ПРЕОДОЛЕНИЕ ГНЕВА И АГРЕССИИ

ПРЕОДОЛЕНИЕ ГНЕВА И АГРЕССИИ
Шеховцова Л.Ф.
    Как правило, и в педагогике, и в психологии, и в православной аскетике гнев , агрессия и агрессивность оцениваются негативно, и каждое из этих направлений работы с человеком имеет свой арсенал средств нейтрализации или борьбы с этим нежелательным состоянием , свойством человека.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
    Педагогическое воздействие с целью коррекции агрессии осуществляется в двух направлениях:
 воспитание личности с отсутствием установок на насильственное достижение своих целей, формирование у ребенка нравственных ценностей, дружелюбия и доброжелательности;
воспитание у ребенка таких черт характера, как самообладание и выдержка (профилактика и формирование умений управлять своими эмоциями).
Для решения этих задач педагогика предлагает систему методов внешнего воздействия на человека (создание определенных условий, формирующих ситуаций, группового воздействия, убеждения, примера, наказаний и поощрений). Не следует при этом забывать о принципах благоразумия и справедливости, предлагаемых православной аскетикой, дабы у педагога не было рвения не в меру. Таким образом, можно сказать, что педагогика- это стратегия изменения ДРУГОГО человека.
АСКЕТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
    Эти же задачи на языке духовной аскетической практики формулируются таким образом: приобретение добродетелей кротости, смирения, смиренномудрия; владение своими страстями, в частности, «брань» со страстным состоянием гнева. Если педагогика предлагает систему внешних воздействий или в лучшем случае мотивирует личность на «самовоспитание», то православная аскетика ориентирована, прежде всего, на внутреннее делание, на активность самого человека по изменению самого себя.
    В аскетическом делании выделяют два основных направления: первое – брань со страстями, второе -стяжание добродетелей. Мало справиться с гневом в 1-2 ситуациях, гораздо важнее и надежнее приобрести безгневие – добродетель кротости (короткий гнев, стремящийся исчезнуть). Как советует св. Феофан Затворник, надо потрудиться для этого во внутреннем плане одухотворения души- стяжать добродетели смирения и кротости.
    Св. Феофан выделяет 5 стадий этой внутренней работы. Для оказания помощи человеку, ведущему внутреннюю брань, в аскетической литературе описаны стадии развития страстного состояния и, соответственно, способы борьбы с ним.
1 стадия – прилог, когда греховный помысел приходит из внешнего мира и входит во внутренний мир;
2 стадия-сочетание – принятие помысла, добровольное размышление о нем;
3 стадия-сложение – услаждения помыслом, уступка ему;
4 стадия-пленение – погруженность в страстное состояние, потеря покоя, рабство греху.
    Для преодоления страсти гнева тоже можно воспользоваться этим «алгоритмом». Попробуем по этим стадиям рассмотреть, как происходит пленение гневом, и что человек в какие моменты может сделать для того, чтобы как можно раньше купировать это состояние. Святые отцы говорят, что гнев – это разрушение внутреннего мира. С чего начинается это разрушение внутреннего мира и чем оно может закончиться?
    На 1 стадии первыми «сигналами» появления прилога могут стать изменение настроения, появление неприятного чувства, ощущений. В этом случае лучше сразу же помолиться и помысел должен уйти – в результате человек сохраняет в себе покой. Если этого не произошло, то человек может оказаться на 2-ой стадии сочетания с прилогом – признаком этого будет появление раздражительности в мимике, интонации, жестах, словах.
    Остановиться на этой стадии, не переходя на следующую можно, если противопоставить поступающей раздражительности мысль: “надо потерпеть немощь ближнего своего”. Либо посмотреть на себя со стороны с юмором: «Какое у меня сердитое, смешное лицо, какие “петушиные” нотки появляются в моем голосе».Результатом усилий на этой стадии должно стать переложение помысла на благое (например, улыбнемся нашему собеседнику, доброжелательной шуткой разрядим нарастающее напряжение, или можно “погневаться” на себя, что уже “беседуешь” с прилогом).
    Если же человек не смог этого сделать, если не смог сосредоточиться и помолиться, и гнев продолжает нарастать, то он может оказаться на 3стадии принятия, сложения с грехом. При этом можно увидеть нарастание возмущения, гнева, побледнение или покраснение щек, сжимание губ и кулаков, дрожание голоса, прерывание речи, изменение скорости речи и тембра голоса. При этом наблюдается также потеря концентрации внимания, рассеивание внимания, провалы в памяти – человек забывает, что хотел сказать, прерывается цепь размышлений. Человек “склонился” к гневу. Глаза застилают туман, ничего не слышит, что говорят ему, понять не может, хочет поскорее выплеснуть свою обиду – “отомстить другому”.Но… смолчал, сжав зубы и сцепив кулаки.“Корень ума” – в глубине сердца – твердо стоит в том, чтобы делом не согрешить и беззакония не совершить. Это результат 3 стадии.
    Если же человек не “смолчал,” то оказался в плену греховного помысла.4 стадия пленения, совокупления с гневом. Происходит разрядка гнева вовне - оскорбление словом, словесная агрессия, либо действие – рукоприкладство. В состоянии аффекта может произойти и убийство.
    Очевидно, что легче справиться с гневом помыслом на 1 стадии, не приняв его, если же произошло принятие помысла, то на каждой последующей стадии справиться с ним оказывается труднее.
    Признаками победы над гневом, которые можно использовать как средства самоконтроля, во внешнем плане являются отсутствие злой гримасы, улыбка, разжатие кулаков, вербальная сдержанность; во внутреннем – самообладание, волевая собранность, сосредоточенность, возвращение спокойного состояния, хотя бы частично.    
    Разные люди обладают разными уровнями умений управлять своим гневным, агрессивным состоянием. Преп. Иоанн Лествичник описал трех иноков, терпящих бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал, другой порадовался ради себя, но опечалился об укорявшем его; третий воображая вред ближнего, пролил теплые слезы. В них преп.Иоанн Лествичник увидел делателей страха, мздовоздаяния, любви.
    Для нас эта притча, может служить своеобразным тестом, диагностирующим наше умение справиться с гневом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
    Как же психология может помочь человеку справиться с агрессией?
    Во-первых, психология может предложить помощь педагогам (в форме описания закономерностей развития агрессивности личности, стадий и причин ее формирования, а также показа ресурсов преодоления агрессии ребенком).
    Во-вторых, если психологию рассматривать в аспекте сотериологии, она может предложить помощь людям, ведущим духовную брань с гневной страстью: дать детальное описание состояния гнева, душевных движений и признаков усиления гнева, экспрессии гнева, поведенческих признаков гнева других людей, сопутствующих гневу чувств и динамику других психических процессов – памяти, внимания, мышления.
    Кроме этого, практическая психология имеет в своем арсенале и свои методы снятия агрессивных состояний как самим человеком у самого себя (работа внутреннего плана), так и внешних агрессивных воздействий, - (регуляция состояния другого человека), а также изменения поведения и ценностей личности в ситуациях взаимодействия людей друг с другом. Для коррекции агрессивности личности широко используется бихевиоральный тренинг, группы личностного роста, экзистенциональная психотерапия. Для снятия своего агрессивного состояния психология рекомендует человеку ряд приемов:
переключить внимание со стимула, вызывающего агрессию, на что-нибудь нейтральное или приятное,
спеть припев любимой песни,
внутренний счет от 1 до 10,
глубоко подышать,
выпить холодной воды,
сделать двигательную разрядку,
разжать кулаки и зубы,
выразить словами свое состояние – рассказать партнеру о том, что вы чувствуете.
    В отличие от педагогики и аскетики, психология наиболее пристальное внимание уделила внешнему процессу партнерского взаимодействия. Как правильно вести себя, если на тебя со стороны партнера направлена агрессия?
    Первое правило гласит: не отвечать агрессией на агрессию партнера, проявить дружелюбие.
    Второе правило: не заразиться эмоциональной агрессией партнера.
    Третье правило: снизить агрессию партнера.
    Для этого:
дать партнеру выговориться,
найти что-то общее, что может объединить партнеров,
подчеркнуть то, в чем вы с партнером согласны,
показать понимание состояния и озабоченности партнера,
проявить выдержку и терпение,
проявить интерес к партнеру и его проблеме,
подчеркнуть значимость его и его мнения в ваших глазах,
предложить конкретный выход из сложившейся ситуации,
обратиться к фактам,
использовать шутку и юмор для разрядки напряжения,
придумать какую-нибудь хитрость или неожиданность(заговорить на чужом, может быть, даже выдуманном языке, громко крикнуть что-нибудь),
если вы не правы – немедленно признать свою неправоту,
не быть категоричным и не употреблять слов «всегда», «никогда», «ни за что», «вечно», «ни один раз» и т.д.
oказать внимание партнеру, если беседа происходит в вашем кабинете или в вашем доме, выйти к нему навстречу, усадить его за стол. Сидящему человеку труднее сохранять свой гнев.
    В течение нескольких десятилетий многие психологи и психотерапевты выступали за открытое и свободное выражение «агрессивных чувств», представляя этот подход как средство от многих социальных болезней. Сторонники этого подхода утверждают, что сдерживание эмоций является нежелательным и вредным для здоровья. Они считают, что если кто-то начинает нас раздражать, то нам следует открыто выразить свои отрицательные эмоции, высказав этому человеку все, что мы думаем о нем и о его поведении. Другими словами, по их мнению, «лучше сразу бросить в обидчика камень, чем держать его за пазухой», так как в этом случае мы хотя бы облегчим себе душу. Если же мы никак не проявим свои отрицательные чувства, то их интенсивность станет нарастать.«Враг обиду мне нанес –Я молчал, но гнев мой рос»Уильям Блейк.
    Далее, сторонники этого подхода убеждают нас в том, что, когда мы выражаем свои эмоции, мы снижаем вероятность того, что наш организм испытает вредные последствия сдерживания агрессии. Некоторые исследователи рассматривают сдерживание проявления агрессии в качестве причины развития болезней сердца и утверждают, что внутреннее подавление отрицательных эмоций пагубно сказывается на здоровье человека. Идея, основанная на использовании такой аналогии, кажется простой и понятной; остается лишь выяснить, насколько она справедлива. Поэтому коротко расскажем о результатах экспериментов Леонарда Берковица: В эксперименте мальчики, время от времени вознаграждавшиеся за нанесение ударов пластиковой кукле, через несколько дней начинали вести себя более агрессивно по отношению к конкурировавшим с ними сверстникам. Таким образом, моделирование агрессивного поведения не сделало их более дружелюбными.
    Подобным образом и в эксперименте, проведенном с югославскими детьми Миомиром Зузулом, мальчики, часто игравшие с детским оружием, проявляли затем больше агрессивности в поведении по отношению к своим одноклассникам. Другие исследования в этом направлении принесли во многом сходные результаты. Подобные доказательства являются достаточно убедительными. Они позволяют полностью отвергнуть представление о том, что дети, а также взрослые могут избавиться от своих агрессивных побуждений за счет осуществления воображаемой агрессии.
    Некоторые специалисты по прежнему считают, что множество самых разнообразных действий могут заменить реальную атаку на цель и таким образом погасить сдерживаемый внутренний импульс к агрессии. Психоаналитическая теория утверждает, что люди могут разрядить свои накопленные позывы к насилию различными способами: хирурги – работая ножом во время проведения операций, продавцы – настойчивыми попытками убедить сделать покупку несговорчивого клиента, альпинисты – восхождениями на горные вершины по еще никем не пройденным маршрутам и так далее.
     Большинство сторонников обобщенной гипотезы катарсиса уверены в целесообразности ответных агрессивных действий даже при отсутствии реально произошедшего нападения. Они считают, что воображаемая агрессия все равно окажет свой положительный эффект. Даже врачи, которые не проявляют особого интереса к психоанализу, убеждены в том, что их пациенты должны «разряжать» или «освобождать» свою сдерживаемую эмоциональную энергию за счет осуществления воображаемой агрессии. Психотерапевты этого направления не являются единственными людьми, убежденными в том, что благотворная разрядка может быть достигнута с помощью реального воплощения воображаемой агрессии.
    Например, одна фирма стала изготавливать и продавать игрушечные автоматы для взрослых автолюбителей, с тем чтобы они могли имитировать стрельбу в других водителей, мешающих их движению, и таким образом снимать свое раздражение, вызванное дорожными инцидентами. Подобным образом происходила популяризация игр с мнимым применением насилия в качестве безопасного психологического средства реализации сдерживаемых агрессивных желаний. В одной из таких игр ее участники (как дети, так и взрослые) надевали специальные шлемы, латы и другую защитную амуницию и начинали бегать по затемненному помещению, стреляя в своих «противников» из электронных ружей.
    Учение о катарсисе получило широкое признание у многих людей. Что же в действительности показывают нам результаты эмпирических исследований? Снижает ли воображаемая агрессия склонность к проявлению реальной агрессии?
    Результаты и наблюдения , полученные в последнее время, позволяют полностью отвергнуть представление о том, что дети, а также взрослые могут избавиться от своих агрессивных побуждений за счет осуществления воображаемой агрессии. Водители не снизят свою склонность к проявлению агрессии, если будут выпускать очереди из игрушечного автомата, а дети, насмотревшись фильмов с ярко представленной агрессией и наигравшись в агрессивное поведение в компьютерных играх, будут использовать полученные навыки в реальной жизни.
    Наступило время, когда специалисты по проблемам психического здоровья людей должны прекратить рекомендовать осуществление воображаемого насилия в качестве средства ослабления склонности к агрессии.
    Довольно долго агрессивность и хамство с одной стороны, и неуверенность и пассивность - с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, и даже на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело еще к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.
    Таким образом, корни гнева и агрессии могут находиться в различных психологических проблемах человека, в частности – в неуверенности. Поэтому при работе с агрессивными личностями следует, прежде всего, выявить причину такого поведения.
    ИТАК, в борьбе с гневом и агрессивностью личности педагогика, психология и православная аскетика предлагают свои методы , которые дополняют друг друга и все вместе помогают человеку достичь более совершенного поведения и состояния. Педагогика , через создание условий внешнего воздействия приводит человека к пониманию необходимости развития у себя добродетелей смирения, кротости, послушания, выдержки, самообладании.
     Психология развивает у человека умения регуляции как своим состоянием, так и состоянием другого человека, описывает правильное поведение , приводящее к снижению или исчезновению агрессивности в конфликтных ситуациях. Психотерапевтическая работа в экзистенциальном направлении может подвести человека к осознанию необходимости переосмысления своих ценностей и стиля жизни, к решимости изменения своего поведения
     .Православная аскетика предлагает человеку средства внутренней работы с состоянием гнева или агрессии и помощь на пути стяжания добродетелей кротости и смирения.
Если педагогика «стратегически» изменяет ДРУГОГО человека, психология - «тактически « ДРУГОГО и СЕБЯ, то аскетика- это прежде всего изменение СЕБЯ и «тактически» и «стратегически».
Используемая литература:
Ирофей Влахос, митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004г., стр.248
Св. Феофан Затворник  Советы православному христианину. М. 1994
Св.Феофан Затворник Страсти и борьба с ними. М., 2003г., стр.102
Св. Феофан Затворник Путь ко спасению М. 1908
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб-М; 2001г. стр.401
Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.; 1999г., стр.192