Картина Мира
Шеховцова Л.Ф.
Картина Мира
1.1 Пути познания мира
Современные физики-теоретики в попытках «объяснить необъяснимое» предлагают концепции, которые очень похожи на «физические религии[1].
Большую часть физических теорий сегодня, по мнению нашего современника Ю.С. Владимирова, нельзя отнести к общепринятым представлениям современной физики, они более соответствуют физическим верам, программам поиска в неизведанных недрах физического мироздания. В связи с этим он предлагает ввести понятие «физической религии», как синоним физической парадигмы, не имеющей на сегодня доказательств[2] Наука, исследуя Мир Видимый, дает объективное знание этого мира, но когда она выходит на построение картины мира и вынуждена шагнуть дальше опыта наблюдений, и в Микро- и в Макромире она вступает в область гипотез, предположений, антропоморфных проекций — в область мифа.
Оригинальному ученому, интегрирующему знание физики, кибернетики, философии, психологии В. Налимову, представляется, что быть сегодня научным — это быть метафоричным: «способным создавать плодотворные метафоры, возбуждающие воображение и, тем самым, расширяющие наше взаимодействие с миром... с развитием науки увеличивается степень метафоричности ее гипотез... и плюрализм в системе научных построений[3].Современные альтернативные теории основ мироздания — общую теорию относительности А. Энштейна и релятивистскую теорию гравитации А. Логинова — по мнению В. Налимова — можно признать только метафорами, хотя и серьезными. В настоящее время не существует ни одной более или менее интересной теории, которая согласуется со всеми известными фактами. По замечанию П. Фейерабенда, «Наука гораздо ближе к мифу, чем готова допустить философия науки»[4] .
Рефлексия современного состояния научного познания приводит к мысли, что сама наука имеет мифологические корни и религиозную «вершину».Любая научная дисциплина, изучая свой предмет (молекулу вещества или человека), проходя через стадии накопления эмпирических данных, а затем установления закономерностей в изменении своего предмета, получает фрагментарную или частную истину — знание о своем предмете. Описание связей своего предмета исследования с предметами других наук и включение установленных конкретной научной дисциплиной закономерностей в общую научную картину мира выводит данную науку на системный уровень, уровень «метанауки». «Готовность» науки внести свой вклад в общую «картину мира» свидетельствует о достижении ею стадии зрелости.
Но возникает вопрос — отражает ли «метанаука» как позитивистское знание всю полноту Истины? Представлен ли весь мир человеку как Мир Видимый, который является предметом научного познания. Множество религиозно-философских учений, существовавших и существующих в человеческой цивилизации, утверждали и утверждают, что кроме Мира Видимого существует Мир Невидимый. Реальность, не данная нам в ощущениях, непостигаемая опытным путем. У человека есть два пути познания мира:
1) опытный, или чувственный, когда он познает окружающий мир через органы чувств; этот вид познания лежит в основе секулярного научного рационального мышления;
2) путь Откровения, когда знания даются ему свыше — «открываются»; как правило, это знание о мире Невидимом, хотя те мистические переживания, которые испытывали многие люди, тоже можно отнести к «опытному» знанию (но не чувственному).
Оба эти вида познания позволяют человеку построить картину мира, отражающую его понимание себя и окружающей среды.
Отринутая наукой метафизика сегодня вызывает большой интерес и становится предметом рассмотрения тех, кто вопрошает об основах бытия. Метафизика есть наука, утверждают Соловьев Н.А. и Посадский С. В., так как она есть систематическое и доказательное знание, система взаимосвязанных и обоснованных утверждений. Предмет метафизики – абсолютное основание бытия-онтологическая первореальность, первопричина, первосущность. Эти авторы предлагают новую современную концепцию мирозданья- тринитарно-энергийную метафизичекую модель монодуалистической онтологии. Эта модель выражает антиномическую неслиянность и нераздельность Бога и мироздания, существование одного абсолютного универсального онтологического первоначала, допускающего существование иного, относительного бытия, которое не обладает суверенным характером[5]. Наиболее глубокие проблемы современного научного мировоззрения связаны с тем, полагают авторы, что мы не понимаем феноменов жизни, сознания,квантового устроения Вселенной,т.к. наука не имеет цельной картины действительости.
Ранее монодуалистичекая онтология представлена в работах Е.Н. Трубецкого[6], С.Л. Франка[7] .М. Шелер[8] видел в метафизичексом познании особый род познавательной деятельности.
1.2 Термин «Картина мира».
Термин «Картина мира» был выдвинут в рамках физического знания в конце XIX в. и долгое время употреблялся для обозначения образа исследуемой реальности. Одним из первых его стал использовать, по словам Михайловского В.Н. и Ю.И. Светова [118], Т. Герц применительно к физической картине мира, трактуемой как совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получить сведения относительно поведения этих предметов[9].
Термином «картина мира» широко пользовался и М. Планк, понимая под ней образ мира, формируемый в физической науке и отражающий реальные закономерности природы. Научная картина мира, как пишут В.Н. Михайловский и Ю.И. Светов, проявляется в виде целостного образа мира, создаваемого при участии всех форм сознания: дотеоретического (обыденного), теоретического (научного и философского), внетеоретического (религиозно-мифологического, художественного). Кроме науки, разработкой «картины мира» всегда занимались религиозно-философские системы, а на более ранних стадиях человеческой цивилизации — мифологическое сознание.
Итак, виднейшие представители различных областей науки, размышляя о природе опытного знания, пришли к пониманию его ограниченности, недостижимой в рамках науки полноты понимания мира.
Наука, исследуя Мир Видимый, дает объективное знание этого мира, но когда она выходит на построение картины мира и вынуждена шагнуть дальше опыта наблюдений, и в Микро- и в Макромире она вступает в область гипотез, предположений, антропоморфных проекций — в область мифа или религии.
Поскольку научная картина мира хорошо известна общественности и не предоставляет удовлетворительного объяснения многим антропологическим феноменам, рассмотрим человека в рамках религиозной картины мира, в частности , христианской.
1.3.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА
В сознание нескольких поколений советских людей настоятельно внедрялся и укреплялся тезис о несовместимости науки и религии, о взаимоисключаемости научного познания и веры в Бога. Но так ли это? По этому вопросу существуют и другие точки зрения, высказываемые известными богословами, философами, учеными. 1 )Есть мнение о независимости науки и религии: наука и религия имеют два разных предмета, следовательно, два разных пути познания и разные критерии достоверности, принципиально независимые друг от друга. «Как нельзя через телескоп, предназначенный для рассмотрения небесных тел, ни увидеть, ни опровергнуть, скажем, существование бактерий, — писал С. Л. Франк, известный русский религиозный философ, — улавливаемых только через микроскоп... так же нельзя через научное познание мира вообще усмотреть или опровергнуть истины религии»[10]. Наука познает опытным путем Видимый мир, религия познает Мир Невидимый, во взаимоотношениях мира, человека и Бога.
2) Вторая группа мнений показывает взаимодополняемость научного и религиозного познания. Когда та или иная наука, достигнув определенной зрелости в познании своего предмета, выходит на включение добытых ею знаний в общую картину мира, то она с неизбежностью останавливается на рефлексивном этапе — выборе той картины мира, из множества существующих, которая позволяет ей более адекватно интерпретировать закономерности своего предмета. И это не обязательно будет так называемая научная картина мира. Размышления многих ученых об онтологических аспектах побудили их к интересным высказываниям.
Интенсивное развитие научного сознания,т.е. рефлексии над предметом науки, начавшееся во времена Аристотеля и продолжающееся в настоящее время, сопровождается сегодня размышлением о полноте и достоверности опытного знания. Очень интересные мысли о стадиальности человеческого познания высказывал В. Гейзенберг: «Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на дне сосуда ожидает нас Бог»[11] .
Ему вторит астроном Гершель: «Чем более раздвигается область науки, тем более является доказательств существования Вечного Творческого и Всемогущего Разума» [12]
Великий физик Томсон — «Не бойтесь быть независимыми мыслителями. Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание Религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии»[13].
Ученый физиолог и патолог Клод Бернар: «Как бы далеко ни ушла опытная наука вперед в прогрессивном ходе своего развития и как бы не были велики ее успехи и открытия, она никогда не в состоянии, не переступая собственных границ, ответить о первичной причине всего, о происхождении материи и жизни и о конечной судьбе вселенной и человека. Пытаясь ответить на эти вопросы, я вступаю в область метафизики и перестаю быть натуралистом, исследующим природу и познающим истину при помощи наблюдения, мнения и взгляды мои в этом случае уже не имеют за себя авторитетности точного и положительного значения, так как здесь я уже нахожусь вне сферы компетентности физических и физиологических наук»[14] .
«Если онтологическая реальность в квантовой механике действительно должна приписываться именно амплитуде вероятности, то это означает, что у мира есть некое «внутреннее измерение бытия», к которому невозможно прикоснуться непосредственно»[15], -пишет прот. Кирилл Копейкин
Итак, виднейшие представители различных областей науки, размышляя о природе опытного знания, пришли к пониманию его ограниченности, недостижимой в рамках науки полноты понимания мира.
Существует и 3) третья группа мнений, утверждающих тождественность научного и религиозного знания. По мнению В. Новика, современная научная картина мира не только не противоречит библейской, но и в какой-то мере подтверждает ее (Большой взрыв, Антропный принцип)[16] .
В.Н. Ильин писал, что Библия и наука не могут враждовать, они говорят об одном и том же, но на разных языках. Наука смотрит на мир с точки зрения происхождения, а Библия — с точки зрения спасения — восстановления целостности. «Библия и наука — двойная поэма о недоступной в своей основе чудной, страшной истине мироздания...Несомненно, Библия и науки (естественные и гуманитарные) нуждаются друг в друге, дополняют друг друга; хотя Библия, — как "единое и все" — в известном смысле господствует не только над наукой, но «над ее объектом, — над всем миром»[17] .
Библейский текст скорее вопрос, а не ответ, уже потому, пишет В.Н. Ильин, что он как слово Божье, повествующее о «началах», неисчерпаем и для его дешифрования требуется как наука, так и боговдохновенное прозрение[18]. Пророки Ветхого Завета часто не понимали смысл своих пророчеств: «Я сказал, это, но не понял, и потому сказал» Господин мой! Что же после этого будет? И отвечал Он, иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатлены слова сии до последнего времени» [Дан. 12:8—6].
По словам о. Киприана Керна, «Видимый мир — есть экран, на котором отпечатлены символы вечного бытия. Надо только уметь прочитывать эти символы..., надо расшифровывать таинственную криптограмму бытия, доступную для изощренного глаза духовного и совершенно закрытую для непросвещенного, чувственного зрения...» [19].
Науке Будущего еще, вероятно, предстоит «раскрыть», осмыслить, «расшифровать» библейский текст.
Опытным путем или логически доказать существование Мира Невидимого, Духа, нельзя. В это можно только поверить или принять как гипотезу, которая может объснить то, что наука объяснить не может.
Н.А. Бердяев писал: «Человек поверивший — есть человек, свободно дерзнувший, преодолевший соблазн гарантирующих доказательств» [ с. 52]. И в другом месте: «вера есть обличение вещей невидимых ... знание может быть определено как обличение вещей видимых»[20] [ с. 44].
Итак, проведенный анализ показал: тезис о противоречии между наукой и религией, представляется ложным. Наука и религия находятся в отношении взаимодополнительности друг к другу. Наука дает опытное знание физической реальности, а религиозно-философское учение включает это знание в общую картину мира, предлагая ответы на вопросы: «Как возник этот мир», «Как устроен этот мир», «Как соотносятся Миры Видимый и Невидимый».
Целью религиозно-философского знания является понимание мира во всей его полноте: Видимого и Невидимого — поиск Полноты Истины. Специфика религиозно-философского знания — отражение целостности мира. Можно предположить, что наша эпоха станет эпохой соединения знания и веры в III тысячелетии. И удивительно звучит этот прогноз у замечательного русского философа С.Л. Франка, сделанный еще в 1949 г.: «В научном и философском сознании нашего времени, кажется, остается недостаточно отмеченным тот разительный факт, что человеческая мысль, после примерно 250-летнего — с середины XVII по конец XIX века — блуждания по пути механического понимания мира, за последние полвека обнаруживает тенденцию к некоему новому (обогащенному всеми новейшими научными открытиями) варианту античного космологического воззрения и отчасти даже к научному подтверждению некоторых мотивов ветхозаветно-христианской космологии» [21][ с. 352].
С. В. Посадский замечает, что научное сообщество устало от материализма и позитивизма, которые исчерпали эвристический потенциал своих исследовательских программ, осуществляется этап их активного вырождения, когда их основополагающие теории дефундаментализируются и дискретизируются в свете накопленного фактичекого материала , несогласующегося с логическими следствиями из этих теорий с 51 Очевидно,что гармония между естественнонаучным разумом и философией и религией необходима для самого научного знания. С.В. Посадский полагает, что не будет преувеличением сказать, что современное физическое знание представляет своеобразную пропедевтику к познанию вечносущего. Оно освобождается от наивного реализма, позитивистких и материалистичеких подходов. Современному физику уже не страшны слова «тайна« и «метафизика». Вопросы и темы о сверхфизических,вневременных и внепространственных реалиях, которые были немыслимы для естественно-научного разума в начале ХХв., сегодня прочно входят в сферу научного дискурса[22].
На вопрос « Как возможна метафизика?» сегодня отвечает Катречко С. Л :«Выделение Единого как самостоятельного онтологического момента из субстанционального основания в рамках современной физической натурализации состоит в том, что помимо материи в мире действуют силы, которые это единство обеспечивают-единство ядра-сильные взаимодействия, единство атома-слабые взаимодействия, единство тел- электромагнитные силы, единство астрофизических систем-гравитационные силы. Физическим аналогом единства может считаться волна,которая является «фюзисным» логосом,подчиняющим себе движение материальных частиц, т.е. является как бы метафизической надстройкой над телесно-вещественным».[23] С 22
Итак, научная и религиозная картина мира отражают путь и разные способы познания мира человеком и находятся в отношениях взаимодополнительности.
Если в рамках позитивистской науки объяснить взаимодействие психической и физической реальности невозможно, то можно сделать попытку сменить парадигму картины мира, -предлагает Ячин С. Е. и соавт[24].Может быть тогда это приблизит ученых и философов к пониманию и объяснению загадок, накопленных эмпирической наукой?
Православная психология представляет попытку разработки концепции человека в раках этой «иной парадигмы картины мира»-как
[1] О первоначалах мира в науке и теологии СПб, 1993
[2] Пространство –время в науке и религии// О первоначалах мира в науке и теологии СПб, 1993
[3] Налимов В.В. В поисках смыслов М. Прогресс, 1993, с 21
[4] Фейерабенд П. Против методологического принуждения// Сб.Избранные труды по методологии науки М. Прогресс,1986, с .450
[5] Соловьев Н.А., Посадский С.В. Панентеистическая метафизика и квантовая парадигмаСПб 2014
[6] Трубецкой Е.Н.Смысл жизни М. 1994
[7] Франк В. Реальность и человек ИМКА- ПРЕСС. 1996
[8] Шелер М.Положение человека в космосе //Мир философии СПб 1991
[9] Михайловский В.Н., Светов Ю.И. Научная картина мира: архитоктоника,модель, информатизация. Спб 1993
[10] Франк С. Л. Наука в современном сознании// Путь, №4 1926
[11] Гейзенберг В. Физика и философия . Части и целое. М.Наука , 1989
[12] Доказательства существования Бога на примере порядка во Вселенной. Новозыбков, 1993
[13] Там же
[14] Там же
[15] Кирилл Копейкин, прот.ЧТО Есть РЕАЛЬНОСТЬ? Размышления над произведениями Эрвина Шрёдингера Спб 2014.с.60
[16] Новик В. Особенности понимания мирозданья в христианской традиции// О первоначалах мира в науке и теологии СПб, 1993
[17] Ильин В.Н. Шесть дней творенья Имка –Пресс, Париж, 1991
[18] Там же
[19] Киприан Керн ,арх. Антропология св. Григория Паламы М. 1996
[20] Бердяев Н.А. Философи свободы М. 1989
[21] Франк С.Л.Реальность и человек Имка –Пресс Париж, 1956
[22] Посадский С. В. Метапарадигма №7 СПб 2015
[23] Катречко С. Л Как возможна метафизика.// Метафизика как она есть М 2006
[24] Ячин С.Е., Поповкин А.В., Буланенко М.Е. Метакультурный эффект на границах культурных сред// Метапарадигма №1,Спб 2013