ПСИХОЛОГИЯ В ДУХОВНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М.

Первой "собственно психологической книгой" в России по признанию авторитетных отечественных исследователей является “Наука о душе”, изданная в 1796 г. Иваном Михайловичем Кандорским, дьяконом, а позднее протоиереем Русской православной церкви. И это не случайно, ибо церкви была присуща тяга к психологическому знанию (в том числе и в его научно-академических формах). Исторически уже в XVII веке в Киево-Могилянской академии преподавали психологию. До нашего времени сохранились рукописи этих курсов, начиная с 1639 года. Даже в советское время вынуждены были признать, что эти "киевские ученые" (а фактически богословы, священники и монахи) внесли значительный вклад в развитие психологической мысли, и что они разрабатывали вопросы психологии на уровне тогдашней западноевропейской науки. В позднее образованной Московской славяно-греко-латинской академии преподавание строилось по принципам Киево-Могилянской академии. Известно, что психология как учение о душе до того времени, как она стала самостоятельной экспериментальной наукой в конце XIX в., существовала как одно из направлений философского знания и практически во всех Духовных школах России психология преподавалась в рамках философских дисциплин как метафизическая психология .

    В Духовных академиях кафедра философии состояла из трех отделений: логики, метафизики и психологии, что показывает важность психологии и психологического знания в системе духовного образования.

    Основные психологические и антропологические работы дореволюционных преподавателей духовных академий (московской, киевской, казанской, петербургской), а также нескольких семинарий, мы хотели бы представить в данном тексте.

    Работы и авторы Московской духовной академии (в относительно хронологическом порядке):

– Федор Александрович Голубинский (1797-1854), проф., протоиерей, сподвижник митрополита Филарета (Дроздова): его работы по психологии: "Умозрительная психология" (М., 1871), "Лекции философии. Метафизическая психология" (М.: Печ. А. И. Снегиевой, 1898);

– проф. Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828-1891): "Бессмертие души" (Вера и разум. 1885-1886), "Психологическое доказательство бытия Божия" (Его же. Сочинения. Т. 2. Вып. 3. Сергиев Посад, 1893, с.329-364);

– Михаил Осипович Вержболович (1861-1911) преподавал в Московской духовной семинарии, помимо логики и философии, и психологию; некоторые его работы: "Нравственное христианское учение" (М., 1907), "Обзор иностранной психологии" (Харьков, 1896), "Обзор главнейших направлений русской психологии" (Харьков, 1895), "Психологические основания религии" (Вера и разум. 1898, № 18);

– проф. Алексей Иванович Введенский (1861-1913), ученик М. И. Владиславлева: "Психология веры (Религиозная вера как биогенетический принцип в психологии)" (Сергиев-Посад, 1899), "Вера в Бога, ее происхождение и основание" (М., 1891), "О закономерности в истории естественных религий" (Сергиев Посад, 1901), "Религиозное сознание язычества" (М., 1902); эти работы фактически явились первыми исследованиями по психологии религии, – они опередили на несколько лет западных исследователей; для примера, книга У. Джемса "Многообразие религиозного опыта", которая заложила основание психологии религии в западной науке, была издана в 1902 г.;

– доцент Дмитрий Григорьевич Коновалов (1876-): "Психология сектантского экстаза" (Сергиев-Посад, 1908), "Психология сектантского экстаза. Речь пред защитой магистерской диссертации" (Богословский вестник. 1908, № 12);

– проф. психологии Павел Петрович Соколов (1863-1923): "Вера. Психологический этюд" (М., 1902), "Проблемы веры с точки зрения психологии и теории познания" (Сергиев Посад, 1906), "К вопросу о психологическом отношении человека и животных" (Богословский вестник. 1893, № 3), "Исследования умственного уровня детей (Новая измерительная шкала по методу Бинэ-Симона)" (М., 1925; вышла посмертно), "Преподавание психологии в германских и французских университетах" (Сергиев Посад, 1909), "Проблема бессознательного в психологии" (Философский сборник Лопатину. М., 1912, с.291-300). П. П. Соколов читал студентам не только психологию теоретическую, но и проводил практические занятия по психологии. Его работа о измерительных шкалах умственного развития ребенка представляла большой интерес не только для студентов духовных школ, но и для секулярных психологов, т. к. знакомила их с новейшими результатами психологических исследований на Западе.

    Студенты академии и семинарии писали курсовые и дипломные работы по психологии. Вот примеры этих работ в 1911-1912: Орлов Василий "Сектантская религиозная психология пред судом православной аскетики"; Сахаров Сергей "Настроение верующей души по Триоди Постной", Титов Алексей "Метафизика смерти в произведениях И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского"; а на экзамене по психологии все студенты писали сочинение на тему: "Что такое личность в психологическом, метафизическом и нравственном значении этого слова?".

    Психологическая проблематика и психология в Киевской Духовной Академии.

    В 1831-1835 гг. архиепископ Иннокентий (Борисов) (1800-1855), ректор Киевской духовной академии, читал в академии ряд курсов по догматическому и нравственному богословию, в которых много внимания уделялось и психологии, и религии (в их соотнесенности друг с другом). Последней посвящены его работы "О религии вообще" и "Религия по внутреннему достоинству своему". Психологией же пронизаны основные его антропологические и богословские труды: "О человеке", "О последней судьбе человека и мира", "Нравственная антропология". В своих работах он предвосхищает многие религиозно-психологические темы, которые будут развиты после него: религиозную психологию сердца – "Бытие Божие чувствуется сердцем: оно наполняется иногда такими чувствованиями, которые не имеют никакого отношения ни к какому предмету внешнему" ; учение о духовных чувствах – "Душа имеет все те чувства (собственно, без метафоры), какие имеет и тело" , и их усовершенствовании – "Чувства внешние ныне чрезвычайно усовершены; чувства духовные могут быть усовершены тем паче" . Казалось бы обыкновенный, с точки зрения современной психологии, вопрос о "возрастной периодизации" человеческой жизни получает у него духовно-религиозное изъяснение, в чем он следует за библейским пониманием возрастов младенческого, юношеского и зрелого (мужеского) как этапов духовного созревания. С морально-психологической точки зрения он делит возраста на: 1) очищение; ибо грешник, обращающийся к Богу, нечист; 2) освящение, и 3) соединение с Богом. С точки зрения направленности устремлений души возраста также делятся на несколько периодов, в каждый из которых душе нужно: а) возвращение в себя от соблазнов внешнего мира б) пребывание в себе, соединенное с деятельным очищением себя; в) соединение с Богом.

    В 1833 г. в Киевской духовной академии по инициативе ее ректора, еп. Иннокентия, было определено для преподавания психологии назначить особого (третьего) наставника на философскую кафедру при Академии. Крайне интересны причины и обстоятельства, побудившие его к такому решению. Он заметил довольно сильное и крепкое в то время развитие в уме студентов академии чисто рациональных, логических и метафизических элементов знания, не уравновешиваемое соответственно сильным развитием жизненных и подвижных элементов знания, почерпаемых из живого внутреннего опыта . А это "грозило опасностию наложить на их ум суровую печать сухости, жесткости и неподвижной затверделости, словом – отвлеченного, схоластического формализма" . Вот для борьбы со всем этим и была призвана психология.

    В 1836 г. преподавать психологию в Киевской Духовной Академии (после Карпова и Новицкого, перешедших в Петербургскую Духовную Академию и Киевский Университет) стал Петр Семенович Авсенев, в монашестве архимандрит Феофан (1810-1852). Сын священника, окончил Киевскую духовную академию, был оставлен при ней. Все свои силы и талант он отдал дальнейшему развитию в Академии психологии. Он "выполнил эту, возложенную на него историею академического образования, задачу, возбудив в студентах Академии живейший интерес к науке о душе человеческой и заслужив, многолетнею и плодотворною педагогической деятельностию своею, добрую и признательную память Академии, как основатель психологии в Киевской Духовной Академии" .

    Здесь преподавали также доцент Федор Степанович Орнатский (1849-) и Иван Пименович Четвериков – выпускник и впоследствии профессор Киевской духовной академии, в которой он читал различные курсы по психологии. Сохранился рукописный конспект лекций по истории психологии и по общей психологии, читанных студентам академии в 1911-12 уч. г.

Основные персоналии и работы преподавателей Казанской духовной академии:

– проф. Вениамин Алексеевич Снегирев (1842-1889): "Вера в сны и снотолкование" (Казань, 1874), "Наука о человеке" (Православный собеседник. 1876, сент.), "Нравственное чувство (Опыт психологического анализа)" (Харьков, 1891), "Психологические сочинения Аристотеля" (Вып. 1. Казань, 1885), "Психология" (Харьков, 1893), "Психология и логика, как философские науки" (Православный собеседник. 1876, т. II), "Самосознание и личность" (Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.187-204; Вера и разум. 1891, т. 2, ч. 1), "Сердце и его жизнь (Психологический очерк)" (Вера и разум. 1892, № 7, 8, 12), "Спиритизм, как религиозно-философская доктрина" (Православный собеседник. 1871, № 1, 3), "Субстанциальность человеческой души" (Харьков, 1891), "Учение о лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства" (Казань, 1870), "Учение о сне и сновидениях" (Казань, 1886);

– проф. Илья Степанович Бердников (1839-1915): "О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку" (2-е изд. Казань, 1898), "Форма заключения брака у европейских народов в ея историческом развитии" (Казань, 1887);

– проф. Виктор Иванович Несмелов (1863-1937): "Вера и знание с точки зрения гносеологии" (Казань, 1913), "Догматическая система св. Григория Нисского" (Казань, 1887-1888), "Наука о человеке" (В 2-х т. Казань, 1898);

– Александр Иванович Вознесенский (1867-), помощник инспектора в Казанской духовной академии: "Возможность Богопознания. Опыт психического и гносеологического оправдания христианского учения о Боге, как личной творческой Первопричине мира" (Казань, 1897);

– проф. Константин Григорьевич Григорьев (1875-): "Немезий епископ Эмесский и его сочинение "О природе человека"" (Казань, 1901);

– проф. Александр Николаевич Потехин: "Значение чувствований в душевной жизни человека" (Казань, 1899).

В конце XIX века при Казанской Духовной Академии была образована кафедра логики и психологии, профессором которой состоял В. Снегирев.

    Студентам 1-го курса были преподаны такие психологические темы: введение в науку, учение об ощущении, учение об уме и чувствованиях. Студентам 2-го курса преподано о сне и сновидениях, о болезненном видоизменении сна и сновидений, о душевных болезнях, отношении между душею и телом, о духе и его связи с телом, о природных расположениях и темпераментах и о видоизменениях душевной жизни под их влиянием, о возрастах.

    Вот некоторые религиозно-психологические диссертационные сочинения воспитанников Казанской Духовной Академии в 1899-1900 учебном году:

– Аронов Алексей "Психологические основания нравственности",

– Гуляев Александр "Учение Библии о слове человеческом и Слове Божием",

– Колотинский Петр "Психологическое учение о религиозном чувстве",

– Мальцев Николай "Психология нравственного взаимодействия личностей",

– Началов Николай "Психологические особенности национального русского характера и их значение в истории христианства на Руси",

– Неклепаев Иван "Книга Уорда "Психические факторы цивилизации"" .

Религиозно-психологические диссертационные сочинения воспитанников Казанской Духовной Академии в 1901-1902 учебном году:

– Ардашев Иван "Христианская религиозность, ее психологический состав и ее видоизменения в зависимости от возраста, пола, образования и национальности",

– Гойтанников Михаил "Историко-критический обзор учений о субстанции у главнейших представителей новой философии (с Декарта до Канта), в связи с решением вопроса о субстанциональности души",

– Чистяков Арсений "Свобода воли и нравственное воспитание" .

В 1902-1903 уч. г. на заседаниях студенческого философского кружка студентами были сделаны доклады, часть из которых близка религиозно-психологической тематике: "Психология "недовольных людей" в произведениях Горького, или "в погоне за смыслом жизни"", "Горький и Паскаль в решении вопроса о смысле жизни" и другие.

    Кроме того проф. кафедры логики и психологии Александром Потехиным I и II курсам читалась академическая психология, среди тем которой, например, обозначены: задачи и методы психологии, различные психологические направления, ощущения, память, ассоциации, мышление, чувствования, воля, психологическое учение о личности . Этот же курс был читан и в 1901-1902 учебном году . Сам проф. А. Потехин состоял членом общества невропатологов и психиатров при Императорском Казанском Университете .

    Психологические темы в духовных семинариях:

– в Воронежской духовной семинарии – Иван Петрович Назарьев (1849-): "Психология" (Воронеж: Труд, 1904; переизд.: Воронеж, 1911);

– в Екатеринославльской – Павел Васильевич Левитов: "Введение в педагогическую психологию" (Екатеринославль, 1909), "Из курса педагогической психологии" (Екатеринославль, 1915);

– в Могилевской семинарии проф. Никифор Андреевич Зубовский (1816-1886);

– в Томской духовной семинарии иером. Алексий (Кузнецов): "Юродство и столпничество. Религиозно-психологическое исследование" (М., 1913).

Особый интерес для нас представляет преподавание психологии в Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии.

Психологию в свое время преподавали совместно с другими философскими дисциплинами И. А. Чистович (с 1859 г.), В. Н. Карпов (с 1865 г.), А. Е. Светилин (с 1867 по 1884 г.г.), Н. Г. Дебольский (с 1884 по 1886 г.) и др.

Перечислим основных преподавателей академии и их психологически ориентированные работы:

– проф. Василий Николаевич Карпов (1798-1867): "Вступительная лекция в психологию" (Памяти В. Н. Карпова. Сборник. СПб., 1868), "О самопознании" (Странник. 1860, ч. 1), "Душа и действующие в природе силы" (Христианское чтение. 1866, ч. 1), "О бессмертии души против натурализма" (Странник. 1861, май); он начинал с преподавания психологии в Киевской духовной академии, много сил и внимания уделял ей и в Петербургской духовной академии; без преувеличения можно сказать, что психология была его любимым детищем, и он жалел перед смертью, что не успел издать своего труда по психологии, о чем его много просили ; такое его отношение к психологии было не случайным, ибо по его точке зрения правильный взгляд на нормальные отношения к Богу, миру и людям может быть выработан не иначе, как при помощи психологии; поэтому он считал, что психология должна быть положена в основу всех философских наук: философии религии, философии природы и философии человечества ;

– проф., ректор академии, еп. (потом митр.) Макарий (Булгаков) (1816-1882), известнейший и авторитетнейший русский богослов, в своем "Православно-догматическом богословии" (4-е изд. СПб., 1883; переизд. Тутаев, 1999; М., 1999) большое место уделил антрополого-психологическим темам; и всем современным психологам, интересующимся христианством, можно рекомендовать обратить особое внимание на изучение этого труда;

– проф. Илларион Алексеевич Чистович (1828-1893): его "Курс опытной психологии" (5-е изд. СПб., 1896; 1-е изд.: СПб., 1868) выдержал много изданий и был предназначен для студентов семинарий; курс состоял из 2-х частей; главные отделы первой части: 1) учение о сознании; 2) об ощущениях; 3) об уме и умственной деятельности; 4) о воле и практической деятельности; 5) о сердце и чувствованиях; вторая часть: 1) учение о природе человеческой души и о связи ее с телом; 2) о состояниях души, зависящих от связи ее с телом;

– проф. Александр Емельянович Светилин (1842-1887), преподаватель философии, логики и психологии; его работы: "Из лекций по психологии. Седалище души" (Русская религиозная антропология. Т. 1. М., 1997, с.179-186), "Лекции по психологии, читанные студентам Санкт-Петербургской духовной Академии в 1882/3 уч. г." (СПб., 1883; литография);

– Николай Григорьевич Дебольский (1842-1918): "Лекции по психологии, читанные Н. Г. Дебольским студентам Санкт-Петербургской духовной академии в 1885-86 уч. г." (СПб., 1886; литогр.), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (СПб., 1883), "О высшем благе или О верховной цели нравственной деятельности" (СПб., 1886), "О непосредственном знании" (СПб., 1907), "Философские основы нравственного воспитания" (СПб., 1880);

– доцент., архим., потом еп., Михаил (Грибановский) (1856-1898): "Наши страдания и их главная причина" (Церковный вестник. 1887, № 4-5), "Развитие представления "я" в человечестве" (Мысль. 1882, март), "Истина бытия Божия Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью" (Богословские труды. Сб. 30. М., 1990);

– ректор (с 1882 г.), епископ Борис (Плотников) (1855-1905): "О невозможности чисто–физиологического объяснения душевной жизни человека" (Харьков, 1890; 2-е изд.: СПб., 1894), "В чем искать счастья в жизни?" (2-е изд. СПб., 1893);

– ректор (1910-1913), еп. Георгий (Ярошевский) (1872-): "Демонические болезни. (Богословско-психологический очерк)" (СПб., 1912), "Стигматизация. (Богословско-психологический очерк)" (Калуга, 1914), "Глоссолалия (1 Кор. 14, 1-40). Богословско-психологический очерк" (Калуга., 1915);

– проф. Сергей Михайлович Зарин (1875-1941): "Аскетизм по православно-христианскому учению" (Т. 1. СПб., 1907), "Сущность и значение "страстей" по православно-аскетическому учению" (СПб., 1905).

    Особый интерес представляет для нас последний дореволюционный преподаватель психологии в Санкт-Петербургской духовной академии профессор Виталий Степанович Серебренников, который с сентября 1887 г. занимает кафедру психологии.

    В 1887 г. А. П. Высокоостровский с выходом из академии преподавателя метафизики Н. Г. Дебольского, обратился с прошением в Совет предоставить ему вместе с кафедрою логики, также кафедру метафизики, а на кафедру психологии назначить другое лицо. Совет удовлетворил эту просьбу, а на вакантную кафедру психологии зачислил кандидатом В. С. Серебренникова, который 21 и 24 сентября 1887 г. прочитал две пробные лекции – первую на собственно избранную тему: “Психология как самостоятельная наука”, а вторую по определению совета: “Об узости сознания”.

    Примечательно, что уже во время учебы в СПбДА В. С. Серебренников, чтобы лучше ориентироваться в новейших сочинениях по психологии, проходил теоретический и практический курс анатомии под руководством профессоров Военно-Медицинской академии Груббера и Лесгафта. Кандидатское сочинение он пишет у проф. М. И. Каринского на тему: “Английская психология и вопрос о прирожденных началах знания деятельности”.

    30 марта 1892 г. В. С. Серебренников получает степень магистра богословия за диссертацию: “Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности. Опыт установки Локкова учения на основании историко-критического исследования и критического рассмотрения его в связи с христианским учением об образе Божием”. 12 января 1909 г. был удостоен степени доктора богословия за сочинение: “Лейбниц и его учение о душе человека”.

    Преподавание психологии В. С. Серебренников с первых шагов своего профессорства стремился поставить в соответствие с научными запросами времени. Поэтому лектор уделяет особенное внимание психофизическим исследованиям и экспериментальному методу. Но более широкую и более удовлетворяющую задачам науки постановку экспериментальному методу придал В. С. Серебренников уже по возвращении из заграничной командировки и после знакомства с заграничными институтами экспериментальной психологии. Его заграничная стажировка носила не только чисто информационный характер, она была направлена на отбор лучшего зарубежного опыта для противопоставления его вульгарному механицизму и физиологизму. Но его психофизиологические интересы не были самоцелью, они нужны были для выяснения более сложных проблем религиозной психологии.

    28 апреля 1892 г. В. С. Серебренников обратился в совет академии с прошением о заграничной командировке сроком на один год. В мае 1892 г. Св. Синод утвердил командировку с 15 августа 1892 г. по 15 августа 1893 г. и было назначено 1000 р. на путевые издержки.

    Согласно отчету Серебренников в течение этого года ознакомился с институтами экспериментальной психологии в Лейпциге, Геттингене, Париже, Бонне, Гейдельберге и Берлине. Главное внимание было уделено Лейпцигу, где В. С. Серебренников пробыл 7 месяцев, прослушав в течение целого семестра курсы у Вундта по психологии и у приват-доцента Кюльпе по “Введению в экспериментальную психологию.

    После возвращения в академию Серебренников полагает основание собственного “Психологического семинария” или кабинета при своей кафедре. К 1912 г. этот семинарий, находившийся в одной из комнат третьего этажа, представлял уже небольшой кабинет экспериментальной психологии, в котором имелась коллекция важнейших приборов для экспериментального исследования объема сознания, деятельности душевных процессов, силы и качества ощущений, явлений восприятия, памяти и утомляемости, моделей и препаратов центральной нервной системы и разных таблиц – всего на сумму до 900 рублей .

    Однако подобная активная просветительная деятельность и стремление молодого профессора поставить преподавание психологии в духовной академии по возможности на уровень с заграничными университетами и с современными научными запросами не сразу встретила в начальствующих кругах одобрение и поддержку. “…Тогдашние церковные власти заподозрили материалистские тенденции. Насколько было сильно подозрение, видно из того необычного в истории Академии факта, что В. С. не дозволено было прочитать приготовленную им для акта 17 февраля 1897 г. очередную речь под заглавием “Механическое воззрение на душевную жизнь пред судом современных строго научных воззрений”: он должен был выступить с другой речью на тему: “Самооткровение духа как источник его познания”. А между тем, первая, не разрешенная к произнесению, речь (она напечатана, вместе со второй, в Хр. Чт. 1897 г., март) имела задачею не что иное, как показать, на основании научно установленных фактов экспериментально психологического исследования, несостоятельность механического воззрения на душевную жизнь, с его разрушительными для нравственности и религии выводами” .

    В. С. Серебренников курс своих академических лекций начинал с рассмотрения основных методов (наблюдение внешнее и внутреннее, т.е. объективное наблюдение и самонаблюдение) опытной психологии. Отдельным отделом в лекциях идет рассмотрение экспериментов Вундта. Следующие параграфы лекций профессора описывают: классификацию душевных явлений, ощущения (здесь же рассматриваются исследования Вебера и Фехнера), воспроизведения и исследования памяти (учение Гефдинга о законе целого), образование пространственных восприятий (несостоятельность генетической теории Вундта), воображение, рассудочную деятельность, чувствования, прирожденные стремления и их переход в желания.

    Отличительной особенностью лекций В. С. Серебренникова за 1903-04 учебный год является расположение после каждого отдела “резюме”.

    В 1903 г. проф. Серебреников вел со студентами практические занятия –“Историко-критическое изучение в хронологическом порядке философско-психологических сочинений Лейбница”, с целью выяснения последовательного развития взглядов Лейбница по основным вопросам психологии в связи с общим его мировоззрением. В 1904 г. – вел практические занятия в “Психологической семинарии”, предметом которых было изучение постепенного развития психологических взглядов Лейбница в связи с общим его мировоззрением. В первом полугодии анализировались “Избранные сочинения Лейбница” в русском переводе, во втором – “Новые опыты” на немецком языке.

    В 1910 г. предметом практических занятий было систематическое изучение и критика очерков психологии Гефдинга и психологии Джемса , в 1911 г. – изучение и критика очерков психологии Эббингауза.

    Большой заслугой преданного науке профессора стало образование в академии в 1900 г. Студенческого Психологического Общества, председателем которого он и стал. Общество осуществляло свою деятельность с 1900 г. до 1906 г. включительно.

    В конце XIX – начале XX вв. в духовных академиях возникают студенческие общества и кружки. Особенностью данного явления является тот факт, что большинство кружков возникало по инициативе самих студентов, но находилось под непосредственным руководством академических профессоров.

    Что касается Санкт-Петербургской духовной академии, то здесь она является лидером, а в каком-то смысле и катализатором, способствовавшим возникновению подобных кружков и в других академиях.

    Многие студенты принимали самое активное участие в работе обществ и кружков, где они учились практически применять полученные на лекциях теоретические знания. Именно наличие многочисленных кружков во всех четырех духовных академиях, по мнению некоторых современников и исследователей, привело к тому, что по уставу 1911 г. в учебный процесс были введены практические занятия.

    В ноябре 1900 г. при Санкт-Петербургской духовной академии ввиду повышенного интереса студентов к психологии было образовано Студенческое психологическое общество.

    Учредительное собрание студенческого психологического общества состоялось 27 ноября 1900 г. Инициатором образования общества был XL курс академии, поскольку из всего числа членов учредителей общим количеством 29 – 20 были студенты именно этого курса. Председателем был избран профессор по кафедре психологии В. С. Серебренников. Первоначально, в количестве 29 членов, оно скромно занялось изучением курса психологии по Снегиреву, Вундту, Спенсеру, Джемсу, Сели, Бэну и др.

    Академическое начальство не только благословило деятельность общества, но и выделило денежное пособие на приобретение необходимых книг, чем положено было основание специальной библиотеке. Со временем деятельность Общества становилась все оживленнее. “Собрания его сделались гораздо многолюднее; среднее число посещений в первый год существования Общества равнялось 20, во второй – 37, а в третий – 52” .

    Активный интерес к заседаниям Общества проявляли не только студенты, на них постоянно присутствовали и преподаватели, одно из них посетил и ректор академии. Кроме того, "полезная деятельность Общества, засвидетельствованная Преосвященным Ректором, обратила на себя милостивое внимание Высокопреосвященного Владыки", который ее одобрил и благословил .

    С 27 ноября 1900 года по 27 ноября 1902 г. было 36 заседаний Студенческого психологического общества, на которых было прочитано и обсуждено 39 рефератов. По характеру докладов деятельность Общества состояла из двух стадий. В первый учебный год Общество, согласно желанию своих членов, занималось изучением психологии в узком значении этого слова: занятия Общества носили характер совместного, под руководством председателя, изучении полного систематического курса психологии. При этом в основу был положен курс проф. Снегирева, который дополнялся и работами Вундта, Гёфдинга, Джемса, Спенсера и др. Вот основные темы докладов первого года: "Субстанциональность души", "Экспериментальная психология", "Роль самонаблюдения в психологии", "Отношение психологии к философии", "Основные элементарные душевные состояния по Снегиреву", "Основные душевные процессы по Снегиреву", "Различение субъекта и объекта и происхождение идеи "я"", "Образование идеи внешнего", "Явление сердечной деятельности, или чувствования по Снегиреву", "Свойства и классификация чувствований", "Аффекты по воззрениям Снегирева", "Религиозное чувство по Снегиреву", "Нравственное чувство", "Совесть", "Воля и произвольные движения, "Моменты волевого процесса" .

    Во второй год существования деятельность Общества существенно изменилась: из учебного психологического семинария оно превращается в ученое философско-психологическое общество. Вместе с тем и деятельность Общества сделалась значительно оживленнее, намного увеличилось число желающих вступить в его члены.

    Во втором году были написаны доклады на следующие темы: "Душевные способности", "Мысли Платона о воспитании в связи с вопросом о происхождении пороков (по Республике)", "Законы ассоциации и их объяснение", "Происхождение и природа инстинкта животных", "Единство сознания", "психология в ряду других наук и в жизни", "Творчество в его психологических основах", "Экспериментальные исследования Иоста и Стефенсен о памяти", "Физическое и умственное утомление в их взаимоотношении", "Экспериментальные исследования Мюллера и Пильзекера по вопросу памяти", "Природа нравственного чувства в связи с вопросом о его происхождении", "Происхождение языка".

    По примеру Санкт-Петербургской Духовной академии аналогичное студенческое общество было позднее основано и в Московской духовной академии.

    Общество очень оживленно функционировало и набирало обороты вплоть до начала 1906 г., когда, вследствие начавшихся в студенческой среде брожений, прекратило свое существование. Было проведено сравнительно много заседаний. Некоторые из докладов публиковались. “Психологическая библиотека” после закрытия общества осталась в кабинете по психологии – психологической семинарии – и к 1912 г. насчитывала до 750 томов на сумму более 1.000 руб. Она была образована в основном через пожертвования и небольшие академические субсидии .

    К 1901 г. общество провело 28 заседаний, на которых было прочитано и обсуждено 30 докладов, написанных почти исключительно на психологические темы. В “Христианском Чтении” были напечатаны некоторые доклады: В. С. Серебренникова “Лейбниц и Локк по вопросу о прирожденных идеях” и А. И. Сырцова “Учение проф. Снегирева о происхождении общих представлений и понятий”. Наиболее деятельное участие из преподавателей принимали Д. П. Миртов и В. Успенский.

    В 1902 г. состоялось 12 заседаний, прочитано 12 докладов. Две трети докладов были посвящены вопросам психологии – индивидуальной и общей; остальные доклады были написаны на темы из области этики и эстетики. Число членов возросло до 70. Заседания посещали ректор, инспектор, иеромонах Михаил, В. Успенский, Д. Миртов, И. Г. Троицкий, А. И. Пономарев. Были составлены и 3 января 1903 г. утверждены митрополитом правила общества.

    В 1903 г. число членов общества составило 75 человек. В 1903 г. состоялось 12 заседаний, на которых были прочитаны 11 докладов и выслушана речь студента В.Федотова о значении студенческого психологического Общества для самообразования и самовоспитания его членов.

    В том же 1903 г. на открытом торжественном заседании председатель общества проф. В. С. Серебренников, выясняя значение ученых студенческих обществ, говорил, что “в них не только крепнет молодая мысль, но и развивается важная в жизни солидарность интересов. Вы разойдетесь в разные стороны и будете жить в неодинаковых условиях: одному счастье улыбнется больше, другому меньше, но воспоминания о совместных занятиях всегда будут говорить вам, что все вы – дети одной семьи” .

    В 1904 г. в обществе состояло 75 членов, были проведены 9 очередных заседаний и одно годичное. В 1905 и 1906 г. состоялось всего по три заседания.

    Согласно принятым и утвержденным 3 января 1903 г. митрополитом Санкт-Петербургским Антонием “Правилам занятий Студенческого Психологического Общества при С.-Петербургской Духовной Академии”, общество: “§ 1. Имеет целью изучению Психологии и связанных с нею философских наук. § 2. Для достижения этой цели Общество устраивает очередные занятия, на которых читаются и обсуждаются доклады на психологические и философские темы… § 4. Общество находится в ведении Ректора Академии на общих основаниях, непосредственное же руководство Обществом принадлежит одному из профессоров Академии, изъявившему на то свое желание, с согласия Ректора Академии”.

    Согласно принятому порядку управления делами общества, всеми делами этой студенческой организации занимается собрание действительных членов и совет. Совет Общества состоял из председателя, которым является председатель общества, и избираемых общим собранием из действительных членов сроком от одного до трех лет: товарища председателя совета, секретаря, библиотекаря, распорядителя по устройству заседаний и членов совета.

    В действительные члены общества избирались студенты академии, давшие обязательство принимать деятельное участие в составлении и обсуждении докладов и вносить на нужды и библиотеку общества по 65 к. в год. Именно общее собрание должно было выбирать темы на предстоящий учебный год, которые должны быть одобрены профессором и утверждены ректором академии. Далее темы распределялись между действительными членами, определялась очередь докладов.

    Каждый действительный член был обязан составить за время пребывания в Обществе не менее одного доклада и прочесть его на очередном заседании. У каждого докладчика были свои ассистенты, которых он первыми за неделю до заседания знакомил с тезисами и содержанием своего доклада и указывал им литературу вопроса. Задача ассистентов сводилась к тому, чтобы обсудить положение доклада и на заседании представить свои замечания и возражения.

    Как было отмечено, у общества имелась своя библиотека. Предполагалось, что в случае закрытия Общества, имущество его переходит в собственность библиотеки-читальни студентов Санкт-Петербургской духовной академии.

    9 апреля 1904 г. состоялось открытое собрание общества в конце учебного года. Секретарь общества Смирнов И. А., по окончании прений, прочитал годовой отчет о деятельности студенческого общества. Было отмечено, что деятельность студенческой организации не пустая затея, а серьезное дело, т.к. деятельность психологического общества при СПбДА обратила на себя внимание специального русского журнала “Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма”, в котором систематически печатались отчеты о заседаниях общества.

    Епископ Сергий (Страгородский) отклонил от себя честь первого покровителя общества. “Общество ваше, напомнил он, возникло при моем предшественнике преосвященном Борисе, всегда горячо сочувствовавшем ему. Я же могу пожелать, чтобы вообще процветала наша академия, чтобы умножались в ней ученые студенческие общества для всех отраслей академического преподавания, в особенности богословские: возникновение их – доказательство внутренней жизни академии, и чтобы в частности ваше Психологическое Общество не прекращало своей симпатичной деятельности, а все более крепло и развивалось” .

    О содержании студенческих работ и их сочинениях могут служить отзывы, написанные профессором В.С. Серебренниковым:

– отзыв о сочинении студента Владимира Успенского на тему: “Природа чувствований по изображению псалмопевца и других священных писателей” // ЖЗС СПбДА за 1897-1898 учебный год. СПб., 1899. С. 217-218;

– студента Леонида Окромешко на тему: “Целесообразность инстинктивных действий животных, как доказательство промысла Божия о сохранении тварей” // ЖЗС СПбДА за 1898/99 учебный год. СПб., 1905. С. 260;

– студента Григория Васильева на тему: “Взгляд Утилитаристов нового времени на происхождение бескорыстной любви и критическая оценка этого взгляда” // ЖЗС СПбДА за 1900-1901 учебный год. СПб., 1901. С. 312-313;

– Анатолия Сырцова на тему: “Учение Лейбница о связи души с телом и критическая оценка этого учения с христианской точки зрения” // ЖЗС СПбДА за 1902-1903 уч. год. СПб., 1903. С. 333-334;

– Ивана Щекинова на тему: “Учение Спенсера о происхождении бескорыстной любви и критическая оценка этого учения с христианской точки зрения” // ЖЗС СПбДА за 1902-1903 уч. год. СПб., 1903. С. 334-335;

– Нила Малаха на тему: “Теория психофизического параллелизма и ее критическая оценка” // ЖЗС СПбДА за 1909-1910 учебный год. СПб., 1910. С. 526-529;

– Николая Коновалова на тему: “Экспериментальная педагогика пред судом христианства” // ЖЗС СПбДА за 1910-1911 учебный год. СПб., 1911. С. 417-418;

– Владимира Мантыцкого на тему: “Теория психофизического параллелизма Вундта и ее критическая оценка” // ЖЗС СПбДА за 1910-1911 учебный год. СПб., 1911. С.441-443. Арсения Сербского на тему: “Прагматизм В.Джемса, как философское и религиозное учение (изложение и критика)” // ЖЗС СПбДА за 1910-1911 учебный год. СПб., 1911. С. 531;

– Василия Хотьковского на тему: “Стыд, его происхождение и развитие” // ЖЗС СПбДА за 1910-1911 уч. г. СПб., 1911. С. 561-562;

– Михаила Григорьева на тему: “Основы психологии Т. Липпса и их критическая оценка с точки зрения христианского учения о душе человека” // ЖЗС СПбДА за 1911-1912 учебный год. СПб., 1912. С. 253-254;

– Владимира Лебедева на тему: “Психофизический параллелизм Гефдинга и его критическая оценка” // ЖЗС СПбДА за 1911-1912 учебный год. СПб., 1912. С.300-301;

– Владимира Назаретского на тему: “Психологические воззрения Вюрцбургской школы и их критическая оценка с точки зрения христианского учения о душе человека” // ЖЗС СПбДА за 1911-1912 уч. г. СПб., 1912. С. 313-314;

– Михаила Курневича на тему: “Психологические воззрения Рибо и их критическая оценка с точки зрения христианского учения о душе” // ЖЗС СПбДА за 1913-1914 учебный год. СПб., 1916. С.492-493;

– Александра Попова на тему: “Современные направления в учении о бессознательной душевной жизни и их критическая оценка с точки зрения христианской психологии” // ЖЗС СПбДА за 1913-1914 учебный год. СПб., 1916. С. 532-533;

– Евгения Сабинина на тему: “Новейшие психологические исследования мышления без слов и их значение для христианской апологетики” // ЖЗС СПбДА за 1913-1914 учебный год. СПб., 1916. С.536-537 .

С 31 мая по 4 июня 1906 г. в России проходил Первый Всероссийский съезд по педагогической психологии. Внушительный по количеству делегатов (около 400 человек), съезд собрал психологов и педагогов со всех уголков России. На нем присутствовали и делегаты от Санкт-Петербургской, Московской и Киевской духовных академий, что показывает наличие особого интереса к психологии в духовных школах того времени.

В советский период преподавание психологии в духовных школах прекратилось.

Интересно обращение к ректору Московской Духовной академии в 1975 г. старца, иеросхимонаха Сампсона (Сиверса):

    "Ваше Высокопреподобие о. Протоиерей! очень жаль, выражу я, грешнейший и убогий ученостью, что на лекциях по нравственному богословию, т. е. по аскетике (которая с некоторых пор не читается и не преподается в нашей Духовной Академии) не введен предмет “православная психология”, который анализировал бы психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, и невольно бы научал пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, и смог бы наглядно-убедительно приводить к покаянию, т. б. которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха, т.е. оплакивания, ненависть до проклятия их и страха воспоминания их соделанного, с надоедливой мольбой о прощении их, помощи не повторять, ненавидеть, и волю от сердца уметь приносить противоположное дело бывшему оплаканному греху. Вот тогда только будет покаяние (как св. Златоуст требует).

Вот тогда будет пастырство, т.е. проповедничество покаяния.

Только тогда священник может сказать о себе: я удостоился быть пастырем, или: я удостоился величайшей чести на земле быть пастырем.

Ваш недостойный богомолец и младший собрат

Иеромонах Сампсон” .

В этом письме фактически сформулирован смысл и задача преподавания психологии в Духовных школах.

Какова ситуация с преподаванием психологии в настоящее время в Духовных школах?

Ответу на этот вопрос посвящена диссертация Ирины Анатольевны Подоровской “Психологические особенности преподавания психологии в православной духовной семинарии”, защищенная в 2001 г.

    И. А. Подоровская пишет, что предметы психолого-педагогического цикла включены в учебный план духовных школ для более эффективного осуществления священнослужителями социально-педагогической деятельности. Она отмечает также, что введение курса психологии в духовные школы встречает ряд объективных трудностей. Она выделяет три концептуальных подхода, существующих в преподавании психологии в духовных школах в настоящее время:

1) содержанием курса является святоотеческая психология, т. е. христианская антропология и святоотеческая аскетика, при этом происходит дублирование ряда богословских дисциплин (Тобольская духовная семинария);

2) содержанием является светская психология без учета специфики учебного заведения, при этом игнорируется методологическое и антропологическое несоответствие светской и святоотеческой психологии (Православный Свято-Тихоновский богословский институт);

3) преподавание близкого к академическому курса светской психологии с учетом специфики учебного заведения – соотнесение теоретического и практического материала психологии с теми знаниями, которые студенты получают при изучении богословских дисциплин, а также учета практических потребностей будущей профессиональной деятельности (Самарская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия и семинария) .

По данным исследования И. А. Подоровской около 30% священнослужителей отмечают важность знаний по психологии, а 20% – по психиатрии и педагогике.

Аналогичные данные получены в диссертационном исследовании кандидата богословия А. Мояренко: около 60% священнослужителей считают полезными знания по возрастной психологии и коммуникативной культуре .

Таким образом, сделаем основные выводы нашей работы:

– в исторической ретроспективе можно отметить интерес и позитивное отношение к психологическому знанию в духовным образовании дореволюционной России;

– в настоящее время существует достаточно выраженная потребность преподавания психологии в духовных академиях и семинариях; некоторые вопросы возникают о форме и способе этого преподавания: либо делать это только в контексте христианской антропологии и святоотеческой аскетики, либо в секулярной форме, либо в смешанном варианте, давая все многообразие современных психологических учений, но с критикой имеющихся в них восточно-религиозных или оккультных тенденций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

СЕРЕБРЕННИКОВ Виталий Степанович

(18 апреля 1862-?)

Доктор богословия, ординарный профессор по кафедре психологии. Окончил Вятскую духовную семинарию (1882) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1886). С 26 сентября 1887 – и. д. доцента кафедры психологии СПбДА. 8 марта 1892 (утвержден 30 марта) – магистр богословия (“Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности”). С 29 апреля 1892 – доцент, с 3 июня 1896 – экстраординарный профессор, с 3 ноября 1904 – и. д. сверхштатного ординарного профессора. 12 января 1909 – доктор богословия, с 26 апреля 1909 – сверхштатный ординарный, с 1 сентября 1909 – ординарный профессор. С 13 марта 1903 – член Учебного Комитета при Св. Синоде. Член совета Философского общества при Петроградском университете. 1919-1929 – профессор Петроградского университета по кафедре экспериментальной психологии, профессор Географического института, сотрудник Академии Наук. Консультант центральной психотехнической лаборатории Ленинградского института гигиены труда и техники безопасности в 1930-е годы.