ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТА Флоренская Т. А.

Вступая в диалог с собеседником, консультант признает в нем потенциальное духовное "Я"

Из этого признания следует, что он не может воздействовать на собеседника и управлять им, не нарушая гиппократовский принцип "Не навреди!" Глубина личности является тайной для него.

Личность собеседника в той или иной степени сама может раскрываться благодаря диалогическому контакту с консультантом.

Диалогический контакт возникает по мере принятия личности собеседника; принятие личности каждого основывается на убеждении в духовном достоинстве человека, независимо от его наличного состояния.

Другим условием диалогического контакта является сопереживание человеку в его наличных жизненных ситуациях – горестях и радостях: это контакт с наличным "Я" собеседника.

Если принятие личности на основе его духовного "Я" безусловно, то принятие наличного "Я" обусловлено оценкой его проявлений (консультант может не принимать такие проявления, как жестокость, лживость, преступность и т.д.). Эта оценка определяется универсальными общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.

Консультант может высказать в той или иной форме свою оценку или подвести собеседника к самостоятельной оценке своего наличного "Я" и его проявлений. Действенность такой оценки зависит от наличия диалогического контакта.

Тактическими условиями диалога являются эмпатическое внимание к собеседнику, говорящему о своих трудностях и проблемах, помощь в преодолении и снятии деструктивных переживаний (гнева, обиды, ревности, отчаяния и т.п.), предоставление возможности собеседнику "выговориться", разделить его трудность и облегчить сочувствием и утешением.

Эмпатическое внимание способствует проникновению во внутренний диалог собеседника – диалог наличного "Я" и духовного "Я": их противоречие, борьбу, конфликт или стремление к согласию.

Достижение внутреннего мира, целостности личности собеседника возможно лишь благодаря примирению со своим духовным "Я", поэтому консультант в своих суждениях и оценках подтверждает голос духовного "Я", его правоту.

Занимая позицию духовного "Я" собеседника, психолог помогает ему осознать причину отрицательных переживаний, связанных с угрызениями совести: не успокаивает, а способствует более полному раскаянию.

Эмпатический контакт помогает говорить на языке собеседника, учитывая уровень его культурного и личностного развития, убеждения, мировоззрения и т.п.

Консультант должен исходить из конкретного запроса собеседника и, прозревая скрытые за ним мотивы, выявлять глубинные истоки этого обращения: духовные ценности не могут быть усвоены извне, но будучи общечеловеческими, могут пробудиться, актуализироваться в значимой для человека ситуации.

В проблемах духовно-нравственного характера консультант стремится помочь осознанию противоречия между духовным "Я" и наличным "Я", оставляя за консультируемым свободу выбора.

Сохраняя свою ролевую позицию, консультанту не следует вступать с собеседником в отношения личного контакта и равноправия – это разрушает творческий конструктивный диалог, создает и усугубляет проблемы "переноса". Необходимо вырабатывать позицию "вненаходимости" – отстраненности от пристрастного личностного отношения ради объективности и полноты восприятия собеседника и его ситуации.

"Вненаходимость" помогает консультанту "не увязнуть" в наличном "Я" собеседника, а помочь ему приблизиться к духовному "Я".

"Встреча" может совершаться на трех уровнях: эмоциональном, сознательном и духовном. Последний уровень содержит оба предшествующих и является вершиной диалога-"встречи".   Вот основные признаки состоявшегося диалога-"встречи".

Собеседники переживают чувство душевного контакта, радость общения, душевный подъем; вместо усталости – "второе дыхание".

Между консультантом и консультируемым возникает глубокое взаимопонимание, они находят "общий язык", понимают друг друга с полуслова.

Собеседники совместными усилиями находят разрешение проблемы; консультируемый принимает мысль консультанта как свою собственную.

В результате диалога с консультантом у собеседника пробуждается осознание своего духовного "Я": происходит "встреча" наличного "Я" и духовного "Я".

 

Приводится по изданию:

Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001.