ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ – В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ? ПРОБЛЕМА ЯЗЫКОВОЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ – В ЧЕМ ИХ ОСОБЕННОСТЬ? ПРОБЛЕМА

ЯЗЫКОВОЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

Зенько Ю. М.

Уважаемые коллеги, на нашем первом теоретическом семинаре "Православная психология и психотерапия – в чем ее особенность?" есть подтема: "Проблема языковой и концептуальной идентичности". Понятно, что проблем здесь более, чем достаточно. Поэтому я предложил бы здесь присутствующим в первую очередь определить, обозначить круг проблем православной психологии и психотерапии, включая даже правомерность их такого наименования (поскольку некоторые люди, в том числе и православные, просто вздрагивают, когда слышат словосочетание "православная психология" или "православная психотерапия").

По моему мнению здесь нужно обратиться к истории психологии и истории христианства. Когда в современной психологии пишут, что термин "психология" появился или в XVIII веке, или, в лучшем случае, в XVII веке, то это совершенно неверно. В христианстве, начиная с самых первых веков его существования, говорилось о душе и использовалось словосочетание "учение о душе", что и является буквальной калькой греческого слова "психология" ("психос" – душа, "логос" – слово, учение). Так что этими темами св. занимались, имеются специальные работы св. отцов по христианской антропологии и психологии, только к той психологии не прибавляли слово "православная", поскольку это и так подразумевалось. Так что, на основе всего этого можно обоснованно утверждать, что православная психология существовала с первых веков христианства и продолжает существовать и теперь.

Другое дело, что эта православная психология отличается по объему, тематике и методам и от современной академической психологии и от той православной психологии, которая формируется сегодня в психологической среде. Дело в том, что психологи часто, придя к Православию, вместо того, чтобы со смирением обратится к изучению уже существующей двухтысячелетней традиции православной психологии, идут от своего профессионализма и своей собственной точки зрения и как бы выдумывают заново некую православную психологию, какой бы они хотели ее видеть. Иногда там есть и какие-то плюсы, но чаще всего подобные попытки с моей точки зрения неудачны.

На основании библиографии по христианской антропологии и психологии, где представлены работы более восьмиста авторов, можно утверждать, что те из них, которые позиционируют себя как православные авторы, пишут на мой взгляд не намного грамотнее и правильнее с христианской точки зрения, чем все другие авторы. Как мне кажется, это происходит из-за отсутствия у нас, психологов, воли к изучению св. отцов и анализу их трудов. Дай-то Бог, я думаю, что все-таки это болезни роста, которые вполне преодолимы (но на это надо специально обратить внимание и работать над этой проблемой).

Здесь непосредственно возникает проблема языковой и концептуальной идентичности: мы, современные православные психологи, должны потрудиться, чтобы освоить основные святоотеческие антропологические и психологические термины. Например, чисто антропологический и богословский термин "ипостась" мы можем использовать в совершенно различных и неадекватных значениях, когда пишется, что "человек имеет много ипостасей", хотя, конечно же, речь идет не о нескольких личностях в человеке, а имеется в виду его подуровни, подструктуры и т. д.

Не менее важна и концептуальная идентичность.

Нам необходимо осваивать все концептуальное многообразие христианской антропологии и психологии. И здесь желательно, общаться с православными священниками, чтобы от них получать информацию о том, как они видят христианскую антропологию и психологию и как они предполагают разрабатывать их далее. Чтобы рассмотреть любой вопрос христианской антропологии, нужно анализировать его в разных ракурсах: в историческом, богословском, нравственном и других аспектах, то есть по возможности целостно и многогранно.

Удивительным образом, но комплексный подход к человеку, который разрабатывался Б. Г. Ананьевым в ленинградской психологической школе в своих методологических основаниях созвучен с христианским подходом. Так, Ананьев показал, что психология не может правильно развиваться без целостного учения о человеке. Подобный подход может иметь сходство с глубинными христианскими основаниями, ибо первоначально именно в христианстве сложилось, что христианская психология рассматривается и развивается именно в контексте целостного христианского учения о человеке. Таким образом, как мне кажется, одна из главнейших задач современных христианских психологов должна заключаться в таком развитии христианской психологии, в котором она будет опираться на христианскую антропологию, сотериологию и, конечно же, догматику.

Вот таким образом я определил, иногда просто наметил, проблемное поле православной психологии. Я надеюсь, что каждый из присутствующих выскажет свою точку зрения на эти и другие проблемы.

Шеховцова Л. Ф.

 

До сих пор идет спор о названии: как именоваться – христианская или православная психология. Думается, что христианская психология это более широкое направление, а православная – более узкое и конкретное. Понятно, что мы должны учитывать и конфессиональность: поскольку мы православные психологии, то и психология должна быть православная, а не католическая и не протестантская (хотя еще и предстоит детально выяснить, в каких психологических и антропологических вопросах есть существенная разница между ними).

Остановимся на предмете и задачах православной психологии.

С нашей точки зрения предметом православной психологии является человек как целостная тримерия "тело-душа-дух" (или двумерия "тело-душа"), как существо тварное и падшее, но первоначально созданное по Образу Божьему.

Основные отличия православной психологии от секулярной заключаются в том, что в секулярной психологии отсутствует целостная концепция человека:

из тримерии отсечен компонент духа; – человек отделен от Бога;

разрыв человека с Богом приводит к ориентации человека на искаженную аутентичность как подобие самому себе и к отсутствию ориентации на Уподобление Богу;

материализована душа (психика полагается функцией мозга);

утеряны смыслы существования человека как следствия извращения иерархии ценностей в результате грехопадения.

В православной психологии могут быть сформулированы задачи как теоретические, так и экспериментальные и практические.

Теоретические задачи:

разработка концепции целостного человека на основе христианского учения о человеке и интеграции достижений современной психологии;

анализ проблемы концептуальной и языковой аутентичности святоотеческих текстов;

разработка методов описания целостного человека.

Основная экспериментальная задача состоит в описании опыта духовной работы (через интроспекцию, самонаблюдение).

Практические задачи:

оказание человеку психологической помощи в спасении души, восстановлении отношений с Богом;

разработка методов коррекционной и психотерапевтической работы на основе освоения опыта православной аскетики;

построение у человека целостного христианского мировоззрения, приобретения им адекватного видения мира и себя посредством как просветительской работы, так и психотерапевтической практики;

восстановление целостности человеческой индивидуальности, соединение ума, сердца и воли;

оказание психологической помощи в преодолении страсти и подготовке к исповеди;

оказание психологической помощи человеку, пострадавшему от оккультных воздействий,

развитие антиномичного мышления и способности к символизации как средству духовного видения.

Основным "инструментом" православного психолога является его собственная личность, а непременным условием – наличие собственного опыта воцерковления и духовной работы.

Дальнейшее обсуждение проблем шло в живом, перекрестном общении. На сайте представлена попытка высказанные разнообразные основные точки зрения классифицировать по темам обсуждения, так что получился своеобразный их спектр, который и предлагается читателю для широкого обсуждения.

Почему возникла необходимость в православной психологии?

Любая психология должна быть укоренена в определенном культурном контексте. И в России с ее православными корнями возможно и необходимо, чтобы психология была связана с православной культурной

Большая часть населения современной России соотносят себя с православной традицией, поэтому при оказании этим людям психологической помощи можно и нужно учитывать эту религиозную составляющую, а в идеале, люди должны иметь возможность обратиться к православному психологу, который являясь специалистом, одновременно является и православным человеком.

Особенности православной психологии, чем православная психология отличается от секулярной?

Современная христианская психология должна учитывать опыт христианской, святоотеческой антропологии.

Для практики православной психологии особенно важна личность самого психолога, а не только психологические методы и методики, то есть внешние инструменты.

Православный психолог должен проходить свой внутренний путь к Богу, иметь собственный опыт религиозной жизни, быть проводником истины Божьей в той области, где он трудится. Это его судьба: если человек-психолог пришел к Богу, то он должен основывать на этом и свой профессиональный путь.

Главное отличие православной психологии от секулярной психологии, в которой "человек звучит гордо" и которая взращивает в человеке самость, ветхого человека – как раз в смирении и борьбе с гордыней.

Аксиоматика (основные уложения) православной психологии.

Бог создал человека целостным, в работах святых отцов душа не отрывалась от всего человека, поэтому православная психология должна в тесном соотношении с православной антропологией реализовывать целостный подход к человеку.

Для работы православного психолога особенно важно знание Слова Божия – Библии и постижение ее духовного смысла. – Профессионализм особенно важен для людей, называющих себя православными психологами.

Задача православного психолога помочь человеку встать перед Богом, понять, что все его поведение оценивается не только и не столько окружающими людьми, сколько любящим его Богом, познакомить человека с идеей Образа Божьего и Подобия Богу как цели развития.

Православному психологу необходимо тесное сотрудничество со священником, взаимодополнение и разграничение психологической душевной работы и духовного окормления священником в ведении верующего человека с учетом его состояния и индивидуальных особенностей.

Важен принцип духовно-нравственного роста самого психолога.

Высказывались разные мнения по поводу декларации психологом своей веры, своего мировоззрения:

В государственном учреждении православному психологу не обязательно выпячивать свою церковную принадлежность (от чего только могут возникнуть разные конфликты), но нужно делать дело помощи людям.

Православный психолог и не должен каждому приходящему говорить о своей мировоззренческой позиции (православии). Если человек спросит сам, или возникнет такая ситуация, тогда – да.

Если мы называемся православными психологами, то мы не можем не говорить об этом. От этого будет зависеть и сам процесс общения с пришедшим человеком (например, общая молитва с ним перед работой). Более того, если об этом не говорится в самом начале, то это ведь обман. Сам человек, узнав об этом в начале, должен решить, устраивает ли его такой специалист.

Надо или не надо говорить психологу о своей православности – это не принципиально. Этот вопрос снимется сам собой, если православный психолог без именования себя таковым будет говорить, делать и относиться к человеку православно.

С какими проблемами может работать православный психолог?

Православному психологу в первую очередь важно обратить внимание на психологические защиты человека, на то, как он сам себя оправдывает (имея грехи и не каясь в них).

Перед православными психологами стоит важная задача: особая работа не только с подростками, семейными проблемами, но и с пожилыми людьми, которых в Петербурге четверть населения.

Проблема языковой и концептуальной идентичности как в теоретическом, так и в практическом плане.

 Если православные психологи будут говорить с клиентами церковным языком и в чисто церковном ключе, то это будет подмена психологической работы катехизаторской деятельностью.

Уже у 6-месячного младенца в силу падшести его природы можно заметить проявление страсти гнева и других страстей. Как с этим работать? Нужно ли говорить с мамой чисто церковным языком о грехе и страстях? Наверное, нет. Необходимо соотносить свое слово с уровнем духовного возраста родителей. А если нет духовной жизни у человека, то тогда необходимо с ним работать психологическими методами.

Если клиенты пугаются церковного языка, можно и не говорить прямо о Боге, а говорить о любви. Особенно это относится к подросткам, для которых так важна дружба и любовь.

При работе с детьми или подростками, которым мир буквально навязывает самостное отношение к себе и другим, православный психолог может показать наличие другой позиции (но не навязывая ее, иначе будет отторжение).

Соотношение православной и академической психологии.

Необходимо, чтобы православная психология приобрела научный статус внутри академической психологии, иначе будет маргинальное поле, полянка какой-то там православной психологии вне психологии. Если мы хотим развиваться глубоко и серьезно, мы должны встраиваться в современную научную практику и добиваться признания на всех уровнях вплоть до специализаций ВАКа. Например, перспективным направлением является святоотеческая психология в рамках истории психологии, которая откроет там совершенно новые горизонты.

Многие темы православной психологии можно было бы использовать и внутри обычной, академической психологии, где они окажутся очень полезными . В рамках истории психологии можно исследовать становление святоотеческого учения о душе, в рамках общей психологии пригодилось бы святоотеческое учение о разных силах души (разуме, воле, чувствах и т. д.), душевных состояниях и т. д. (безусловно, определенные христианские темы могли бы быть полезны и для других психологических направлений).

Для того чтобы объединиться, нужно отмежеваться, то есть православной психологии прежде чем объединяться, "интегрироваться" с академической психологией, нужно сначала самой встать на ноги, то есть определить свои основные концепции, методы, задачи и так далее. А для этого современной православной психологии необходимо утвердиться на основании психологии святоотеческой.

В психологии существует принцип развития. Если мы, православные психологи, реально докажем, что принцип развития не работает без Высшего Начала, вот это будет реальный вклад в общую психологию. А для этого нужно провести конкретное, экспериментальное исследование.

Другой пример возможности соотнесения православной и академической психологии – принцип иерархии. В гуманистической психологии есть концепция иерархии потребностей от базальных до духовных, причем удовлетворять эти потребности (по Маслоу) надо, начиная с базальных и заканчивая духовными . За сто лет до гуманистической психологии свят. Феофан Затворник, также говоря о наличии у человека потребностей телесных, душевных и духовных, утверждал совершенно противоположный принцип иерархии их удовлетворения: "Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает" (Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1996, с.94), то есть, необходимо начинать именно с духовных потребностей.

Спектр мнений: какой быть православной психологии – возможные подходы к ее содержанию.

Психологию как "учение о душе" можно проследить с самых первых веков существования Церкви. Поэтому в историческом контексте православная психология, это святоотеческое учение о душе человека. В узком и современном контексте православная психология это есть теоретическая и практическая область деятельности православных психологов, использующих и основывающихся на святоотеческой традиции.

О выборе в наименовании либо христианской, либо православной психологией: христианская психология как более широкое направление, православная психология как более узкое и конкретное направление. Необходим конфессиональный подход, и правильнее называться именно православными психологами, поскольку православное учение о человеке отличается от католического и протестантского.

Православная психология есть вид служения и катехизации людей, есть помощь в их пути к Богу.

Православная психология есть помощь и поддержка православных людей, где главный принцип "не навреди".

Православный психолог в идеале – это правая рука батюшки. Когда к нему приходит человек, которому надо выговориться, или который совершенно не готов к таинству исповеди, его можно отправить именно к православному психологу, у которого больше времени и возможности для беседы и который мог бы помочь человеку более глубоко и правильно подготовиться к исповеди.

Православная психология это наука, методы которой используются для помощи пациенту, развития человека в рамках Православной традиции, Православной церкви. Поэтому методики и методы должны адаптироваться именно с этой точки зрения.

Православная психология и была изначально и должна быть теперь учением о душе человека. Она должна говорить о душе, о Боге, ориентироваться на вертикаль общения с Богом.

Психология вообще не наука, а душесловие, говорить о православной психологии как науке – это нонсенс, но совершенно справедливо говорить о ней как учении о душе, которое находится в рамках православного богословия. Отдельный вопрос: может ли православная психология использовать факты из современной психологии. • Может, но с соотнесением их со святоотеческой традицией. Большая ответственность христианских психологов – вести других людей, поэтому им самим важно быть православными людьми, работать с собой (психологически и духовно). – Православная психология это прикладное богословие и конкретное применение православной антропологии. • До революции была такая область знаний, как душепопечение. Современная православная психология должна структурировать и использовать все знания в этом направлении.

Православная психология это совместное путешествие в потемках души к свету истины.

Православный психолог работает душой, а православная психология изучает душу, сотворенную по образу Божию. Основная задача православного психолога это служение Творцу, при использовании полученных им психологических знаний.

Православная психология есть описательная дисциплина, сфера знаний и практической деятельности, в основе которой лежит православное мировоззрение и образ жизни православного психолога. Особой задачей православных психологов, запросом сегодняшнего дня является просвещение людей в области заблуждений современной психологии. – Православная психология есть и горизонталь, разнообразие навыков, знаний, техник, приемлемых для Православия, и вертикаль предстояния пред Богом и одновременно восстановления падшего человеческого естества.

Выводы.

Возможно, что со временем православная психология утвердится как наука, со всеми вытекающими из этого ее особенностями: предметом, методами, задачами и тогда как у всякой науки у православной психологии должны быть свои теоретические и экспериментальные задачи и свое практическое приложение. Теоретических задач, конечно, много, но основной из них является задача разработки учения целостного человека на основе христианской антропологии. Экспериментальная задача – это описание опыта духовной работы и своего духовного пути (о чем, например, писал Джемс в работе "Многообразие религиозного опыта"). Психологические методы надо подвергнуть жесткой ревизии, что может использоваться в православной психологии, а что – нет. Основная практическая задача православной психологии, это оказание помощи в восстановлении отношений человека с Богом. И основное отличие православной психологии от других психологических направлений в том, что она базируется на определенном подходе, на христианском мировоззрении, на взгляде на человека с точки зрения христианской антропологии. В настоящее же время православная психология формируется и существует как некое комплексное, междисциплинарное направление, в котором, с одной стороны, происходит соединение теоретического и практического подходов (которые достаточно жестко разделяются в современном научном подходе), и с другой стороны, сравниваются и соотносятся идеи христианской антропологии и современной психологии. С этой точки зрения уже сегодня внутри православной психологии есть некая область, более ориентированная на научный подход, но, тем не менее, многие ее области далеки от собственно научного подхода и вполне вероятно, что это сохранится и в будущем. Но в любом случае, современная православная психология дает возможность приложения сил как психологам, стоящим на чисто научных позициях (с соответствующими дополнениями), так и психологам, которые подходят к ней в первую очередь с сотериологических, чисто христианских позиций.