ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПСИХОЛОГУ Флоренская Т. А.

Эти вопросы можно задать самому себе или своим коллегам. В них заключается основное содержание книги.

I

Видите ли вы свою задачу в том, чтобы диагностировать и скорректировать личность?

Связываете ли вы успех в своей работе с усовершенствованием методов психодиагностики и психокоррекции?

Считаете ли вы, что от прогресса в развитии технологии психодиагностики и психокоррекции зависит возможность психологического проникновения во внутренний мир личности?

Думаете ли вы, что психолог должен руководствоваться, в первую очередь, объективными показателями?

Складывается ли у вас цельный образ личности из совокупности объективных показателей?

Какова роль вашего внутреннего опыта и интуиции в постановке диагноза и коррекции личности?

II

Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь человеку самоактуализироваться?

Относитесь ли вы к своему клиенту как к равноправному собеседнику?

Разделяете ли вы принцип "безусловного принятия" собеседника?

Способны ли вы к такому принятию любого человека (в том числе лжеца, негодяя, преступника и т.п.)?

Высказываете ли вы в общении с клиентами свои нравственные оценки их поступков?

Разделяете ли вы идею "относительности" добра и зла?

Считаете ли вы, что все возможности человека должны актуализироваться?

Не вступает ли ваш клиент в панибратские отношения с вами?

Сопереживаете ли вы всему тому, что выслушиваете?

Испытываете ли вы чувство усталости и душевного истощения в общении с клиентами?

Говорит ли ваш опыт о возможности вполне понять человека путем вчувствования в его внутренний мир?

Забываете ли вы себя в общении с собеседником?

Знакомо ли вам чувство открытия за внешним обликом человека совсем иного Лица: Лика, очищенного от всего случайного и затемняющего эстетически целостный образ?

Если "да", проявляется ли это Лицо в процессе вашего общения с человеком?

Отвечают ли вашему уму и сердцу понятия наличное "Я" и духовное "Я"?

III

Видите ли вы свою задачу в том, чтобы помочь пробуждению в человеке его "духовного Я"?

Различаете ли вы во внутренней речи собеседника голоса наличного "Я" и духовного "Я"?

Если "да", поддерживаете ли в общении голос духовного "Я" собеседника?

Помогаете ли вы человеку, находящемуся в конфликте со своим духовным "Я", осознать этот конфликт?

Стараетесь ли вы поддержать голос совести человека, если его душевный дискомфорт связан с нравственным нарушением?

Высказываете ли вы свою нравственную оценку поступков собеседника?

Если "да", какими критериями вы руководствуетесь?

В ситуации такой нравственной оценки не нарушается ли ваш контакт с собеседником?

Не распространяется ли оценка поступков человека на ваше отношение к его личности?

Не является ли такого рода оценивание "навязыванием" человеку вашей точки зрения?

Часто ли вы слышите от консультируемых радостный возглас: "Я и сам так чувствую (думаю и т.п.)"?

Различаете ли вы "моральный" и "нравственный" уровни оценивания поступков?

Сохраняете ли вы свою позицию в диалоге?

При осознании собеседником нравственной альтернативы не мешаете ли вы его свободе выбора?

Испытываете ли вы чувство сопереживания собеседнику?

Если "да", относится ли оно преимущественно к наличному "Я" или к духовному "Я" собеседника?

Сопереживая состояниям наличного "Я" человека, не "увязаете" ли вы в них?

Способны ли вы "отстраиваться" от негативных душевных состояний собеседника, смотреть на них "со стороны"?

В ситуациях эмоциональных "взрывов" протеста, недовольства, обвинений со стороны консультируемого удается ли вам сохранить душевное спокойствие и расположение к нему?

Если вам удается сохранить позицию объективности и беспристрастности, не нарушает ли это ваш контакт с консультируемым?

Не вырабатываются ли у вас определенные стереотипы в работе, "классификации" случаев, готовые фразы и афоризмы?

Предпочитаете ли вы творческий процесс, "экспромт" проторенным путям?

Стремитесь ли вы подвести собеседника к найденному вами решению его проблемы?

Является ли для вас процесс консультирования драмой с неизвестной развязкой?

Часто ли ваши собеседники приходят к разрешению жизненных проблем самостоятельно?

Часто ли такие самостоятельные решения бывают неожиданными для вас?

Возникает ли у вас чувство превосходства над своими собеседниками?

Обогащает ли вас духовно общение с вашими собеседниками?

Меняется ли характер и стиль вашей речи от одного собеседника к другому?

Если "да", являются ли эти изменения преднамеренными или спонтанными?

Находите ли вы контакт с людьми различных мировоззрений и религиозных исповеданий?

Не возникает ли у вас соблазн скорее "продвинуть" собеседника в духовном плане, "просветить" его?

Внимательны ли вы к конкретному "запросу" консультируемого, пусть самому незначительному с вашей точки зрения?

Возникают ли у вас личностные взаимоотношения с консультируемым (симпатии, привязанности, дружбы и т.д.)?

Характерны ли для вашей деятельности проблемы "переноса"?

Если "да", как вы разрешаете эти проблемы?

Что более характерно для вас: эмоциональный контакт с собеседником или контакт в плане сознания и сотворчества?

Испытываете ли вы в процессе общения с консультируемым творческий подъем, воодушевление?

В конце рабочего дня (сеанса) вы чувствуете усталость или бодрость?

Уверены ли вы в том, что нашли свое призвание в работе практического психолога?

Приводится по изданию:

Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: ВЛАДОС, 2001.