Плач как целостный антропологический феномен Иеромонах Николай (Дроздов)

Плач - это процесс, после которого происходит реальное как физическое, так и духовное изменение в нашем естестве, хотим мы этого или нет. Является ли это просто проявлением физиологических свойств нашего организма или психологическим всплеском эмоционального напряжения? Наверное, нельзя с точностью ответить на этот вопрос, поскольку и первое, и второе, а также и духовная составляющая являются неотъемлемой частью целого. В жизни абсолютно каждого человека после пролития слёз происходят какие-то изменения, будь то в плохую или в хорошую сторону. Вспомним минуты после неудержимого всепоглощающего плача, время, когда мы можем здраво рассуждать о произошедшем и делать соответствующие адекватные выводы.
«Как после проливного дождя, - говорит свт. Иоанн Златоуст, - воздух делается чистым, так и по пролитии слез настаёт тишина и ясность, и мрак греховный исчезает». 
Человек является единственным творением Божиим на этой земле, которое может плакать для выражения своих эмоций. Часто нам кажется, что плач - это лишь обыденное, простое действие. Мы пытаемся расценивать его как некое эмоциональное сотрясение, выражение горя, печали, обиды, либо радостных чувств, либо в качестве составляющей ритуальных и культурно-театральных действий. Одновременно существует и другой плач, выделенный святыми отцами в отдельную группу, - это плач духовный, покаянный плач. 
Благодаря современной науке мы можем с точностью сказать, что слёзы могут в себе нести много информации о нашем организме и здоровье. И в данной работе попытаемся выяснить, когда, каким образом происходит плач, как он влияет на нашу с вами обыденную жизнь. И нужно ли плакать?
С физиологической точки зрения слеза - это жидкость, являющаяся продуктом деятельности слёзных желез млекопитающих. Слеза состоит из трёх слоёв: жирового , водяного и муцинного . Благодаря жировому слою происходит растяжение слезы по всей поверхности. Так образуется защитная оболочка в виде микроскопической плёнки вокруг глаза. Также благодаря липидному слою образуется и гладкая поверхность, что обеспечивает глазу четкость изображения. При нарушениях в этом слое происходит неравномерное растекание слезы, что отрицательно влияет на качество изображения и приводит к сухости оболочки глаза, что, в свою очередь, становится причиной ухудшения зрения. Эти процессы можно соотнести и с духовной жизнью: когда наше духовное зрение – совесть - загрязняется, притупляется и, одурманенная грехом, не даёт чёткого изображения реальности, тогда происходит то же, что и со зрением, - наносится ущерб нашему здоровью как физическому, так и духовному. И если мы не приступим к лечению в лечебнице души и тела, то вполне возможно, что следующий шаг для нас может оказаться последним. 
Омывая и смачивая внешнюю поверхность глазного яблока, а также конъюнктиву , они выполняют для глаз защитную функцию, удаляя с поверхности роговицы посторонние частицы и бактерии, а также отмершие клетки. Увлажняя внутреннюю поверхность век, слезы смачивают их и не дают травмировать глаза при моргании. Медицинская энциклопедия указывает, что в сутки у человека выделяется 0,51 мл слез, а в год организм человека в зависимости от пола и возраста вырабатывает почти целый стакан слёз.
Интересно ознакомиться и со следующими данными.
Статистика плача
Учёные подсчитали, что 74% женщин и 20% мужчин проливают слёзы по поводу и без него 2 - 3 раза в месяц. 36% женщин и 26% мужчин проливают свои слёзы от боли, как от физической, так и от эмоциональной. 41% женщин и 22% мужчин проливают свои слёзы от любви и всех связанных с ней переживаний. У рыдающего человека задействованы 43 мышцы лица, тогда как у смеющегося – всего 17 . Мужчины плачут гораздо меньше, чем женщины, и это связано в большей степени с такими факторами, как более сдержанное эмоциональное состояние или внушаемая современным обществом негативная оценка плачу. Это вредит им, поскольку со временем эмоции скапливаются внутри и портят психологическое и душевное состояние, из-за чего, по мнению некоторых исследователей, мужчины живут меньше .

По нашему мнению слёзы можно подразделить на механические, искусственные, эмоциональные и духовные.
Механические слёзы необходимы нам для увлажнения и очищения глаз от внешних негативных воздействий, так как слизистая оболочка очень тонкая и нежная. Без обильного увлажнения она быстро пересыхает и может повредиться, что повлечет за собою ухудшение зрения и, соответственно, здоровья. Буквально при каждом моргании наших век, слёзные железы выделяют достаточное количество слёз, для нормальной функциональности работы глаза. 
Эмоциональные слёзы вызываются эмоциональными потрясениями и состояниями. Учёные доказали, что слёзы являются самым первым способом коммуникации человека с миром, неким механизмом воздействия на окружающих после его рождения, но не сразу, а лишь на 5 – 12 неделе. А это намного раньше, чем смех, который проявляется лишь на 5 месяце после рождения. Большинство учёных полагают, что для хорошего самочувствия, которое непосредственно влияет на наше здоровье, необходимо плакать. А многочисленные исследования показали, что люди с глазными болезнями, препятствующими нормальному выделению слёз при плаче, в большей степени подвергаются разрушению нервной системы, гораздо сложнее справляются с незначительными эмоциональными стрессами, что ведет к разрушению и старению организма. Плач является эмоциональной формой фортификации человека, которая позволяет ему защитить и обезопасить психику от разрушающего воздействия, причиняемого ему окружающей средой. У таких людей обычно повышено пото- и слюновыделение. 
Как правило, после плача человек приходит в спокойное и облегченное состояние, и, как считают некоторые исследователи в этой области, это связано в большей степени не с эмоциональной разрядкой, а с химическим составом слёз, которые содержат в себе гормоны стресса, которые во время эмоционального бума выделяются мозгом. Кроме того, вместе со слезами из организма выводятся и вредные вещества, которые являются раздражителями и стимуляторами стрессов .
Заметим, что слёзы, проливаемые от радости, от светлых чувств, так называемые «светлые» слёзы, отличаются и по структуре, и по солёности от слёз горестных, печальных. Эти вторые слёзы отличаются от солёности океанской воды всего на 9%, и они гораздо солёнее радостных слёз.
Искусственные слёзы
У людей с постоянно напряжённым рабочим зрительным графиком, например, программистов и водителей, а также у 20% людей старше 50 лет возникают проблемы со слёзовыделением, что, безусловно, влияет на их нормальную жизнь. Специально для тех людей, у которых слёзные железы не функционируют в полном объёме, британскими учёными из Оксфордского университета были созданы искусственные слёзы, которые в точности копируют слёзы человека по своему химическому, бактерицидному и питательному составу.
О слезах говорят и как о «живой воде».
Доказано, что слёзы имеют также особое свойство залечивать раны. Об этом знали наши предки-славяне ещё задолго до открытия медицины как науки. Например, у славян существовал такой обычай: замужние женщины собирали свои слёзы в сосуды и смешивали их с розовой водой, а далее этим составом смазывали раны, которые скорее заживали. Такими сборами также занимались женщины и в Древней Персии, и в Византии. Для них это чудесное заживление и врачевание более приписывалось к мистическим, нежели к физиологическим свойствам слёз, однако, напрасно, так как секрет этого заживления таится в лизоциме, который является антисептиком и обеззараживает бактерии, проникающие из внешней среды через рану. Именно поэтому во многих сказах и легендах слезам приписывают свойство «живой воды».
О духовных слезах мы скажем ниже.
Культура плача дохристианская по этнографическим источникам.
В различных народных традициях плач является не только естественным выражением горя, боли или радости, но также и формой ритуального поведения. Как пишет в своей статье исследователь С. М. Толстая, в Сербии, если родственник погибал на войне, умирал далеко от дома или пропадал без вести, тогда его близкие оплакивали его одежды, оружие или что-то, другое, принадлежавшее ему при жизни. Они верили, что умершие после смерти не получают прощения грехов, а слёзы в их представлении как раз смывают эти самые грехи. Славяне, проживавшие в восточной части России, считали, что умершие неоплаканными родственники с того света не будут помогать живущим родственникам. Также они считали, что чем дольше плакать по покойнику, тем меньше он будет мучиться на том свете. Слёзы для них являлись некоей жертвой, приносимой богам за умершего. И она должна была происходить с определенными ограничениями. Так за пролитием слёз скрупулезно следили, чтобы они не попадали на тело покойника, иначе от этого он станет «мокрым», а также «земля ему будет тяжела» . Также запрещалось оплакивать детей, особенно первенцев, так как на том свете они будут «купаться в слезах», а чрезмерный (правда, не указано насколько) плач по знакомому человеку приводит к тому, что его могила наполняется слезами, «гроб плавает в воде» . Кроме того, плакать можно в строго регламентируемое время: проливать слёзы нельзя после захода солнца, а также нельзя плакать после возвращения с кладбища, то есть после предания умершего земле. В Западной Украине есть даже предостережение на такой случай: «не звертай плач до дому» .
Существовали многочисленные техники и способы оплакивания покойника, с помощью которых плачущие просили умерших принять к себе нового члена и позаботиться об усопшем . Плач являлся неким почтовым ящиком в мир вечности. Так, например, у скобарей на Псковщине был известен так называемый плач «с кукушкой». Те близкие, кто хотел передать весточку или послание на тот свет, должны были, дождавшись весны, встретить кукушку-посланницу с того света, выйти в отдаленное безлюдное место, в поле или в лес, вырыть там ямку и выплакать в него то послание, которое они хотели передать умершему .
Существовал также ритуал плача невесты как неотъемлемый церемониал в достижении идиллии между будущими супругами. Со слезами прощалась невеста со своими родными, что предполагало её переход в новую стадию жизни: она прекращала ходить «в девках» и становилась полноценной женщиной .
В связи с календарным плачем в старинной русской традиции существовал так называемый Троицкий обычай «плакать на цветы». Именно такой плач был упомянут А.С. Пушкиным в поэме «Евгений Онегин», где говорится о патриархальной древней семье Лариных: «В день Троицын, когда народ, зевая, слушает молебен, умильно на пучок зари они роняли слезки три» ; также и у С.Есенина: «Я пойду к обедне плакать на цветы» Предполагалось, что это служит неким залогом на хороший плодородный посевной предстоящий год. Например, если во время Троицкого молебна окропить своими слезами небольшой пучок из берёзовых веточек, то в течение лета окрестные земли будут спасены от засухи .
Слёзы в представлении древних, конечно же, уподоблялись дождю. Так, например, в Полесском ритуале вызывания дождя женщины обращаются с призывом о ниспослании дождя к мифическому Макарке: «Макарко, сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!» К примеру, в польских сказаниях дождь идёт тогда, когда плачут небесные девы, слёзы их превращаются в обильные дожди, которые собираются в три самые крупные реки Польши. А болгарский фольклор повествует нам о том, что слёзы - это есть Богородичная слеза. В старинных русских представлениях дождь являлся как слезы, проливаемые святыми угодниками Божиими, которые плакали о грехах и беззакониях людей, живущих на земле. В фольклорном изложении о плаче мы можем встретить различные ситуации плача: кто-нибудь всегда проливал слёзы, будь то малое дитя, сирота безутешная либо мать, задавленная горем потери ребёнка или расставанием с ним, разлучённые влюблённые или скорбящие старики и старухи. Во множестве мы встречаем и плачущих животных, деревья и горы, моря и реки, тучи и небесные светила, плачут святые пророки, в пришедшем христианстве плачет Младенец Христос в Своих яслях, слезами обливается Матерь Божия над мёртвым Телом Своего Сына, плачет вся вселенная в страшный час смерти Христа .
Итак можно предположить что Плач являет связь, по выражению С.Б. Борисова, с фундаментальной потребностью человека в сопричастности с вечностью и в прикосновении к предметам человеческого бытия . Под понятием «делового» бытия у него подразумеваются взаимоотношения с этим миром, а также с миром загробным. 

Представление о плаче и слезах в Библии
В Священном Писании мы множество раз встречаем упоминания о рыданиях и слёзах, проливаемых во время плача. Лучше всего о плаче мы узнаём от пророка Давида, который проливал слёзы в одиночестве, проливал их, когда был отвергаем и любим, плакал от уныния, разочарования и бессилия. Потерпев поражение в битвах, он также проливал слёзы. Но ничто не могло сокрушить его сердце так, как содеянный и осознанный им грех.
Библейский плач можно разделить на несколько групп: 
- Оплакивания умерших;
- Плач от горя и скорби;
- Покаянный плач;
- Плач от безысходности и обиды;
- Плач раскаяния;
- Плач от любви;
- Плач от радости;
- Плач ропота и малодушия;
- Жалость к плачущему;
- Вознаграждение за плач;
- Религиозный плач;
- Религиозные песни и псалмы;
- Плач ради получения чего-то, плач надежды;
- Места плача;
- Плач в переносном значении;

Оплакивания умерших. 
В ветхозаветных текстах плач по умершим упоминается 29 раз, и ярким примером такого плача является горестный плач царя Давида о своём сыне Авессаломе. Как только он узнал о его смерти, то горько заплакал: «Сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18:33). Царь Давид очень сильно любил своего сына, его любовь была велика. Печаль Давида об Авессаломе была столь велика, что его воины начали было стыдиться своей победы, и Иоав, видя его печаль, сказал Давиду: «Сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее» (2 Цар. 19:6).
В Библии мы встречаем 29 упоминаний об оплакивании покойника, хотя бывали такие случаи, как история царя Иорама, которого не оплакивали по причине его нечестивой жизни (4 Цар. 9. 24-26).

Плач от горя или скорби.
26 раз в текстах Ветхого Завета мы встречаем плач, который происходит от горя или скорби. Пример такого плача - это рассказ о предательстве Авессаломом своего отца Давида. Давид, узнав от слуг, что состоялся заговор, приказал своим близким и слугам оставить Иерусалим и отправиться на гору Елеонскую. И, направляясь на гору, он горько плакал, и народ с ним. 
«А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали»(2Цар.15:30).

Покаянный плач.
В 21 главе третьей книги Царств рассказывается об Ахаве, царе Иудейском, который однажды сильно возжелал чужой виноградник. Когда он потребовал у владельца Навуфея подарить ему свой виноградник, то Навуфей ему отказал, сказав, что «невозможно ему отдать то, что является наследием отцов» (3 Цар. 21:3). Царь пришел домой опечаленный, лег, отвратился к стене и не хотел ни есть, ни пить. Тогда подошла к нему жена и спросила, почему он такой грустный, и, узнав причину, посоветовала ему не грустить и сама устроила так, что иудеи побили Навуфея камнями, при этом поставили двух ложных свидетелей, которые обвинили его в хуле на Бога и на храм. Когда Ахав узнал о смерти Навуфея, он опечалился, но все-таки пошел в виноградник, чтобы им завладеть. Тогда Господь послал пророка Илию, чтобы обличить его. Когда Илия объявил ему, что Господь накажет его, то Ахав воскликнул: «Нашел ты меня, враг мой!», то есть он осознал, что согрешил, и признал свою вину. Когда же Илия пригрозил ему, что за то, что он убил да еще вступил в наследство, псы полижут кровь его, Ахав начал плакать о грехах своих. Илия предсказал ему смерть, если тот не покается, такую же, какой умер Навуфей. После этого Ахав начал плакать, сокрушаясь, и ходить печально, благодаря чему Господь отменил приговор, оставив его в живых. 

Плач от безысходности и обиды.
Такой плач встречается 5 раз в Священном Писании. В качестве самого яркого его примера в Библии можно отметить историю с матерью пророка Самуила, Анной. Было время, когда Господь не давал ей потомства, и её соперница Фенанна постоянно издевалась и упрекала её в этом, а Анна плакала из-за этого и огорчалась. 
«Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала»(1Цар.1:7).

Плач раскаяния.
Событие, связанное с раскаянием царя Саула в том, что желал он смерти для Давида, видя в нём своего соперника. Но после того как Давид, ночью пробравшись в лагерь царя, вырезал край его одежды, не причинив при этом никакого зла самому Саулу, царь, раскаявшись, горько плакал.
«Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал»(1Цар.24:17).

Плач от любви.
История первой встречи Иакова и Рахили у колодезя, к которому Рахиль привела на водопой скот своего отца, является прекрасной иллюстрацией такого плача. Он встречается 2 раза.
«И поцеловал Иаков Рахиль и возвысил голос свой и заплакал» (Быт.29:11).

Плач от радости.
7 раз в Писании встречается плач, который происходил от переизбытка чувств радости о близких. Самой выдающейся историей служит встреча уже престарелого патриарха Иакова со своим потерянным сыном Иосифом в Гесеме.
«Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его» (Быт.46:28-30).

Плач ропота и малодушия.
Встречается также плач от ропота на судьбу. Странствование еврейского народа по пустыне является тому прекрасной иллюстрацией. 4 раза в текстах Ветхого Завета мы встречаем такие упоминания о плаче. 
«Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?» (Чис. 11:4).

Жалость к плачущему. 
Встречается также ситуация, когда проявили жалость к плачущим, например, в истории с обретением Моисея царицей Египетской, дочерью фараона, является хорошим примером такого плача.
«Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей» (Исх.2:6).

Вознаграждение за плач. 
Упоминания о вознаграждении за плач встречаются в Писании 4 раза. Примером может служить ситуация, которая возникла во время путешествия еврейского народа через пустыню. Народ сильно устал во время этого странствования и возроптал, воспоминая свою недавнюю, сытую жизнь в Египте.
«Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте, - то и даст вам Господь мясо, и будете есть!» (Чис.11:18).

Религиозный плач.
В Библии встречается 10 упоминаний о различных религиозных обрядовых плачах, например, плач старейшин собрания Израильского во главе с Моисеем перед входом в скинию. 
«И вот, некто из сынов Израилевых пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания» (Чис. 25:6).
Или другая разновидность религиозного плача: плач молодой девушки перед расставанием с девством. «И сказала отцу своему: сделай мне только вот что: отпусти меня на два месяца; я пойду, взойду на горы и оплачу девство мое с подругами моими» (Суд. 11:37).

Религиозные песни и псалмы.
Безусловно, самое большое количество упоминаний о плаче встречается в текстах с различными религиозными оттенками, каковыми являются псалмы, пророчества Господни, религиозные гимны и песни. В текстах Ветхого Завета такие упоминания встречаются 103 раза.

Плач ради получения чего-то, плач надежды.
6 раз в текстах упоминается о плаче, который употреблялся ради получения какой-то выгоды. Явный пример такого проявления плача мы встречаем в истории Самсона и его жены, когда она специально плакала и упрекала его, чтобы он пожалел её и открыл ответ на загадку, которую он загадал её народу. 
«И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю?» (Суд. 14:16).
Следующий пример открыто показывает нам то, что плакать люди могли не только побуждаемые своими чувствами, но также посредством силы воли и других средств, вызывающих слёзы. «И послал Иоав в Фекою, и взял оттуда умную женщину и сказал ей: притворись плачущею и надень печальную одежду, и не мажься елеем, и представься женщиною, много дней плакавшею по умершем» (2Цар. 14:2).

Места плача.
В ветхозаветных текстах также встречаются названия местностей, связанные с плачем. Как пример можно привести название места, где была захоронена Девора.
«И умерла Девора, кормилица Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал [Иаков] дубом плача» (Быт.35:8).

Плач в переносном значении.
Существуют и такие названия плача, которые воспринимаются аллегорически.
«И плакала вся земля громким голосом. И весь народ переходил, и царь перешел поток Кедрон; и пошел весь народ по дороге к пустыне» (2Цар. 15:23).

Православное представление о плаче и слезах сердечных, духовные слёзы.

Плач был присущ человеческому естеству с самого его сотворения, но не проявлялся до грехопадения человека, так как в раю для первых людей не было для него причин. Чувства, побудившие проявление слёз, появились вследствие грехопадения и осознания своего положения. Печаль, слёзы, страдание и смерть появились после того, как согрешили наши прародители. Господь сотворил человека в полноте своей счастливым, безгрешным и бессмертным по Образу Своему и по Подобию. 
Господь создал первых людей совершенными, но до их изгнании из рая в Адама и Еву вселился грех, который повлёк за собой неотвратимые последствия в человеческом естестве. Человеческая душа, пребывая в грехах, грубеет, ожесточается и постепенно гибнет. Но для того, чтобы воскресить её, смягчить, дать ей очиститься от заволакивающей её тьмы греха, необходимы слёзы, плач по грехам. Как дождь после долгодневной засухи необходим для растений, стремящихся к солнцу, так и плач способствует всякому человеку в стремлении к Солнцу Правды. Грех укоренялся в человеке и тем самым как бы разделял человека надвое, как об этом подробно говорил свт. Григорий Богослов: «Ибо два, точно два во мне ума: один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует всему худому. Один ум идет ко свету и готов покоряться Христу, а другой ум плоти и крови влечется во мраке и согласен отдаться в плен велиару» . Апостол Павел описал это состояние, говоря: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7. 15-19). Эту разобщённость в человеческой душе может уврачевать только один Бог, Своею Божественною благодатью через Святые Таинства Церкви Христовой, но лишь тем её членам, которые в нелицемерном покаянии обрели сердце смиренное и сокрушенное, которое, как отмечают многие святые отцы Церкви, невозможно снискать без слёз. Преподобный отец наш Симеон Новый Богослов говорил, что без умиленного сокрушения сердечного невозможно человеку «отсечь страсти» и «стяжать добродетели» . Как, скажем, нельзя без воды отстирать от грязи испачканные одежды, так и без слёз невозможно душу нашу омыть и очистить от греха. «Кто хочет отсечь страсти или стяжать добродетели, - пишет преподобный, - тому подобает паче всякого другого добра и подвига со всем усердием взыскать умиленного сокрушения, потому что без него никогда не увидать ему души своей чистою. Ибо как невозможно без воды вымыть грязную одежду, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез... Умиления сердечного можно достичь только посредством сокрушения и плача» .
Принято считать, что слёзы являются «царём и полководцем добродетелей» . Более того, отметим, что они являются одной из составляющих аскетического опыта святых отцов, фундаментальным материалом смирения, на котором зиждется истинное покаяние, откуда исходит деятельная духовная жизнь. «Одеянием Божества» характеризует преподобный Исаак Сирин смирение. Слезы у этого святого отца были неотъемлемой частью его духовной жизни. Необходимо отметить, что в древнесирийской письменности для обозначения монаха использовали термин abila, буквально переводимое как «плачущий» . Согласно этой сирийской традиции, монах – это тот, кто в первую очередь плачет о своих грехах и грехах всего мира. 
Преподобный Пимен Великий, наставляя свою братию, постоянно им напоминал о плаче, говоря, что без оного инструмента духовного и вовсе нет им хода в пути покаяния, так как он, т.е. плач, «преданный нам Писанием и Святыми Отцами» , является ключом, отверзающим нам сей узкий и сладостный путь, путь покаяния, путь плача духовного. Плач является средством, которое питает нашу молитву и хранит её как зеницу ока от всех навет вражиих. 
Святитель Димитрий Ростовский в своём труде «Алфавит духовный» писал, что человек должен плакать и каяться всю свою жизнь, так как плач есть великий дар, поскольку он омывает душу, очищает совесть, просвещает ум и расторгает грешные узы. «Потерявший и малую вещь смущается и весьма скорбит, а ты, потеряв свое Великое Отечество, нисколько не скорбишь об этом и не ищешь его! Во всю жизнь свою кайся, плачь и рыдай. Ибо плач омывает душу, убеляет всякое потемнение, очищает совесть, просвещает ум, расторгает грешные узы» .
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своём дневнике отмечал, что слёзы имеют такую силу, что могут очищать наше сердце от всякой скверны, а страдания нам необходимы для пролития слёз. «Слезы имеют силу очищать скверну сердца нашего, а страдания нужны потому, что через страдания спасительно стесняется греховная широта сердца, а от стеснения сердца всего легче льются слезы» .
В дневнике о. Александра Емельянчикова мы находим такие слова о необходимости проливать слёзы: «Слезы так значительны, потому что они потрясают весь организм. В слезах, в страданиях истекает наша плоть земная и рождается тело духовное, плоть ангельская. Тело духовное создается слезами, постом, бодрствованием» . Он пишет о том, что слёзы имеют такую великую силу, что способны очищать душу человека от всевозможной нечистоты и скверны. Они способствуют видению в себе грехов и сподвигают человека к ведению борьбы со страстями и похотями, обуревающими нашу душу. 
Некоторые из святых отцов даже считали, что слёзы являются крещением после крещения, и, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, даже большим, чем первое крещение.
И как бы не казались дерзки сии слова, в подтверждение им святитель Григорий Богослов указует нам на то, что это крещение слезами является тоже крещением, хотя и более «труднейшим», чем первое . «Слезное крещение, оно труднейшее, им крестится тот, кто измывает всяческую ночь ложе свое и постелю слезами (Пс. 6.7), кто плачет и сетует, кто подражает обращению Манассиину, смирению помилованных Ниневитян, кто произносит в храме слова мытаревы и оправдывается паче тщеславного фарисея, кто припадает с хананеянкой, просит человеколюбия и крошек — пищи самого голодного пса» .
Преподобный Ефрем Сирин в большинстве своих трудов, дошедших до нас, писал о сердечном сокрушении, которое однозначно должно было сопровождаться пролитием покаянных слёз. Святитель Григорий Нисский говорил о св. Ефреме как о человеке, который был проникнут постоянным глубочайшим чувством покаяния, что «непрестанно плакать для Ефрема было то же, что для других дышать воздухом» . Сам же святой всегда поучал, что «начало плача — познание самого себя» . 

Григорий Богослов полагает, что дар слез доступен каждому,однако требуется глубокая духовная проницательность , чтобы распознать природу слез.
Преподобный Исаак Сирин предупреждал, что слезы –это пограничное состояние между физическим и духовным. 

Необходимо иметь в виду, что как делания духовные могут иметь изощрённую и неверную основу, так и плач может иметь свое начало в самых различных низменных помыслах и чувствах. Святитель Игнатий Брянчанинов предупреждал о том, что слёзы могут быть заражены от тех же страстей, что обуревают душу человека. Преподобный Иоанн Лествичник писал ,что «слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения, подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы, такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Такие слезы во множестве и с особой легкостью проливаются людьми, преданными сладострастью, слезы, подобные слезам сладострастным, проливают находящиеся в самообольщении и прелести, льются обильно слезы из тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия. Наконец, проливает их злоба» . Происхождение слез преп. Иоанн разделял на несколько причин. «Значение слез, особенно у новоначальных, темно и неудобопонятно, они происходят от многих и различных причин: от естества, от Бога, от неправильной скорби и от скорби истинной, от тщеславия, от блудной страсти, от любви, от памяти смерти и от многих других побуждений. … С Богоугодным плачем часто сплетается гнуснейшая слеза тщеславия: и сие на опыте благочестно узнаем, когда увидим, что мы плачем и предаемся гневливости. …Если мы в тех, которые думают, что плачут по Богу, видим гнев и гордость, то слезы таковых должны считать неправильными. Кто слезами своими внутренне гордится и осуждает в уме своем неплачущих, тот подобен испросившему у царя оружие на врага своего и убивающему им самого себя. Часто бывает, что слезы надмевают легкомысленных, потому они и не даются некоторым .... Не верь слезам твоим прежде совершенного тобой очищения от страстей» . Также приведу покаянные слова отца нашего преподобного Исаака Сирина из его 68-го Слова, в котором святой в молитве обращается к Спасителю: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, плакавший над Лазарем и источивший над ним слезы скорби и сострадания, приими слезы горести моей, состраданием Твоим уврачуй страсти моя... Нет у меня болезнующего сердца, чтобы взыскать Тебя, нет у меня ни покаяния, ни сокрушения, которыми вводятся чада в собственное свое наследие. Нет у меня, Владыко, утешительных слез. Омрачился ум мой делами житейскими и не имеет сил с болезнью возвести к Тебе взор. Охладело сердце мое от множества искушений и не может согреться слезами любви к Тебе. Но Ты, Господи Иисусе Христе Боже, Сокровище благ, даруй мне всецелое покаяние и сердце неутомимое, чтобы всею душою приступить мне к взысканию Тебя». 
Мы можем во множестве проливать реки слёз, от отчаяния или безнадёжного положения, от одиночества или безуспешности, можем плакать о трудностях и невзгодах, можем также плакать и о переполняющей нас радости и любви, но никакое количество проливаемых нами этих мирских слёз не сможет дать нам жизнь вечную. Ибо существует лишь одна печаль, та, которая может отворить нам дверь, ведущую в жизнь вечную. Это печаль о Боге. Именно она ведёт нас к сердечному спасительному покаянию, без которого, как уверяют нас святые отцы Церкви, невозможно спасение. В восточно-христианской традиции есть еще один уровень слез – это слезы сострадания. Любовь и милость Господа о людях переполняют человеческое существо и даруют ему слезы, перерастающие в вечную сострадательную любовь к созданию Божию. 

Епископа Исаака Ниневийского спросили: «Что такое сострадающее сердце?» Он ответил: «Сердце, которое пламенеет так, что готово обнять весь мир, всякое творение – человека, птиц, животных и даже демонов. При воспоминании о них, при одном только их знаке, глаза такого человека наполняются слезами от великого сострадания, которое давит его сердце…» .
Покаяние, или дар слез, есть не состояние депрессии; это результат подлинного и внезапного внутреннего изменения, истинного чувства сожаления о грехе . Плачем можно заменить все дела покаяния. Это действительно самый универсальный способ и путь покаяния, ибо плакать могут все. Поститься могут не все, бдеть не у всех хватает сил, не у каждого есть ум на разумное чтение, а плакать способен каждый: и больной, и здоровый, и немощный, и крепкий, и ученый, и не ученый .

«Блаженны плачущие, яко тии утешатся», - в этих словах из Евангелия говорится не о тех слезах, которыми плачут обычные люди из-за обычных земных вещей, а о той скорби, которую переживают люди, оплакивая не Господне воздаяние за грехи, а то, что сделано по злобе человеческой, как писал свт. Папа Лев Великий (380-461) .
«Дар слез»- так говорят святые, чтобы ясно показать нам, что эти слезы сверхъественны по своему существу и что они не являются следствиями самих человеческих страстей и не связаны с какой бы то ни было попыткой человека вызывать их, так как это дар - «дар слез», «плач духовный», «слезы сердечные» - есть дар благодати Божьей человеку. Эти слезы проистекают без каких либо усилий, без напряжения, без резких всхлипываний или сокращений мышц тела. Это подлинный дар свыше, это «данный даром дар» и зависит он всецело и непосредственно от великого благоутробия Божия, подаваясь каждому подвижнику индивидуально.
Мы не так уж и часто плачем. Наше сердце огрубело, стало ожесточённым и редко поддаётся жалости и любви; слишком много происходит в мире страданий и горя, и это развивает в нас способность сдерживать плач. Необходимо что-то совершенно запредельное, такое несчастье, которое бы смогло прорвать нашу эмоциональную блокаду, и вот тогда мы сможем заплакать и оросить слезами нашу душу.
К великому нашему сожалению, многие считают слёзы признаком слабости, бесхарактерности и слабоволия, чрезмерной чувствительности, которая свойственна лишь женщинам, и поэтому в минуты тяжёлой скорби такие люди совершенно не дают места слезам и лишают себя тем самым душевного и психологического облегчения, которое приносит сладостный плач, о котором В. Жуковский сказал так: «И тихими слезами она заплакала - и все пред ней вдруг стало чище и светлей. Так сильно слез очарованье, когда прольет их в сострадании о человеке человек» .
Слезы во время молитвы — признак Божией милости, которой сподобилась душа в своем покаянии, признак того, что молитва принята и слезами начала входить на поле чистоты: «Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего, встал на стезю нового века, и начал обонять тот чудный новый воздух. И тогда начинает он источать слезы, потому что приблизилась болезнь рождения духовного младенца, так как... благодать поспешает таинственно породить в душе божественный образ для Света будущего века» .
Здесь мы можем видеть, что духовно опытный человек, достигший определённого духовного состояния, уже может получать и своеобразное духовное удовольствие, и радость от проливаемых им слёз. Это духовное удовольствие возрастает «из глубин нашего сердца, от внутренней скорби и печали, - пишет святитель, - слёз проливаемых единственно для Бога» .
А если человек достигает уверенности в том, что двигается в правильном духовном направлении и имеет сердце сокрушенное как критерий, по которому можно определить степень нашей искренности и глубину покаянного чувства к Богу, тогда пусть он плачет и о других, просит святитель: «Если же у тебя есть и уверенность в жизни, и готовность плакать, и сердце сокрушенное, и ещё не все слёзы ты выплакал о себе самом, то удели, – просит он, – и мне часть своих слёз: плачь о грехах брата» , что будет, безусловно, полезно для тебя самого.
Он также призывает к плачу не в те моменты, когда в нашей жизни возникают проблемы или нестроения, а именно тогда, когда душа наша предаётся греху: «Не тогда должно плакать, когда мы бедны, но когда грешим». 
И в заключение хотелось бы привести цитату святого Симеона Нового Богослова, которого называют самым плачущим отцом, а святитель Феофан Затворник утверждал, что с ним и самый неплаксивый заплачет . «Там, где ощущение духовной нищеты, там же и радостотворный плач, там вечно текущие слёзы, сию душу, их возлюбившую, очищающие и соделывающие ее совершенно пресветлой. Через это обновлённая душа, познавшая своего Владыку, начинает со старанием приносить добрые плоды и в иных добродетелях для себя самой и для Христа. И это естественно. Ибо она, непрестанно орошаемая слезами и охваченная плачем, всецело угасив источник гнева в себе, кроткая ничуть не подвергается раздражению, стремится же желать, изголодавшаяся и испытывающая жажду, научаться оправданиям Божиим… там, где много слёз, братья, соединенных с истинным познанием, там и блистание Божественного Света» .