ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ОБМЕН ОПЫТОМ: ВСТРЕЧА С МОСКОВСКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПСИХОЛОГОМ Е. В. ЗАГОРОДНОЙ

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ОБМЕН ОПЫТОМ:

ВСТРЕЧА С МОСКОВСКИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ПСИХОЛОГОМ Е. В. ЗАГОРОДНОЙ

Загородная Е. В.

  Вначале скажу два слова о себе. Я окончила в 1985 г. факультет психологии Московского государственного университета по кафедре "Клиническая психология". Занималась практической психологией и к 92-у году пришла в полный тупик: стало ясно, что дальше на той основе, которая была, идти невозможно. Я ушла из психологии и занялась журналистикой, одновременно начала приходить к Богу и Церкви. Это продолжалось в течение нескольких лет. После того, как я немножко духовно окрепла, я стала возвращаться к психологии, думать об этом. Я перевела психологическую книгу, ее издали и стали предлагать различные варианты работы по переводу. В основном это были книги таких западных авторов, в которых ничего крамольного с христианской точки зрения не было, но все равно душа к этому не лежала. Как раз в это время о. Андрей Лоргус создал факультет психологии в Православном университете Иоанна Богослова. Я же его знала: он учился на факультете психологии старше меня на один курс, был верующим человеком. Я поехала к нему посоветоваться как мне быть и сказала, что к обычной психологии у меня душа не лежит. Он посоветовал мне пойти к Федору Ефимовичу Василюку. Чудесным образом застав его (обычно он очень занят и люди записываются к нему на прием за месяц), я рассказала о своих проблемах. Выслушав меня, он предложил мне заняться изданием журнала по христианской психологии, чем я вообще никогда не занималась и не знала с чего начать. Но потом понемногу сформировался материал и стали выходить специальные выпуски Московского психотерапевтического журнала по христианской психологии. А общаясь со специалистами и проводя семинары на эту тему, постепенно у меня сформировалось свое видение христианской психологии.

    После этого я пришла в психологическую консультацию "Семейное благо". История ее организации такова: Ирина Николаевна Мошкова организовала при храме психологическую консультацию по благословению известного московского священника Георгия Бреева. Он один из первых стал покровительствовать психологам и так была создана психологическая служба, которая работала в рамках православного центра. Через некоторое время консультация отделилась и зарегистрировалась как автономная некоммерческая организация "Семейное благо". И я пришла туда сразу после того, как она стала самостоятельной. Нас там работало пять человек, люди в основном с университетским образованием, определенным практическим опытом и все давно воцерковленные.

    Каковы основные принципы нашей работы?

Первый: в основе должна лежать христианская антропология.

Второй: использование духовно-ориентированного диалога Тамары Александровны Флоренской.

И конечно же, большую роль играет наличие собственного опыта духовной работы. Это составляет ту основу, без которой вообще не о чем говорить.

    К тому, что писала Тамара Александровна по поводу метода работы, можно добавить несколько моментов.   

    Первое: с какой бы психологической проблемой не приходил человек к нам, он находится в состоянии замкнутости и одиночества (не в бытовом, а в глубинном смысле). Тогда важнейшая наша задача помочь человеку выйти из этого состояния. И второе: человек приходит в состоянии жертвы. Он пассивен и наша задача в том, чтобы он взял на себя ответственность, занял личностную позицию. Поскольку наша консультация православная, то к нам приходят люди верующие, но чаще всего на начальной стадии воцерковления, нередко только делающие первые шаги.

    Лариса Филипповна просила рассказать какой-нибудь конкретный случай из практики работы. Вот такой.

    Девушке, когда она пришла в консультацию, было больше двадцати лет и была она в состоянии тяжелой депрессии. Она бросила работу, сидела дома несколько месяцев, ни с кем не общалась, ничего не хотела делать и ей было очень плохо. На первый прием она пришла с матерью, чтобы посоветоваться, что же делать. Мать активная, эмоциональная женщина, жаловалась на то, что дочь несамостоятельная и так далее. Дочь же была зависимой от матери, но пользовалась ею в определенных ситуациях. В дальнейшем дочь приходила одна, первые три месяца практически каждую неделю. Вначале был сплошной поток слез и жалоб: в своем состоянии она обвиняла мать. Она любила отца, но он умер. В школе она была отличницей, училась на одни пятерки, но поступив в вуз и проучившись несколько лет, она поняла, что ей все это не надо. Каждый раз, когда в ее жизни возникала новая ситуация, она очень волновалась и ей было очень страшно, после этого она впадала в жесточайшую депрессию, которая со временем проходила. Но срывы периодически появлялись тогда, когда ей надо было опять сделать какой-нибудь новый шаг. Она при этом бросала все и сидела несколько недель дома. И последняя депрессия была такая, что ничего не помогало и дело уже дошло до больницы. Это внешняя сторона событий.

    А внутренне происходило следующее: она чувствовала, что у нее нет способностей для тех занятий, которыми она хочет заниматься. И мать всю жизнь ей твердила, что она ничего не может и ничего не умеет. И первый этап нашей работы заключался в попытке разобраться с ее отношениями с матерью: с одной стороны у нее была ненависть к матери, а с другой стороны она ею пользовалась.

    Довольно быстро выяснилась такая вещь, что для нее выйти из депрессивного состояния оказывается, значит, послушаться мамы, которая говорит: "Ты что сидишь, иди работай". Послушаться же матери для нее значило потерпеть поражение в ее войне с матерью. Не только в этом случае но и во многих других можно видеть, что разрушительные личные отношения во взрослом состоянии почти всегда связаны с тем, что в детстве человек сказал себе: "Я не хочу быть как мой отец (или мать)". Это не просто фраза: человек дает себе установку, уже разрушительную с христианской точки зрения, отказываясь от отца или матери. А дальше происходит следующее: внешне такой человек старается ничем не походить на родителя, а внутренне это сходство, безусловно, есть, что приводит к сложнейшему конфликту.

    Все это надо было не просто показать этой девушке, а совместными усилиями обнаружить и понять, что в своей внутренней борьбе с матерью, она готова пожертвовать даже своим здоровьем. В конечном итоге совместная работа дала эффект и стремление борьбы с матерью ушло. Тем более, что она продолжала воцерковляться, что ей также, безусловно, помогло: через ее покаяние и таинства.

    На втором этапе вперед стали выходить ее внутренние переживания. Здесь мы обсуждали проблему творчества с христианской точки зрения. В этот период у нее возникло доверие ко мне как специалисту и человеку, поскольку она увидела, что ее проблемы я также считаю важными.

    Она хотела найти свой путь в жизни, который был бы не простым повторением чего-нибудь известного. Но делала это прямолинейно, разделяя людей и профессии на обычные, серые (которых подавляющее большинство) и творческие (связанные с театром). И здесь во время работы были некоторые прозрения и удачные формы работы, которые поколебали эту ее установку.

    На третьем этапе ее состояние нормализовалось, хотя были еще отдельные тяжелые периоды, когда она и приходила на консультацию. На этом этапе я работала, используя язык святоотеческого учения борьбы со страстями. И она, как мне кажется, меня понимала и что-то это ей дало. Она уже не настолько полно отождествляла себя с теми негативными мыслями, которые приходили к ней в депрессивном состоянии. Она начинала понимать, что это некоторый обман, направленный против нее, и что не надо слепо бросаться в этот омут, а пытаться остановиться, придя на консультацию или в церковь. Это был еще один этап (такое деление, конечно же, несколько условно).

     Последний этап, где-то спустя год, был связан с ее отношением к себе. Немного мы говорили об этом и раньше, но не специально. А теперь, подняв эту тему, мы пришли к тому, что она не понимает, что такое жалость. Возможна не унижающая жалость, а другая, когда человек относится к другому, понимая его и видя весь этот мир с его злом. С этой точки зрения все мы в равном положении и тогда человек может жалеть другого не свысока, а по братски. После этого разговора она стала говорить о проблемах своей подруги, которая раньше ее поддерживала, а теперь сама имеет проблемы. Она привела свою подругу, несмотря на ее неверие в возможность психологической помощи. Она уговорила ее, подействовала на нее, на что раньше была совершенно неспособна, считая себя самой несчастной. Когда ее подруга стала ходить ко мне, я поняла, что это новый этап и в ее жизни. Работа, конечно, не окончена, но видно, что у нее самой произошли серьезные психологические изменения, которые нашли и свое внешнее выражение.

    Кроме того из работы с другими людьми можно отметить два важных момента, которые они сами отмечают как позитивные:

православный психолог не судит пришедшего к нему человека, который это ощущает и благодаря этому раскрывается;

православный психолог не вписывает человека в готовые категории ("не ставит диагноза"), что позволяет и психологу, и пациенту искать новые пути к решению существующих проблем.

Свящ. Алексий Мороз.

    Мне кажется, что исходя из христианского учения о страстях, любая болезнь начинается с духовного повреждения. В данном случае мы видим нарушение Божье заповеди о почитании отца и матери, то есть неприятие и даже ненависть к матери.

    Второе же, это конечно гордость, тщеславие.

    И после искоренения страстей, находящихся в ее душе, будет изменяться и ее духовное, и душевное состояние. И если духовной работе будет сопутствовать психологическая помощь, на мой взгляд все будет происходить лучше и быстрее. Поэтому так полезно взаимодействие священника и психолога. Важно привести человека не просто к формальному покаянию, но и к осознанию своего греха, показать, как он мешает и вредит ему в жизни. Потом можно перейти на уровень психофизиологии, показать зависимость от греха всего человека, в том числе и его тела. Полезны здесь и психотерапевтические беседы: анализ отношения к другим и себе, установление правильной мотивации по отношению к себе или к матери, как в разбираемом случае.

    В такой системный подход можно включить еще и состояние вегетативной нервной системы. Здесь возможно создание специального кабинета здоровья, где происходило бы воздействие музыкой. Такой системный подход давал бы хороший и быстрый результат.

    Если не произойдет глубинных духовных изменений, депрессия никуда не уйдет. Ее можно временно приостанавливать, купировать, но она будет всю жизнь. А при изменении духовных факторов она уходит окончательно. Также в нашем наркологическом центре: мы стараемся не просто отучить человека от какой-то зависимости, а полностью изменить образ жизни, чтобы она стала ему чужда, чтобы челок стал совершенно новой духовной личностью. И задача православного психолога заключается в том, чтобы помочь человеку обрести глобальную духовную перспективу, чтобы он сам внутренне перестроился и перешел на духовный образ жизни. И тогда многое отпадает и становится неважным и ненужным. В книге "Исповедую грех, батюшка" приводится описание грехов, их причин и методов борьбы с ними. Мы даем ее пришедшим людям и просим поработать с нею. Это имеет момент самопознания, поскольку многие свои проблемы мы не понимаем и не осознаем. Мы все воспитаны на советских стереотипах поведения и, конечно, на гордости: "гордый сокол", "гордый буревестник", "человек – это звучит гордо" и так далее. Это вложено в нашу душу, оно работает и действует. А когда человек приходит к вере, но при этом еще живет по страстям мира, то возникает серьезный конфликт. В этом причина многих депрессий и даже психозов. Казалось бы человек ходит в церковь и молится, а у него при этом психоз и раздвоение сознания. В таком состоянии рекомендуется читать Евангелие, хотя бы по две, три главы. Это благодать Божия, она не только ум просвещает, но и прогоняет падших духов. Поэтому, помимо всего прочего чтение Евангелия выводит человека из депрессии.

Выводы.

Шеховцова Л. Ф.

Мы очень благодарны Елене Владимировне за то, что она поделилась с нами своим опытом консультирования!

 Рассмотренный пример может быть для нас обучающим и стать предметом дальнейшей рефлексии – как работать с клиентом православному терапевту.

Как следует из опыта Елены Владимировны, в длительном процессе консультирования можно выделить несколько этапов.

На первом этапе происходила работа с отношением клиентки к матери: противостояние двух близких людей стало ослабевать, когда клиентка стала воцерковляться.

На втором этапе шла работа с поиском себя: клиентка, освободившись в какой-то уже мере от зависимости, ищет свою судьбу, возможность творчества.

На третьем этапе уже возникает возможность и необходимость начать борьбу со своими страстями.

    И наконец, на последнем, четвертом этапе решается проблема отношения к себе, а затем и помощи Другому! Мы видим, как параллельно идет решение психологических, душевных проблем и духовных: осознание неправедности отношений с близким человеком и раскаяние в этом, закрепленное в таинстве исповеди, снимает напряжение; человек становится способным решать свои душевные проблемы, но уже другого уровня. Дальнейший виток духовной работы завершается решением глубинной душевной проблемы – принятием себя, и тут же "сразу" – способностью оказать помощь ближнему, что свидетельствует о выходе на более высокий, следующий, виток духовной жизни.

Вот так, очевидно, и происходит духовное возрастание личности при освобождении от своих душевных проблем!

Общество православных психологов выражает Елене Владимировне огромную благодарность за состоявшуюся беседу.