Преодоление уныния и депрессивных состояний. Аскетические способы преодоления страсти уныния

Преодоление уныния и депрессивных состояний.

Аскетические способы преодоления страсти уныния

В.В. Стоякова
    В духовной брани главным оружием христианина в борьбе со страстью святые отцы всегда указывали молитву, а самым действенным способом преодоления страсти – стяжание добродетели, противоположной страсти:
«Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин. Преподобный Нил Синайский советует два средства против этого духовного недуга – молитва и терпение. Он пишет: «Молитва есть врачевство печали и уныния». Как и во всяком деле, в молитве надо определить меру и точно ее соблюдать: «Молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя». Поскольку охваченная духом уныния душа малодушествует, теряет твердость и бодрость, нужно собрать всю свою волю и противиться этой напасти. «От уныния врачует терпеливость, – пишет святой Нил Синайский, – и то, чтоб делать свое дело (несмотря на недостаток охоты) со всяким самопринуждением, из страха Божия». 
Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».
Добродетели, противоположные унынию, следующие:
«Унынию противостоит трезвение — усердие ко всякому доброму делу. ... Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и Слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна и изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. .. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из кельи. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.» - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. 
Итак, терпение со смирением — первые врачевства при унынии. Поэтому, кто хочет победить беса уныния, тот должен соблюдать следующее: воздержание от празднословия, посильное рукоделие, чтение Слова Божия, принудительную, терпеливо-настойчивую молитвy , помышление о смерти и о будущих благах в Царстве Небесном. Противостоять унынию удобнее всего кротостью, покорностью, терпением и надеждой, а также благодарностью за то хорошее, что имеется.
    Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:
1. «От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.
2. Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Ведь Иисус недаром призывал к себе «всех труждающихся и обремененных», обещая им радость и успокоение. Причем радость Он не взял с Собой на небеса, а оставил нам в Евангелии для всех унывающих и скорбящих. И тот, кто проникся духом Евангелия, перестает безотрадно скорбеть, потому что этот Дух есть Дух мира, отрады и успокоения.
3. Богослужения и особенно причастие святых таинств тоже помогают исцелить уныние, потому что в церкви – доме Божием – для него места нет. А церковные таинства напрямую действуют против слабостей природы и духа тьмы, в особенности таинство исповеди и причащения. Во время исповеди человек слагает с себя бремя грехов, и душа, очистившись, становится бодрой и легкой. А приемля Тело и Кровь Господни во время причастия, чувствует радость и оживление.
4. Собеседования с людьми, богатыми духом христианским: в собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния. Вместе со словами в унывающем раскрываются недра его души, куда сразу же проникают тепло и свет духовный. Кроме того, посредством обмена чувств и мыслей в беседе, унылый заимствует у богатого духом человека жизненные силы, что просто необходимо в этом состоянии.
5. Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о хорошем.
6. Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».
Преп. Евагрий делает особый акцент на свободе воли, совершающей выбор в пользу добра, а значит – принятия на себя ответственности за господство над своими естественными помыслами. Страсть – это неправильное направление воли. В разумном отношении к немощам врачуются "дурные навыки" воли, она обращается к Богу, начиная желать исполнения Божественного Промысла
Иеромонах Габриэль Бунге считает, что в борьбе с самим собой против своего уязвлённого «эго» человек может обрести главное оружие против уныния – веру как вверенность Богу, полную преданность Ему. Главным лекарством от уныния он считает осознанное ожидание Бога в терпении и смирении среди мрака неверия и отчаяния: «выйти из инфернального круга уныния можно только тогда, когда человек способен проломить брешь в темнице собственного «Я», своей безысходной обособленности, чтобы открыться навстречу подлинно личностному существованию для другого, и тем самым открыть свое сердце для подлинной любви – вновь обрести себя самого в даре другому. Такое смиренномудрие подрубает корни уныния и размыкает казавшийся самодостаточным внутренний мир человека навстречу Богу".
Преодоление депрессивного состояния в психологии и психотерапии
    В лечении депрессий как наиболее эффективные и научно обоснованные зарекомендовали себя три подхода: психодинамическая психотерапия, поведенческая психотерапия и когнитивная психотерапия.
* Согласно психодинамической терапии, психологической основой депрессии являются внутренние бессознательные конфликты. Например, желание быть независимым и одновременное желание получать в большом объеме поддержку, помощь и заботу от других людей. Другим типичным конфликтом является наличие интенсивного гнева, обиды на окружающих в сочетании с потребностью быть всегда добрым, хорошим и сохранять расположение близких. Источники этих конфликтов лежат в истории жизни пациента, которая становится предметом анализа в психодинамической терапии. В каждом индивидуальном случае может быть свое уникальное содержание конфликтующих переживаний, и поэтому необходима индивидуальная психотерапевтическая работа. Цель терапии - осознание конфликта и помощь в его конструктивном разрешении: научиться находить баланс независимости и близости, развить способность конструктивно выражать свои чувства и сохранять при этом отношения с людьми.
* Поведенческая психотерапия направлена на разрешение текущих проблем пациента и снятие поведенческих симптомов: пассивность, отказ от удовольствий, монотонный образ жизни, изоляцию от окружающих, невозможность планирования и вовлечения в целенаправленную активность.
* Когнитивная психотерапия представляет собой синтез обоих вышеназванных подходов и соединяет в себе их преимущества. Она сочетает работу с актуальными жизненными трудностями и поведенческими симптомами депрессии и работу с их внутренними психологическими источниками (глубинными представлениями и убеждениями). В качестве основного психологического механизма депрессии в когнитивной психотерапии рассматривается т.н. негативное мышление, которое выражается в склонности депрессивных больных рассматривать все происходящее с ними в негативном свете. Изменение такого способа мышления требует тщательной индивидуальной работы, которая направлена на развитие более реалистичного и оптимистичного взгляда на себя, на мир и на будущее. Для преодоления депрессии надо научиться исправлять нелогичность в переработке информации. Главное - отучаться от автоматических мыслей - не рассматривать неудачу как конец света.
*Для профилактики и избавления от депрессии методами рационально-эмотивной психотерапии следует осознать:
1. Суть не в самих событиях, а в том, как люди интерпретируют эти события – как правило - нереалистично.
2. Люди испытывают разрушающие их эмоции, так как имеют догматические иррациональные установки, которые эмпирически необоснованны.
3. Для преодоления депрессии необходим отказ от нереалистических требований к себе и к миру, устранение тирании долженствования, повышение самооценки и любви к самому себе.
4. В трудной ситуации, приносящей огорчение, следует говорить себе «Но зато…» и обращать при этом внимание на позитивные стороны своего существования. Кроме того, если вы начинаете терзать себя дурными мыслями, можно сказать себе «стоп» и чувствительно уколоть себя булавкой, чтобы неповадно было входить в ту область размышлений и воспоминаний, которые приносят боль.
5. Помимо избавления от тирании долженствования и автоматических мыслей, следует обучаться позитивному мышлению. Его важнейшими составляющими являются: умение видеть жизнь в ярких красках; овладение навыками прощения своих обидчиков, ибо они «не знают, что творят» и преисполненность благодарности к миру за саму возможность в нем находиться и жить. Для этого стоит научиться как можно больше выказывать чувства благодарности к самой жизни и к другим людям за их добрые дела и самому стараться поступать по отношению к ним таким же образом.
*С точки зрения экзистенциальной терапии при депрессии утрачивается способность воспринимать ценность всего того, что ранее наполняло жизнь человека радостью и придавало ей смысл. В основе экзистенциально-аналитической работы с депрессивными людьми лежит феноменологическое понимание депрессии как утраты переживания ценности жизни. Процесс терапии включает ряд последовательных шагов, которые подводят к работе с глубинными корнями депрессии — с нарушением фундаментальных отношений с жизнью. В процессе лечения пациенты должны обрести новую почву, благодаря воссозданию способности ощущать фундаментальную ценность жизни и формированию новой установки (главным образом в процессе терапевтических отношений и переживания грусти).
*Большое значение для преодоления депрессии имеет ведение дневника, в котором отмечаются «знаки улучшения», что подразумевает установление ориентиров, по которым сам пациент и его окружение могут заметить, как настроение, а вместе с ним и проблема уменьшилась или разрешилась. Ведение дневника, оценка своего состояния с помощью «шкалирования» подразумевает использование графика от «хуже некуда» до «лучше не бывает», на котором отмечаются нынешнее положение пациента и точка, куда он хотел бы попасть, при этом его просят четко осознать и описать ситуацию «на один балл» лучше.
*Активно рекомендуются различные виды арт-терапии, рисование своего настроения в абстрактных или сюжетных картинах различными красками.
*Музыкально - Вокальная психотерапия: Поскольку, как было установлено в многочисленных психологических исследованиях, отрицательные эмоции продолжительны, а положительные – кратковременны, то к её помощи прибегают как для изживания и удаления негативных переживаний, так и для наполнения сознания положительными переживаниями (в святоотеческой литературе имеется множество советов прибегать в унынии к псалмопению, громкому пропеванию любимых духовных песнопений и чтению молитв вслух). 
* Также применяется позитивная психотерапия - обучение позитивному мышлению. При встрече с деструктивной эмоцией, клиенту предлагается сказать магическое «Но зато…» В продолжение фразы может быть: – но зато у меня есть ноги и руки, - но зато я сегодня живу, - но зато у меня есть любимое дело, /спорт, музыка, друзья, природа, изобретения и т.д.
В процессе лечения всячески поощряются позитивные фантазии клиента и его планирование представлений о будущем: - Как будет выглядеть ваша жизнь, если проблема перестанет существовать? - Благодаря чему эта перемена может произойти? - Откуда взялись силы при перенесении прошлых страданий? - Как удалось избежать наихудшего?
Перенесенные испытания представляются как бесценный жизненный опыт, которым пациент может поделиться с другими людьми. На психотерапевтической группе пациента просят рассказывать, чему научила его пережитая проблема, что он думает о страданиях и их смысле, какую мудрость он мог бы передать из своего жизненного опыта своим потомкам.
*Светская психотерапия рекомендует для большей эффективности работы с мыслями поддерживать так же и организм в рабочем, здоровом и чистом состоянии следующими способами (сразу же проследим связь с православными традициями!):
1. Регулярные разгрузочные дни, разнообразные очистительные процедуры – от голодания до интенсивного дыхания, бани и сауны. (в православии уже давно известно о пользе постов)
2. Физические упражнения до пота. (Когда к великому немецкому психологу и психотерапевту Виктору Франклу пришел молодой человек, находящийся в глубокой депрессии и сказал, что он хочет умереть, Франкл посоветовал ему бегать до изнеможения до тех пор, пока он не упадет и не умрет. Молодой человек так и сделал – он бегал по стадиону до тех пор, пока обессиленный не упал. Через какое-то время он заснул прямо на земле, а когда проснулся то мыслей о самоубийстве у него уже не было..) - (в православии - поклоны, помощь немощным на огороде)
3. Эмоционально-стрессовая терапия (ЭСТ) в щадящем домашнем варианте. Это могут быть - закаливание в виде контрастного душа с несколькими переменами горячей и холодной водой, хождение босиком по снегу, по песку или по камням. (у православных - купание в святых источниках, крещенской проруби)
4. Светотерапия - пребывание на утреннем солнце, когда можно на долю секунды взглянуть на него, чтобы солнечный свет прошел по всему организму.
5. Депривация сна, т.е. лечение бессонницей. Метод был впервые предложен в 1966 г. W. Schulte, который ввел в психиатрическую практику лечение депрессий депривацией сна. - Уместно напомнить, что в православии Всенощное бдение предполагает многочасовое нахождение в церкви в ночное время. Православные прихожане отмечают у себя улучшение сна после такой службы. Так что метод на самом деле имеет очень давнюю традицию.
6. Диетотерапия – через включение в рацион продуктов, повышающих выработку в мозге химических веществ, которые влияют на наше настроение и поведение. В рацион включают продукты, способствующие выработке гормона удовольствия (серотонина), содержащие витамины группы В и Е, антидепрессивные вещества (фолиевую кислоту, селен, триптофан). Так же рекомендуется достаточно много пить воды, для поддержания скорости прохождения нервных импульсов, необходимой для поддержания общего тонуса организма.

    Сопоставление способов преодоления уныния и депрессии в святоотеческом и психотерапевтическом подходах
Рассмотрев различные способы преодоления состояний депрессии и уныния, можно заметить, что для святоотеческого подхода главными являются молитва, терпение и покаяние, которые приводят к серьёзным внутренним изменениям, искореняющим основные причины уныния и депрессии: гордыню с её самонадеянием и оскорблённым самолюбием; неверие в Промысел Божий или маловерие с отсутствием страха Божия, непониманием смысла скорби и страдания; привязанность к наслаждениям и излишняя праздность, являющиеся следствием обращённости человека на земные и чувственные удовольствия, с одновременным отодвиганием на задний план нравственного и духовного содержания жизни.
    Секулярная психология игнорирует основные корни и первопричины депрессивного состояния – духовную и нравственную составляющие, понимание цели и смысла своей жизни (в соответствие с замыслом Творца) у страждущего клиента. Свою основную задачу секулярная психология видит в социализации клиента, для чего торопится быстрее избавить его от негативных переживаний, научить получать удовольствия от жизни и стать успешным в обществе, заражённом философией гедонизма. Это противоречит самому смыслу попущенного человеку состояния уныния и депрессии - перемены ума, встречи с собой, с Богом, закалки души, победы над страстями. Страждущий таким недугом оказывается на перепутье в своей духовной жизни и должен совершить выбор: либо встать на путь бегства (начиная с перемены мест работы и круга общения до бегства от жизни); либо, вооружившись терпением, мужеством и решимостью оставаться в воздержании и в уединении, избегая праздности и неумеренности. Тогда уныние и депрессивное состояние, как духовное упражнение укрепит веру, надежду, научит «всегда радоваться и за всё благодарить» в любых жизненных обстоятельствах.
Методы светской психологии хорошо помогают в работе с чувствами, которые верующие клиенты часто не осознают, например:
- Чувство неполноценности и заниженная самооценка, прикрывающие гордыню под маской смирения и самоуничижения;
- чувства обиды и гнева, которые верующий клиент, часто не признавая и не беря ответственности за их преодоление, копит в себе, а затем, обрастая психосоматическими недугами, считает себя невинным страдальцем и великомучеником;
- чувство иррациональной вины, которое ошибочно принимается за покаяние;
- позиция жертвы, которая не берёт ответственность за собственные решения и поступки - в ней находится нередко верующий клиент под видом «послушания, отсечения своеволия и т.п.»


Есть и общие рекомендации по преодолению депрессивных состояний в аскетике и психологии:

- Самонаблюдение, ведение дневника, что помогает осознать внутренние конфликты, противоречия в помыслах, чувствах, желаниях, борьбу духовного и греховного, осознать свою немощь, несовершенство, придти к покаянию и пониманию необходимости молитвенного обращения к любящему Творцу.

- Изменение ложных убеждений и отношений к неудачам, что помогает принять этот мир с его событиями, себя и людей, такими, какие они есть в реальности, избавиться от тирании долженствования и научиться уважать свободу каждого человека и доверять Богу.

- Обучение позитивному мышлению, умению благодарить, радоваться, извлекать смысл из пережитого и делиться им с другими.

- Физический труд, рукоделие, помогающие как отвлечься от навязчивых негативных переживаний, так и получить радость от самореализации, творчества и полезности ближнему.

- Общение с природой, прогулки при солнечном свете на свежем воздухе, налаживание режима дня, сна, отдыха, питания, водные процедуры и т.п.

- Обращение к медицине в случае подрыва физических сил и здоровья.

Способы преодоления уныния и депрессии в православной психологии
    Предыдущий анализ материала показал, что депрессивные состояния имеют много общего, схожего со страстью уныния в причинах, проявлениях, а так же в способах преодоления. Рассмотрев механизм развития страсти уныния, можно увидеть, что она является корнем для состояния психологической депрессии, уничтожить который можно только через духовную работу по преодолению страстей. Следовательно, православная психология и психотерапия, используя святоотеческие советы и некоторые методы секулярной психотерапии, могут помочь исцелиться человеку, страждущему унынием и депрессией.

На сегодняшний день автором (психолог Стоякова Вера) применялись следующие:

1. Осмысление своего состояния:
Главное правило при всех видах помощи: набраться терпения, мужества и решимости оставаться в воздержании и в уединении (оставаясь только в самом необходимом окружении – семья, коллеги, близкие по духу друзья, но в молчании, постоянстве посильных дел и позитивном мышлении), избегая праздности и неумеренности. Это важное правило вытекает из понимания изначального положительного смысла уныния и депрессии – перемены ума, встречи с собой, с Богом, закалки души, победы над страстями при выборе человеком пути преодоления и готовности заплатить такую цену. Единственный достойный человека выход из состояния уныния - взглянуть этому унынию прямо в глаза, не прятаться от него, но искать его преодоления.
Важно осмыслить роль наших страстей и немощей, промыслительно попускаемых нам любящим Богом и принять их, как помощь в приобретении смирения, через терпеливое несение собственных немощей. Немощь уныния укрепляет нашу веру, учит нас ненадеянию на себя, всецелому упованию на Бога, и непрестанной молитве. Если человек добровольно и свободно несёт свои немощи, то "понесший немощи" Христос, дарует ему исцеление от греха. Но происходит это исцеление не как награда со-вне, а как благодатное вселение Христа в человека и наделение его богочеловеческими силами для укоренения в противоположных страстям добродетелях. Это благодатное вселение Христа совершается в Таинствах Церкви. Терпеливое и покорное несение немощей (усталости) привлекает к человеку благодать Духа Святого.


2. Принятие, смирение:
Принять свою жизнь всю и такой, какая она есть, а также перестать ждать от неё только каких-либо удовольствий (безропотное признание реальности). Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истинное положение вещей и смирится, согласится жить с тем крестом, который Господь дал ему. Завышенный уровень притязаний человека, не осуществившихся в его жизни, конфликт между желаемым и действительным, всегда оставляют в душе чувство неудовлетворенности, печали, горечи, досады.
Признать свою немощность и ограниченность, ибо, по словам Гурьева – « если ты ограничен, то не можешь знать будущего, так как толком не знаешь и настоящего, а если ты худ (грешен), то не имеешь права претендовать на то, чтобы твои желания исполнялись
Смирение является самым сильным «антидепрессантом» в случае неэндогенной депрессии, то есть уныния, и что бы развить его, для начала, нужно понять один важный закон жизни: случайностей не бывает. Всё, что с нами происходит, буквально всё, как бы мало или велико ни было, является следствием нашей жизни до этого момента и направлено к нашему благу. «Всё, что ни делается, к лучшему», – одна из сторон этого закона. «Всё, что нас не убивает, делает сильнее», – тоже отсюда.

3. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими:
Священник Андрей Лоргус подметил, что «иногда человек добровольно избирает уныние как форму жизни, да еще и неосознанно подогревает ее в себе, провоцирует, осознавать как грех в себе её не хочет, живет в плену своих страстей (выражаясь психологически — невротических комплексов) и менять ничего не намерен, и не пытается анализировать свое поведение. Если человек над собой работает, то он обращает внимание на состояние своей души. Духовная жизнь начинается с самопознания, с самоанализа. Кто я? Какой я на самом деле? Какой я с друзьями? Какой я наедине с самим собой: пою, улыбаюсь, общаюсь или мне больше хочется полежать, погрустить, посмотреть на серый унылый пейзаж? Какое у меня фоновое состояние — вот что важно. Покаяние вообще невозможно, пока человек вглубь себя не заглянет. Для христианина греховно не знать, какой он».Наблюдению могут помочь такие методы психотерапии как ведение дневника, анализ своих целей, ценностей, жизненной позиции, осознание своих чувств, истинных желаний, внутренних конфликтов, ложных установок и убеждений и т.п.
4. Честное рассмотрение причин своего состояния и принятие ответственности за его преодоление:
Очень важно на путях психологической самопомощи правильно оценить причины собственных падений и грубых промахов. Истинная причина депрессивных расстройств, как правило, заключается в совершаемых человеком грехах. Нередко мы пытаемся оправдать себя и искать причины в других людях или внешних обстоятельствах. Важно никогда не заниматься самооправданием, ибо человек по природе своей себялюбив и всегда найдет способ исказить в доказательство своей невиновности истинное положение вещей (например; пусть я погорячился и нагрубил, но я ведь тоже живой человек, а вот он должен бы был... и т. д., постепенно всё более убеждая себя в виновности другого и оправдывая себя). Вместо самооправдания правильнее обвинить себя, искренне попытаться разобраться в причинах падения, которые обычно кроются в себялюбии, тщеславии и особенно в гордыне. Поэтому, чтобы избавиться от невротической депрессии, надо стремиться обрести смирение. Главная христианская добродетель - смирение - это не абстрактное самоуничижение, но ожидание Христа в своей душе, склонение перед Ним своей гордыни. 
Находящийся в депрессии человек склонен перекладывать ответственность за происходящее с ним на внешние причины, жизненные обстоятельства, что дает возможность ощущать себя жертвой и прятаться от осознания собственной причастности к случившемуся. Люди, не ощущающие своей ответственности за происходящее с ними, несут по жизни тяжелый груз душевных страданий и теряют всякий интерес к Богом дарованной жизни. Принятие ответственности за свои действия и внутренний настрой, независимо от того, сколько поддержки и помощи человек получает от других, помогает избавиться от депрессивного состояния
 
5. Покаяние:
Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. 
Чаще страдают от уныния те, кто оставил Бога ради мирского. Потому что внутренний человек, как бы его ни подавляли, время от времени поднимает голову и стонет. Невольное, но тем не менее глубокое предчувствие Суда Божьего и будущее воздаяние за грехи тревожит грешную душу и привносит толику горечи в ее безумные чувственные утехи. Даже самый закоснелый грешник временами ощущает себя некой ветвью без корня, зданием без основания, внутри которого мрак, пустота и смерть. Отсюда проистекает желание к развлечениям: ведь для того, чтобы забыться, нужно быть вне себя.
Единственно правильный путь к исцелению от уныния, депрессии и обретению душевного мира лежит через веру, покаяние и исправление своей жизни согласно заповедям Божиим. Главное для человека — понять греховные истоки своего психического состояния, глубоко осознать свою немощь, возненавидеть демонические грехи гордости, тщеславия, гневливости, уныния, лжи, блуда и захотеть изменить себя, с искренним покаянием обратиться к Господу.
Покаяние психологически означает, во-первых, старание увидеть себя с возможной человеку объективностью. Важно изучать себя, наблюдать за собой: за своими мыслями, речью, эмоциями, отношениями. Ведь невидимое не может быть изменено, а без усилий по изменению, исправлению себя с помощью Божией невозможно покаяние. Путь должен быть сопряжен с надеждой, ибо мы спасены в надежде. Можно даже сказать, что неослабная надежда, упование – показатель правого пути.
 
6. Стяжание добродетели трезвения через усердие к духовному деланию:
Определяем меру и понуждаем себя с терпением и смирением, оставаясь на своём месте и избегая празднословия, на молитву, чтение Слова Божия, псалмопение, посильное рукоделие. Важны посещение Богослужений и участие в таинствах церковных, особенно в покаянии и причащении, после которых душа, очистившись, становится бодрой и легкой, чувствует радость и оживление. В таинстве Евхаристии самым реальным образом происходит встреча со Христом. Именно здесь совершается восполнение не-мощи, не-достатков человеческих. Таинственное соединение со Христом дарует силы и прочь гонит усталость (вспомним св.прав.Иоанна Кронштадтского). Не забываем и о том, как врачуют от расслабленности и многоспания поклоны и всенощное бдение.
В молитве, как и во всяком деле, надо определить меру и точно ее соблюдать: «Молись разумно и усиленно – и дух уныния бежит от тебя». Вспоминаем совет Святителя Тихона Задонского: «убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. …Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие». Так как душа истощена, собираем крошечки воли и понуждаем себя на коротенькие молитвы: «Слава Богу за все!». «Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя». «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня». «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
 
7. Сопротивление унылым помыслам.
Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.
Попробуем рассмотреть алгоритм развития страсти уныния (по Нилу Сорскому) и борьбы с помыслами на примерах:
    1. В сознание помимо нашей воли проникает какое-то содержание, мысль, образ (прилог) - например, кто-то нам сделал замечание, попрекнул или оскорбил, поступил по отношению к нам несправедливо с нашей точки зрения. Идут мысли типа: «совсем я никчемный, невезучий, неудачник, ничего у меня не получится, ничего хорошего не заслуживаю, люди злые, мир несправедлив» и т.п.
Нужно постараться сразу же прогнать эту мысль с помощью молитвы, переключиться на другие мысли и дела, сказать себе: «да, жизнь такая, люди все разные, слава Богу за всё, всё в Его руках, спросить, чем я могу сейчас послужить Богу, быть полезным ближнему т.д.
    2. Если мы не сможем это сделать, то замечаем эти негативные мысли и начинаем развивать их, позволяя им занять место в своей душе (сочетание) - например, приписывать намеренность, злой умысел другого против нас, или обвинять себя, например: « всем на меня плевать. это потому что я такой, или мне в жизни не повезло, Бог меня оставил, не защитил» и т.п. Здесь важно заменить приходящие негативные мысли на благие:
«Я глупый, скверный, ни на что не гожусь? Нет, я любимое творение Божие. Все дурное во мне от моих грехов, но я пойду на исповедь, покаюсь и буду исправляться. С работы выгнали? Значит, неполезно мне было там работать. Я потерплю, помолюсь, и новая работа найдется. Жених бросил, нашел другую? Да может и к лучшему - пьет, дерется, институт бросил, непонятно чем занимается. Стоит ли сожалеть об этом? А может пойму - не нужно ли мне в себе что-то изменить, если даже такой красавец мной пренебрег. Вон дома пыль во всех углах, может исправлюсь сама и другого жениха Бог даст, хорошего, работящего.»
    3. Если мы соглашаемся с негативными мыслями, то ощущаем их как собственные, готовы им следовать и разрешаем им владеть желаниями (сложение) - например, появляются чувства раздражения, гнева, вины, обиды, ропота, саможаления, желание высказать всё и отомстить обидчику, пойти в гости к соседу поосуждать, поплакаться, напиться, сорваться на слабом и пр. Здесь опять важно обратиться к молитве о терпении и прощении, смирении, участие в таинствах, память о суде Божием, о нашем истинном назначении, о том, что лучше достойно перенести оскорбления, неприятности, чем обидеть, разгневать, осудить другого, разрушить своё здоровье, отношения с ближними. («Господи, прости меня и обидчиков, дай силы перетерпеть, смириться, ведь я христианин, мир и любовь в душе хранить – вот для меня главное..»)
Также важно помнить совет святых отцов не покидать жилища, оставаться в уединении до тех пор, пока не вернётся мирное расположение духа. Если же убежим в развлечения, многословие или иную суетную деятельность, позволим возникшим чувствам и желаниям разрастись, то
    4. Они становятся навязчивыми идеями, проникают в самое сердце, начинают владеть им (стадия называется - пленение) и разрушает наше душевное состояние. Ум ослепляется, осаждается раздражающими образами, теряет спокойствие и ясность. Появляются постоянное недовольство собой и окружающим, гнев, агрессия, напряжение отношений. Из страстной части души (вожделеющей и гневливой) происходят помыслы: «Вон у того и у другого есть то-то и то-то, а ты чем хуже? Бедный ты, несчастный, как несправедлива к тебе жизнь! Почему же этот Бог, если он есть, так жестоко распорядился с тобой? И зачем мне такая жизнь?» Вместо того, чтобы воздействовать непосредственно на свои чувства, на свою душу, удаляя из себя корень своих бед – гордыню, человек ищет облегчения в том, чтобы удовлетворить свою гордыню, то есть чтобы «улучшить» своё положение, хочет всегда того, чего нет, а не хочет – того, что есть. («Вот если бы у меня было…другая внешность, родители, лучшее жильё, супруг, работа, другим с этим больше повезло, а мне уже нельзя ничего изменить, как тошно от всего окружающего, куда бы убежать, заснуть и не просыпаться…»)
Если и на этой стадии не прибегнуть к помощи к молитвы, чтению слова Божия, Богослужениям, таинству исповеди и беседе с опытным духовником или психологом, в процессе которой осознается та борьба, что происходит в сердце, станут различимы греховные наклонности и привычки; если не хватит мужества и решимости преодолевать их, призвав на помощь Бога и уповая на него, то:
    5. Человеком надолго овладевает страсть уныния, которая воцаряется тогда, когда ослепление привычно владеет душой и как бы составляет ее сущность. Тут дьявол овладевает человеком и разжигает в его душе пожирающее пламя, которое отравляет сердце и разрушительно прорывается наружу. В это время все другие страсти, не встречая должного отпора со стороны души, начинают действовать с полной силой, так что душа человека, подверженного унынию, представляет собой поприще их полного господства. Такое малодушие сопровождается совершенной потерей надежды на Бога и даже веры в Него, и вместе с этим способности к молитве и вообще ко всякому подвижничеству. Человек оставляет молитву и не может даже приблизиться к ней. Он совершенно неспособен представить, что наступит изменение и он опять будет в мире.
Серафим Саровский говорил, что уныние – это предвкушение геенны, но тут же давал совет: искушение дьявола похоже на паутину – стоит на нее дунуть, как она рвется. Уныние захватывает человека в свой плен тогда, когда тот теряет надежду, либо в скорбных обстоятельствах, во время болезни и т. д. Затем приходят мысли о том, что: – Теперешнее его страдание велико. - Впоследствии оно будет еще больше. – Что человека оставил Бог. – Что Бог перестал о нем печалиться. – Что все, что с ним произошло, далеко от Божьего Промысла. – Что у других этого никогда не бывает, а происходит только с ним одним. Надо помнить, что все это не так. Тяжелое состояние духа очень скоро пройдет, а за этим последуют утешение и посещение Божией милости. Только в этот лютый час человек уже не думает о том, что сможет продолжать добрый христианский подвиг, потому что теперь даже все хорошее кажется ему отвратительным. Однако по окончании уныния: – Для человека все просветляется. – Скорбь и все, что с ней связано, исчезает, как будто ничего и не было. – Человек опять начинает делать добро. – Он очень удивлен своему изменению в лучшую сторону. – Чувствует еще большую благодарность к Богу, узнав, что остался верен, ведь, как известно, «...Бог... не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор., 10 : 13).
 
8. Благодарение:
Учимся быть благодарным за то хорошее, что имеется в жизни. Начать можно с малого. У всех у нас бывают мелкие ошибки, когда что-то падает из рук, или мы обо что-то ударяемся, или обнаруживаем, что что-то забыли или потеряли. Обычно в таких ситуациях гордый человек ругается. Приучим себя в такие моменты вместо ругательства говорить: «Слава Богу!» Это совсем не трудно. И произойдёт чудо – через несколько месяцев Вы увидите, что такие мелочи уже совершенно Вас не огорчают, Вы сохраняете мирное настроение. Это и есть начало смирения.
Если человек благодарит Бога и воздает Ему с терпением и надеждой хвалу в несчастье, то он сопричастен подвигу исповедника. Не унывая от неприятности, а стремясь понять смысл жизни более глубоко и воздавая хвалу Богу, можно в будущем оказаться вместе со святыми исповедниками, страдавшими за веру во Христа. Огромную сердечную радость ощущает душа, сумевшая воспринять это знание.
 
9. Поддержка в положительном настрое:
Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их. Размышление о предметах утешительных. Православный христианин знает, что в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.
Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, от которых в унылую душу проникают тепло и свет духовный, проникают жизненные силы.

Здесь можно использовать способы позитивной психотерапии, творчество, арт-терапию (рисование, пение), общение с природой.

10. Физический труд:
Занятия физическим трудом тоже прогоняют уныние. Правда, унывающий не всегда способен к труду, однако нужно сделать над собой усилие и продолжать работать даже тогда, когда кажется, что это не приносит никаких плодов. Дело в том, что движение «оживляет» сначала тело, а затем и дух. Поэтому работающий человек даже нехотя ощущает бодрость. Кроме того, при занятии физической работой сами собой исчезают тоскливые мысли, а это для унывающего значит очень много.
Святые отцы советуют мужественно противостоять этой страсти и не оставлять трудовую деятельность, которая сама по себе бывает спасительной от таких состояний. Уныние побеждается "терпением и противоборством", а не бегством и уклонением от него, что нередко наблюдается в медицинской практике, когда при первых депрессивных проявлениях пациенты, прекратив сопротивление, "бегут в болезнь".
 

11. Деятельная любовь, радость от дарения себя другому:
Выявляем в себе добрые навыки и умения, прикидываем, как этими навыками и умениями можно послужить людям и, получив благословение у священника на их реализацию начинаем их делать. Если деятельность приведена в надлежащий порядок, то и скука не имеет больше места в сердце.
Господь призывает нас к деятельной любви. Он говорит о блаженствах даже тогда, когда все плохо. Блаженны те, кого гонят, блаженны плачущие, нищие… Оказывается, из самых тяжелых состояний человек выходит блаженным, счастливым. Одно из самых серьезных свидетельств этого — книга «Сказать жизни да» австрийского психолога и психотерапевта Виктора Франкла. Он обрел свое духовное счастье в концлагере. В один прекрасный момент к нему в душу вошла любовь, и с той поры он больше не впадал в состояние уныния, несмотря ни на какие ужасы лагерной жизни. И у нас есть люди, прошедшие по 20 лет сталинских лагерей и сохранившие при этом веру, веселость, жизнелюбие. Священник Андрей Лоргус отмечает, что «Если боль какой-либо пережитой травмы нами пережита и осознана, приобретенный опыт делает нас сильнее. И реализовать этот опыт в служении другим через помощь ближним, активное милосердие - это хороший способ преодоления депрессии.» 
 
12. Забота о теле и здоровый образ жизни:
Физиологические способы самопомощи не устраняют причин возникновения состояний уныния и безрадостности, но являются хорошим средством, устраняющим упадок сил и стойкое истощение, которые нередко существенно ограничивают активность человека в повседневной жизни. Если источник уныния кроется в телесном недуге, то христианин не должен терпеть в одиночестве. Нужно обратиться к врачу, потому что врачебное искусство – от Бога. При наличии соматических заболеваний вовремя заставить себя обратиться к врачу, выполнять его назначения. Важно нормализовать нарушенные депрессивным состоянием сон, отдых, физическую активность, питание, во всём установить меру (по причине склонности унывающего к лени с одновременным стремлением к неразумным подвигам, см. выше). Хорошо использовать в лечебных целях лекарственные растения (фитотерапия), прогулки на свежем воздухе, водные процедуры, закаливание организма. Ну и не забывать о данных нам Церковью для укрепления духа, души и тела посты, употребление освящённой воды, купание в святых источниках и т. д.
Итак, рассмотрев всё вышесказанное можно сделать вывод:
Уныние – чрезвычайно сложное и противоречивое явление, своего рода перепутье в духовной жизни человека. Депрессия может знаменовать собой как конец, так и начало подлинной жизни. Страждущий таким недугом должен совершить духовный выбор: либо встать на путь бегства (начиная с перемены мест работы, круга общения), неизбежно заканчивающийся смертью (бегство от жизни); либо идти по дороге жизни, вооружившись ТЕРПЕНИЕМ. Не пассивностью или слепой покорностью, а осознанным ожиданием встречи с подлинной любовью и обретению себя самого в даре другому. И тогда на смену отчаянию и беспомощности, унынию, потрясшему человека до самых сокровенных глубин его естества, возникнет не просто чувство облегчения - придёт глубокая умиротворённость и неизреченная радость в подлинно личностном существовании во встрече с личностью САМОГО БОГА.