МЕТОД ГЛУБИННОГО ИНТЕРВЬЮ В ДУШЕПОПЕЧИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ ПАСТЫРЯ

Аннотация  статьи 
ПРОТОИЕРЕЯ ЕВГЕНИЯ СЕДУНОВА
"Применение метода  глубинного интервью в душепопечительской беседе  пастыря"
по результатам магистерской диссертации   СТРАСТЬ  КАК БОРЬБА МОТИВОВ И СВОБОДНОЙ ВОЛИ
В статье  представлена практическая часть диссертационного  исследованием духовного пути прихожан Богородице-Казанского прихода, г де служит протоиерей Евгений. В окормлении прихожан диссертант использовал  метод глубинного интервью, который показал  хорошие результаты при оказании помощи прихожанам  в преодолении ими их страстей.   На основе анализа собственного опыта автором предложены  общие рекомендации священнослужителям в оказании помощи прихожанам в борьбе со страстями .
В исследовании духовного пути прихожан применялся метод глубинного интервью со священнослужителем. Этот метод является обоснованным в данном конкретном случае, поскольку позволяет работать с субъективными смыслами, которые священнослужители и прихожане вкладывают в собственную интерпретацию событий, мыслей, поступков, выводов. Глубинное интервью увеличивает достоверность  получаемой священнослужителем информации, поскольку подразумевает аналитическую работу и осмысление предложенных путей решения жизненных задач духовного развития. Цель  такого интервью - приведение в соответствие с опытом и церковными традициями нравственной оценки жизненных ситуаций. Глубинное интервью представляет собой индивидуальную беседу священника с прихожанином, которая строится в неформальном ключе и имеет определенную структуру. Она базируется на применении инструментов и методик, способствующих развитию собеседниками своих мыслей и рассуждений.
Особенности глубинного интервью определяет характер беседы таким образом, чтобы ответы прихожанина на задаваемые вопросы были развернутыми, раскрывающими ход его размышления, обобщающими его жизненный и духовный опыт, определяющими искреннее желание выявить скрытые мотивы и устремления собственной души и работать в направлении сознательного противостояния своим страстным помыслам. Для того, чтобы использовать в исследовании методику глубинного интервью, священнослужителю необходимо иметь не только собственный опыт духовного преодоления, знать слово Божие и труды святых отцов - серьезное значение приобретает психологическая компетентность интервьюера, его умение применять на практике различные мотивирующие техники. Только на этих условиях можно надеяться на раскрытие истинных (зачастую скрытых и замаскированных) мотивов прихожанина, определение его страстей и реакций. С помощью  психологических техник священнослужитель создает условия  благоприятной коммуникации  для  «раскрытия» собеседника и выводит его на нужный уровень заинтересованности и откровенности. Мотивирующие психологические техники позволяют стимулировать стремление прихожанина развиваться и духовно расти через сознательное и целенаправленное противостояние собственным страстным побуждениям и желаниям, своевременно (на ранних стадиях) выявляя их и находя в себе силы и решимость действовать и мыслить для преодоления собственных страстей.
Структура глубинного интервью не предполагает жесткой схемы, фиксированного порядка вопросов и неизменности их формулировок. Напротив, данная техника требует определенной гибкости и адаптации под личностные особенности конкретного прихожанина, учета его жизненного опыта, конкретной ситуации, а также имеющегося личного опыта духовной борьбы и преодоления страстей. Кроме того, необходимо учитывать сам ход рассуждений и выводы, сделанные в ходе беседы – именно их содержание  может продиктовать изменение структуры глубинного интервью, возникновение дополнительных вопросов, способствующих освещению различных аспектов обсуждаемых тем. В целом, глубинное интервью чаще всего используется  в качестве вспомогательного метода, однако в данном случае его можно рассматривать в качестве полноценного инструмента получения и структурирования необходимой информации.
Качество глубинного интервью определяется рядом обязательных условий - встреча священнослужителя и прихожанина должна производиться в специальном помещении, исключающем присутствие и вмешательство сторонних лиц; - в исключительных случаях, продиктованных соответствующими жизненными обстоятельствами, возможно проведение глубинного интервью по телефону, однако достоверность подобной информации и эффективность проведенной работы в данном случае может оказаться на 50-80 % ниже, чем при личной встрече (это обусловлено прежде всего отсутствием визуального контакта, невозможностью учитывать невербальные сигналы собеседниками, а также потенциально возможным вмешательством в беседу посторонних лиц); - длительность глубинного интервью не может быть менее 30 минут или более 4 часов; это обусловлено объективными психологическими процессами, связанными с закономерностями налаживания коммуникации, сбора и передачи информации, ее усвоения и анализа;  для более качественной обработки результатов глубинного интервью следует производить его запись на диктофон, чтобы при необходимостиможно было вернуться к его ключевым моментам и еще раз осмыслить ход беседы и сделанные выводы.
Глубинные интервью (при условии их грамотного применения) позволяют священнику в сжатые сроки изучить социальные приоритеты, мировоззрение и ценностные установки прихожанина, раскрыть социальные поведенческие траектории, оценить духовную зрелость и накопленный нравственный опыт.
 Существует несколько преимуществ, которыми обладает метод глубинного интервью в сравнении с иными способами собрать необходимую информацию:
- метод показывает лучшие результаты, когда тема является болезненной и сложной для обсуждения; когда она требует сосредоточения и размышлений;
- метод дает возможность исследовать крайне личные переживания, требующие конфиденциальности жизненные события, обстоятельства, поступки;
- метод делает коммуникацию между священнослужителем и прихожанами более адресной, индивидуальной, доверительной.
Цель настоящего эмпирического исследования –определение путей духовного развития прихожан и целенаправленная помощь священнослужителя в преодолении страстей через противопоставление свободной воли православного христианина недостойным мотивам на примере Богородице-Казанского прихода.
 Данное исследование носит описательно-разъяснительный характер, поэтому ключевыми факторами становятся не подкрепленные статистическими расчетами количественные показатели – гораздо большее значение приобретает содержательная интерпретация событий, явлений, тенденций и закономерностей.
В ходе  данного исследования было проведено 54 глубинных интервью с прихожанами, имеющими различный жизненный опыт, возраст, социальное положение и уровень воцерковленности.
 Гендерный состав опрошенных отражает общую гендерную структуру прихожан Богородице-Казанского прихода, в котором большинство традиционно составляют женщины. Участниками данного исследования стали 38 женщин (70 % от общего числа опрошенных) и 16 мужчин (30 %). Подобная картина является характерной для приходов Улан-Удэнской епархии и обусловлена как менталитетом населения и местными традициями, так и структурным составом населения.
  Анализ результатов проведенных глубинных интервью показывает, что гордость является той страстью, с которой чаще всего сталкиваются прихожане Богородице-Казанского прихода. Именно эта страсть вызывает у них наибольшее смущение и вызывает заинтересованность в том, каким образом ее выявить и преодолеть через внутреннюю работу.
 Глубинное интервью проводилось только с совершеннолетними прихожанами Богородице-Казанского прихода. В возрастной группе от 18 до 29 лет было опрошено 3 человека (6 %), от 30 до 39 лет – 12 человек (22 %), старше 50 лет – 11 человек (20 %).Наиболее многочисленной была возрастная группа от 40 до 49 лет – 28 человек, или 52 % опрошенных. Немаловажным представляется анализ семейного положения опрошенных как одной из ключевых характеристик, определяющих духовный путь прихожан.
Большинство опрошенных имеют семью и детей (23 человека, или 43 % от общего числа); разведенных – 10 человек, или 18%; во вдовстве пребывают 8 человек, или 15 %, в бездетном браке состоят 5 человек, или 9 %опрошенных, холостые или незамужние – 2человека, или 4% опрошенных. Отдельная категория опрошенных состоит в гражданском браке, то есть не прошли через венчание в церкви и не оформили свои отношения в органах записи актов гражданского состояния – 6 человек, или 11 % опрошенных.
 В ходе глубинных интервью было предложено путем совместного анализа жизненных ситуаций и помыслов выделить те страсти, которые на данный момент являются наиболее актуальными для данного конкретного прихожанина – то есть те страсти, на борьбу с которыми направлены в данный момент все устремления. Ответы распределились следующим образом: для прихожан наиболее остро встают вопросы обуздания таких страстей
как гордость (13 человек, или 24 % опрошенных),
сребролюбие (11 прихожан, или 20 %),
тщеславие (10 человек, или 19 %),
чревоугодие (8 человек, или 15 %).
Таким образом, определив основные параметры исследования и анализа духовного пути прихожан Богородице-Казанского прихода и выбрав глубинное интервью в качестве основного инструмента, обратимся к составлению рекомендаций, которые направлены на корректировку решений, помыслов и духовных ориентиров прихожанина в борьбе со страстями под руководством духовника.
 Анализ проведенных священнослужителем глубинных интервью
 Анализ результатов проведенных глубинных интервью показывает, что гордость является той страстью, с которой чаще всего сталкиваются прихожане. Именно эта страсть вызывает у них наибольшее смущение и вызывает заинтересованность в том, каким образом ее выявить и преодолеть через внутреннюю работу. Изучив данный духовный запрос, сформулируем рекомендации по преодолению данной страсти, на который могли бы опереться прихожане на своем духовном пути, на примерах прихожан, прошедших глубинное интервью.
Запрос № 1 (глубинное интервью № 17): прихожанка Ольга В. (48 лет) жалуется, что держит обиду на близких. Она ощущает, что обида действует на нее разрушительно в духовном смысле, не дает ей возможность искренне, мудро и с любовью общаться с окружающими. Контролировать данную страсть у Ольги не получается, так как она обижается «не просто так», и воспринимает поступки близких именно как поведение обидчиков. За помощью и советом священнослужителя по этому вопросу обратилась впервые. Ищет «понимания внутри себя», что есть обида и как можно преодо- леть эту страсть. Обида в святоотеческой литературе трактуется как пятый признак гордости, кроме того, обиду можно с полным на то основанием отнести и к раздражительности, и к гневу, так как она сопряжена с ними. Обида – это выражение печали и горечи из-за того, что сердце человека задели и причинили боль. Обида не всегда имеет четко выраженную причину. Если обида возникает беспричинно, то следует говорить о страсти уныния. Если же у обиды есть конкретная причина, то она вызвана именно болезненными эмоциями от контакта с другим человеком или от определенной ситуации, которая имеет травмирующую трактовку для данной личности. Первым и самым заметным индикатором того, что в душе человека поселилась гордость и выражается она через обиду, является возникающий у него в душе вопрос: «Почему Бог допустил, чтобы со мной так поступили?» В этом вопросе видно, что претензии адресуются и Богу, и людям. При этом в работах Исаака Сирина сказано, что христианин умеет преодолевать обиды, потому что за каждой обидой способен увидеть исцеляющую душу человека руку Господа. И задачей его становится понять, в чем Промысел Божий, и прийти к правильным выводам. Это позволяет справиться с обидой, а не взращивать ее. Духовный человек, оказавшись в ситуации, которую можно трактовать как обиду, скажет: «Господь Бог мой, принимаю происходящее по грехам моим». Он поблагодарит Бога за то, что дает ему обучиться мудрости, заглянуть в свою душу и понять, за что ему была послана обида, и с какой духовной целью ему предстоит пройти эту ситуацию. Вопрос «почему» не возникает в душе этого христианина. Он понимает, что если случилась подобная ситуация, то так было нужно.
 Запрос № 2 (глубинное интервью № 4): Игорь К. (33 года) испытывает серьезные проблемы с тем, что постоянно ищет правды и справедливости, сравнивает себя с другими, находит в жизни много несправедливости и ропщет поэтому: почему у меня, человека доброго и благого в поступках, в жизни всё складывается трудно, а у других, которые пьют, лгут, воруют, дом полная чаша, здоровье отменное, работа отличная? Он испытывает внутреннее страдание от того, что жизненные блага распределяются, как ему кажется, не по справедливости, что злые люди не получают справедливого воздаяния, а добрые остаются в забвении и горе. Игорь стремится разобраться в себе, найти причину тяжести на своем сердце и вырасти духовно, справившись с данной страстью.Следует понять, что Игорь ищет правду, исходя не из Божьего величия – он ищет правды земной, человеческой. Но может ли человек понять замыслы Божьи, живя обычной человеческой жизнью? Не зная всего, что происходит вокруг? Не умея читать в душах человеческих и не видя событий будущего? Господь сказал, что земной мир представляет собой царство лжи и зла, и вполне понятно, кто этим миром управляет, и кому подчинена правда этого мира. У Бога Своя правда, и именно те христиане, которые понимают это и следуют Божьей правде, могут спастись. Тот же, кто ищет в царстве земном правду (которой там нет и не существовало), занят ложным правдоискательством и станет фарисеем – то есть он будет регулярно посещать церковь, соблюдать все заповеди наружно, но внутри он не принимает истинную правду Божию. И дух их поражен очень глубоко, поскольку они не признают за Богом высшей правды, а ищут человеческой справедливости, правды в земных законах. Подобное фарисейство и ложное правдоискательство очень разрушительно для личности, это язва, разъедающая душу человеческую. Христианину подобает признать, что на всё есть воля Божия, поблагодарить Бога за всё с твердой верой в Его справедливость и правду. Верующий человек доверяет пути Божьему, и он вверяет жизнь и душу свою в руки Господа безоглядно. Именно подобный подход позволяет справиться с правдоискательством как опасным и разрушительным проявлением гордости человеческой как одной из сильнейших страстей.
Запрос № 3 (глубинное интервью № 40): Надежда И. (28 лет) признает, что постоянно занимается самооправданием, хочет доказать свою правоту едва ли не в каждом вопросе. Она хочет, чтобы ее воспринимали лучше, чем она есть на самом деле – даже если в глубине души она понимает, что в чем-то не права. На данную ситуацию ей указала верующая подруга, она же предположила, что так проявляется гордыня. Задумавшись об этом, Надеж-  да пришла к неутешительным выводам, что ее стремление быть «лучше других» действительно является отражением внутренней гордыни, и обратилась за советом к священнослужителю. Когда человеку важно мнение окружающих, и вдруг он слышит о себе нелицеприятное мнение, или не получает ожидаемую высокую оценку себе и своим действиям, он чувствует, что его гордость задета. И неважно, насколько справедливо сделанное замечание. Суть в том, что для самооправдания приносится в жертву и истина, и добродетели (кротость, смирение, терпение и др.) – ведь человеку в данный момент становится важнее доказать кому-то или самому себе, что он «лучший». Он не задается вопросом, зачем это нужно. Он стремится успокоить свою задетую гордость. При этом самооправдание становится началом процесса, который перетекает в развивающийся гнев, раздражительность, приводит к скандалам и ненависти между людьми. Человеку гордому, привыкшему к самооправданию, следует осознать глубинную подоплеку происходящего с ним, признать и изучить данные проявления страсти гордости. Он должен научиться отказываться от попыток самооправдания, принимая любые замечания и вразумления с благодарностью и кротостью, научившись благодарить людей и Бога за внимание, проявляемое к своим решениям и деяниям, и за стремление изменить себя на благо. Именно подобный путь делает возможным развитие духовности и борьбу со страстью гордости.
 Запрос № 4 (глубинное интервью № 51): Марина К. (42 года) обратилась к священнослужителю после того, как заметила, что постоянно ропщет, не проявляя должной благодарности Богу. Началось всё с того, что она не приняла смерти своего мужа (2 года назад) и посчитала это и последующие события несправедливыми и неправильными. Она начала осознавать, что есть Промысел Божий, и она должна с благодарностью принять выпавший ей жребий, однако горе застилает ей душу, и постоянно возникают мысли, что произошедшее не должно было с ней случиться, что ее жизнь должна 82 была сложиться иначе. Это есть ропот, непризнание воли Создателя, попытка гордо представить свое понимание мира выше Божьего понимания. В Священном писании сказано: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим» (Ис. 45,9). Мы являемся созданиями Божьими, и не нам определять свой путь, так как мы не видим и не понимаем самой сути окружающих нас событий, явлений, поступков, не осознаем, к чему устремлены те или иные намерения. Каждому из нас Создатель определил собственный жизненный путь, каждому дал свое предназначение. Каждый из нас получил от Господа свое личное благословение, которое мы можем пронести через всю жизнь для спасения, а можем утратить. Ропот – проявление страсти гордости, когда человеку мало того, что ему дано, когда он хочет совсем другого. Современное общество внушает нам желание быть первым, лучшим, единственным, и это питает страсть гордости. Если христианин не способен распознать и усмирить эту страсть, то его духовное развитие замедляется, останавливается и обращается вспять, будучи разъедаемо постоянным недо- вольством тем, что определил для него Господь. Ропот есть весьма часто встречающееся выражение страсти гордости.
 Запрос № 5 (глубинное интервью № 13): Алина Б. (31 год) ловит себя на том, что раздражается и злится на людей за то, что они живут по другим жизненным принципам, не соблюдают заповедей, не ищут духовного роста. Она рассказала о своем недовольстве поведением соседей-беженцев из Донбасса, которые постоянно жалуются на перенесенные горести вместо того, чтобы забыть их и начать жить другой жизнью. В духовной беседе она осознала, что мерить другого человека по себе – это признак гордости, желание выступить в роли судии, восприятие себя как некоего безусловного эталона, по которому должны строить свою жизнь и мировосприятие окружающие. Именно гордому человеку свойственны вопросы: «Почему я тяжело работаю, а он не старается? Почему я соблюдаю посты, а он отлынивает? Почему я могу себя ограничивать, а у него якобы не получается?» Следует помнить, что у каждого из живущих в этом мире людей свой жизненный путь, своя стезя, определенная Господом. Сытому не понять голодного, и здоровому человеку могут показаться притворством жалобы инвалида на боль и немощь. Тот, кто пережил ужасы войны, кажется обычному обывателю лжецом, преувеличивающим свои страдания. Тот, у кого нет детей, никогда не поймет мыслей и страхов многодетной матери. Тот, кто осуждает воров и говорит, что сам бы ни за что не позарился на чужое, вполне возможно, просто не получал достаточно сильного искушения. Жизненный опыт у каждого человека свой. И совершенно напрасно считать, что люди могут сразу и безошибочно понять мотивы, мысли и намерения других людей только на основании собственного жизненного опыта или представлений. Только когда человек сам приобретает данный жизненный опыт, он начинает понимать, что зря осудил кого-то по своей мерке, что напрасно пробовал поучать и свысока оценивать. Приходит понимание того, что у человека в тот момент душа была полна скорби, и ему нужно было не наше высокомерное поучение, а человеческое тепло, сострадание и утешение. И только пройдя через такие же жизненные испытания, мы становимся проще и мудрее, начинаем понимать, что люди очень разные, и становимся способны принять их разные судьбы, реакции, поступки. Первый признак гордого человека – это отрицание самости других людей, непризнание за ними права на собственные ценности, жизненные обстоятельства. Когда мы осуждаем других людей за то, что они не вписываются в наши представления, мы показываем отсутствие великодушия. Вместо этого следует попытаться впустить человека со всеми его особенностями и поступками в свое собственное сердце, не осуждая его.
Запрос № 6 (глубинное интервью № 4): Светлана Н. (19 лет) совсем недавно пришла впервые в православный храм. Первое, что она спросила у 84 священнослужителей с возмущением, было «почему ко мне здесь относятся не с такой любовью, как в церкви баптистов?» Данная реакция вполне характерна для новоначальных, которые еще мало что понимают в церковном укладе и полны привычных земных страстей. Они полны претензий и ожиданий, сравнивая порядки, принятые в православных приходах, с теми отношениями, которые они встречают в некоторых других религиозных организациях. В православии нужно работать долго и тяжело работать над собой, бороться со своими страстями и греховными помыслами – в то время как в протестантской церкви многие находят легкость и радость, там достаточно громко петь псалмы и дружно поднимать руки под музыку, чтобы спастись, чтобы услышать про «Бог тебя любит!» Православие требует молитвы, поста, следует придерживаться строгих ограничений, стремиться к духовному развитию. Здесь не станут тебя хлопать по плечу и обнимать при встрече, здесь принято вести себя значительно более строго и сдержанно. И слабовоцерковленные люди начинают задавать вопросы: а где же радость? Где легкость и широкие улыбки? Следует понимать, что подобные претензии – это отражение потребительского отношения к Богу, к церкви, к священнослужителям и к прихожанам. Он требует по отношению к себе любви, притом в той форме, в какой ему кажется более желательным. Верующий человек в подобной ситуации молится Господу, чтобы дал силы научиться любить, а не требовать любви; научиться понимать и утешать других, а не требовать утешения и понимания. В этом и состоит разница между человеком, пока еще зараженным страстями, и человеком, которые проходит духовное перерождение и растет.
 Запрос № 7 (глубинное интервью № 37): Николай (51 год) испытывает серьезные сложности из-за обуревающей его страсти гнева и в семейной жизни, и на работе, когда окружающие даже по мелким поводам сталкиваются с вспышками гнева и бурными его проявлениями. Страсть гнева зачастую пробуют каким-то образом оправдать, дескать, проявляем гнев по отношению к неправедным поступкам, к грешным людям. При этом не понимая, что тем самым усугубляют гнев, как бы давая человеку некое право действовать согласно этой страсти, не сдерживая и не ограничивая себя. Какая бы, причина не стала источников возникновения и развития гнева, он ослепляет сердце и заставляет действовать вопреки Божьему слову. Зачастую, смирив гнев, мы и причины его начинаем видеть иначе, порой удивляясь, почему до этого невидимыми оставались для нас многие события и намерения, сложившиеся в негативную картину, хотя их можно было трактовать иначе. Гневаться можно, но спасительным гневом, то есть гневаться на собственные дурные мысли и побуждения, уберегаясь тем самым от их воплощения и повторения. Справиться со страстью гнева можно через развитие противоположных добродетелей. В первую очередь следует развивать в себе навык молчания. При этом следует понимать, что если за завесой молчания скрывается злопамятность (памятозлобие), то это делает страсть гнева еще более тяжелой по своим последствиям. Излечение гнева позволяет не только избавиться от этой страсти в данный конкретный момент, но и уничтожит те искры гневливости и раздражения, которые могут тлеть в душе человека годами, готовясь вспыхнуть с новой силой. Справиться с памятозлобием возможно, если помнить о собственной неизбежной смерти и желать умереть в мире, не имея вражды в душе. Долготерпение приводит душу и сердце в состояние умиротворения. При этом важно, отвечая на речи или действия человека, способные разбудить в тебе гнев, сначала умиротворить себя, прежде чем ответить с улыбкой. Ведь если ты покажешь улыбку на лице при собственном раздражении, то тебе не удастся погасить огонь огнем, и взаимный гнев станет только нарастать. Гнев раздраженного человека можно утолить только любовью и благодушием. 86 Излечиться от гнева непросто, зато это позволяет исполнить свою душу кротостью и миром. При этом в работах святых отцов содержатся советы бороться с собственной страстью гнева и раздражительности именно в той социальной среде, которая сопутствует тебе по воле Божьей, не ропща, взращивая в сердце великодушие ко всему происходящему и совершенствуясь в терпении. Кроме того, не следует искать оправданий своей необузданности, гневливости и одержимости в других людях, их поступках и обстоятельствах, направляя силы на покаяние и собственное духовное развитие.
Запрос № 8 (глубинное интервью № 20): Ирина С. (37 лет) занимает высокую и хорошо оплачиваемую должность. У нее решены вопросы материального достатка и благополучия, однако при всем том ей часто приходится бороться со страстью тщеславия и ее разнообразными проявлениями. Она понимает, что порой считает себя избранной, особенной, а к другим людям начинает относиться сверху вниз. Ирина признается, что хочет славы большей, нежели та, что есть у нее на данный момент. Это выражается в покупке дорогих вещей, престижных поездках и даже в выборе спутника жизни, где на первое место становятся не любовь и взаимоуважение, а то, что для окружающих они будут выглядеть «прекрасной парой» и то, что «все обзавидуются». Очевидно, что в данном случае мы имеем дело со славолюбием, сребролюбием как проявлениями тщеславия и сопутствующей ему гордыни. Обратившись к священнослужителю за советом, Ирина стремится разобраться в своих истинных мотивах и помыслах и справиться с обуревающими ее страстями, не вполне понимая, как это сделать. При борьбе с такой страшной по своим последствиям страстью, коей является тщеславие, следует понимать, что она буквально паразитирует на добродетелях человека. Если внимательно присмотреться к благочестивым помыслам, то в большинстве случаев можно заметить и долю тщеславия –в том контексте, что делающий доброе дело от всей души все равно внутренне восхваляет и возвышает себя. И если не выявлять эти скрытые даже отсамого себя тщеславные помыслы, то они способны отравить даже самое благое дело, самое доброе намерение, самую чистую душу. И если уж верующие люди, посвятившие свою жизнь служению, постоянно подвергаются соблазну превознести свое служение и загордиться своими добродетелями, то обычному человеку, только вступившему на путь духовного самосознания и роста, приходится значительно сложнее. Ведь задача не ограничивается признанием людей выше себя и смирением. Даже на этом пути в какой-то момент у человека возникнет соблазн загордиться своим смирением и духовностью. И если человек легко постится, то он начинает думать, что это делает его выше и «святее» других –то есть тщеславие обесценивает полностью его подвиг и делает бесполезной аскезу. То есть, начиная работать над уничтожением в своем сердце тщеславия, следует настраиваться на долгую и трудную ежедневную борьбу. Недостаточно будет научиться со смирением относиться к людям, которые меньшего добились в земной жизни. Недостаточно будет смириться с тем, что Бог одинаково любит и тебя, и тех, кого ты привык считать ниже себя по уму, трудолюбию, достоинствам. Борьба будет продолжаться ежедневно, так как тщеславие произрастает на почве добродетелей так же легко, как и на почве страстей. Справиться с тщеславием позволяет бдительное отношение к своим помыслам и поступкам, чтобы выявить и тут же отсечь малейшее проявление тщеславия по отношению к людям, ситуациям, Богу и Божьему промыслу. Святоотеческие писания свидетельствуют, что лучшим способом справиться со страстью тщеславия является скромность и нежелание приписывать себе какие бы то ни было достижения, принимая их как дар Божий. Для излечения страсти тщеславия следует скромно выслушивать похвалу, не принимая ее на свой счет, а отсекая от себя и отдавая все заслуги воле Божией: «Я делаю что должен, а за остальное возблагодарим Господа». Прекрасным способом излечиться от страсти тщеславия является тайноделание – то есть стремление к скромности, уклонения от похвалы, намерение не предавать добрые и похвальные дела огласке, потребность уклоняться от похвалы, отдавая всю честь за содеянное воле Божьей.
Общие рекомендации священнослужителя прихожанам в борьбе со страстями.
 Становясь на путь борьбы с собственными страстями и пристрастиями, современный человек выбирает нелегкую стезю, которая не сулит ему облегчения жизни и понимания окружающих. Наоборот, это путь серьезного духовного борения, повседневного преодоления себя, сознательного самоконтроля, самоограничения. И вести эту борьбу не получится напоказ, завоевывая признание и уважение у людей. Наоборот, зачастую единственным посвященным в происходящее, единственным свидетелем этой борьбы, побед и поражений становится духовник. Именно священнослужитель, благословляя на духовное развитие и отмечая вехи духовного пути, должен правильно настроить прихожанина на трудный выбор, на постоянное бдение и внимание к собственным помыслам, а также заострить его внимание на необходимости избегать показных духовных «подвигов», дабы не переродить свое желание духовного развития в потакание собственному тщеславию и гордости от ощущения себя выше, чище и совершеннее других людей перед Господом. Человек, становясь на путь борьбы со страстями, должен стремиться противопоставить им свои добродетели, которые следует развивать целенаправленно, терпеливо и неуклонно:
 - Воздержание есть одна из главных добродетелей, и начинается воспитание воздержания с ранних лет, когда ребенок получает навык отказаться от своих сиюминутных желаний ради того, что должно делать. Человек невоздержанный теряет ясность ума и чистоту мышления, он утрачивает контроль над своими постоянно растущими желаниями и потребностями. Страсти захватывают его душу. Он становится гневливым и раздражительным, и постепенно подчиняется собственным страстям, подобно покорному и безвольному рабу. Обуздывая же собственные желания, человек приобретает сильную волю и становится способен удержать под контролем свои страсти, а затем и избавиться от них. Для тренировки собственной воли и развития добродетели воздержания человек должен ограничивать себя, регулярно придерживаясь аскезы. Для этого отлично подходит пост, когда ограничение своих желаний в еде и питье позволяет закалить волю, испытать свою готовность справляться с жизненными сложностями, преодолевать собственные страсти и стойко переносить трудности.
 Человек, имеющие опыт преодоления собственной слабости, способен выдержать сложные жизненные обстоятельства без ропота и уныния. Поэтому воздержание есть важнейшая добродетель, которую развивать следует последовательно и упорно. При этом следует помнить, что воздержание плоти делается с целью достижения чистоты сердца и силы духа, а не для того, чтобы мучить и истязать плоть. Поэтому постящиеся должны не просто ограничить себя в пище, но и поддерживать определенное состояние духа, иначе пост не принесет пользы. - Милосердие следует развивать в себе как добродетель, реализованную через действенную любовь. Милосердие наполняет жизнь высшим смыслом и укрепляет в человеке веру в Господа. Подлинную радость человек может обрести через дела любви, творя милостыню, жертвенно служа людям. Милость может быть телесной, и проявляется она в защите слабых, уходе за больными, утешения страждущих, оказании помощи нуждающимся. Причем речь идет не столько о помощи материальной, но и о других видах помощи – выслушать, поддержать, поделиться теплом, уделить время и внимание и пр. Кроме того, милость может быть духовной: научить невежественного человека истине и добру, обратить от заблуждения пьяницу или блудника, и пр. Самым важным видом милосердия следует считать прощение врагов и недоброжелателей. Именно подобное действие будет наиболее значимо в глазах Господа, так как это есть подражание действиям милосердия Божьего. Именно сострадание и прощение становится наилучшим и самым действенным лекарством от обиды. Следует помнить также, что дела милосердия идут рука об руку с тщеславием и гордыней, когда человек начинает возвышать себя и впадает в искус самолюбования своими благими делами и милостивостью. Эту границу нужно четко чувствовать, выявлять собственные тщеславные помыслы и отбрасывать их тут же. Дела милосердные лучше совершать втайне от людей, скрывая свои благие поступки и дела, уклоняясь от похвалы и отдавая всю хвалу воле Божией.
 Это позволит избежать соблазна самомнения и самодовольства, сохраняя душу в чистоте и скромности. Особенно желательно и достойно сохранять тайну от того, кому мы оказываем милостыню, тем самым избавляя его от смущения и неловкости, а себя избавив от скрытого и неявного ожидания благодарности. Милосердие обретает ценность в том случае, если милостыня подается не от избытка, а когда человек делится самым необходимым. Немаловажным остается настрой человека, так как милостивыми должны быть в первую очередь помыслы и намерения.
 - Не стяжание является очень важной добродетелью в современном мире, полном сребролюбия и тщеславия. Человек, обладающий данной добродетелью, не привязан к мирскому, не привязан к вещам и людям. Поэтому он лишен страха потерять близких, или родной дом, или любимую работу, и ним становится невозможно манипулировать через этот страх. Иными словами, человек нестяжательный становится свободен и от страха потери, и от необдуманных поступков, и от многочисленных забот по приобретению, поддержанию и сохранению объектов своей привязанности. Его время высвобождается для размышлений, молитв, добрых дел. Мудрость человека проявляется в том, что он не зависит от своих доходов, обстоятельств, чьего-то поведения, живет крайне просто и умеет довольствоваться малым.
 - Целомудрие – редкая в наши дни, но крайне ценная добродетель, которая отражает полное подчинение плоти духу. Человек, развивший в себе добродетель целомудрия, обретает такую ясность мышления и духа, которая остается совершенно недостижимой для блудника. Забывший о целомудрии человек не может избежать необъяснимой тоски и угнетения. Придерживаться целомудренного образа жизни человеку позволяют пост и физический труд, в то время как избыток свободного времени, праздность, чревоугодие создают подходящую почву для развития страсти блуда. Пьянство разрушительно действует на целомудрие, так как под действием алкоголя человек совершает такие неблаговидные поступки, которые никогда не сделал бы в трезвом состоянии. Укрепляет целомудрие на уровне помыслов и намерений усердная молитва. Необходимо также регулярно читать книги духовного содержания. Кроме того, следует целенаправленно избегать близкого общения с людьми блудного нрава, тем более в том случае, если они стараются оправдать собственные страсти любыми предлогами. В книгах св. Игнатия (Брянчанинова) говорится, что обретенный человеком навык скромного поведения и мыслей делает более удобным для человека ежедневное привержение великой добродетели целомудрия. Особенно ценна борьба с блудом в молодые годы, поскольку естественные процессы старения и дряхления плоти с возрастом сами по себе усмиряют блудные страсти. Охранению души от блуда способствует чувство стыда, которое является болезненным и способно остановить даже прежде, чем человек решится помыслить о блудном и греховном. Если же соблазн захватил человека, то стыд позволяет раскаяться, сожалея о неправедных помыслах или недостойных поступках. Здоровая стыдливость имеется у человека еще в детском возрасте, и задачей родителей является укрепление ее. Впоследствии это позволит сохранять и укреплять целомудрие в процессе роста и нравственного становления человека.
 Следует понимать, что стыд не всегда является здоровым и естественным чувством, способствующим духовному благополучию человека – порой он искажается и преобразуется в ложный стыд (например, за недостаточно богатую одежду, недостаточно престижную профессию родителей и т.д.) Таким людям стоит помнить, что стыд, который мешает сказать о грехе на исповеди, дан нам не для того, чтобы мы убежали от нее, но,чтобы усилить исцеляющую силу таинства. Те грехи, что мы называем со стыдом, как бы сжигаются им. Преодолев ложный стыд и назвав грех, мы получаем особенное облегчение и радость. - Кротость ведет к миру, так как кроткий человек останавливает волны гнева и раздражения, захлестывающие человеческую жизнь. Люди обвиняют друг друга, обижаются и кормят тем самым свой гнев и ярость, и готовность уступить рассматривается как слабость. Человек кроткий первым просит прощения, он способен стерпеть и прекратить обиды и злобу, он добр и обходителен. Обрести кротость невозможно в спокойной и мирной обстановке, а только когда вокруг постоянно возникают поводы к неправедному гневу, но человек сохраняет доброжелательность, терпение и невозмутимое состояние духа. Человек гневливый основывает свои дурные чувства, помыслы и поступки на том, что высоко ставит собственное мнение и в гордыне своей хочет исправлять по своему усмотрению поведение окружающих. Он мучает их непрошенными советами, ведет себя надменно, всегда готов спорить и пререкаться, осуждать и контролировать.
Следует помнить о том, что человек должен исправлять не других, а себя самого. Нужно понимать и искренне принимать тот факт, что другие не хуже и не глупее нас, и они имеют право и возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, здоровьем, мыслями и поступками, и только Господь вправе судить их и наставлять. Не следует путать добродетель кротости с пороком трусости и малодушия – ведь внешнее сходство есть в уступках и непротивлении. Если душа человека подвержена пороку трусости, то не следует приписывать ей наличие кротости. Существует серьезное различие – кроткий человек сохраняет свою душу от гневливости и раздражения и в той ситуации, когда источником является более сильный, и когда неприятности исходят от более слабого. А трусливый человек терпит и не воздает злом за зло, если обидчик сильнее его. - Смирение часто воспринимается как слабость, в то время как данная добродетель является прежде всего победой личности над собой, преодолением собственного эгоизма и обузданием страстей. Эта добродетель означает, что сердце человека открыто для Бога, что он через тяжелый духовный труд обрел чистое сердце. Данная добродетель весьма сложна для обретения – для этого человеку следует отречься от собственной гордыни в любых ее проявлениях, от всех тех ложных и преувеличенных представлений о себе своем и собственной роли. По-настоящему смиренный верующий не испытывает к людям злости, у него нет врагов и обидчиков, так как в тех, кто мыслит причинить ему обиду, он видит не более чем орудие Божьего Промысла. Если он сталкивается с негативными высказываниями в свой адрес, то его мысли направлены не на ответ обидчику, а на осмысление, есть ли в этих словах благое намерение, отражают ли они реальную ситуацию – возможно, человек имел основания так подумать или трактовать какие-то действия и слова. И даже если кажется, что обида понесена незаслуженно, то верующий человек способен найти в себе достаточно смирения и великодушия, чтобы простить. Смиренный предает себя всецело воле Божией, благодаря чему избавляется от всякого страха и беспокойства, так что там, где гордец трусливо бежит или мается от стрессов, смиренный сохраняет невозмутимость и остается непоколебимым как скала.Смиренный человек ведет осознанную жизнь, наблюдая за своей душой и очищая покаянием свои грехи; постояным сокрушением и памятью о прошлых ошибках он предотвращает будущие. Он трезво глядит на себя, видя собственные недостатки и прося у Бога помощи в исправлении их. Он считает себя самым грешным перед Богом, никого не оскорбляет, не злословит и никем не гнушается; во всех остальных людях смиренный человек старается видеть достоинства, при этом избегает пустых споров, отсекает свою волю ради воли Божией и с готовностью повинуется истине. Смиренный не лезет к другим с поучениями и обличениями, не дерзит старшим, не упрямится и не ленится, он строг к себе и снисходителен к другим, не превозносится и не гордится ничем человеческим, во всем, что не вредит спасению, охотно уступает ближнему, не помнит зла и готов прощать даже прежде, чем у него попросят прощения. Он беспристрастен в оценках и равнодушен к похвале. - Любовь - нам нужно любить того, кто рядом с нами, чтобы суметь достигнуть любви к Тому, Кто выше нас.
 Как говорит авваИустин (Попович), «любовь ко Христу разветвляется на любовь к ближнему, любовь к истине, любовь к святости, к миру, к чистоте, ко всему Божественному, ко всему бессмертному и вечному… Все эти виды любви являются естественными проявлениями любви ко Христу. Христос есть Богочеловек, и любовь к Нему — значит всегда: любовь к Богу и любовь к человеку… Любя Христа Бога, мы ради Него любим и в людях все то, что в них есть божественного, бессмертного, христоподобного. Мы не можем истинно любить людей, если мы их не возлюбим ради этих причин. Любая другая любовь есть псевдолюбовь, которая легко обращается в нелюбовь, в ненависть к людям. Истинное человеколюбие происходит от Боголюбия, и Боголюбие возрастает с соблюдением заповедей Божиих». Святитель Игнатий (Брянчанинов) так описывает свойства, производимые любовью в душе человека: «Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Видение в ближних образа Божия и Христа; предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко  всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Молитвенная сила, побеждающая грех. Отступление всех страстей… Сладость и обильное утешение при скорбях».