Место психологического консультирования  в единой системе поддержки семьи

«Место психологического консультирования в единой системе поддержки семьи»

И.Н. Мошкова – Генеральный директор АНО «Психологическая служба «Семейное благо», доцент факультета психологии МПИ, святого Иоанна Богослова, психолог-консультант, кандидат психологических наук

Как известно, демографическая проблема несколько лет назад была названа самой острой проблемой современной России. Распад современной семьи привел к тому, что демографическая ситуация по сути достигла крайне опасной отметки. Поиск путей преодоления демографического кризиса стал рассматриваться в нашей стране как общецерковная и общенациональная задача.

Действительно, если глубоко вглядеться в состояние современного общества, семьи и отдельной человеческой личности, можно увидеть, насколько повреждены они процессом духовно-нравственной деградации, насколько далеки они от христианских идеалов, норм и ценностей. По сути, мы живем сейчас в обществе, которое можно назвать обществом тотальной «некомпетентности» в вопросах семейной жизни. Российское общество все больше «атомизируется», разобщается… Люди постепенно теряют стремление к единству, доверие, уважение и любовь друг к другу.  Евангельское выражение Спасителя: «Враги человеку - домашние его» (Мф.10:36), - наилучшим образом характеризует современное состояние межличностных отношений в кругу семьи.

Проявления семейной «некомпетентности», прежде всего,выражается, в том, что у людей утрачивается ценностно-смысловое значение брака, семьи, рождения и воспитания детей.  Слова: «семья», «брак», - в настоящее время рассматриваются многими молодыми людьми как устаревшие или формализованные понятия. Именно по этим причинам многие не хотят регистрировать свои взаимоотношения, предпочитая так называемый «гражданский брак», в котором «никто никому не должен и при этом нет никакого формализма».

Необходимо отметить также, что численность разводов в нашей стране достигает 75% от заключенных браков, причем важно учесть, что период благополучной семейной жизни от момента заключения брака до развода исчисляется порой всего несколькими месяцами.  Многие мужчины и женщины склонны нарушать супружескую верность и имеют связи «на стороне». В конфликтных ситуациях примирение супругов достигается с большим трудом, вследствие того, что каждая сторона считает себя «жертвой» обстоятельств и перекладывает ответственность за свои поступки на супруга или супругу.Характерно, что наличие детей не останавливает современных людей перед принятием решения о разводе.  Вызывает большую тревогу также и то, что непрочными оказываются сейчас также и венчанные браки, а даже браки молодых священнослужителей, которые совсем недавно приступили к своему церковному служению[1].

Наиболее остро проблема «некомпетентности» ощущается в вопросе подготовки супругов к рождению и воспитанию детей. В то время, как подлинное христианское отношение к рождению ребенка связано с восприятием его как «благословенного Дара Божьего», дающего самим родителям дополнительный «шанс на спасение души», в настоящее время процветает весьма циничное отношение к ребенку как своей «собственности». В связи с этим, возможность «родить» или «не родить» ребенка стала рассматриваться многими родителями произвольно, в связи с наличием или отсутствием благоприятных материальных условий жизни. Согласно учению Церкви, ребенок (даже еще не родившийся) всегда «субъект», личность, имеющий право на жизнь и свою собственную судьбу, и свои отношения с Богом, опосредованные любовью родителей.  Но в условиях современной жизни, ребенок, как правило, рассматривается как простой «объект» родительской заботы и проявления родительской воли.  Подтверждением этой мысли является тот факт, что в России становится все более популярной идея «суррогатного материнства», которая позволяет состоятельным людям и представителям шоу-бизнеса за большие деньги приобретать себе детей, генетика и физиология которых удовлетворяет запросам родителей.  В речи современных людей прочно укоренилось словосочетание «завести ребенка», которое ранее использовалось только в отношении домашних животных. Поэтому, когда ребенок является вовсе нежеланным или непосильным «бременем», отвлекающим родителей от решения важных личных проблем, делают аборт, оставляют в роддоме или просто убивают сразу после рождения. Безжалостная статистика свидетельствует, что сейчас в России в 64% случаев беременность завершается абортом, а кроме того, множество детей воспитывается в детских домах и интернатах. В хронике криминальных происшествий все чаще появляется информация о похищении маленьких детей с целью выкупа, изнасилования или даже продажи в качестве «живого товара» для трансплантации органов.

Заметим, что проблема «отцов» и «детей» тревожила людей во все времена. Но, пожалуй, только в последние годы священнослужители, общественные деятели, политики, социологи, психологи и другие специалисты начали говорить о том, что надвигается угроза полного распада связи поколений. Молодежные ценности выступают как самостоятельные, самодостаточные и даже, более того, – противопоставленные ценностям старших… Взрослый и подростковый миры, по сути, утрачивают всякую связь друг с другом. Как две параллельные плоскости не образуют общих точек пересечения, так же и дети с отцами бродят в своих параллельных мирах, почти не имея никаких шансов на своих путях встретиться и найти какое-нибудь единое дело или пересекающиеся цели, ради которых стоило бы поискать общий язык.

Приветствуя разработку государственной демографической программы в целом, архипастыри и священнослужители РПЦ не раз обращали внимание общественности на то, что сокращение численности населения обусловлено не столько экономическими, сколько духовно-нравственными причинами. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своих выступлениях неоднократноподчеркивал, что преодоление демографического кризиса предполагает переход к новому качеству жизни людей, основанному на усвоении человеком осмысленной и ответственной, «личностной формы бытия в мире». Вместе с этим, как утверждалось, должно быть усвоено христианское отношение к вопросам семьи, брака, рождения и воспитания детей, а также сформирована готовность ежедневно совершать подвиг несения «жизненного креста» и самоотверженного служения ближним. По учению святых отцов, семья есть «малая, домашняя Церковь», а это значит, что создать ее может только духовно развитый человек, стремящийся к достижению состояния христианской личности, готовый к подвигу терпения, прощения и добровольного жертвенного служения ближним. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит к своему народу, к обществу в целом. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и Отечеству, в чувстве сопричастности к истории своего народа.По удачному выражению, философа И.А. Ильина, «духовно-здоровая семья» является “школой христианской любви”, “школой взаимного доверия и источником формирования религиозных, национальных и отечественных традиций”, “школой верного авторитета” и “школой здорового чувства частной собственности, предприимчивости, ведения хозяйства и организации бытовой жизни”[2]. Иными словами, семья – есть та духовно-нравственная, культурная и социально-психологическая среда, в которой закладывается и формируется «семя - «Я», т.е. ядро полноценной личности ребенка.

                Что важно подчеркнуть? С одной стороны, кризис личности порождает кризис семьи, а тот, в свою очередь, обуславливает и кризис всего российского общества. С другой стороны, справедливо и обратное: кризисные явления общества подрывают устои семьи, а семья, вследствие этого, не может взрастить полноценную личность. Таким образом, оказывается, что кризисные явления в общественной, семейной и личной жизни людей связываются в тугой «узел» трудноразрешимых проблем, обусловленных утратой верной духовно-нравственной ориентации.Развязать этот узел можно только на основе возрождения христианских семейных ценностей,если мы будем целенаправленно создавать условия для того, чтобы современные российские семьи становились семьями «духовно-здоровыми».

Вспомним, что еще в начале 2011г. Святейший Патриарх Кирилл выдвинул инициативы, направленные на укрепление современной семьи: это борьба с абортами, всемерная поддержка многодетных семей, оказание помощи детям, оставшимся без родителей, а также принятие новых государственных законов о защите семьи и детства. Реализацией предложений Святейшего Патриарха стало принятие решения РПЦ о создании Патриаршей Комиссии по охране семьи, материнства и детства в г. Москве, возглавляемой сегодня известным священником, протоиереем Димитрием Смирновым, а также центров защиты материнства в 25 городах России. В своем выступлении на заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства Святейший Патриарх сказал: «Семья является Богом установленной ценностью… Поэтому у Церкви особое отношение к сохранению семьи… Убежден, что помощь семье – это ключевая задача, которая стоит сегодня перед государством и Церковью. Мы должны понять, что крепкая семья – это действительно залог нашего будущего»[3].

Новым этапом борьбы за возрождение христианских семейных ценностей стало ежегодное проведение Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению «общецерковных съездов», посвященных организации церковной социальной работы. Еще в июле 2012г. под председательством Владыки Пантелеимона состоялся «II Общецерковный съезд по социальному служению», участники которого поставили вопрос о необходимости организации «системной церковной работы по поддержке семьи на приходском и епархиальном уровнях»[4], а также приняли поэтапную программу ее осуществления. В Итоговом документе отмечается, что на первом этапе работы необходимо организовывать на церковных приходах сообщества многодетных матерей, приходские семейные клубы, проводить молебны для беременных, а также создать постоянно действующий епархиальный фонд помощи многодетным и нуждающимся семьям. На втором этапе уже необходимо организовать общественно-региональный Центр поддержки семьи при участии епархии. Такой Центр рекомендуется создать на базе действующей социально-ориентированной НКО, в которой должны работать психологи-консультанты, юристы и социальный работники, имеющие профессиональное образование. Работа Центра должна быть направлена на оказание комплексной поддержке семье: психологической, юридической, образовательной, материальной и т.д. Такие центры в благочиниях предназначены для установления партнерского сотрудничества с женскими консультациями, роддомами, отделениями ЗАГС и учреждениями социальной защиты населения. На третьем этапе развития системного социального служения предполагается создание центров поддержки семьи в муниципальных районах и городских округах при участии церковных приходов. Такие региональные структуры призваны создавать приюты для беременных и женщин с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию, проводить профессиональное психологическое консультирование с семьями, желающими усыновить детей-сирот, проводить занятия с беременными женщинами по подготовке к родам, молодыми супругами, вступившими в брак, а также с родителями детей-инвалидов.

Мы полагаем, что ключ к решению демографических проблем связан с созданием эффективной системы духовно-нравственной поддержки современной семьи, направленной на формирование христианских семейных ценностей с использованием принципов «церковно-государственно-общественного» партнерства.Создание такой системы позволит людям приобрести верную духовную ориентацию при разрешении сложных семейных и жизненных ситуаций, возникающих у людей на современном этапе. С нашей точки зрения, в поле зрения такой системы должны попасть абсолютно все семьи: не только малообеспеченные, многодетные, неполные семьи или семьи с детьми инвалидами, хотя они и нуждается в нашей помощи в первую очередь. Поскольку, от семейных проблем не спасает ни высшее образование, ни материальный достаток, ни, даже, священный сан, - мы должны научиться работать с любой семьей, понимая, что в совместной жизни людей бывают различные, порой самые неожиданные обстоятельстваи перемены, которые могут поставить под угрозу ее целостность и стабильность существования.

Из чего может складываться желаемая система поддержки современной семьи? Мыполагаем, что в основуее создания должны быть положены четыреуровня организации работы:

Пастырско-богословский;

Социокультурный и антрополого-психологический;

Социальный ипсихолого-педагогический;

Уровень практической жизнедеятельности.

 

1)«Пастырско-богословский» уровень определяет цели, смыслы и ценности семейной жизни, он помогает человеку определить «ради чего?» следует вступать в законный брак, обзаводиться семьей, рождать и воспитывать детей»? Здесь возникает немало задач для священнослужителей. Необходимо стремиться к формированию идеала «духовно здоровой семьи». Современному человеку необходима такая духовная литература, проповедь и пастырские наставления, которые помогут осознать полноту, красоту и радость христианской жизни в семье. Духовно-нравственное просвещение людей, основанное на изучении Священного Писания и Священного Предания, Законов и Заповедей Божиих, касающихся чистоты и целомудрия супружеских отношений, духовного равенства мужчины и женщины перед Богом, специфики их предназначения как мужа и жены, отца и матери и т.п., - должны быть связаны с современной жизнью. Чрезвычайно важно донести до людей более конкретные представления о семье как о «малой, домашней Церкви», о супружестве как Таинстве жертвенной христианской любви, о рождении ребенка как «Даре Божьем», открывающем для родителей дополнительный шанс на Спасение через его воспитание.

2) «Социокультурный и антрополого-психологический» уровень позволяет людям усвоить христианскую культуру семьи и семейных взаимоотношений, формирующуюся через установление и добровольное соблюдение иерархии ролей: «муж» - «жена» - «дети». Данный уровень организации работы по поддержке современной семьи отвечает на вопрос: «в чем состоит содержание жизни «духовно-здоровой семьи», что именно придает ей целостность и стабильность существования». В его разработке могут принять деятельное участие не только священнослужители, но и ученые гуманитарных областей знания (философы, историки, культурологи, психологи, социологи), способные провести глубокий, антропологический анализ кризисных явлений в семейной жизни.  Нам представляются сегодня особенно важными богословские труды в области христианской антропологии, содействующие усвоению православных представлений об «образе и подобии Божием», об «индивидуальности» и «личности» человека, о «трехчастном» строении человека и силах человеческой души, и других вопросах. Огромное значение имеет также более пристальное, антрополого-психологическое, рассмотрение понятий о «самоотверженной христианской любви», о «подвиге несения семейного жизненного креста», о «послушании детей родителям» и других, без усвоения которых семья как целостность не может существовать.

3) «Социальный и психолого-педагогический» уровень определяет конкретные способы профессиональной поддержки семьи, необходимые для сохранения ее целостности и стабильности существования, для установления дружественных и доверительных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми в зависимости от той жизненной ситуации, в которой находится семья. Данный уровень работы помогает ответить на вопрос: «как надо строить взаимоотношения в семье с учетом состава ее членов и решаемых жизненных задач»? Этот уровень организации работы по поддержке современной семьи предполагает оказание консультативной духовно-нравственной, психотерапевтической, коррекционной и социальной помощи, содействующей преодолению конфликтов в супружеских взаимоотношениях, решению проблем возрастного психического развития ребенка, преодолению школьной дезадаптации детей, восстановлению отношений взаимопонимания и доверия в семье.

             4) Уровень «практической жизнедеятельности», позволяет накапливать, обобщать и передавать положительный опыт жизни людей, связанный с обустройством своей семьи, по-настоящему крепкой и здоровой в духовно-нравственном отношении. Данный уровень отвечает на вопрос: «каким может быть положительный результат приложенных усилий по поддержке современной семьи»? Разнообразные родительские встречи, семинары, семейные клубы, вовлекающие в свою работу отцов и матерей в обсуждение непростых вопросов повседневной жизни, решения бытовых вопросов и вопросов воспитания детей, позволяют значительно повысить общую активность людей, их духовную и психологическую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Совместные мероприятия: чаепития, детские и семейные праздники, кружки и творческие студии, походы, экскурсии и паломнические поездки, спортивные соревнования, в которых участвуют целые семьи, - дают не только интересный совместный досуг, но новый опыт общения, сотрудничества и взаимной помощи. Выдвижение и реализация разнообразных родительских инициатив может осуществляться на территориальном, региональном и общероссийском уровне.

            Обозначенные выше уровни организации работы, направленные на поддержку семьи, материнства и детства, показывают, что в данной работе могут эффективно сотрудничать священнослужители, верующие ученые, представляющие академическую науку, специалисты-практики, а также простые люди, неравнодушные к проблемам своей семьи и будущему своих детей. Кроме того, построенная схема показывает, насколько важной становится профессиональная работа специалистов-психологов, ориентированных на приобщение людей к духовной традиции Русской Православной Церкви. Следует обратить внимание, что и второй, и третий уровни в обозначенной выше схеме неразрывно связаны с профессиональной деятельностью православных специалистов-психологов. От их четкой работы во многом зависит, в какой степени помощь людям, попавшим в трудные жизненные и семейные обстоятельства, будет согласована с учением Православной Церкви о семье, браке, рождении и воспитании детей. В трудную минуту, человеку, обратившему за помощью к православным специалистам, нужно, чтобы его не только терпеливо выслушали, посочувствовали, но и дали такой совет, который поможет ему увидеть свои ошибки, свою ответственность за сложившуюся ситуацию, а также в дальнейшем прийти в храм и приступить к воцерковлению (или продолжить духовное возрастание личности, если воцерковление уже состоялось).

            В связи с необходимостью комплексного решения профессиональных и духовно-просветительских задач, очевидно, что специалисты-психологи должны быть соответствующим образом подготовлены к выполняемой работе. Ситуация требует подготовки специалистов, опирающихся в своей профессиональной деятельности на христианское мировоззрение и представление о человеке как о высшем творении Божием, созданном «по образу и подобию» Самого Творца. Различение духовного, душевного и телесного начала жизнедеятельности человека существенным образом меняет парадигму мышления специалистов-психологов и меняет их подход к организации практической помощи людям. Усвоение православной традиции душепопечения открывает возможность для психологии вновь стать «наукой о душе», а не просто наукой «о человеческой психике»[5]. Замечу, что такая работа сейчас активно ведется на факультете психологии МПИ под научным руководством заслуженного профессора МГУ,члена-корреспондента Российской Академия образования,доктора психологических наук Б.С. Братуся.

Существуют ли аналоги подобной системы поддержки современной семьи, организованной сразу на нескольких уровнях?

Да, существует!На территории Южного Викариатства г. Москвы уже в течение семи с лишним лет работает Автономная некоммерческая организацияПсихологическая служба «Семейное благо», зарегистрированная как самостоятельное юридическое лицо в июне 2006г. Наша организация возникла по инициативе прихожан Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, которые впоследствии разработали инновационную программу «Духовное здоровье семьи и личности» и установили сотрудничество с государственным учреждением - Царицынским центром социального обслуживания. «Церковно-государственно-общественное партнерство, реализованное в работе по программе, включает в себя овладение христианской антропологией, проведение на ее основе психологических консультаций по проблемам семьи и воспитания детей, проведение духовно-просветительских семинаров для родителей и супругов, развивающих занятий с подростками, тематических лекций для студентов-психологов Российского Православного Университета, а также лекционных и практических занятий для студентов Сретенской Духовной Семинарии. Психологические подходы к семейному консультированию еще в 2008г. были одобрены Департаментом социальной защиты населения г. Москвы, Префектурой ЮАО, Управой и Муниципалитетом района Царицыно. Опыт работы «Психологической службы «Семейное благо» не раз освещался в научных публикациях, в церковной и светской печати, в выступлениях по центральному и кабельному ТV, радиостанциях «Радонеж», «Благовещение» и на православных информационных порталах Интернета. За период работы за консультативной помощью православных специалистов-психологов обратилось уже около 7500 человек, среди которых есть воцерковленные и невоцерковленные посетители, миряне и священнослужители, социально-незащищенные и весьма обеспеченные жители Москвы и Московской области. Многие воцерковленные посетители приходят на психологические консультации по благословению своих духовников.

               Хочу поделиться еще одной приятной новостью: на территории Царицынского центра социального обслуживания в этом году построена православная часовня во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, которая будет освящена в июне месяце. Замечу, что строительство часовни - это первый прецедент в системе социального обслуживания населения. Данное событие есть закономерный результат многолетнего сотрудничества церковных и государственных структур. Хочу выразить надежду, что вскоре и в других районах Москвы на территории социальных учреждений появятся подобные часовни и небольшие храмы.

Мы полагаем, что в условиях, когда над Россией всерьез нависла опасность вырождения нации, наступило время целенаправленной, кропотливой и созидательной деятельности, направленной на духовное оздоровление семьи и личности через приобщение людей к христианским семейным ценностям и традициям. Соприкосновение с конкретными жизненными ситуациями, судьбами, проблемами людей, переживающих острый душевный и семейный кризис, дает возможность специалистам-психологам оказать практическую помощь, содействующую последующему воцерковлению. С нашей точки зрения, надо стремиться к тому, чтобы психологи-консультанты занимались не только реабилитацией людей, но и   совместно со священнослужителями проводили профилактику распада семьи на базе приходских воскресных школ, православных гимназий и семейных клубов. Сотрудничество священнослужителей и православных специалистов-психологов в сфере просветительской деятельности позволит преодолеть духовно-нравственную и культурную деградацию людей, их душевную опустошенность и «некомпетентность» в вопросах семейной жизни. Заметим, что подобная работа в последние годы уже активно проводится в Санкт-Петербургской епархии, где появился Православный центр помощи супругам, переживающим кризис в отношениях, а также в Рязанской, Белгородской и Екатеринбургской и Самарской епархиях. Специалисты «Психологической службы «Семейное благо» щедро делятся накопленным опытом своей работы со своими коллегами вдругих епархиях.

Замечу, что как раз в эти дни Синодальным Отделом по церковной благотворительности и социальному служению подготовлены рекомендации по организации работы в сфере защиты семьи (документ уже поступает в Епархии).  Среди этих рекомендаций – создание в регионах Центров поддержки семьи на базе уже существующих социально-ориентированных НКО.

Закончить  я хочу словами из официальных документов Архиерейского Собора 2004 года: «Семья – это не только частное дело людей, вступающих в брак, но одна из форм служения Богу и Отечеству… Семья – есть место подвига современного христианина.  Для каждого она должна стать «домашней Церковью, благодатной обителью, где находятся истоки социального благополучия». 

 

 

[1] Протоиерей Андрей Юревич «Дом священника стеклянный». Как предупредить кризис в семье священнослужителя. // Журнал Московской Патриархии,  -2012, - № 8 -с. 65-67.

 

[2] Ильин И.А. «Путь духовного обновления». Собрание сочинений, Том первый - М.: Издательство «Русская книга»,1993. - с. 148-155.

 

[3]Материалы  Интернет-сайта: www.patriarchia.ru. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на первом заседании Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. 06 апреля 2012 г.

[4]Материалы  Интернет-сайта: www.patriarchia.ru. Итоговый документ II Общецерковного съезда по социальному служению. 11 июля 2012г.

[5]Б.С. Братусь «Психология: «наука о душе» или «наука о психике»? // «Православное образование», июль 2012.