Человек  как  онтологическая  антиномия

    ШЕХОВЦОВА Л. Ф.

    Человек  как  онтологическая  антиномия

       Сегодня в различных областях общественной практики остро ощущается потребность в едином фундаментальном знании о человеке.Целостность человеческой практики предполагает целостность познания человека.Однако сегодня мы не можем констатировать,  что в рамках какой-либо науки происходит интеграция знаний о человеке. Еще в 60-х годах Б.Г.Ананьев писал, что проблема человека как общая проблема всей  науки охватывает почти все разделы знаний и поэтому Б.М. Кедров в своей классификации наук ставил психологию в центр между естественными, социальными и философскими науками/ 1; 4    /. Методология теоретического синтеза  разнообразных  знаний о человеке была предложена в отечественной психологии еще В.М.Бехтеревым в начале ХХ века. Однако и в настоящее время –начале хх1 века – подобный синтез не состоялся и многих современных психологов беспокоит отсутствие целостного взгляда на человека. В конце ХХ века  А.Г.Асмолов  отмечал, что для современной психологии характерно «бегство в функции»-человек «рассыпался « на множество функций , процессов, диспозиций, явлений, отношений, реакций/2/. Б.С. Братусь призывает психологов изучать человека, а не его «инструменты»-подсознание, характер, личность/3   /.

      Анализом сути такого сложного феномена как «человек» всегда занимались  философская  антропология  и религия  .Теоретические представления о сути человека всегда отражали ту или иную мировоззренческую позицию. Психологическая и психотерапевтическая практика  работы с человеком  привела гуманистических психологов-материалистов к пониманию недостаточности  рассмотрения человека  только на уровне социально- биологической организации.  Именно практика развернула гуманистических психологов к духовному измерению в человеке. Целостность познания человека может быть осуществлена  интеграцией знаний о человеке как существе биологическом , психическом и духовном. Поэтому концепция целостного человека должна интегрировать знания  биологической, психологической  науки и религиозной  антропологии.

    Христианское учение о человеке –христианская антропология – имеет достаточно целостное  представление о нем. Человек в святоотеческом учении представлен как микрокосм, а св. Григорий Богослов считал человека даже макрокосмом, а мир, окружающий человека , микрокосмом.   «Художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство….. невидимая и видимая природа; созидает, говорю( от имени св.Григория Богослова –Л.Ш,), человека и ,из сотворенного уже  вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь…..,  творит как бы некоторый второй мир- в малом  великий»/   6      /.  Антиномизм, характерный святоотеческой мысли , присущ и святоотеческому понимаению человека, можно сказать, что  человек в святоотеческом учении представлен как  онтологическая антиномия.

    Человек , созданный Творцом , есть Его Образ. Богочеловек  Христос имеет 2 природы, Божественную и человеческую, которые существуют в нем нераздельно и неслиянно. Человек также имеет 2 природы- духовную и телесную, существующие в нем нераздельно и неслиянно. Это та антиномия , которая «обрамляет»  антиномическое устроение человека и на других онтологических уровнях.

      Целостность-признак системного объекта. Человек как целое на языке современной науки представлен как система   систем. Каждая подсистема или уровень системы  тоже образует свою целостность. Принцип развития сегодня в науке связывают  также с принципом системности:  развитие –это такой вид  необратимых изменений, который характерен для системных объектов. Онтологическая антиномия , лежащая в основе системы «человек» задает и вектор развития системы , так как в ней структурно заложено напряжение между полюсами антиномии. Таким образом, антиномия – это не только принцип онтологического  устроения человека, но и принцип  его развития.

      Св. Григорий Богослов пишет далее о человеке как ангеле « из разных  природ составленного , поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного,  временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один  и тот же есть дух и плоть- дух ради благодати, плоть ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы  страдать и , страдая, припоминать и поучаться , сколько ущедрен он величием»(  цитируется  по /6    /). Эта цитата еще раз наглядно  показывает, что человек-это целостный феномен, или феномен  «целостности», описать который невозможно в терминах  «или»-«или»(вспомним многовековые дискуссии   «человек- это  животное или дух?»).Человека можно описать только в антиномичных суждениях   «и»…»и»:    он и тело  и   дух;

                                              И детерминирован      и      свободен;

                                                     Имеет  предел     и       запределен;

                                                     Временный         и     вечный;

                                                    Природный          и     надприродный;

                                                       Низменный     и      возвышенный.

   И все эти полярные качества  существуют в нем  нераздельно и неслиянно.

Много концепций  человека есть в психологии и философской  антропологии, но, как правило, если автор кладет одну из категорий в основу описания феномена человека, то далее он уже вынужден использовать последовательно  весь список  «левой»  или «правой» половины  утверждений, если стремится к какой –либо  полноте описания.

      Так Л.Хьелл и Д.Зиглер, анализируя основные  положения   описания природы человека, лежащие в зарубежных теориях личности(свобода-детерминизм, рациональность-иррациональность, холизм-элементализм, конституционализм-инвайронментализм, изменяемость-неизменность, субъективность-объективность,   проактивность-реактивность, гомеостаз-гетеростаз), говорили , что философские положения теоретика о природе человека одновременно расширяли и сужали его взгляды на личность. Если автор придерживался  положения   «свобода», то он и придавал большое значение переменным, контролирующим поведение и открывал новые направления в связи со свободой человека, в то же время игнорируя те аспекты, которые хорошо объясняются в рамках детерминизма/ 7  /.

 И, вероятно, из-за такой « однобокости», приверженности каждого автора своей ключевой категории и нежелания  услышать позицию противоположной  стороны- в психологии имеется  множество концепций, часто взаимоисключающих друг  друга, и нет концепции, которая бы  устраивала большинство  специалистов.

      

       Не только природа человека образована  как онтологическая антиномия, но и на разных уровнях устроения человека можно увидеть эту онтологическую антиномию, образующую ту или иную  подсистему в системе «человек».

   Регуляция телесных функций  осуществляется и гормональной и нервной системами; мозг человека являет собой  и вертикальный (кора-подкорка) и горизонтальный(правое-левое полушария)   контуры регулирования;  телосложение человека есть и проявление его наследственности  и  результат  влияния  образа жизни.

  В мозге, органе адаптации человека к среде обитания, левый мозг осуществляет переработку информации в сукцессивной форме и ответственен за дискурсивное  логическое мышление.  Правый мозг перерабатывает информацию в симультанной форме и ответственен за образное , интуитивное  мышление. Активность и левого и правого полушария обеспечивают человеку  наилучшую  адаптацию к условиям жизни.

 В святоотеческом учении у человека выделяется « рассудок» как способность  к логическим суждениям и умозаключениям   и   «разум»  как  руководство, главным образом,  нравственной  жизнью. Понятие «ума» или «нуса»  объединяет эти  способности для мысленного интуитивного познания Бога.

 Вероятно, именно такое  онтологическое устроение по принципу антиномии создает тот «таинственный « системный»  эффект, когда сумма не равна слагаемым.

  Использование принципа антиномизма  многое проясняет и в понимании такого сложного понятия как «личность».

     Выше приведенные биполярные шкалы, выделенные Л.Хьеллом и Д.Зиглером на материале  зарубежных теорий  личности/7   /, можно тоже представить как попытку антиномичного описания  личности . Но здесь, пожалуй, только все  вместе взятые , эти теории образуют некую полноту  описания целостной человеческой личности.

 В богословии личность , рассматриваемая как  «надприродное» образование В.Н. Лосским / 5  /, тоже являет собой антиномию. В отечественной психологии –личность как неприродная, социо-культурная  реальность, целостность, выражается в системе смыслов, ценностей и отношений человека.

  Система отношений личности тоже может быть описана , в свою очередь, «системой»   антиномий. Основные классы отношений  личности –это отношения  к миру, труду, к другим  людям, к себе/ 1   /.

  Представляется, что  отношения  человека  к миру могут быть описаны такими полюсами-антиномиями как « адаптация к миру-преобразование мира»; « созерцательность-активность»; « иметь-быть».  Отношение к труду  -как «ответственность-недобросовесность»; «креативность- исполнительность».То есть человек и адаптируется к миру и преобразовывает его; и созерцает бытие мира и свое бытие , и творит мир и себя.

 Отношения человека  к другим людям могут быть описаны как  антиномии «эгоцентризм- альтруизм; «конформизм-самостояние»; «доминантность-подчиняемость». Данные отношения можно рассматривать как антиномии именно потому, что поведение человека может быть разным в зависимости от  ситуации, роли, маски, «фасада»: в одном случае он поступает как эгоист, в другом-заботится о ближних. В одном кругу людей он доминантен, другим он подчиняется. Таким образом, человек  и эгоистичен и альтруистичен; и конформен  и самостоятелен; и доминантен и подчинен- то есть  можно говорить, как нам кажется, о некоем континууме его поведения, а не только о нем как эгоисте или  альтруисте всегда.

   Отношение человека к себе характеризуется  принятием или непринятием себя, что выражается , как правило, в самооценке.( Можно усматривать и такую антиномию: «принятие себя- принятие других», но это уже антиномия между разными классами  отношений личности). Антиномия «Я-концепции» может быть выражена в различных сочетаниях, образующих  различные  экзистенциальные установки личности. Антиномия отношения к себе реализуется в адекватности знания себя, адекватности самооценки- и это ,соответственно можно назвать аутентичным  бытием, и  - неадекватности  знания себя и, соответственно, ненахождения себя и в результате –неподлинности своего бытия.

  Принятие себя, своей жизни как реализующейся свободы своего самоопределения,  процесса и итога своего жизнетворчества,  является условием развития  смирения , которое , во-первых, дает терпение в отношениях к другим людям, а , во-вторых,  помогает принять Волю Божью и благодарить  Бога «за все».

  Аутентичность в христианском смысле можно понимать как познание своей падшей природы, принятие себя как существа падшего, с поврежденной грехопадением природой.  Такое смиренное  представление о себе как грешнике  составляет один полюс антиномии.  На другом полюсе находятся представления  о  высоком достоинстве человека как созданного по Образу Божьему и призванного стать Его Подобием.

Помним, Бог воплотился и страдал для того, чтобы человек стал богом.

Разрешение этой главной антиномии-преобразования человеческой природы и ее обожение- обретение утерянной в грехопадении целостности-есть  главный смысл существования человека.

  Таким образом, устроение онтологических уровней человека по принципу антиномизма создает возможность бесконечного развития  «системы» Человек. Интеграция богословского и научного знания о человеке позволяет наметить пути создания концепции целостного человека:

  человек-это сознающее себя и себя преобразующее бытие,  онтологическая антиномия     и    временного  и вечного;

                      И вещественного и духовного;

                      И земного        и небесного;

                      И тварного    и способного стяжать  Нетварный Дух.

 

 

                       ЛИТЕРАТУРА

 

1 Ананьев Б.Г.  « Человек как предмет познания»,  ЛГУ, 1968

2 Асмолов А.Г. «Психология  личности» , МГУ, 1990

3 Братусь Б.С. « К проблеме человека в  психологии» // Вопросы психологии», №5, 1997

4 Кедров Б.М. Наука. Философская  энциклопедия, Т.3, изд. « Советская энциклопедия» 1962

5 Лосский В.Н. «Очерк мистического богословия  Восточной  Церкви»// Мистическое богословие , Киев, 1991

6 Малков П.Ю. « Человек: микрокосм или макрокосм?», ПСТБИ, Ежегодная богословская конференция, 1999

7 Хьелл Л, Зиглер Д. «Теории личности» , СПб, 1998