СТРАСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ И ИСТЕРИЯ

 СТРАСТЬ ТЩЕСЛАВИЯ И ИСТЕРИЯ
Л.Ф. Шеховцова
  
ТЩЕСЛАВИЕ- Это ИСКАНИЕ ЗЕМНЫХ ПОЧЕСТЕЙ.
Например: искание славы при занятии наукой и искусством; «любление красивых одежд», стыд исповедовать свои грехи, самооправдание, лукавство, человекоугодие, зависть. 
Тщеславие- это лицемерие человеческого духа.
Множество мирских профессий дает ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ расцвета тщеславия, для превозношения одних людей над другими. В мире часто правит дух превосходства, гордости житейской. « Многие успехи в делах и жизни люди приписывают не Богу, а себе. Желание добиться славы, стать известным, выделиться среди других, тесно связано,- пишет отец Сергий Филимонов , - с житейским благополучием и получением разного рода временных благ. Мерой успешности, результата в этой жизни для многих людей служит мера их известности и высота занимаемой должности»/ 17, с.26/.

«Тщеславие ко всему льнет: тщеславлюсь, когда пощусь. Но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым; побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь; стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, опять же побежден бываю. Как ни брось сей трезубец, все он станет вверх острием»/ Иоанн Лествичник, 7, с.541/.
Страсть тщеславия очень «хитрая», она часто маскируется под другие страсти или под что-то «хорошее», что на поверку оказывается часто просто другой страстью

«Кто сделался рабом тщеславия , тот ведет двойную жизнь: одну-по наружности, а другую- по образу мыслей и чувств: одну- наедине с собой, а другую – на людях»- говорит Иоанн Лествичник/7,с.542/.

« Все другие страсти ,- рассказывает св.Иоанн Кассиан,-будучи преодолеваемы, увядают и, будучи побеждаемы, с каждым днем становятся все слабее, также под влиянием места или времени истощаются они и стихают; или всячески , по причине их раздора с противоположными им добродетелями , удобнее бывает предостерегаться от них и избегать их. Но эта , будучи поражена, с большим ожесточением восстает на брань, и когда почитается испустившею дух, чрез смерть свою делается еще более живою, здоровою и мощною. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых победили в борьбе; а эта победителей своих еще ожесточеннее теснит, и чем сильнее была поражена, тем чрезмернее борет помыслом возношения по случаю победы над собою»/ 6,с. 76/.

Страсть тщеславия паразитирует часто на добродетелях, которые могут стать причиной тщеславия: 
«Плющ обвивается около дерева и , когда достигнет вершины, сушит корень; а тщеславие прививается( прирастает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отъимет от них всего значения.
Гроздь винограда , до земли спустившаяся или прилегшая к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая»- сравнивает прп. Нил Синайский / 15,с.260/.

СВЯЗЬ ТЩЕСЛАВИЯ С ДРУГИМИ СТРАСТЯМИ

Со страстью тщеславия СВЯЗАНЫ разные чувства, как показывает это пр. Нил Синайский.
« Желающий быть в почете завидует тому, кто превосходит его славою, присоединяя к сему завидованию еще и ненависть.
Побежденный сильным желанием почета не терпит, чтобы кто-либо был ему предпочтен, но себе восхищает первенство, чтоб не показаться низшим кого-либо.…Начало почести- человекоугодие, а конец ея- гордость»/ 15, с. 261\. 
Тщеславному свойственна обидчивость и даже мстительность тем, кто не видит его мнимых достоинств.
« Ты видишь, - говорила гордость,- что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его»/ Иоанн Лествичник, 8,с 154/.
Тщеславие, как ближайший прислужник гордости всегда бывает видимо более явно, чем внутри скрытая гордыня. Коварная страсть тщеславия , как вор, настырно старается с любого доброго дела, вообще с любого поступка человека сорвать свой оброк в пользу гордыни во славу самодовольного "Я" человека. Доброе ли дело творит человек, злое ли, красивое или некрасивое - все тут как тут -тщеславие высматривает, нельзя ли из этого извлечь что-либо хвастливое, насыщающее больное самолюбие.

ПРИЧИНЫ СТРАСТИ ТЩЕСЛАВИЯ

Прп. Иоанн Лествичник писал: «Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой/ 7, с. 541/.
Причиной страсти может стать и собственная добродетель.
«.. Иной искушается сим по причине обширности познаний, иной- по причине долгого сидения за чтением, иной- по причине длительности бдений. И всякого эта болесть усиливается уязвить собственными его добродетелями, в том устрояя претыкания в пагубу, чем снискиваются плоды жизни», - говорит св. Иоанн Кассиан./ 6, с.76/.
«Похвалы возвышают и надмевают душу; когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, возводит до небес и низводит до бездн. … 
Господь часто скрывает от очей наших те добродетели, которые мы приобрели; а человек , хвалящий нас, или лучше сказать, льстящий нам, похвалою отверзает нам очи, а как скоро отверзлись они, богатство добродетели исчезает ( с глаз съедаемо бывает)»- Иоанн Лествичник/ 7, с.543/.
Тщеславный, желая похвалы и славы, трудится ради человекоугодия.Даже свои взгляды и суждения тщеславный легко меняет ради человекоугодия/ там же с.541/.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОДЕРЖИМОСТИ СТРАСТЬЮ ТЩЕСЛАВИЯ

« Тщеславный –бесплатный работник : несет труд, а награды по Богу не получает.
Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит мзду добродетелей.
Воздержание тщеславного- дым из печи; и то и другое рассеивается в воздухе.» - так рассуждает прп. Нил Синайский/ 15, с .260/.
«Тщеславный подвижник сам себе делает двойную обиду; потому что тело свое изнуряет, а награды не получает.» / 15
В православной аскетике описаны ложные духовные состояния, которые святые отцы называют прелестью  (ПРЕЛЬЩЕНИЕМ).
Священник Федор Кузнецов описал психологические особенности прелестных состояний сознания и поведения/18/.
-Выделение человеком себя из среды подобных людей- « я не такой , как они», такая самость ведет к нежеланию быть под чьим-то духовным руководством, к непризнанию никаких авторитетов.
- Склонность к мечтательности в сфере божественного, поиск и стремление к видениям.
-Открытие у себя «высоких» духовных даров- чувственно-страстные отношения с Богом, восторженность, гласы, нервозность после усиленной молитвы.
-Самолюбование своими добродетелями.
-Деятельность активная в расколах, ересях.
-Восторженность и восхищение прозорливостью, чужими подвигами при полном нежелании исполнять на деле то, чему они учат.
- Стремление научить всех духовному пути и просвещать всех падших и заблудших.
На основании этих описаний о. Федор высказывает предположение, что к таким прелестным состояниям наиболее склонны определенные психологические типы людей–истероиды/ 18 /.

ИСТЕРИЯ
Архимандрит Киприан Керн писал, что истерия легче всего находит точки соприкосновения с религиозными проявлениями. Это повышенная экзальтация религиозного чувства ищет для себя предмет «обожания» и преклонения в священнике, в избыточной склонности женщин к «мироносничеству» / 13/.

- Как отмечает Карвасарский Б.Д., автор «Психотерапевтической энциклопедии», - истерия является второй по частоте формой невроза и значительно чаще встречается у женщин, чем у мужчин/ 10/.
Психологическая практика показывает , что стремление выглядеть ярко, необычно, характерное для некоторых людей, как мужчин, так и женщин, связано, как правило, с превозношением над другими и желанием выделиться.
Желание привлечь к себе внимание чем угодно у такой демонстративной личности настолько сильно, что может выразиться в неразборчивости средств: откровенно неприличном поведении, вульгарности, крикливости.
Поскольку удовлетворение таких желаний возможно только в присутствии других людей, то это неразрывно связано с человекоугодием, пишет психиатр Н. Д. Гурьев/ 3 /. Будучи зависимым от мнения окружающих, такой тщеславный человек очень высоко ценит себя и, любуясь собой, не имеет возможности быть самим собой- быть аутентичным, он все время меняется в зависимости от настроения и ожиданий окружающих его людей.
Истерик может произносить блестящие зажигательные речи, совершать красивые, не требующие большого напряжения поступки и подвиги.Он способен и к актам подлинного самопожертвования, если видит, что им любуются и восторгаются.
Во внешнем облике большинства представителей группы истероидов можно наблюдать нарочитость поведения, театральность, лживость, они любят «играть роль».

В психиатрической литературе есть описания т.н. патологических лгунов. Если потребность привлекать к себе внимание и ослеплять других людей блеском своей личности соединяется с богатой фантазией и невыраженными моральными запретами незрелой личности, то такого человека называют лгуном и плутом. Часто такому человеку нельзя отказать в способностях- он сообразителен, находчив, быстро схватывает новое, обладает широкой , но поверхностной эрудицией, владеет даром речи, художественными и поэтичекими наклонностями, общителен и самоуверен. Но такие люди, - обращает внимание игумен Евмений, -обладая хорошими способностям, редко обнаруживают интерес к чему-нибудь , кроме своей личности. «Их духовные интересы мелки, а слова о работе, которая требует упорства, аккуратности и тщательности, производят на них отталкивающее действие… их восприятию жизни не хватает глубины и серьезности…. Им чуждо чувство долга , и любят они только самих себя.»/ 4,с.139/. Отсюда их страсть ко лжи. « Они лгут художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью и почти забывая, ч то это ложь». Часто такие люди лгут совершенно бессмысленно и бескорыстно.
«С точки зрения аскетики, -замечает игумен Евмений,- такая патологическая лживость является определенной формой одержимости человека»/ 4/.
В психиатрии тщеславных именуют истериками-говорит психиатр Н. Д.Гурьев/3/.
Православный психиатр Белорусов С.А. попытался установить взаимосвязи между клиническим понятием «психопатия» и аскетической категорией «страсть»./2 / Он увидел соответствие истерической психопатии, основной особенностью которой является жажда признания, страсти тщеславия. Он ссылается также на Ясперса К., который отмечает у истериков стремление казаться больше, чем есть на самом деле и переживать больше, чем в состоянии пережить.
Белорусов С.А. напоминает, что психопатия –это патологическое состояние, которое проявляется дисгармонией личностной структуры. В то же время, демонстративность, характерная для истероида, «использует» множество возможностей, чтобы привлечь к себе внимание: претензию на оригинальность, непохожесть на других, экстравагантность, восторженность или напускное безразличие
Истероидную акцентуацию характера Личко А.Е. описывает как беспредельный эгоцентризм, ненасытнаяУ жаждУ постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания. Пусть будет даже негодование или ненависть к нему, но только не безразличие и равнодушие. Даже алкоголизация и употребление наркотиков у подростков, побеги из дома могут носить у них демонстративный характер/14 /.
Истероиды часто рвутся к лидерству, выступают в группе в роли зачинщиков, воодушевленные обращенными на них взглядами могут повести за собой других, но они вожаки на час- перед трудностями быстро пасуют. За внешними эффектами , как правило, скрывается внутренняя пустота.
Безотказным способом диагностики скрытой истероидной акцентуации является проявление в той или иной ситуации ущемленного самолюбия, утраты внимания при развенчанной исключительности/ 14/.
В периоды жизненных трудностей для истероидов характерно «бегство в болезнь».
Матушка Ксения пишет, что в наше время тщеславие находит себе новый официальный статус, как бы необходимый для жизни. Стало модным самому создавать свой образ, некий имидж- искусственно порожденную форму, часто без содержания. Часто другие создают человеку определенный ложный образ, не соответствующий его внутреннему душевному устроению. За этим стоит и тщеславие, и ложь, и гордость/ 16 /.
В духовной жизни истероиды или т.н. демонстративные личности также стремятся произвести впечатление своими выдающимися духовными «дарами» и способностями- непосредственным общением с Богом, святыми, которые непосредственно и постоянно «общаются» с ними; ярким выражением этих «способностей» являются стигматы у представителей католической веры.
Вот что по поводу исповеди истериков писал митрополит Антоний Cурожский: « В истерии есть момент комедианства , лжи, игры и т.д. Такого рода психические настроения , конечно, губительны для духовной жизни, потому что правды остается очень мало; человек так запутывается в собственной комедии, что трудно добиться , чтобы он правдиво стоял перед Богом. Если он и исповедоваться придет, он, может, даже скажет всю правду, но сам по отношению к этой правде станет как бы любоваться : настолько драматично он описывает, какая он дрянь. И это уже не исповедь, это бесполезно. Человек не может каяться, когда , исповедуясь, он смотрит краешком глаза и думает: » Какое же впечатление я произвожу? Неужели он не сражен тем ужасом, который я описываю?..»/ 1,с. 167 /.
Б. Д. Карвасарский отмечает, что личностные особенности истероида являются следствием влияния прижизненных факторов- неправильного воспитания. Как правило, это обстановка изнеживающего воспитания, беспринципной уступчивости родителей ребенку, когда ему все дозволено, неоправданное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств, что приводит в дальнейшем к неадекватно завышенному уровню притязаний / 10/.
У истероидных подростков, замечает Личко А.Е., родители начинают нередко играть роль «козла отпущения» за те «разочарования», которые постигли подростка в среде сверстников/14 /.
Реакция эмансипации в подростковом возрасте у истероидного подростка может иметь бурные внешние проявления- побеги из дому, конфликты с родителями, громогласные требования свободы и самостоятельности. Эти эмансипационные устремления часто сползают на уровень детской реакции оппозиции на утрату привычного внимания/14 /.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТЩЕСЛАВИЯ 

АСКЕТИЧЕКАЯ БРАНЬ

«Тщеславие любит торжественно являться на седалище многословия; молчание же уст упраздняет тщеславие .
Если крайнее тщеславие есть , когда человек, не видя при себе никого, кто бы его хвалил, и наедине обнаруживает тщеславные поступки; то признак совершенного нетщеславия есть, чтоб и в присутствие других не окрадываться тщеславною мыслью» / 15,с. 263/.
Священник Сергий Филимонов подчеркивает, что « падшие духи стремятся увлечь человека горячностью, превышением меры его физических и душевных сил, чтобы сломать его или зажечь стремление к суетной славе, извратив направление подвига. Тогда происходит не служение Христу, не обожение человека, а подмена: служение себе, создание человекобога. Помощь в преодолении этого искушения- желание пребывать безвестным при жизни и после смерти, пренебрежение славой человеческой» / 17,с. 31/.
«Не наряжайся в красивые одежды, чтобы явственнейше не облечься тебе в демона тщеславия; ибо не лепота одежд указывает, что ты носишь одежду добродетелей , но подвижнические труды, как золотые украшения, свидетельствуют о лепоте одеяния души твоей» ,- говорит преп. Нил Синайский/ 15 /.

Вот о каких главных средствах преодоления тщеславия говорит преп. Иоанн, игумен Синайский.
«Когда ближний, или друг, укорит тебя в отсутствие или присутствие твоем, тогда покажи любовь- похвали его.
Не тот показывает смиренномудрие , кто осуждает сам себя, ( ибо кто не стерпит поношения от себя самого?), но тот, кто , будучи укорен другим человеком, не уменьшает к нему любви. 
Когда хвалители наши, или лучше сказать, льстецы, начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество грехов наших( и суд Божий, не сходный с человеческим)- и увидим, что мы не достойны того, что говорят или делают в честь нам.
Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия, средина- отсечение всех мысленных приражений тщеславия; а конец (если только есть конец в бездне)- без смущения при других делать то, что служит к бесчестию.
Молчание и безмолвие – враги тщеславия ; но если ты находишься в общежитии, то переноси бесчестия.»/ 8/ .
Часто Господь исцеляет тщеславных от тщеславия приключающимся бесчестием.
Святые отцы пишут о трех степенях освобождения от тщеславия: первая «есть хранение уст и любление бесчестия»; вторая –« отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия»; третья – « состоит в том, чтобы стараться делать перед людьми то, что нас уничижает и не чувствовать при оном никакой скорби».

Преп. Нил Синайский обращает внимание, как важно разобраться с мотивами, причинами своих поступков, для чего очень важно уметь наблюдать за движением своих мыслей и чувств.
«Хочешь проверить не из тщеславия совершаешь ты свои поступки-углубись в сердце и разберись в себе. Отвечаю тебе, если здрав умом , ты определенно разберешься , что двигало тобой в подвиге и что возгревало его. Не печалься, если обнаружишь , что в основании его было замешано тщеславие. Если приглядишься, то увидишь, что большинство твоих подвигов спаяно с ним. Не печалься- отсеки присвоение себе и все верни Богу, Он ждет этого от тебя. Покайся в этом и все верни Богу, воздай хвалу Ему за все труды твои и будь осторожен наперед: одним глазом во время совершения дел своих смотри на дела, другим глазом- на сердце, не шевелится ли в нем сия змия, не строятся ли дела на тщеславии, не сопровождаются ли тщеславием- и сразу отсекай больные ветки и вырезай гниль. Не заметишь вовремя, проявишь пренебрежение- сгниет весь плод». /15, с. 264/.

Святые отцы призывают нас быть очень внимательными к себе, пристально наблюдать за своими состояниями, во всякое время испытывать себя : ради чего поступаем так или иначе? Честны ли мы в своих поступках и движениях души? Не обманываем ли мы себя или других?
Если мы побеждаемся часто «желанием славы,- советует матушка Ксения,-то надо вовремя вспомнить, что лучше бежать от похвал человеческих , и, сотворив брань, отгонять всякий льстивый помысел, внушающий сделать что-либо по человекоугодию»/ 16 /.
Если для преодоления страсти тщеславия воспользоваться АЛГОРИТМОМ, ОПИСАННЫМ СВЯТЫМИ ОТЦАМИ, то вспомним, что все начинается с 
1 ПРИЛОГА: Начинается весна, надо поскорее сходить в магазин и купить себе новые туфли! 
В этом помысле нет ничего плохого, приход помысла еще не грех.

2 СОЧЕТАНИЕ: А если я еще и изменю себе прическу, то тогда все будут обращать на меня внимание и восхищаться мной! Надо еще будет позаботиться и о новой блузе!
Вот идет уже «разговор» с пришедшим помыслом и проступает мотив: чтобы мной все восхищались.
Надо бы «переложить» помысел на благой: « Идет весна , всем женщинам хочется быть красивыми. Красота несет с собой радость!
Господи,пошли мир моей душе и радость!» 

3 СЛОЖЕНИЕ - благой помысел не пришел, и мой помысел овладевает мной все сильнее: Если я полностью обновлю свой гардероб, все мужчины в нашем отделе будут смотреть только на меня! Сколько я услышу комплиментов! На моих бедных подружек никто больше и не посмотрит! Все внимание будет сосредоточено на мне! Это так приятно!

Еще не поздно отбросить эти тщеславные помыслы, если их заметить раздумьем:
« Почему же я так хочу сосредоточить внимание всех на себе?! Ведь моим подругам тоже хочется доброжелательности и внимания в том числе и от
меня! Господи, помоги мне справиться с этой тщетной славой! Помоги мне не жаждать похвал себе!»
Если же эти мысли не пришли и я только и помню сладость похвал и гордости, когда все « вращается» только вокруг меня- я оказываюсь в 

4 ПЛЕНЕНИИ страстью тщеславия- продолжаю делать все , чтобы всегда находиться в центре внимания, когда все мной восхищены. 

Игумен Евмений говорит, что в случае одержимости человека патологичекой ложью как стремлением выделиться и обратить на себя внимание окружающих, желательно, чтобы пастырь постарался объяснить такому человеку, что всякая ложь, лукавство- от дьявола, ибо дьявол- отец лжи, что эта ложь- гибельна / 4 /.

У КАЖДОЙ СТРАСТИ есть противоположная добродетель.
Для тщеславия- это скромность.
« Мы не ошибемся,-пишет архиепископ Иоанн Шаховской ,- признав скромность одной из самых утешительных черт человеческой личности. Скромность равна милосердию, так как в силу скромности человек уже милосерд к другим людям- не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значительность. Вольно или невольно, скромный всегда отдает честь, во –первых, Богу, а потом и людям, которые все имеют от Бога свои дары»/ 9,с.479 /.
В своих беседах матушка Ксения рассуждает о том, какое жалкое , отталкивающее впечатление производит на всех, даже нерелигиозных людей, человек, который сам себя хвалит/ 16 /. «И чем больше человек собою похваляется и себя превозносит, тем более он кажется жалким для окружающих. Таково действие духовного закона. И чем человек скромнее, тем он приятнее для всех. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. …И если люди не ценят скромности в себе, они всегда ценят ее в других людях»,- замечает арх . Иоанн Шаховской /9,с. 479 /.Нельзя не вспомнить в данном случае евангельскую притчу. « Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший его и тебя , подойдя, не сказал бы тебе: « уступи ему место»; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но, когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы знавший тебя , подойдя, сказал: « Друг!, пересядь выше»; тогда будет тебе честь перед сидящими с тобою. Ибо всякий , возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится « /Лк.14, 8-11/.
«Скромность,- рассуждает матушка Ксения, -никогда в жизни не проигрывает; таланты и достоинства не унижаются скромностью. Скромность не означает слабости, она есть сила и доблесть духа. Уровень культуры -прямо пропорционален скромности … СЛОВО, создавшее миры ,приняло на Себя жизнь скромного Человека и прошло страдальческим путем жизни, показывая дух скромности, как свет, ведущий в бесконечную славу Небесного Царства.»/16, с.400/.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ истерии 
Скромность- такая черта характера, которая является большим достоинством и ценностью в системе традиционного православного воспитания.
Склонность и потребность человека находиться в центре внимания- тщеславность и истерия - являются дефектами воспитания .В любом возрасте может быть предпринята педагогическая коррекция неадекватной демонстративности.
Известный педагог В.П. Кащенко писал, что детская истерия принадлежит к излечимой недостаточности характера, только браться за перевоспитание надо как можно раньше/ 12 / Очень часто истерия ребенка , по его мнению, обусловлена т.н. психической индукцией- общением с членом семьи истероидом.
Обычно родители истерического ребенка слишком его баловали- им трудно было соблюдать золотую середину в воспитании; если ребенка много балуют, то он все время повышает свои требования к родителям и капризничает. Поэтому желательно ребенка изолировать от истероидного близкого и чтобы в его окружении находился внушающий авторитет взрослый.
Для коррекции истерических детей В.П. Кащенко предлагает 3 главных метода : 1)- игнорирование его требований , особенно в тех ситуациях, где он был предметом чрезмерного внимания; 2) фиктивное лечение- плацебо-«лекарство», которое якобы помогает; 3)» ошеломление», « заставание врасплох»- на ребенка воздействуют путем энергичных требований и запретов.

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕКАЯ ПОМОЩЬ ДЕМОНСТРАТИВНОЙ И ИСТЕРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Б. Д. Карвасарский в соответствии с основными формами неврозов описывает сопутствующие им конфликты. Внутренний конфликт у истерической личности определяется ее завышенными претензиями к окружающим и отсутствием критического отношения к своему поведению.
Для истериков наиболее характерен механизм психологической защиты по типу «вытеснения», что обусловлено их высокой эмоциональностью, инфантильностью, тенденцией к уклонению от трудностей, фантазированием, недостаточной самокритичностью и самоконтролем, аффективной логикой в мышлении- выбором крайних вариантов в оценке действительности.
Распространены среди истероидов и механизмы психологической защиты по типу « отрицания» ( стремления избежать новой информации извне, мало совместимой с имеющимися о себе представлениями); а также по типу «рационализации»( оправдание своего поведения) / 11/.
« Показать» истероиду его защиты, неадекватность его поведения и какую реакцию вызывает его поведение у окружающих его людей можно в групповой психотерапевтической работе. Разные психотерапевты придерживаются разных психотерапевтических направлений и школ, в которых при разнообразии подходов, методов и средств эта проблема может решаться разными способами. С точки зрения православного мировоззрения не рекомендуется обращаться к специалистам по нейро-лингвистическому программированию(НЛП), гипнотическим техникам, телесно-ориентированной психотерапии, трансперсональной психотерапии .

Для больных истерией с затяжным течением невроза ведущим становится защитный механизм «бегства в болезнь». В связи с этим, по мнению Б.Д. Карвасарского, наиболее адекватной и эффективной формой психотерапии для них становится личностно- ориентированная психотерапия в групповой форме. 

ЛИТЕРАТУРА

1Антоний Сурожский митр. //Московский психотерапевтический журнал, №4, 1994
2Белорусов С.А. Психопатии и страсти
3 Гурьев Н. Д. Страсти и их воплощение в болезнях М. 2000 
4 Евмений игум. Пастырская помощь душевнобольным //Свет православия 1999
5 Ефрем Сирин св. Добротолюбие т2 М. 1905
6 Иоанн Кассиан св. Добротолюбие М.1905
7 Иоанн Лествичник преп . Добротолюбие М. 1905
8 Иоанн Лествичник преп. Лествица Сергиев Посад 1908
9 Иоанн архиепископ Сан –Францисский ( Шаховской) Избранное Петрозаводск 1992
10 Карвасарский Б.Д. Неврозы М. 1980
11 Карвасарский Б.Д. Психотерапия М. 1985
12 Кащенко В.П. Педагогическая коррекция М. 1994
13 Киприан (Керн) архим. Православное пастырское служение Спб Сатис 1996
14 Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Л.1977
15 Нил Синайский преп . Добротолюбие М. 1905
16 Простые беседы о страстях ( ред. игумения Ксения) Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь 2001
17 Сергий Филимонов прот. Лечебник духовный С. Петербург 2008
18Федор Кузнецов иер. Психология сознания и поведения в применении к православному пониманию состояний прелести Дипломная работа Спб ДАС, 2007
19 Феофан Затворник св. Путь ко спасению Благо 1992