ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ЛИЧНОСТИ

 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЕМИНАР ПО ЛИЧНОСТИ

Шеховцова Л. Ф.

  Сегодня завершающее занятие по личности. Давайте попробуем еще отработать богословское понятие личности, делая проекции на современные психологические теории.

    Я кратко напомню, к чему мы в прошлый раз подошли. Если попробовать дать богословское определение личности, то это звучало бы в рамках христианской психологии так: личность это самосознание, Я – как активноеначало, не сводимое к природе и владеющее природой тела, души, духа, инаковое по отношению к природе. Я предлагаю такое определение на обсуждение. Из богословского здесь то, что личность есть несводимость к природе, что она владеет природой, что она активное начало, что личность отвечает на вопрос "кто", а не "что". Давайте попробуем оттолкнуться от этого богословского определения личности и посмотреть, есть ли какие-либо психологические теории, не противоречащие этому определению.

Зенько Ю. М.

    Предлагаю следующее рабочее определение личности, которое сформировалось у меня в ходе работы со святоотеческими трудами и современными богословскими текстами: "Личность есть глубинное основание человеческой природы, сотворенное по образу Божьему, она есть сам человек, как свободный, разумный, словесный, творческий субъект, "кто", а не "что". Личность есть самостоятельное, уникальное и именуемое лицо, раскрывающее в себе образ Божий, стремящееся к подобию Божьему, через самопознание, очищение и овладение всеми силами своей природы ("воипостазирование"), через любовь к Богу и любовь к другим людям".

    Как определяются используемые здесь понятия "субъект" и "лицо"? Не любой субъект является личностью, а личность есть субъект свободный, разумный, словесный, творческий. Субъект это то, что противостоит объекту, что его познает. И с этой точки зрения, некоторые элементы субъектности присущи и высшим животным, но у них нет перечисленных нами свободы, разумности, словесности, творчества. Далее, что касается "лица", почему так важно использовать здесь этот термин, но при этом определить контекст его использования? Потому что, "лицами" (греч. "просопон"), являются и Лица Св. Троицы и ангелы ("небесное воинство"). Так вот, своеобразие человеческого лица в том, что оно сотворено (в отличие от Лиц Св. Троицы) и сотворено по образу Божьему (в отличие от ангелов).

     Личность – это не просто тело, душа и дух вместе, как это нередко пишут и говорят, а форма, способ соотнесения тела, души и духа и способ их существования, когда они все вместе устремлены к Богу (и в этом смысле личность есть основание человеческой природы и условие и возможность ее обожения). Правда, здесь не совсем удачное слово "форма". В католицизме говорят, что душа есть форма тела, но это критикуется православными богословами.

 Свящ. Владимир Кочубей.

    Если отталкиваться не от святых отцов, а начинать от Писания, то там личность – вторая ипостась Святой Троицы, именуется как Бог Слово или Логос. Соответственно в другом месте Св. Писания в Откровении Иоанна Богослова Апокалипсисе есть такая фраза, когда Господь говорит о спасенных людях, Он называет их истинными словами Божьими, то есть Логосами Божьими (Откр. 19, 9). Еще есть одно место в Писании, где говорится, о том, кто побеждает, тот получает от Бога имя новое, которое не знает никто, кроме того кто получает (Откр. 2, 17). Личность получает от Бога имя новое, то есть он достиг спасения и получает новое Я. То есть, фактически, личность это есть логосность в человеке. О логосности писал еще Максим Исповедник, по которому все сущее обладает логосами. Человеческая логосность есть его бытийность, есть замысел Божий о человеке.

    О законченной человеческой личности можно говорить только в вечности, когда человек состоялся. О началечеловеческой личности я склонен думать, что она начинается, есть ее начало – момент зачатия. Мы же празднуем церковные праздники зачатия Иоанна Крестителя, Божье Матери.

    Что касается прелюбодейных зачатий, то здесь исполняется ветхозаветное Божье установление о размножении, но ведь при этом дана заповедь не прелюбодействовать и человеку дана свободная воля. Если, например, ребенок зачинается от прелюбодеяния, мы же не скажем, что он зачинается по воле Божьей, наоборот, против воли Божьей, поскольку люди на прелюбодеяние подвигаются дьяволом.

Материал дальнейшего обсуждения понятия личность приведен по тематическому принципу.

УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ “ЛИЧНОСТЬ”

Личность проста, неделима – она над человеком, над человеческой природой.

Если соотнести понятия личности и логосности человека, то под последним можно понимать Замысел Бога о человеке, а под личностью то активное начало в человеке, которое все время соотносит реально положение дел с этим логосным замыслом.

Личность есть саморазвивающаяся система целеобразующих качеств духовной, душевной и телесной жизни человека. Эта система саморазвивающаяся и самоорганизующаяся, или просто развивающаяся и организующаяся (без "само", поскольку это слово может настораживать и ассоциироваться с "самостью"). Здесь акцент на том, что личность должна быть самостоятельной.

Личность воипостазирует себя в теле, душе, духе, проявляет себя в них. Если тело и душа больны, то личность не может себя проявить во всей полноте, хотя она, конечно, существует.

Вот из интересной книги про личность (автор С. А. Чурсанов): личность воспринимается в общении. С богословской точки зрения каждая личность уникальна, целостна, неделима, она не может служить средством ни для каких целей и личность не может быть уничтожена грехом. Высшее выражение личности в любви. По образу Бытия Святой Троицы человек достигает личностного совершенства, в полной мере актуализирует свои существенные характеристики личности. Это свободное, открытое, творческое, уникальное, целостное, в смысле неделимости, нерушимой идентичности, непознаваемое аналитическими объективными методами онтологическая основа человека, определяющая образ Бытия и индивидуализированной природы, актуализирующий себя в личностных отношениях.

Говоря о личности, мы должны говорить об ее иерархичности (ее внутренней структуре), где есть отношения, установки, я-концепция, ценности, цели. Личность есть целостная структура. Если же говорить о православном понимании личности, то мы в эти структурные понятия привносим православное пониманиеэтих составляющих: ценностные ориентиры, например.

Личность существует всегда в какой-то незавершенности. Тогда ее надо понимать динамически. Точка начала формирования, развития личности – зачатие, финал – это вечность. Но надо иметь в виду, что промысел Божий о человеке существует задолго до зачатия.

Если следовать Владимиру Лосскому, личность это то, что не сводимо к природе, но проявляется через природу, владеет природой, преобразует и изменяет природу, но инокачественно по отношению к природе.

ЛИЧНОСТЬ И ОБРАЗ БОЖИЙ

Если мы все-таки исходим из соотнесения личности и образа Божьего, то здесь нужно смотреть шире. Обычно говорят от отдельных чертах образа Божьего: разумности, словесности, свободности, творческости и т. д. Но к конкретных условиях не все люди обладают этими чертами в полном объеме: психически больные, слабоумные и т. д. Но значит ли это, что они не являются образами Божьими? – Конечно, нет. Это только отдельные черты образа Божьего, а сам принцип образа Божьего, и мы об этом уже говорили на специальном семинаре, заключается в следующем: подобно тому, как Бог является сущностью, в основании которой лежит ипостась-личность и которая выражается через энергии, также и человек есть сущность (но, не божественная, естественно), в основании которой лежит ипостась-личность (человеческая) и которая выражается во вне через энергии. При этом последнее является важным, но вторичным, и когда этого внешнего плана проявления личности нет, это не значит, что нет самой личности. Это более системный подход к образу Божьему и личности, и здесь, как мне кажется, возможно и необходимо дальнейшее развитие этой темы

Личность это образ Божий, индивидуально и промыслительно реализуемый в поведении и деятельности индивида, стремящегося к подобию Божьему. Здесь важен момент развития, т. е. динамики.

Если личность есть образ Божий, а Бог непознаваем в своей полноте, то чисто рациональными методами не определить до конца то, что такое есть сама личность. То есть, здесь надо суметь вовремя остановиться, чтобы не рационализировать проблему. Прежде чем искать более глубинные определения личности, нужно осознать и использовать то, что нам уже открыто, сделать из этого практические выводы и только потом идти дальше. Например, если ребенок в любом возрасте является образом Божиим, то вся педагогика должна быть иной, чем современная, относящаяся к ребенку как к объекту воспитания или обучения. Если жена есть образ Божий, значит супружеские отношения должны строиться на совершенно других основаниях. Если клиент на психотерапевтическом приеме – образ Божий, значит психотерапевтическое отношение к нему должно быть принципиально другим, недирективным, человеческим, с любовью.

ПОНЯТИЕ “Я”

Много вопросов возникает по поводу использования понятия "Я", которое и само толком не определено.

Правильно было сказано, что личность не "что", а "кто". Поэтому к определению личности как основы, фундамента человека, я бы добавил, что личность есть сама бытийность человека. Человек есть образ Божий, обладающий бытием, но вторичный по отношению к Богу, поскольку является сотворенным. Мне больше всего понравилось определение личности как образа Божия. Оно, по крайней мере просто и не вносит никакой противоречивости.

ЛИЧНОСТЬ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

С точки зрения научной психологии, если говорить о личности, можно взять понятие индивидуальности. Если говорить о человеке, не с большой буквы как о личности, а его социальной роли, статусе, то здесь индивидуальность может быть той самой формой, где образ и подобие Божие и проявляются. Для психологии важно понимание индивидуального выражения образа и подобия. Образ, как искорка, заложенная в человека, развивалась и к 40 годам дала плод. Личность это или не личность?

По поводу человека как целостности. Если человек есть целостная система, то для обозначения этой целостности можно использовать термин индивидуальность, в которой есть соединение различных уровней. По ананьевской школе личность входит в понятие индивидуальности, которое является более широким.

С греческого языка понятие индивид есть "атомос" – то, что не делится. Но индивидуальность фактически делима на свои подструктуры. Поэтому единственной неделимой реальностью является личность, сотворенная по образу Божьему. Личность есть основа целостности человека.

В Самаре есть сильная кафедра православной психологии и педагогики, там будет защищаться докторская диссертация Е. А. Морозовой, близкая к обсуждаемой теме. Елена Анатольевна написала монографию "Личность. Целостный взгляд", где она проанализировала все теории и религиозные тоже. Морозова исходит из того, что личность – это интеграция всего. Здесь есть принципиальная разница: человек – это личность или человек – это индивидуальность. Это понятия тождественные или разные?

Умерший человек перестает ли быть личностью? Не перестает, хотя лишается своего тела, одной из составляющих своей природы. Поэтому, как мне кажется, понятие личности глубже и онтологичнее, чем понятие индивидуальность. Греческое слово "ипостасис", которое использовали для обозначения личности, дословно обозначает "подставка", "подлежащее", "то, что лежит в основании". Поэтому в определении личности как "активного начала", мне не понравилось слово "начало". Здесь, как мне кажется, проявилась некоторая тяга к структурированию в личности. Современные православные богословы и Чурсанов в том числе, подчеркивают, что необходимо различать личность и природу, но не обособлять их. Потому что, если мы обособим личность и природу, то тогда самой личности не в чем будет выражаться. А личность выражается только через природу, через форму бытия этой природы. Поэтому нужно методологически и психологически различать природу и личность, но не отрывать их друг от друга. Что такое личность никак не сказать, если не показать, в каких природных феноменах она проявляется, что называется просвечивает. Как личность проявляется в теле? Через труд, творческую активность. Есть богословский термин "воипостазировать", то есть личность должна воипостазировать свою природу, свои тело и душу, чтобы быть их полноправным хозяином, а не идти у них на поводу (и особенно их страстей и грехов). Если тело не воипостазировано личностью, то не она владеет телом, а тело владеет ею.

 

ПРАКТИЧЕКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие личности имеет важнейшее практическое значение. Не определив саму личность, как можно с ней практически работать? – С чем в человеке мы работаем, когда его консультируем? Работаем с тем, что мешает целостности в человеке, немножко разворачиваем его к свободе, к самопознанию.

У старцев существует такая идея, что человек есть лик Божий, который зачернен, изуродован. Может быть, это и есть та самая логосность, которая в бытийном своем проявлении становится путем к обожению. А то, насколько человек отступает от свой логосности, от Божьего замысла и является для православного психолога полем для размышления и анализа.

Если человек психически больной или дебил от рождения это не значит, что у него нет личности, она просто не может выразиться – подобно тому, как на сломанном инструменте даже хороший музыкант не может сыграть как надо.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ В ПРАВОСЛАВИИ И ПСИХОЛОГИИ

Современная психология и психотерапия не обращаются к духовному в человеке, поэтому их определение личности узко и однобоко

Системообразующим фактором становления и развития, очищения личности является вертикальный фактор общения личности человека с личностью Бога. Почему все восточные учения так отрицают учение о личности: если нет меня как личности, то я не могу обратиться с молитвой к Богу. И если Бог не личность, а абстрактный духовный принцип, то человеку просто не к кому обращаться со своими молитвами и прошениями. Именно христианство и явилось новым откровением о человеке и Боге: о том, что и человек, и Бог являются личностями, которые могут обращаться друг к другу.

Если мы берем за основание, что личность это не природа, то мы отбрасываем психологические теории, основанные на последнем представлении. И те психологические теории, которые говорят, что личность – это социо-культурная реальность, только продукт проявления социума, также неполны с христианской точки зрения, так как находятся только на горизонтали общения с людьми и теряют вертикаль общения с Богом.

    Но те психологические теории, которые говорят, что личность – это система ценностей и смыслов, в принципе не исключаются из православного понимания личности. Здесь есть возможность для дальнейшего анализа с христианской точки зрения.

Заключение.

Шеховцова Л. Ф. 

    Итак, подводя итоги состоявшемуся обсуждению понятия личности, я с радостью констатирую, что наше обсуждение оказалось плодотворным, было высказано много новых, свежих мыслей по поводу уточнения представлений о личности, о соотнесении понятия личности с понятием индивидуальности, с представлениями об Образе Божьем и о Логосе (эта мысль отца Владимира мне показалась особенно ценной и интересной).

    Конечно, важной оказалась и тема соотнесения православного и психологического понимания личности, которая присутствовала во многих выступлениях, а также тема практического применения православного подхода к пониманию личности в консультировании наших клиентов и в воспитании личности ребенка.

    Я хочу выразить надежду, что осмысление понятия личности на наших нескольких семинарах прояснило нам это сложное понятие и в богословии, и в психологии, сделало его более полным и объемным и теперь в нашей практической работе мы будем действовать более уверенно и осознанно.

Благодарю всех за работу и активное участие в семинаре.