6.2
14
3.87
Травля
10
3.5
-
-
10
2.77
Оскорбление
6
2.1
3
3.7
9
2.49
Рычание
8
2.8
-
-
8
2.21
Таскание за волосы
3
1.0
2
2.5
5
1.38
Сдавливание
5
1.7
-
-
5
1.38
Разрушение
4
1.4
-
-
4
1.1.
 Крик
2
0.7
2
0.5
4
1.10
Разные другие формы
22
7.8
3
3.7
25
6.92
Всего
281
100
80
100
361
100
 Процент мальчиков и девочек
 
78
 
22
 
100
 
 
 
 
 
 
 
Предметы и Процедура
Мы применили вид естественного метода, который заключается в просьбе к родителям наблюдать за поведением их маленьких детей и описывать их спонтанные действия, такие как желание поделиться, помощь, взаимодействие и утешение. Их также просили собирать примеры конкретных просоциальных действий. Мы использовали достаточно простой опросник, чтобы он был довольно лёгким для ответа даже для родителей с низким уровнем образования. Ответы на вопросник были даны 286 родителями, в основном мамами, детей дошкольного возраста из двух видов детских садов (pediko stathmo и nipiagogeio).
Таблица II процентное соотношение ответов родителей на вопрос: «По Вашим наблюдениям, с какого возраста Ваши дети стали проявлять альтруистические действия к Вам или другим людям?
 
n
%
 
1 год или раньше
176
62
90%
2 года
82
28
 
3 года
20
7
10%
4 года
8
3
 
Всего
286
100
 
 
 
 
 
 
 
 
Результаты
Вопрос 1 из опросника был:
«По Вашим наблюдениям, с какого возраста Ваши дети начали проявлять спонтанно альтруистические действия по отношению к Вам или другим людям?»
Подчеркните самый ранний возраст, в котором Вы наблюдали данные действия.
Результаты ответов на данный вопрос приведены в Таблице II. Как Вы можете видеть, 62 % родителей заметили просоциальные действия у своего ребёнка с годовалого возраста или раньше, 28 %с двух лет и только 10 % с возраста трёх или четырёх лет. Ясно, что данные результаты указывают, что просоциальное поведение начинается на очень ранней стадии развития греческих детей. В основном начиная с первых двух лет и иногда в возрасте нескольких месяцев. Эти выводы согласуются с выводами Rhengold и др. (1976), Redke-Yarrow и Zahn-Waxler (1986, 1984), которые продемонстрировали развивающееся осознание чувств и нужд других людей наряду с примерами истинного альтруизма у маленьких детей в возрасте от одного года до двух лет.
 
Таблица III процент девочек и мальчиков, которые проявляют каждый из четырёх видов просоциального поведения
 
 
М+Д
к
Да
%
Нет
Желание делиться
М
Д
127
162
69
54
52
82
50
Взаимодействие
М
127
162
79
62
62
Д
101
62
Помощь
М
Д
127
162
68
54
48
68
42
Утешение
М
127
162
101
80
77
Д
120
74
 
 
Таблица III показывает результаты ответов родителей на вопрос: «Какие из следующих просоциальных действий Вы наблюдали у своего ребёнка?»
– Желание поделиться своими вещами с другим человеком.          
– Проявление желания к взаимодействию.
– Помощь человеку, который находится в беде.
– Утешение человека в состоянии стресса.
Все виды просоциального поведения, такие как желание делиться, взаимодействие, помощь и утешение, наблюдались у маленьких детей в довольно высоком процентном выражении от 48% до 77%. Утешение и взаимодействие наблюдались немного чаще по сравнению с желанием поделиться и помощью. Различия между мальчиками и девочками не кажутся значительными, что соответствует выводам других работ, в которых наблюдаемые различия в фактическом просоциальном поведении мальчиков и девочек малы (Vasta и др., 1992, стр.463). Тем не менее, исследование указывает на небольшую тенденцию у девочек больше проявлять просоциальное поведение (Eagly & Crowley, 1987; Moore & Eisenberg, 1984).
Однако, это, как видно, не так в нашем исследовании, которое показывает противоположное, то есть легкую тенденцию у мальчиков совершать больше просоциальных действий, по крайней мере, в желании поделиться, помощи и утешении.
В заключение, наше исследование подтвердило некоторые выводы научных работ, проведённых в других странах. Очевидно, что позитивное отношение и забота о других является преобладающей характеристикой для человеческой личности, которая  появляется в раннем возрасте развития. Эта характеристика противоположна агрессивным чувствам и поведению, которое также проявляется очень рано в детском развитии. Чтобы уменьшить негативный аспект детского поведения, необходимо сосредоточиться на нескольких специфических стратегиях воспитания детей, на которые было указано в данном исследовании как на способствующие позитивному общению детей.
Наиболее известные стратегии воспитания детей следующие:
– Создать любящий и тёплый семейный климат.
– Объяснять, почему и давать детям правила.
– Просить детей делать полезные дела.
– Приписывать просоциальное поведение собственным внутренним качествам детей.
– Моделировать вдумчивое и доброе поведение.
(Bee, 1992, стр. 442-443, Kakavoulis, 1994, стр. 167-179).
 
 
Bee, H. (1992) The Developing Child (New York, Harper-Collins).
Bridgeman, N.L. (1983) Benevolent babies: emergence of the social self, in: D.L. Bridgeman (Ed.) The Nature of Prosocial Development (New York, Academic Press).
ConorY, J.C. & Ross, D.F. (1985) Sex and aggression: the influence of gender label on the perception of aggression
 
 
Подпись: BEE, H. (1992) The Developing Child (New York, Harper-Collins).<br />
BRIDGEMAN, N.L. (1983) Benevolent babies: emergence of the social self, in: D.L. BRIDGEMAN (Ed.) The Nature of Prosocial Development (New York, Academic Press).<br />
CONORY, J.C. & Ross, D.F. (1985) Sex and aggression: the influence of gender label on the perception of aggression<br />

Бибилиография
in children. Child Development, 56, pp. 225-233.
Croll, P. (1986) Systematic Classroom Observation (London, The Falmer Press).
Cummings, E.M., Iannotti, R.J. & Zahn-Waxler, C. (1989) Aggression between peers in early childhood: Individual continuity and developmental change. Child Development, 60, pp. 887-895.
Dunn, J. & Munn, P. (1986) Siblings and the development of prosocial behaviors. International Journal of Behavioral
Development, 9, pp. 265-284.
Eagly, a.h. & Crowley, M. (1987) Gender and helping behavior: a mcla-mlytic review of the social psychological
Eisenberg, N., Cameron, E., Tryon, K. & Dodez, R. (1981) Socialization of prosocial behavior in the preschool classroom. Developmental Psychology, 17, pp. 773-782.
Friedrich-Cofer, L.K., Huston-Stein, A., Kipnis, D.M., Susman, E.J. & Clewett, A.S. (1979) Environmental enhancement of prosocial television content: effects on interpersonal behavior, imaginative play, and selfregulation in a natural setting. Developmental Psychology, 15, pp. 637-646.
Gelfand, D.M. & Hartmann, D.P. (1982) Response consequences and attributions: two contributors to prosocial behavior, in: N. Eisenberg (Ed.) The Development of Prosocial Behavior (New York, Academic Press).
Grusec, J.E. & Lytton, H. (1988) Social Development: History, theory, and research (New York, Springer-Verlag).
Hartup, W.W. (1974) Aggression in childhood: developmental perspectives. American Psychologist, 29, pp. 336-341.
Hay, D.F. (1984) Social conflict in early childhood, in G.J. Whitehurst (Ed.) Annals of Child Development (Vol. 1) (Greenwich, CT, JA1 Press).
Hyde, J.S. (1984) How large are gender differences in aggression? A developmental meta-analysis. Developmental Psychology, 20, pp. 722-736.
HYDE, J.S. (1986) Gender differences in aggression, in: J.S. Hyde & M.C. Linn (Eds) The Psychology of Gender Differences: Advances through meta-analysis (Baltimore, Johns Hopkins University Press).
Kakavoulis, A. (1994) Moral Development and Education (Athens, A. Kakavoulis).
Lennon, R. & Eisenberg, N. (1987) Gender and age differences in empathy and sympathy, in: N. Eisenberg & J. Strayer (Eds) Empathy and its Determinants (New York, Cambridge University Press).
Maccoby, E.E. & Jacklin, C.N. (1974) The Psychology of Sex Differences (Stanford, CA, Stanford University Press).
Martin, G.B. & Clark, R.D. (1982) Distress crying in neonates: species and peer specificity. Developmental Psychology, 18, pp. 3-9.
McCabe, A. & Lipscomb, T.J. (1988) Sex differences in children’s verbal aggression. Merrill-P aimer Quarterly, 34, pp. 389-401.
Mills, R.S.L. & Grusec, J.E. (1989) Cognitive, affective, and behavioral consequences of praising altruism. Merrill-P aimer Quarterly, 35, pp. 299-326.
Moore, B.S. & Eisenberg, N. (1984) The development of altruism, in: G.J. Whitehurst (Ed.) Annals of Child Development (Vol. 1) (Greenwich, CT, JAI Press).
Paraskevopoulos, J. (1985) Developmental Psychology (Vol. 2) (Athens, A. Kakavoulis).
Parke, R.D. & Slaby, R.G. (1983) The development of aggression, in: E.M. Hetherington (Ed.) Handbook of Child Psychology: Vol. 4. Socialization, personality, and social development (New York, Wiley).
Radke-Yarrow, M. & Zahn-Waxler, C. (1984) Roots, motives, and patterns in children’s prosocial behavior, in: E. Staub, D. Bar-Tal, J. Karylowski & J. Reykowski (Eds) Development and Maintenance of Prosocial Behavior (New York, Plenum).
Radke-Yarrow, M. & Zahn-Waxler, C. (1986) The role of familiar factors in the development of prosocial behavior: research, findings and questions, in: D. Olweus, J. Block & M. Radke-Yarrow (Eds) Development of Antisocial and Prosocial Behavior (Orlando, FL, Academic Press).
Rheingold, II.L. (1982) Little children’s participation in the work of adults: a nascent prosocial behavior. Child Development, 46, pp. 459-463.
Rheingold, H.L. (1988) The infant as a member of society. Acta Paediatrica Scandinavica, 77, pp. 9-20.
Rheingold, H.L., Hay, D.F. & West, M.J. (1976) Sharing in the second year of life. Child Development, 47, pp.1148-1158.
Shigetomi, C.C., Hartmann, D.P. & Gelfand, D.M. (1981) Sex differences in children’s altruistic behavior and reputations for helpfulness. Developmental Psychology, 17, pp. 434-437.
Tieger, T. (1980) On the biological basis of sex differences in aggression. Child Development, 51, pp. 943-963.
Zahn-Waxler, C., Radke-Yarrow, M. & King, R.A. (1979) Child rearing and children’s prosocial initiations toward victims of distress. Child Development, 50, pp. 319-330.
Zarbatany, L., Hartmann, D.P., Gelfand, D.M. & Vinciguerra, P. (1985) Gender differences in altruistic reputation: Are they artifactual? Developmental Psychology, 21, pp. 27-101.
Vasta, R., Haith, M.M. & Miller, S.A. (1992) Child Psychology: The Modern Science (New York, Wiley).