Страсть сребролюбия Святоотеческое понимание страсти сребролюбия

Страсть сребролюбия
Святоотеческое понимание страсти сребролюбия
ШЕХОВЦОВА Л.Ф.
    Святые отцы понимают страсть сребролюбия как любление денег, имущества движимого и недвижимого, желание обогатиться, размышления о средствах к обогащению . Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезней, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Пристрастие или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Жестокосердие к нищим и нуждающимся. Воровство. Разбой.
    «Корысть есть ненасытимое желание иметь , или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтоб сказать об них: мои,- пишет св. Феофан Затворник.- Предметов сей страсти множество: дом со всеми частями. Поля. Слуги, а главное- деньги, потому что ими можно все доставать.    У любостяжательных вид некоторых добродетелей бросается в глаза. Он будто бережлив, а между тем скуп; труд и неусыпность его только для корысти ; воздержание от удовольствий и наслаждений затем только, чтоб не истратиться. У него , собственно, нет заботы ни о душе, ни о теле: он себя приносит в жертву вещам. Забота не дает ему времени насладиться стяжанием, т оттого нет мира в душе его.    В отношении к другим корыстолюбивый бесчеловечен, завистлив, коварен,вероломен, сутяга; благодетельствовать даром не любит, разве толь ко победит его тщеславие: дружбы короткой не знает….. От него – воровство, святотатство, убийства, предательства.»/11, с.119-121/.    Сущность страсти сребролюбия- ненасыщаемое, бесконечное увеличение внешних, материальных благ. Такая потребность- за пределами человеческой природы - центр тяжести страсти сребролюбия лежит в душе человека , в его превратном отношении к материальным благам.
    НЕИСТОВСТВО ЭТОЙ СТРАСТИ НЕ НАСЫЩАЕТСЯ НИКАКОЙ громадностью богатства.
    Начинаться сребролюбие может предположением раздаяния милостыни, говорит преп. Иоанн Лествичник , « А кончается ненавистью к бедным. И он, сребролюбец, пока собирает, милостив бывает, а как скоро набрал,- и руки сжал»/ 4,с.529/.     С. М. Зарин пишет о том, что все дело во внутреннем отношении к материальным благам. Внешний факт обладания даже большим имуществом сам по себе еще не говорит о присутствии страсти корыстолюбия , и , наоборот,полная нищета иногда самое сильное ее господство/2/.    По этому поводу примечательны слова св. Тихона Задонского: « Нищий, хотя бы ничего у себя бы и не имел, но имеет к богатству любовь, истинный есть сребролюбец. И потому не тот, кто много имеет, но кто много желает, и не тот, кто богат, но кто к богатству сердцем прилепляется , порочится. Многие были , как и ныне имеются , богатые и славные, но Богу угодили, и потому сребролюбцы не были. Сребролюбец угодить Богу не может, ибо не Богу, но своей страсти угождает» / 9, с.37/.
У св.Отцов мы находим описание признако страсти сребролюбия.   
    Например, немирность души, беспокойство о вещественном: «Или не примечаешь, как сокрушают тебя днем дела, а ночью забота о них, время отдыха делая временем мучений? Ибо тогда память приводя на мысль, кто нарушил межу, кто причинил вред плодам, кто преградил водотечи для орошения, кто потравил пастбище, кто делает или сделал другую какую-либо обиду и о каждом, как он упорствует и спорит, - приводит тем в неистовство раздражительную силу души, возбуждая ко мщению, не давая времени на сон и покой и тем паче на молитву…» ( 7, с.303-311)  
    Св. Игнатий Брянчанинов пишет: « Желающие обогатиться впадают в напасти и сети, которые приготовляет им самое их стремление к обогащению. Первым плодом этого стремления есть множество попечений и забот, отводящих ум и сердце от Бога.» / 3,с.522/.
ПРИЧИНЫ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ
    По словам преп. Максима Исповедника, три причины любви к богатству: сластолюбие,тщеславие и неверие. Сластолюбивый любит серебро, чтобы с помощью его наслаждаться, тщеславный,- чтобы прославиться , а неверующий , - чтобы скрыть и хранить его, боясь голода или старости, или болезни или изгнания и более надеясь на него, нежели на Бога Создателя и Промыслителя всякой твари / цит. по 2, с.272/.
    О.Сергий Филимонов пишет: «Крайне важно то, на что обращает внимание святой отец – направленность нашей воли в сторону зла. Бог будет судить нас, мирян, не за излишки денег, а за злую волю, устремленную в тайниках сердца к обогащению, злые движения сердца, сожалеющего об отсутствии богатства и невозможности его     Преп. Исаак Сирин: « Не думай , что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность; она есть приобретение чего бы то ни было такого, к чему привязана воля»_ цитирует С.М. Зарин и обобщает: «… в страсти сребролюбия предосудительно и гибельно в нравственном отношении порабощение воли материальным благом, сообщающее всей жизни человека и всем его отношениям односторонний, превратный, грубо-эгоистический характер, поскольку центром его жизнедеятельности является «золотой телец», « мамона» /2, с.271/.   
    Человек, подверженный страсти сребролюбия, все свои силы, способности, таланты употребляет на приобретение земных благ.    Известно, что все страсти взаимосвязаны , одна тянет другую. «Корыстолюбец стремится к приобретению земных благ, пишет Зарин, видя в них источник и средство самоуслаждения и самовозвышения , так что страсть сребролюбия является служебной по отношению к страстям т.н. плотским, а из душевных в особенно тесной связи она находится с тщеславием и гордостью»/2, с.272/    Господство в человеке страсти сребролюбия ведет часто за собой возникновение и развитие страсти гнева, если он встречает какие-либо внешние препятствия при осуществлении своих планов обогащения .    Св. Феофан Затворник пишет, что страсть сребролюбия « под влиянием тщеславия является пышностью, от гордости и властолюбия – всемирною оборотливостью, стремящеюся захватить всю торговлю в свои руки, а от безумия- скупостью. Беспрерывно сопутствует сей страсти забота мучащая, зависть, страхи, печаль и скорби»/ 11 c/123|.    «Скупой есть самый странный человек, замечает св. Феофан.-Другие страстники ищут себе какого-либо наслаждения через удовлетворение страстей, а этот удовлетворяя страсти, мучит себя лишениями, будто врага»/ 11, с.125/. «Море не оставят волны, а сребролюбца- гнев и печаль»/ 4,с.530/. 
Каковы ПОСЛЕДСТВИЯ увлечения человека страстью сребролюбия? 
    Помимо множества забот о приобретении и сохранении своего богатства, которые овладевают душой человека и отводят его ум и сердце от Бога, «душа, мало, холодно, небрежно занимающаяся Богом, получает грубость и впадает в нечувствие,- говорит св. Игнатий Брянчанинов;- страх Божий в ней изглаждается ; отступает от нее воспоминание о смерти; ум помрачается и перестает видеть Промысел Божий, отчего теряется вера; надежда, вместо того, чтобы утверждаться В Боге, обращается к идолу, приводя к подножью его любовь…»/3, с.523/. «Корень всех зол есть и именуется сребролюбие; потому что оно производит ненависть, татьбы, зависть, разлучения, вражды, смятения, памятозлобие, жестокосердие, убийства. Кто победил сию страсть сребролюбия, тот отсек все заботы; а кто связан ею , того всегда томят заботы и беспокойство.
СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЛАДАНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ БЛАГАМИ У СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА 
    Нелегко говорить на эту тему в наше время, когда стремление к обогащению АКТИВНО НАВЯЗЫВАЕТСЯсегодня нашему соотечественнику как некий идеал жизни. 
    В психология хорошо известна теория А. Маслоу, которая описывает структуру потребностей человека или структуру мотиваций- движущих сил- для удовлетворения соответствующих потребностей. В основании пирамиды Маслоу расположил т.н. дефицитарные потребности- физиологические потребности в еде, питье, крове над головой , то есть материальные блага. Над этим физиологическим уровнем располагается потребность в безопасности и защите, затем в дружеских и теплых отношениях с другими людьми- коммуникативная потребность в принятии, принадлежности группе, семье; затем потребность в самоуважении, значимости , признании , почете, карьерном росте и завершает пирамиду потребность в самоактуализации , реализации своего потенциала,творчестве/ 14/. Маслоу эти потребности человека разделил на дефицитарные, низшие ( удовлетворение дефицита в голоде, холоде, опасности) и бытийственные- мотивы роста, метапотребности- высшие. Свою свободу человек употребляет на удовлетворение тех или иных потребностей , которые для него становятся главными, ведущими. Выбор ведущей потребности отражает его жизненный ценности, смыслы и цели( где сокровища ваши, там и сердце ваше). Если неудовлетворение дефицитарных потребностей может привести к физическим, телесным заболеваниям, то неудовлетворенность бытийственных потребностей приводит к психическим заболеваниям, бессмысленности , неудовлетворенности жизнью и , как следствие , к алкоголизму, наркомании и суициду( это хорошо показали исследования В. Франкла/ 12 /.
    Жизнь, ориентированную на удовлетворение дефицитарных потребностей, Маслоу назвал Д-жизнью и описал этот стиль жизни, где доминирует стремление удовлетворить материальные потребности , снижение напряжения и требования окружения; однообразие и рутина . «Живи сегодняшним днем « - это выражает жизненную позицию такого человека. Ориентация таких людей в основном на удовлетворение материальных потребностей, если и не переходит в страсть накопительства, сребролюбия, то никак не свидетельствует о полноте, осмысленности жизни и реализации своего призвания.
    Б- жизнь, как ее описывает Маслоу,- это усилие, рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу, достигает величайшей личностной зрелости , наполненности и выражения своей индивидуальности- это жизнь совсем на другом уровне существования/ 14/.
    Другой представитель гуманистической психологии Э. Фромм писал о том, что личность свое отношение к себе и миру определяет в фундаментальных категориях «иметь» и «быть», которые воспринимаются как жизненные задачи/13/.Эти два вида самоопределения – «иметь» и «быть», взаимоисключая и взаимодополняя друг друга , составляют двойную спираль тайны смысла жизни. « Категории « иметь» и « быть» ,-пишет арх. Платон,- соотносятся между собой как царство нужды и необходимости с царством достоинства и свободы… В отличие от эмпирически горизонтального»иметь» , задача «быть» носит идеально-возвышенный характер… Личность должна следовать своему основному призванию «быть»/8, с. 163/.
    Что определяет выбор жизненных ценностей человека? Условия развития и воспитания ребенка в раннем детстве и (или) осмысление своего жизненного опыта взрослым человеком и становление его мировоззрения. Фрейд, например, полагал, что такие особенности характера взрослого человека как скупость, пунктуальность, методичность ,упрямство обусловлены неправильной родительской тактикой воспитания в возрасте 1, 5 лет/ 14/ . Среди пяти социальных типов характера Э.Фромм описывает »накапливающий» и «рыночный типы».
    Для «накапливающего « типа характерно стремление обладать как можно большим количеством материальных благ, властью и даже любимыми; они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления.
    Для «рыночного» характерно убеждение, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую черту характера, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам; их девиз-«Я такой, каким вы хотите меня видеть». Фромм рассматривал « рыночную» личность как продукт современного капиталистического общества , сформировавшего в CШ А и западноевропейских странах/13, 14\.
    Для русского менталитета не характерна привязанность к богатству, не к материальным ценностям стремился русский человек. Эти особенности русского характера отражают русские сказки, где главный герой- Иванушка –дурачок ( с точки зрения его «умных» братьев обывателей) никогда не соблазнялся сундуком с золотом или царством. Он «нерационально» помогал сирым и убогим, жертвуя своими интересами и потом почему-то именно на него «обрушивался « сундук с золотом и полцарства впридачу. «Умные» же братья оставались «в дураках». Народный эпос и выразил иерархию ценностей русского человека: хорошо, если богатство есть и дефицитарные потребности удовлетворены, но выстраивать жизнь для приобретения богатства и считать его главным смыслом жизни- это не для русского православного человека.
    Разумеется, утверждать, что среди русских нет скупых и сребролюбцев, нельзя, но то, что это нехарактерно для большинства представителей русского народа, вероятно, возможно. Тем более странной выглядит мощная пропаганда наших современных СМИ, поставивших себе задачу сформировать современное российское общество как общество потребления. У многих НАШИХ современниках огромное место в умах и душах занимает забота о материальном обеспечении.
    Однако, особенность, свойства, характер этой заботы различны у верующих и неверующих людей. «Бог», «надежда на Бога», «Бог все управит» - эти слова не имеют для неверующего человека реального содержания. Ведь это – то же самое, что услышать: «Отпусти руль, машина сама тебя повезет». Поэтому для неверующего человека логичной, единственно правильной, представляется усиленная забота о материальном содержании себя и своей семьи, старание обогатиться впрок, с избытком. Страх не прокормиться и обнищать всегда мешает всецелому доверию Богу. . Человеку крайне важно смотреть в глубину своего сердца. Кажущиеся такими естественными помыслы о том,- что надо больше заработать денег, чтобы удовлетворить все свои материальные потребности, - необходимо контролировать, чтобы среди жизненных ценностей они не оказались на первом месте и вся жизнь не оказалась подчиненной их накоплению.
    Критерием того, что вы не подчинены страсти сребролюбия , будет мир в душе, спокойствие, любовь в отношениях с близкими. Потеря мира, беспокойство об имуществе, жадность – говорят о зарождающейся страсти сребролюбия. Какая пользя ,если человек приобретет весь мир, а душу свою потеряет? 
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1Георгий Тертышников арх.Симфония по творениям святителя Феофана Затворника кН. 2 Рязань 2003 
2 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению М. 1996
3 Игнатий Брянчанинов св. Практическая энциклопедия . Основы правильной духовной жизни.СПб 2003
4 Иоанн Лествичник преп. Добротолюбие, т.2
5 Иоанн Кассиан Добротолюбие, т.2
6http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/04/20/svyatejshij_patriarh_kirill_sr...
7 Нил Синайский Добротолюбие. Том 2.М.: АНО «Развитие духовности, культуры и науки»; 2004 г.
8 Платон Игумнов арх.Православное нравственное богословие . Свято –Троицкая Сергиевская Лавра, 1994
9 Сребролюбие как дух антихриста.1997 
10 СерГий Филимонов прот . Пантелеймоновский листок Страсть сребролюбия 2007
11 Феофан Затворник св. Страсти и борьба с ними М. 2004
12 Франк В. Человек в поисках смысла М. 1990
13 Фромм Э . Человек для себя Минск 2004
14 Хьелл Л. Зиглер Д . Теории личности Питер 2008