Доклад на тему: «Опыт христианской психологии в трудах свт. Феофана Затворника» Рождественские Чтения Москва 2012 г. Ткачев Роман , ст. МДА

  «Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» [1] , — пишет свт. Феофан.

    По его мысли, задача психологии — определить значение человека и значение его способностей . Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его способностей[2]. Для православного сознания вопросы исследования христианской психологии представляют живой интерес, а способ их решения имеет вневременное значение; этим и определяется их актуальность. Мы видим, что в современном мире намечаются устойчивые тенденции развития психологии на христианских, богооткровенных истинах, чему подтверждением является существование объединений православных психологов [3] , проведение конференций, семинаров, написание научных работ и статей на эту тему. В сложившейся ситуации становится актуальным и необходимым развитие христианской психологии, которое, в свою очередь, не возможно без положительного осмысления достижений в этой области.

    Цель данной работы — раскрыть учение свт. Феофана о христианской психологии. В нашу задачу входит изучение и анализ основных писаний Вышенского Затворника, раскрывающих интересующую нас тему, а также анализ трудов исследователей, подвизавшихся на поприще изучения письменного наследия Преосвященного Феофана. Известно, что особый интерес к психологии и философии у Георгия Говорова проявился еще во время обучения в семинарии[4] .

    Будучи иеромонахом, свт. Феофан исполнял обязанности инспектора и преподавателя психологии и логики в Новгородской семинарии [5] . Безусловно, его воспитательская и преподавательская деятельность способствовала увеличению интереса и осмыслению вопросов психологии. Исследователи жизни Святителя также отмечают, что преподавательская деятельность иеромонаха Феофана в Петербургской духовной академии строилась на аскетическом и психологическом опыте.

    Источниками его лекций на кафедре пастырского и нравственного богословия служили Священное Писание, труды святых отцов, жития святых и пособия по психологии [6] . В одном из писем к Н. В. Елагину Вышенский подвижник рассказывает о сочинении своего товарища по академии прот. Стефана Кашменского, которое было посвящено психологии святых отцов. Св. Феофан считал эту тему важной, но недостаточно изученной в богословии и плохо разработанной [7] . Таким образом, свт. Феофан является своеобразным первопроходцем в этой области. Необходимо отметить тот факт, что среди исследователей наследия свт. Феофана существует не безосновательное утверждение о влиянии на его творчество таких известных личностей, как проф. Федор Александрович Голубинский, Василий Николаевич Карпов, профессор Казанской духовной академии архимандрит Феофан (Авсенев) и др [8] .

    Анализируя труды свт. Феофана, можно с уверенностью утверждать, что его опыт христианской психологии основывается на учении о человеке в православной антропологии, аскетической практике, самонаблюдении святых подвижников, личном самонаблюдении и опыте светской психологии. Программа христианской психологии у свт. Феофана сводится к описанию состава человеческого естества с систематическим представлением способностей и назначения каждой из частей. Рассмотрим его программу в три этапа.

    Первый этап. Вышенский Затворник описывает состояние первозданного человека до грехопадения. Он рассматривает человека как малый мир, микрокосмос, совмещающий в себе все виды жизни, проявившиеся в его предшественниках по лествице творения [9] . Этот малый мир, по учению свт. Феофана, состоит из духа, души и тела. «Общее устройство природы человеческой, - пишет свт. Феофан, - определяется сочетанием разных сил его и способностей, и разных частей его состава» [10]. В первозданном человеке присутствует гармония и между составными частями естества, и между силами этих частей. По мысли исследуемого автора, «я» в человеке есть единство духа, души и тела. Все силы человеческой природы сосредоточены и собраны в его личности, в его «я». «Я <...> есть слияние и нераздельное единство всех сил...» [11] .

    Разбирая подробно составные части человеческой природы, он каждую пытается описать, дать отличительные признаки, определить ее задачи, показать ее место, раскрыть первоначальный замысел о ней. Так, например, пытаясь объяснить, что есть дух, святой затворник определяет его как силу [12], орган, страх или чувство [13] . Цель и назначение духа есть общение с Богом и миром духовным, управление душою и телом, а также посредничество в обожении всего состава человеческой природы [14]. Такой же разбор он совершает не только с составными частями человеческой природы, но и с каждой силой, присущей этой природе.

    Второй этап. Свт. Феофан в свое рассуждение о человеке вводит факт греха прародителей. Люди до грехопадения имели чистое сердце и доброе расположение воли, но через падение в них произошло «превращение». Способности и силы, которые были даны людям для познания Бога, после грехопадения были перенаправлены человеком на самого себя. «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовию...» [15]. Произошло серьезнейшее изменение в законе существования духа, души и тела, нарушилась иерархия управления и, как следствие, произошло изменение сознания человека [16]. Грех внес разлад между духом, душою, телом и силами, присущими им. Эти силы вышли из под контроля человеческого лица, они приобрели некую независимость и самоуправление относительно человеческого «я». Вышенксий затворник говорит, что человеческое «я» стало не действующее, а «действуемое», то есть не человек стал управлять своими силами, а человеческие силы стали управлять им [17]. Потеряв, таким образом, взаимную точку соединения, составные силы человеческой природы стали как бы конфликтовать друг с другом [18]. Результатом чего стало преобладание одной силы над другой с искажением деятельности последней.

    Например, свт. Феофан говорит, что когда преобладает сердце, то это положение сопровождается слабостью ума и непостоянством воли, то есть, человек с этим соотношением сил определяется как личность бесхарактерная и т.д.[19] В результате падения в человеческую природу была занесена тяга ко греху [20], через грех установилась власть духа злобы над человеком [21] . В мир вошла смерть [22] . Люди потеряли Бога, и внутри человека образовалась пустота, а вместе с ней неутолимая жажда и желание заполнить эту пустоту, отсюда, по мысли свт. Феофана, – происхождение стремлений и желаний. Человек ощущает неполноту своего существа, и именно это заставляет его искать предмет для восполнения себя. Более того, человек начинает считать благом все, что дает ощущение восполнения, даже грех [23] .

    Третий этап. Свт. Феофан говорит о необходимости врачевания человеческой природы через личный подвиг и действие Божие. Божественная благодать врачует «низвращение», в котором человек оказался по причине греха. Благодать, по мысли свт. Феофана, восстанавливает в совести Божественные законы, изменяет и преобразует расположение воли, умиротворяет низшие пожелания. Все под ее воздействием должно стать на свое место, то есть прийти в состояние первоначального замысла Бога о человеке. Этот длительный процесс врачевания проходит в Церкви, в которой есть все необходимое для этого [24].

Таким образом, опыт христианской психологии свт. Феофана есть анализ описания человеческой природы в состоянии первозданного Адама, в состоянии после греха и во грехе, а также под благодатью. Преосвященный Феофан, во-первых, говорит об идеале и норме, к которой призван человек, а затем рассматривает состояние падшего человеческого естества с описанием последствий и, в завершении, излагает способ и возможности возвращения нормы бытия микрокосмоса, т.е. человека. Свт. Феофан в своих трудах раскрывается как прекрасный психолог и знаток религиозно-нравственной жизни. Он проникает вглубь души, созерцая и открывая нам законы бытия внутреннего потаенного человека.

    Психологические взгляды свт. Феофана не абстрактные размышления и не философский концепт. Это живое богословие о душе, построенное на основе святоотеческого аскетического опыта, и цель этого богословия – спасение человека и приготовление его для вечности.

Примечания:

1. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. - М.: Правило веры, 2008. С. 352.
2. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_... (дата обращения 18.01.2012г.).
3. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
4. Алексей Бурцев, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. - Сергиев Посад, 2005. С. 42.
5. Лизунов С. В. Жизнеописание святителя Феофана.// Православное книжное обозрение. Спецвып. Март 2011. С. 11.
6. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. - Киев. Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. С. 40.
7. Там же. С. 155.
8. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря// статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
9. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. - М.: Правило веры, 2008. – С. 197.
10. Там же. С. 196.
11. Там же. С. 196.
12. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. - М.: Благовест, 2010. – С. 239.
13. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – С. 320.
14. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. - М.: Правило веры, 2008. – С. 198.
15. Там же. С. 386.
16. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря // статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm (дата обращения 18.01.2012г.)
17. Феофан Затворник, свт,Толкования ап. Павла послание к римлянам. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvornik.Tolkov... (дата обращения 18.01.2012г.)
18. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2009. – C. 443.
19. Там же. С. 443.
20. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. - М.: Правило веры, 2008. – С. 268.
21. Там же. С. 269.
22. Там же. С. 231.
23. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. - М.: Правило веры, 2008. – С. 385.
24. Там же. С. 424.

Библиография.

1. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Краткий очерк по аскетике. - Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2009. - 318 с.
2. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. - М.: Правило веры, 2008. - 462 с.
3. Феофан Затворник, свт. Последование за Господом. Письма к разным лицам. - М.: Благовест, 2010. - 622 с.
4. Феофан Затворник, свт,Толкования ап. Павла послание к римлянам. URL: http://www.paraklit.org/sv.otcy/Feofan_Zatvornik/Feofan_Zatvornik.Tolkov... (дата обращения 18.01.2012г.).
5. Феофан Затворник, свт. Письма о духовной жизни. — Спб., 1872. Репр.: М., Правило веры, 1998. - 356 с.
6. Феофан Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? — Ленинград, 1991. — 234 с.
7. Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. URL: http://azbyka.ru/nravstvennost_i_duhovnost/feofan_zatvornik_nachertanie_... (дата обращения 18.01.2012г.).
8. Феофан Затворник, свт. Православие и наука. Руководственная книга изречений и поучений. Составитель Феофан (Крюков). - М.: Даниловский благовестник, 2009. - 678 с.
9. Бурцев Алексей, свящ. Эпистолярное наследие святителя Феофана Затворника. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. - Сергиев Посад, МДА, Кафедра Богословия, 2005. - 122 c.
10. Георгий (Тертышников), архим. Жизнь для Бога и для людей. Жизнь и деятельность святителя Феофана (Говорова) Затворника. - Киев: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святого Льва папы Римского, 2002. - 196 с.
11. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. В 2-х книгах. Сост. Георгий (Тертышников), архим. Книга 1. Буквы «А-К». - Рязань: «Зерна», 2003. - 546 с.
12. Смирнов И.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. - Шацк: Типография Н. И. Купленского и Е. И. Рогачева, 1905.-350 с.

13. Православие и психология, научно-религиозный семинар Свято-Данилова монастыря, статьи по проблемам семинара. URL: http://seminar.msdm.ru/Home/002.htm