АРТ-ТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СРЕДЕ

АРТ-ТЕРАПИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОЙ СРЕДЕ  
Ресурсы арт-терапии и опыт их использования в работе с детьми
Пивоварова Наталья
 
Сегодня уже никому не нужно доказывать, что изобразительное творчество и восприятие его произведений способны снимать стресс и помогать создавать ощущение мира и покоя. Думаю что те, кто пробовал рисовать акварелью под музыку, ощущали на себе эти эффекты. Они достигаются благодаря ослабеванию мыслительной деятельности и активизации чувствительной (сенсорной), то есть можно “успокоить мозг” путем занятий изобразительной деятельностью. Тело и мозг при этом могут получать положительный целительный эффект.
Кроме способности ослаблять проявления стресса спонтанное изобразительное творчество помогает справляться с негативными эмоциями. Оно может выступать как средство для канализации агрессии или как безопасный способ ее выражения.
Благодаря тому, что всему этому есть экспериментальное подтверждение и возникла арт-терапия, как метод психологической работы, использующий возможности изобразительного искусства для развития личности.
И на сегодняшний день в нашей стране арт-терапия представляется как система психологических, психофизических, лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиента изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений.
Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных состояний болезни, коррекции нарушенного поведения, психосоциальной адаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями и достижения более высокого качества жизни.
Арт-терапию также рассматривают как смежную область между искусством и наукой.
В России же терапия искусством носит, преимущественно, эмпирический характер. А сама профессия арт-терапевта находится в стадии становления, тогда как во многих странах эта профессия занимает свою уже всеми признанную нишу в ряду таких помогающих профессий, как психотерапевт, психолог, социальный работник и др.
Какие же задачи с помощью арт-терапии можно решать?
Кроме творческого самовыражения и внутрипсихической стабилизации, это задачи:
Развития эмоционального интеллекта
Повышения уровня самоуважения.
Развития социальной компетентности.
Развития самосознания.
Улучшения детско-родительских и семейных отношений.
Формирования здоровых потребностей.
 Социальной адаптации и интеграции в общество социально исключенных групп общества.
Задачей арт-терапевта может быть – показать, что на тех, кого называют “делинквентными подростками”, тоже лежит Божественный свет. И если такой специалист испытывает глубокое неравнодушие к детям, чьи проблемы напрямую или косвенно определяются социальными отношениями, то он сможет помочь им находить пути к творчеству, благодаря которому, даже находясь в самой отчаянной ситуации, дети смогут обрести точку опоры.
 Творческий опыт позволяет дезадаптированным людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Развитие творческого потенциала помогает принимать решения, более успешно строить свою жизнь.
 Иными словами хочется сказать, что своеобразная “прививка творчеством” может не только содействовать развитию личностного потенциала, но и помочь предупредить асоциальное и саморазрушительное поведение, развитие патологических зависимостей, т. е. таким образом, средствами арт-терапии могут решаться профилактические задачи.
Я работаю в православной среде, в том числе с детьми в рамках творческой студии, и важной мне представляется задача повышения церковной компетентности и помощи детям в обретении любви к Церкви. Второй год в приходе Храма Свв. равноапостольных Константина и Елены существует данная арт-студия, где занимаются дети младшего школьного возраста. Программа занятий направлена на гармоничное развитие личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания.
Обучение искусству как таковому в студии не является целью. Дети знакомятся с разными техниками и материалами, азами традиционных ремесел и если возникает высокий интерес, то приглашаются художники для проведения мастер-классов.
Акцент же, прежде всего, делается на свободном творческом самовыражении в присущей каждому манере и проявлении членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей, фантазий. Дети могут использовать те изобразительные материалы, которые представляются им наиболее интересными.
Студия допускает участие детей с разными коммуникативными и познавательными возможностями, а также детей с поведенческими и эмоциональными расстройствами.
Как уже говорилось, арт-терапия помогает людям, испытывающим трудности вербального выражения гнева находить альтернативные формы его выражения и помогает выразить невыразимое. Т.е. процесс творчества и игра позволяют детям отреагировать трудновербализируемые переживания и достичь контроля над ними.
В зависимости от трудностей детей, на занятиях студии уделяется внимание обсуждению художественных работ в контексте личности детей, и используются те или иные изобразительные техники для достижения нужных результатов. Значительное место в программе отводилось работе с детскими страхами.
Ведущими механизмами психологической и личностной стабилизации при данной форме организации изобразительной деятельности и при необходимости выступают отвлекающие, успокаивающие, активирующие, экспрессивно-катарсические и другие компоненты изобразительной работы.
Занятия проводятся с учетом индивидуальных особенностей детей и предполагают индивидуальный и групповой подход. На начальном этапе работы детям предлагались рисуночные диагностические методики (Сильвера, Методика цветоструктурирования Чередниковой).
В студии создается “демократическая” атмосфера с возможностью погружения в свой внутренний мир, связанный с индивидуальной изобразительной работой и также возможностью тесного взаимодействия участников друг с другом.
В программу включены элементы: изотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, игротерапии, музыкотерапии, фототерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях.
В занятиях используются видеоматериалы с лучшими произведениями искусства, отражающими Библейскую историю. Дети индивидуально и в группах создают картины и композиции из разных материалов. Произведения искусства на занятиях выступают в качестве стимульного для рисования материала и помогают решать просветительские задачи, а фотографии выступают инструментом для активизации мыслей, переживаний и обеспечивают те эффекты, которые слова не могут обеспечить.
Принципы, на которых базируется психологическое сопровождение занятий:
Следование за естественным развитием участников: работа осуществляется, опираясь на личностные достижения, признавая безусловную ценность внутреннего мира ребенка.
Системность: занятия проводятся систематически, в определенный день недели.
Самостоятельность участников: психолог создает условия для самостоятельного творческого освоения системы отношений ребенка с миром и с самим собой. Одновременно на занятиях создается обстановка, гарантирующая автономию и свободу выбора.
Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной вовлеченности в процессе занятий, вера в силы ребенка. В группе также поддерживается атмосфера сплоченности, чтобы участники могли более свободно и широко пользоваться материалами, представленными на занятии.
Личностно-ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребенка.
Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком материалов, способов работы и степени активности.
Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком: это реализуется через родительские встречи, связанные с тематикой программы, через индивидуальные беседы психолога с родителями, через совместную деятельность детей, родителей и руководителя студии, например, по украшению храма к праздникам, а также через проведение семинаров для родителей.
Цели и задачи работы арт-терапевта с людьми пожилого возраста
Как психолог и арт-терапевт я работаю в “Покровской обители” с людьми пожилого и старческого возраста. Это учреждение социально-медицинского обслуживания людей “третьего” возраста.
Основной целью работы с данной возрастной категорией, прежде всего, является улучшение качества жизни проживающих в обители людей.
Одним из методов для достижения указанной цели является групповая работа, создающая терапевтическую среду для пожилых людей с различными физическими, когнитивными и эмоциональными расстройствами, характерными для данной возрастной группы.
Многие из пожилых людей, проживающих в обители, страдают различными формами слабоумия. Несмотря на заботу и позитивное отношение персонала, в большинстве своем верующих людей, у опекаемых не всегда остается возможность выразить чувство глубокой печали в связи с пережитыми утратами: потерей когнитивных способностей, расстройством отношений, потерей возможности свободно передвигаться и жить в зависимости от третьих лиц, которые ухаживают за ними.
Пожилые люди, страдающие мульти-инфарктным слабоумием, нередко впадают в состояние фрустрации или сердятся оттого, что не в состоянии адекватно выразить свои переживания. В результате некогда живые, общительные люди, могут замыкаться в себе и превратиться в пассивных, всем недовольных молчунов.
Проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей, фантазий, также призвано способствовать стабилизации эмоционального состояния. Такие невыраженные негативные эмоции как, как, например, хроническое недовольство и гнев, а также агрессивные тенденции могут быть преобразованы посредством занятий изобразительным искусством с использованием символов.
Потенциал арт-терапии здесь привлекается, прежде всего, для решения задач:
Повышения психической активности.
Снижения социальной изоляции, организации общения внутри обители.
Предоставления возможности для выражения своих чувств и состояний, придания. формы чувствам и эмоциям через занятия творческой деятельностью.
Повышения самооценки и взаимоуважения.
Отвлечения от болезненных мыслей и переживаний.
Тренировки сенсорных способностей – оживления и др.
Поддержки памяти, внимания.
Обучения или восстановления начальных навыков различных ремесел.
Снятия остроты переживания несостоятельности.
Помощи в преодолении чувства утраты, пустоты существования.
Снижения уровня депрессии, изменения настроения.
Работая с этой возрастной категорией, я не касаюсь психологических аспектов творчества подопечных. Одной из своих функций, я вижу функцию поддержки интереса у проживающих в обители к занятиям, которые помогают вынести наружу то, что находится внутри, отреагировать чувства горя и тоски, почувствовать свою связь с внешним миром и Богом, стать одним из способов преодоления боли и страдания или их принятия.
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
Арт-терапия в работе с детьми
 
Арт-терапия в работе с людьми пожилого возраста