Страсть печали, состояние тревоги и тревожность Святоотеческое понимание печали

Страсть печали, состояние тревоги и 
тревожность

Святоотеческое понимание печали
 

 Л.Ф. Шеховцова
    В святоотеческом наследии печаль относится к восьми страстям, ведущим к смертным грехам. Страсть потому является греховной, что дает ложное, превратное направление жизнедеятельности человека, С. М. Зарин называет их болезнями души/5 /.

Казалось бы, что тут такого смертельно опасного, ПОЧЕМУ святые отцы говорят о смертном грехе, если человек немножко погрустит и попечалится?! 
Но.. «Печаль бывает болезнью души и тела,- говорит преп.Нил Синайский,- душу берет она пленницею, а плоть иссушает, оставляя на месте» . «Кто часто печалится и приписывает себе бесстрастие, тот подобен больному, притворяющемуся здоровым; ибо как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль»/ 16 /.
Св. Иоанн Кассиан объясняет , почему надо бороться со страстью печали, ссылаясь на метафору, приведенную в притче : « Ибо якоже молие в ризе и червие в древе: тако печаль мужу вредит сердце». Душа, изъеденная печалью, как одежда , изъеденная молью, не годится к употреблению

А св. Игнатий (Брянчанинов) определяет печаль и уныние таким образом. Печаль – это огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, неблагодарение Богу, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, ропот, скорбь на ближнего, отречение от креста [6].
Если человек, замкнувшись на себя, ставит себя в центре мира, то печаль может приобрести характер безысходной, мрачной, безнадежной тоски, приводящей человека к апатии, лени и бездеятельности, унынию.
Теперь становится понятным , почему печаль- смертный грех

ПРИЧИНЫ и ВИДЫ ПЕЧАЛИ 

Почему же , по мнению святых отцов , возникает печаль ? 
Печаль возникает вследствие неудовлетворенности страстных желаний или их неполного удовлетворения. После непроизводительных растрат душевных сил страстями также с неизбежностью наступают состояния печали и уныния. 
Печаль сковывает пленника страстей .
Согласно аскетическому учению, пишет игумен Тихон, печаль не может найти доступа к той душе, в которой ранее не свили себе прочного гнезда какие-нибудь другие страсти [20]. Невозможность по какой-либо причине получать греховные удовольствия – вот что способствует развитию печали и уныния.
Печаль может возникнуть и от других причин : потери , утраты, клеветы, нанесенной обиды.
- Любостяжательный, понеся утрату, горько печалится, а презревший имущество- беспечален.
- Славолюбивый печалится , когда терпит бесчестие, а смиренномудрый принимает его как сотоварища .
-Печаль может возникнуть и от бессилия отомстить опечалившим, и как отчаяние от неудовлетворенных обид /21/. 

Преп. Иоанн Дамаскин выделяет четыре вида печали: горе, грусть, зависть (печаль из-за чужих благ), сострадание [8].
Есть и такой вид печали как многопечалование, многозаботливость.
Вот что по этому поводу писал св. Феофан Затворник в письме к одному из своих чад: « Вас тяготит забота житейская до того, что и молиться не дает. Это вражье наваждение. Как нам нужны кров, одежда, пища и другие вещи, то нужно и добывать их….. И в этом нет ничего грешного. Так Бог благоволил устроить нашу жизнь. Но к этому безгрешному враг, подкравшись, прививает грешное- это непрестанную заботу, которая и голову тяготит, и сердце гложет. Против этой болезни 
направлены все наставления Спасителя о непопечении: не пецытеся убо на утрей, утренний бо собою печется….(Мф.:,6,34). Не то сие значит, чтоб ничего не делать, а то, чтобы все делая, не томились излишнею заботою, которая ничего не придает, а только томит… Многозаботливость грешна тем, что все хочет сама устроить и добыть без Бога, тем , что после того научает опираться надеждою на добытое и на прочие способы свои исключительно без Божия Промышления, а чрез то и другое настраивает житейские блага почитать главною целью и настоящую жизнь- конечной, не простирая помышлений о будущей жизни. Видите, какой дух богоборный движется в этой многозаботливости!»/ 22/.

С. М. Зарин в своем обобщающем труде, описывая страсть печали, выделял три ее вида.
Первый вид печали является следствием неудовлетворенных страстных желаний. 
Второй вид печали вызывается упадком душевной энергии, обессиливанием вследствие предшествующего порабощения страстями.
Третий вид печали возникает от опасений, страхов за свою судьбу либо от неразумных забот - многопечалования , многозаботливости/ 5/.

Гурьев И.Д. подчеркивал, что печаль- это сожаление о том, что в прошлом было неправильным; а уныние- желание сожалеть о том , что в жизни не будет правильного / 2 / ( « я так и знал, что все будет плохо», « все равно все будет плохо»).
"Скорбь есть грызение сердца и смущение; а забота – это кружение; высшая же степень – беспокойство" – так полагал св. Григорий Богослов [ цит. по Кашменскому 12].

Вероятно, печаль может быть недолго длящейся, если возникает вследствие потери ( чего-то не очень ценного) или обиды( услышанного в свой адрес грубого слова, несправедливого о себе суждения) и длительной как довольно устойчивое состояние.
Но есть и еще один вид печали, которую святые отцы считают полезной.
Светлая печаль
Полезною для нас должны мы почитать печаль только в таком случае, когда мы восприемлем ее, будучи подвигнуты или раскаянием во грехах, или горячим желание совершенства, или созерцанием будущего блаженства. О ней и ап. Павел говорит: «Печаль яже по Бозе, доставляет тебе жизнь вечную»(2 Кор. 7, 10).

..Та печаль, которая соделывает покаяние ко спасению несомненно верному, благопокорлива, приветлива, смиренна, кротка, приятна и терпелива, так как она, исходя из любви к Богу… имеет в себе все плоды Духа Святого/ 21/.
Печаль по Богу слезами обновляет душу, вселяет заботливое попечение о приближающейся смерти и суде и мало -помалу научает ожидать их с желанием.
Таким образом, для той печали, которая «не светлая», по представлениям св. отцов, характерен прогноз неудач в будущем как следствие неудовлетворенных страстных желаний в прошлом. Если один вид печали является следствием неудач в прошлом, то другой вид печали- это прогноз неудачи, неуспеха, всевозможные опасения и беспокойства. Такое многопечалование, чрезмерная многозаботливость очень похожи на то состояние , которое описывается сегодня психологами как тревога, тревожность.


ТРЕВОЖНОСТЬ И СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ 

Современному человеку очень свойственны состояния тревоги, беспокойства, неуверенности.
В психологии различают тревожность как устойчивую черту характера человека, которая проявляется в склонности к частым и сильным переживаниям состояния тревоги; и тревогу как эмоциональное состояние беспредметного страха/ 17/.

Тревога как состояние .
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности человека, особое место занимают проблемы, связанные с психическими состояниями. Из всех психических состояний, являющихся предметом научных исследований, наибольшее внимание уделяется тревоге. Тревога – распространенное и знакомое многим состояние ожидания чего-то ужасающего, страх чего-то неопределенного, ощущение тоски и беспокойства. Это состояние связано со страхом человека не справиться с опасностью, оказаться в катастрофической ситуации. Тревогу часто называют страхом страха, безымянным и бессрочным беспокойством, состоянием безобъектной угрозы /13/.
На психическом душевном уровне состояние тревоги переживается часто как синдром таких чувств как : напряжение, озабоченность, беспокойство, беспомощность, нервозность , страх, стыд, подавленность, чувство неопределенности, бесполезности, , незащищенности при мнительности о грозящей неудаче и бессилия перед ней, неуверенность, невозможность принять решение и др.
Мы видим много сходства такого описания состояния тревоги с описанием одного из восьми смертных грехов – страсти печали.
Каждый из нас переживал состояние стресса – повышенного нервно-эмоционального напряжения, которое возникает не только в опасной ситуации, но чаще всего в ситуации, которая кажется нам угрожающей.
На физиологическом уровне реакции тревожности в ситуации стресса проявляются в усилении сердцебиения,в учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости нервной системы. 
Вспомним фразу святых отцов- «печаль- грызение сердца».
Полвека многочисленных исследований физиологов, медиков, психологов в области стресса показали, что стресс это не столько физиологическая реакция организма в ответ на неблагоприятное воздействие извне, сколько ответ, реакция человека на ожидаемую, воображаемую, а не реальную угрозу. Причем эта реакция на воображаемую угрозу организму обходится «дороже», чем нервно-физиологическая реакция на настоящую опасность.
Таким образом, очевидно, что главный источник стресса находится не в физической, а в психической душевной сфере, и даже более того – в духовной, так как именно в соответствии со своим смыслом человек расценивает ту или иную ситуацию как угрожающую или не угрожающую его бытию.
Св. отцы также прекрасно понимали, что мера печали определяется не столько свойством вещей, сколько "расположением печалящихся" и нашими помыслами.

Тревожное состояние, стресс человек часто испытывает в ситуации публичного ответственного выступления на совещаниях, конференциях, при выполнении какого-либо ответственного задания, поручения, а то и просто в повседневной работе, если ему кажется , что он хуже справляется с ней, чем его коллеги.
Вспомним всем хорошо известный пример сдачи экзамена учащимся или студентом (ситуация эта является типичным стрессом). Сдачу экзамена по одному и тому же предмету, у одного и того же преподавателя один студент прогнозирует как успешную (даже если знает предмет относительно), а другой – как будущий провал (даже если хорошо успевал в семестре). Прогноз успешности сдачи экзамена самим студентом в меньшей степени зависит от его знания предмета, значительно в большей степени от его настроенности на успех или неудачу, от восприятия ситуации как угрожающей или неугрожающей. Соответственно, если студент воспринимает ситуацию как угрозу его благополучию (хотя это может быть только «4» вместо желаемой на экзамене «5»), то он испытывает большую гамму отрицательных эмоций: страх, уныние, тоску, робость, волнение. Эти отрицательные эмоции сопровождаются перевозбуждением нервной и других физиологических систем, что приводит к срыву, дезорганизации, блокированию умственной деятельности: снижается внимание, память, мыслительная продуктивность. При сильном волнении студент с трудом вспоминает (или не вспоминает), что 2×2=4.
К неблагоприятному прогнозу развития ситуации и низкой успешности своей деятельности склонны люди определенного типа личности: тревожные, неуверенные в себе, с заниженной самооценкой. 

Тревожность как личностное свойство.
Тревожность как устойчивая черта характера человека проявляется в склонности к частым и сильным переживаниям состояния тревоги.
Для тревожной личности характерно, как правило, сверхответственное отношение к своим обязанностям, к своей деятельности, которые становятся у личности сверхценными и составляют, вероятно, смыслообразующую направленность жизни. Успешность деятельности становится часто средством самоутверждения для тревожного человека, и, в силу этого, главным, или одним из главных, смыслов жизни, образуя «сверхценную идею». Завышенным уровнем притязания личность часто стремится компенсировать заниженную самооценку. В таком случае каждая ситуация экзамена, «проверки», публичного выступления воспринимается личностью с одной стороны, как возможность самоутвердиться, а с другой – как возможность неудачи, как угрожающая, потенциально дестабилизирующая глубинные основания существования. Корни мироощущения тревожной личности, такие как «угроза существованию», базовое «недоверие к миру», «неблагополучие», произрастают из самого раннего периода жизни. Как правило, подобное мироощущение формируется у ребенка, если не удовлетворяются в раннем детстве его потребности в надежной защищенности, безопасности, одобрении значимыми близкими. У взрослого человека это глубинное мироощущение недоверия миру.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТРЕВОГА

Философы и экзистенциальные психотерапевты пишут о наличии у человека еще и так называемой метафизической вины или общеродовой экзистенциальной тревоги.
Акт рождения экзистенциальной тревоги связывают с грехопадением прародителей - их актом избрания небытия.
Это тревога, которая возникла вследствие отпадения человека от Бога, тревога потери человеком своей целостности. Омрачение чувств прародителей сказалось в том, что после грехопадения вместо сыновней любви к Богу, они испытали перед Ним рабский страх.
Другое следствие грехопадения- конфликт борьбы «нового» и «ветхого» человека, противостояния между страстными желаниями плоти и совестью – наследницей Духа.
Такой тип тревоги Е .Ангафорова предлагает называть глубинной, общеродовой тревогой; ей представляется необходимым разделить понятия глубинной, общеродовой тревоги и тревоги экзистенциальной. Через присутствие «первородного греха» в природе каждого человека ему передается глубинная, общеродовая тревога , но эта тревога, как правило, не осознается человеком. И лишь когда в процессе осознания, у человека происходит личная встреча с «угрозой небытия», можно говорить о появлении экзистенциальной тревоги. Таким образом, экзистенциальная тревога является лишь формой проявления глубинной, общеродовой тревоги/ 1/. Итак, экзистенциальная тревога - это стадия личностного осознания глубинной общеродовой тревоги. 
Неосознанная вина за грех Адамов, порождающая общеродовую тревогу, у человека, обратившегося к Богу, снимается в Таинстве Крещения ; у неверующего же может оставаться глубинным источником невротизирующей тенденции. К чувству «общечеловеческой вины» прибавляется чувство индивидуальной вины за совершаемые поступки. Если человек верующий, постоянно осознающий свои «грехи», освобождается от чувства вины за свои многочисленные неблаговидные поступки в таинстве покаяния и исповеди (метанойя – изменение ума, т.е. внутреннего мира), что уменьшает его тревогу, то человек неверующий избавляется от этого чувства только заглушив его; хотя это и никак не сопровождается исчезновением глубинной тревоги.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕЧАЛИ И ТРЕВОГИ.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ СВОЮ ТРЕВОЖНОСТЬ или ПЕЧАЛЬ , ПЕЧАЛОВАНИЕ?

Св. отцы описали свой опыт борьбы со страстями. 
Современная психология, психофизиология и медицина тоже предлагают человеку много средств для регуляции своих негативных состояний.
Педагогика вносит свой вклад в решение проблемы воспитания нетревожной личности.
Рассмотрим , какие «средства» психология, медицина и педагогика имеют для преодоления тревоги и тревожности, которые, вероятно, могут дополнить аскетический опыт борьбы с печалью и многопечалованием. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОГО СОСТОЯНИЯ 

Опыт практической психологической работы с человеком показывает, что в какой-то мере человека можно научить управлять своим состоянием.
У практического психолога в арсенале есть много методов помощи тревожному человеку – методов коррекции тревожного состояния. Эти методы можно отнести к трем основным направлениям.
А направление – физиологические средства регуляции.
Б направление – эмоционально-волевая регуляция.
В направление – ценностно-смысловой уровень регуляции

А) Физиологические средства регуляции
Физиологические средства регуляции адресованы к свойствам человека как биологического индивида – низшему- телесному уровню человека.
К таким средствам можно отнести:
- медикаментозное воздействие (прием успокаивающих средств);
- двигательную, мышечную разрядку:
здесь могут быть использованы различные как тонизирующие 
упражнения типа «встать, вытянуться, напрячь все мышцы сзади от пяток до шеи, поднять и твердо вытянуть руки ладонями вперед, твердо растопырить пальцы»,
так и успокаивающие:
расслабляющие, которые лежат в основе аутогенной тренировки;
- дыхательные упражнения – рекомендуется сделать несколько глубоких вдохов и немножко задержать дыхание, можно сделать несколько выдохов вдвое длиннее вдохов.
Следует отметить, что средства эти не обладают высокой эффективностью, они в ситуации стресса могут дать некоторую разрядку, если человек специально натренирован и владеет такими навыками . Применение же методов аутогенной тренировки для регуляции своего состояния с точки зрения православного мировоззрения не очень желательно.
Некоторые авторы разработали теорию адаптации к стрессу, и на основе своих экспериментальных исследований рекомендуют для повышения устойчивости к стрессу использовать физическую нагрузку, которая должна быть строго дозирована, чтобы не вызвать переутомления, и в то же время повысить активно-приспособительные возможности организма к стрессу.

Б) направление – эмоционально-волевая регуляция: коррекция состояния, поведения психологическими методами
Ко второму направлению регуляции состояния относятся средства эмоционально-волевой и поведенческой регуляции.
В этом направлении можно выделить средства повышения психической устойчивости, которые использует сам человек – так называемая самокоррекция; и средства, которые использует по отношению к нему «другой» – учитель, экзаменатор, воспитатель, психолог, тренер, родитель – то есть «внешняя коррекция».

Б.1) Рассмотрим более подробно ПСИХОЛОГИЧЕКИЕ приемы самокоррекции, то есть как человек сам может регулировать свое эмоциональное состояние. Эмоционально-волевая регуляция своего состояния на основе сознательного произвольно принятого решения – основа формирования психической устойчивости, толерантности к стрессу / 3 /.

Настройка на оптимальное эмоциональное состояние.
Человеку предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; спокойное, расслабленное состояние связать с другой мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо характерным жестом; а уверенное, побеждающее активное состояние связать с третьей мелодией, цветом, пейзажем, жестом. В ситуации стресса вспомнить вначале первую мелодию, пейзаж или цвет, затем вторую, а затем третью мелодию, цвет, жест, и повторить это воспоминание несколько раз.

Приятное воспоминание.
В ситуации стресса для того, чтобы сбросить состояние тревоги и излишнего волнения, вспомнить и как можно ярче представить, стараясь вспомнить все детали и ощущения, ситуацию, в которой человек испытывал полный покой и расслабление (прогулка по полю, лесной опушке, берегу моря, морской закат или любую другую приятную ситуацию).

Контроль экспрессии.
С тревожным человеком надо проговорить, в каких жестах, интонациях, улыбке выражается робость, страх, уверенность, спокойствие. Человеку самому полезно потренировать жесты, улыбку, контакт глаз при деловом, уверенном, спокойном состоянии перед зеркалом, а интонацию с помощью магнитофонной записи.

Экзаменатор иногда, не вникая в содержание ответа, ориентируется на интонацию учащегося, вздохи, неуверенное покашливание, выражение лица, на котором написано «страдание», сигнал «SOS, тону», поиск сочувствия, заискивание, подхалимство, немой крик о помощи. Для экзаменатора все это «сигнализирует» о якобы незнании предмета.

Б 2)Внешняя КОРРЕКЦИЯ

В ситуации репетиции УЖЕ НУЖНА ПОМОЩЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, собственных усилий недостаточно.
Другой человек – воспитатель, психолог, родитель, духовник – может помочь справиться с тревогой.
Репетиция : психолог проигрывает, например, с учащимся ситуацию, вызывающую у него тревогу, исполняя роль «строгого экзаменатора» или «насмешливого одноклассника». «Репетитор» может неожиданно изменить тон разговора, перейти на агрессию, выразить нетерпение, прервать учащегося, грубо его оборвать. Учащийся должен на все случаи отработать «способы действий».

ВОЗМОЖНА ПОМОЩЬ ПЕДАГОГА тревожным учащимся в экзаменационной ситуации стресса - экзаменатор, преподаватель может:
-проводить с некоторыми экзаменуемыми тренировку экзамена в тестовой форме ;
- снимать у тревожного экзаменуемого высокое эмоциональное напряжение перед экзаменом шуткой , юмором, переключить внимание в другом направлении.

ДУХОВНАЯ АСКЕТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРАСТНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕЧАЛИ
В аскетике не ставится вопрос - может ли человек научиться управлять своим состоянием? Христианин не только может научиться управлять своим состоянием , но и должен уметь преодолевать свою страсть – говорят св. отцы/18/. 
Науку об аскетическом делании св. Игнатий Брянчанинов называл «наукой из наук». Собирая по крупицам свой духовный опыт борьбы со страстями, св. отцы передали его нам.
Самокоррекцию своего состояния св. отцы называли невидимой бранью; с борьбы с помыслами, собственно и начинается невидимая брань со страстями.

Как же аскетика предлагает бороться со страстью "многопечалования"?

Невидимая брань со страстью начинается с 

I стадии -непринятия прилога.
Прилог – это мысль, помысел, который ведет дальше за собой устойчивое чувство или действие.
Рассмотрим борьбу со своим тревожным состоянием на примере студента, учащегося, сдающего экзамен. Если пришли мысли-заботы «Как я буду выглядеть перед экзаменом? Наверное, преподаватель скажет, какая я дура… Что подумают мои друзья (одноклассники, сотрудники, окружающие), когда я буду говорить какие-нибудь глупости?..... то помолись,

«Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе»-говорит Ефрем Сирин/4/.

Если человек не смог этого сделать – он оказался на 
11стадии сочетания с этим печальным помыслом – 
и начинает все больше и больше размышлять о том, что произойдет, если завтра (непременно) получит «2» на экзамене, как его будут все ругать…Как посмотрит на меня директор (начальник)? Наверно, если мне поставят «2» («3»), то исключат из школы (выгонят с работы). Как мне вообще дальше жить… Что я буду делать завтра?… Если я плохо сделаю доклад, плохое сообщение на совещании, начальник ( глава фирмы) уволит с работы (выгонит из фирмы)……

Как только пришли эти «мыслезаботы», первое, что нужно сделать – это их отсечь. Запретить себе так думать, прогнать их прочь, сосредоточить свои мысли на чем-нибудь другом. 
Конечно, верующему человеку тут тоже следует помолиться и попросить у Бога избавления от этих печальных помыслов.

« Боритесь , -сказал епископ Игнатий Брянчанинов, - против помыслов и ощущений печали короткими словами: « Господи! Буди воля Твоя! Благословен и свят Бог во всех делах Своих» / 7,с .466 /.
В скорби и тесноте ожидайте себе облегчение и помощь от Бога.
« Если приобретем миротворную в тяжелых обстоятельствах радость, то легко будем с благодарностью отражать ею находящие прискорбности и не допускать в себя рыкающего демона печали, который , ища поглотить душу, наипаче нападает на нее в скорбях , уготовляя место и духу уныния, чтобы вдвоем сильнее омрачить душу и погубить труды ее.
……..В скорбях наипаче будь благодарен; потому что чрез них яснее ощущается благодать заступления. Так, благодарением прогоняя печаль от постигающих тебя скорбей, не омрачишь ты блистательной красоты мужественного благодушия» /Нил Сорский ,15/. 
Неверующему человеку остается надеяться на себя. Опять же нужно прервать в себе цепь печальных размышлений, для чего попробовать отнестись к ним критически:
- «Может быть, я все-таки что-нибудь вспомню, когда получу билет, и экзаменатор поставит мне «3» («4»).
- «Ведь иногда я из трусливого зайца превращался в храброго зайца и получал заслуженный успех».
- Очень хорошо вспомнить при этом те ситуации, когда Вам удавалось уверенное поведение, и Вы справлялись с ситуацией.
- Полезно вспомнить и о том, что до сих пор Вам как-то все-таки удавалось сдать предыдущие экзамены (и, кстати, не так уж плохо!).
- Вспомнить также о том, что до сих пор Вы учитесь в этой школе ( вузе), и Вас уважают одноклассники( однокурсники, коллеги), и учителя (начальники, руководители) иногда хвалят!
- Наконец, Вы можете рассердиться на себя, что до сих пор беседуете с этим «пессимистическим» помыслом –! Доколе же!

- Переложите свой помысел на «благой» :
в печалях проявив терпение, ожидайте приближения радости. 
- Улыбнитесь «над своими «страхами»! 

Если и это человеку не удалось – он оказывается на 

- 111 стадии сложения с помыслом – услаждения помыслом. Здесь наступает «услаждение горечью» – нам становится так жалко себя несчастного: Обязательно сейчас «провалюсь»; «Ну и пусть все смеются надо мной»; «все меня бросили», «Все от меня отвернутся», «Никому я не нужен», « Никто меня не понимает». 
В этом состоянии печали есть своеобразная сладость (ведь становится кто-то мазохистом!).

- Не давай печали сердцу своему, но утешай себя о Господе - говорит Ефрем Сирин/4/.
Не думай , что ты один терпишь скорбей больше всякого. Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку , живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями. Занятые земным от земного испытывают и скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны; потому что плод их обилен о Господе / 21/.
Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все , что в мире , всегда весел.
Если мы и дальше уступаем себе, то оказываемся на 

-1V стадии полного пленения помыслом «многопечалования» – мы окончательно потеряли покой, нас терзают страхи, что уже ЧТО-ТО произошло, ЧТО-ТО случилось, хотя мы не знаем «ЧТО». В психологии показано, что самый большой страх и самые тягостные переживания вызывает неопределенность, неопредмеченность страха. Тревоги наши усиливаются до безграничного предела и переходят в устойчивое депрессивное состояние.
Верующему человеку помогут в храме, его спасает надежда на милосердие Бога, Его защиту и поддержку, а неверующему придется серьезно поработать с психотерапевтом

В ) направление – ценностно-смысловой уровень регуляции

ПРЕДПОЛАГАЕТ придать тревожной ситуации другой смысл и значение. В частности, для развития эмоциональной устойчивости человека в стрессовой ситуации, необходимо снизить значимость этой ситуации, переосмыслить ценность успеха в ней, провести своеобразную «переоценку ценностей».
Если учащийся, студент или докладчик будет озабочен не только оценкой, которую получит на экзамене, или тем, как он при этом выглядит, а, например, самим процессом передачи интересного факта, знания, рассказом о том, что для него самого представляет интерес, то отрицательные эмоции при этом отступают.
Это явление в психологии известно как «децентрация». Если «Я» – человека – центр – является эгоцентрической осью его мира, и весь остальной Большой Мир »вращается» вокруг его малого, то тогда естественно для человека возникновение чувства, что весь Большой Мир смотрит на него, замечает и оценивает каждое движение его душевных порывов. Эгоцентрику кажется, что весь Мир наблюдает за ним и оценивает не ЧТО, а КАК он что-либо делает. Отсюда и сверхзначимость каждой публичной ситуации, где его якобы « оценивают».
Если эгоцентрика убедить в том, что Большому Миру интересно не какой ценой приобретается результат, а именно то, что является результатом его деятельности, в этом случае происходит децентрация внимания тревожного человека с процесса прогноза негативного результата на сам процесс деятельности. Если деятельность, сам процесс ее, увлекает человека, то уходит болезненная фиксация на его результате. Эгоцентризм – естественная стадия развития ребенка, но для взрослого, естественно, необходимо его преодоление.
Децентрация возможна в результате переосмысления ценностей, придания иного смысла привычным явлениям. 

В мироощущении тревожного человека не достает доверия Богу, людям, себе – возможно, с первых недель жизни в нем появилась тревога и недоверие к миру- это то, что можно назвать экзистенциальными корнями тревоги .
Автор теории стресса Г. Селье в конце жизни написал книгу, где говорил, О ТОМ, чтобы не страдать от стресса, надо изменить экзистенциальные установки, то есть переосмыслить ценности жизни. Человек страдает от тоски бесцельного существования так же, как от неизбежного утомления и стресса.
Поиски смысла жизни часто понимают как духовность человека. Смыслы находятся в духовном измерении

ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ верующему человеку может состоять в том, чтобы напомнить ему слова Иисуса Христа, обращенные к человеку: 
«Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: оне не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ль лучше их?» [От Матф., гл.6, 25-26].

В этих словах Творца человека отражена необходимость наличия для нормального и благополучного существования человека доверия к миру и к Творцу – веры в то, что мир хорош, что мир создан для человека Творцом, что человеку в нем хорошо, что Отец Небесный заботится о нем.

ИТАК, опыт показывает, что наиболее эффективными средствами коррекции состояния тревожности и многопечалования являются преодоление эгоцентризма через децентрацию, переосмысление значимости ситуаций и жизненных ценностей. 
Представляется, что понимание человеком природы стресса и тревожных состояний, размышления о ценностях и смысле жизни помогут ему научиться справляться и со своими стрессами и тревожностью.
Тревожность взрослого человека, провоцирующая гиперответственность, с одной стороны, может приводить его к перенапряжению и нервным срывам, а с другой – не лучшим образом отражаться на окружающих, близких , собственных детях. Понимание механизмов развития тревожности в раннем детстве будет способствовать, как можно надеяться, ее профилактике в семейном и дошкольном воспитании.

КОРРЕКЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЛИЧНОСТНОЙ 
ТРЕВОЖНОСТИ

Мы описали выше методы психокоррекции и духовной брани, с помощью которых человек сам может и должен научиться регулировать свое тревожное состояние. 

В ЧЕМ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ТРЕВОЖНОМУ УЧЕНИКУ, КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ БЕСЕД ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ?

В ТАКИХ коррекционных БЕСЕДАХ педагогу необходимо переориентировать учащегося, показать ему достаточно относительное значение «победы» или «поражения», относительность ценности внешнего «успеха», научить его умению снижать значимость ситуации. Оценка учащимися собственного успеха часто затруднена – поэтому важно сформировать у них представления о критериях успеха. Полезно в этих условиях обсудить вместе с учащимися критерии его субъективного успеха – как бы «договориться» с ним, какой результат будет успешным именно для него, развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям, в беседах следует возвращаться к этим критериям, побуждать учащегося самого оценивать свои результаты, ведя дневник . Очень важно, чтобы тревожный учащийся «пережил» свой успех и закрепил это переживание.
Православному педагогу следует, вероятно, обратить внимание на укрепление веры учащегося в заботу о нем и милосердие Бога Отца, веры в благой Промысел Божий о нем; а также на принятие Воли Божьей, которая всегда направлена на его спасение («Да будет воля Твоя, а не моя»).

Православный педагог –воспитатель в беседах с учащимися может использовать опыт святых отцов.
Утешать, напоминая воспитуемым, что природа человеческая не переносит быть всегда в скорбях – печаль сменяется веселием, радость – печалью. Радостное и приятное скорее забываем, печаль помним дольше. Как невозможно человеку избежать смерти, так же невозможно прожить без скорбей, за которыми следует утешение.

« Христианину, - пишет о. Сергий Филимонов,-когда печаль охватывет его сердце , следует учиться распознавать , какой вид она имеет и каково ее свойство. Ибо одна губит, а другая очищает.
Не думай , что ты один терпишь скорбей больше всякого. Как живущему на земле невозможно избегнуть этого воздуха, так человеку , живущему в этом мире, невозможно не быть искушенным скорбями и болезнями. Занятые земным от земного испытывают и скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны; потому что плод их обилен о Господе» / 21/.
Любящий мир много имеет печалей, а презирающий все , что в мире , всегда весел. 

Эти советы ориентируют человека на осмысление- что ему важнее всего: земные блага или спасение своей души для жизни вечной. 
Главное « средство» преодоления печали -молитва.
Как бороться?.. » Начните прежде всего молитву очищать от сей заботы, а потом очистите и все дела свои, так что и дела будут у вас идти своим чередом, и заботы притом не будет.»/ советует св. Феофан Затворник/22/. 

Невидимая духовная брань заключается не только в преодолении страсти, но и в стяжании противоположной каждой страсти добродетели. Добродетелью, противостоящей страсти печали, будет благодарение Богу, радость о Боге, памятование о Его любви к нам и Его бесконечной заботе о нас, поэтому – со смирением: «Слава Богу за все».

Стяжание добродетели, противоположной той или иной страсти, служит и профилактикой этой страсти. 
Т.о наилучшей профилактикой печали, по мнению святых отцов , является радость и благодарение
В печалях прояви терпение и ожидай приближения радости. 
Если хочешь подавить печаль с мрачным расположением духа; то обыми благодушную любовь и облекись в радость незлобивую/21/.

Как говорят святые отцы, да будет для нас законом , в сердце написанном, радость мира, и печаль прогоняющая , и гнев погашающая, и ревность отражающая, и мстительность уничтожающая, и уныние рассеивающая, и скорбь в радость претворяющая.

Как мы видим, и психология , и педагогика имеют в своем арсенале средства помощи человеку в преодолении тревожных состояний и тревожности в характере. Наиболее успешной эта внутренняя работа будет в том случае, если верующий человек помимо работы на душевном уровне, будет активно трудиться и на духовном уровне, приобщаясь к опыту святых отцов преодоления состояний печали, многопечалования и многозаботливости. Мы видим, что св. отцы были не только прекрасными психологами, давая описания тончайших состояний человека, но и тонкими "психотерапевтами" – врачевателями души.

ВЫВОДЫ: в брани со страстью многопечалования и тревожностью личности аскетика, психология и педагогика предлагают свои методы, которые дополняют друг друга, и все вместе помогают человеку достичь более совершенного поведения и состояния. Если педагогика воспитания «стратегически» изменяет «другого», психология «тактически» (ситуативно) корректирует «другого» и «себя», то «аскетика – это изменение «себя» и тактически (борьба со страстью), и стратегически (стяжание добродетелей).

Литература
1 Е .А. Ангафорова Феномен тревоги в свете онтологического понимания человеческой природы Дипломная работа СПб АППО 2010
2Гурьев И. Д. Страсти и их воплощение в болезнях. М., 2000.
3 «Детский психолог « вып.1 Ростов 1992
4Ефрем Сирин. Добротолюбие т.2, М. 1895
5 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
6 Игнатий (Брянчанинов).св . Творения Т. 2. 1993.
7 Игнатий Брянчанинов св. Собрание писем Изд.центра изучения охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского М. –СПб, 1995
8 Иоанн Дамаскин преп. Точное изложение православной веры М. Ростов-на –Дону, 1992
9 Иоанн Кассиан св. Добротолюбие, т.2 1895
10 Иоанн Кронштадтский преп. « Моя жизнь во Христе» Русский Хронографъ, 2001
11 Исаак Сирин преп. Слова подвижнические М. 1993
12 Кашменский С.прот. Святоотеческое учение о душе Пермь 2002.
13 Колпакова М. Ю.. Корни тревоги// Московский психотерапевтический журнал, 2003, №3 
14 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования М. 1999
15 Нил Сорский преп. Добротолюбие т2 М .1895
16 Нил Синайский преп. Добротолюбие Т.2 М 1895
17 Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.-Воронеж, 2000.
18 Простые беседы о страстях / Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 2001.
19 Сергий Филимонов прот. Борьба со страстью печали С – Петербург 2008
20Тихон (Софийчук) игум. Внутренняя целостность и Богопознание \\ Труды Киевской Духовной Академии 1999 №2
21Феофан Затворник св. Путь ко спасению. М., 1908.
22 Феофан Затворник св. Наставления в духовной жизниМ. 1998 с 125-126
23 Шеховцова Л. Ф., Зенько Ю. М. Элементы православной психологии. СПб., 2005.