КРОТОСТЬ

КРОТОСТЬ
Лебедева О.
    Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Господь как любящий Отец создал человека для радости и для счастья. Апостол Павел в послании к Филиппийским христианам говорит: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (гл.4:4). Кто имеет радостное и спокойное расположение духа? Только счастливый человек.
    И вот для того, что быть таким радостным, счастливым человеком, необходимо выполнять условия, т.е., те заповеди, которые Господь оставил человечеству, а также следует работать над приобретением добродетелей. В одной из заповедей говорится: «Научитесь от меня, яко кроток и смирен сердцем» [4] (Мф.11:29)
Если провести лексический разбор слова «кротость», какие синонимы можно подобрать? Возьмем для примера такое слово, как «укрощать», т.е., приобретение кротости – (образно выражаясь) - укрощение в себе дикого зверя и превращение в домашнего ласкового животного. Или еще один синоним – «укорачивать» - человек как бы сам себя укорачивает.
    Кротость - спокойное состояние духа человека, при котором он не раздражается, не жалуется, не ропщет на Бога, на других людей и на все внутренние и внешние процессы, обстоятельства и события, которые происходят и с ним самим.
    В греческом тексте Священного Писания это качество передаётся словом праос, означающим «мягкий, вежливый, нежный». Определение «праос» в греческом языке можно применить к лёгкому, приятному ветерку, к приручённому дикому животному, повинующемуся воле человека. Оно не означает слабость, безвольность, малодушие, пассивность или безразличие. Евангельская кротость - сила, находящаяся под контролем, умение управлять собой.
Кротость - наивысшее проявление подлинной силы духа человека. Это «скала, возвышающаяся над морем раздражительности, о которую разбиваются все волны, к ней приражающиеся: а сама она не колеблется» [1] (Слово 24:4).
    Кротость является следствием соблюдения двух первых заповедей блаженства - осознания своей духовной нищеты и плача о грехах. Святитель Николай Сербский в Толковании заповедей блаженств таким образом поясняет эту мысль: «Кротость есть дочь плача и внучка смирения» [7].
Преподобный Ефрем Сирин писал о евангельской кротости в «Слове о добродетелях и пороках»: «Кроткий, если и обижен, радуется; если и оскорблён, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая удары, не метётся; когда с ним ссорятся, спокоен; - когда подчиняют, веселится, не уязвляется чужой гордынею, в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен, начальству покорен, на всякое дело готов, чужд лукавства, не знает зависти» [6] (11гл.). 
    У христианской кротости есть границы. «Я кроток и смирен сердцем», - сказал Сын Божий (Мф. 11, 29). Он никогда не защищал Себя. Но, увидев, как бесчестят дом Его Отца, сделал бич из верёвок и выгнал из храма всех, сказав: «Дом Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2, 16).
Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Кроток тот, кто может переносить нанесённые ему самому оскорбления, но защищает несправедливо обижаемых и сильно восстаёт против обижающих» [5].
Человек, задавая себе вопрос: «Какой я человек, хороший, или плохой?», не имеет достоверного инструмента, чтобы измерить свою доброкачественность, свою норму, соответствие тому идеалу, который должен быть реализован обязательно. Смирение (отсутствие гордости, готовность подчиниться Божьей воле) – это то, с чего начинается норма, то, с чего она становится возможной. А покаяние – это то, чем мы привлекаем в свое жизненное пространство ту неотмирную силу, которая приводит человека в норму. Человек рождается на свет поврежденным, ненормальным и нуждается в нормализации, в том, чтобы привести себя к той норме, которую установил Тот, кто его создал, Бог. Когда человек своим смирением и покаянием привлекает Благодать Божью, только тогда это становится возможным.
    «Кротость», слово, которое вытеснилось из нашего употребления, сейчас это свойство не очень-то востребовано. Дух нашего времени не соответствует такому понятию, как «кротость». Даже, наоборот, сейчас в ходу и более востребовано состояние противоположное, это нам ближе и более знакомо. Противоположное состояние кротости – дерзость. Это такое состояние человеческой души, когда весь окружающий мир, все люди - это объекты для удовлетворения своих собственных потребностей. Человек дерзкий сконцентрирован не на духовных ценностях, а обращен к земному и является в полном смысле потребителем того, что его окружает. Такой человек считает себя вправе претендовать на человеческое внимание, благосклонность, требует, чтобы люди его уважали, преклонялись, любили, считались с его притязаниями на все. Дух нынешней эпохи культивирует противоположное кротости состояние человеческой души. Мы только и говорим о различного рода свободах: совести, слова, печати и т.д. Это то, чем взращивается наша дерзость. В подобной атмосфере человек становится чрезвычайно самолюбивым, сластолюбивым, самонадеянным. Человек устремляется от себя ко всему внешнему: богатству, славе, власти и раздражается, и возмущается, когда не получает этого по каким-либо причинам. По большому счету, все наши душевные расстройства, которые мы приобретаем на нашем жизненном пути – это результат этого несоответствия. Того, что человек хотел бы иметь, но не имеет по различного рода причинам. 
Только тогда, когда человек начинает вести здоровую духовную жизнь, в душе его водворяется смирение, тогда он успокаивается и смиренно принимает все жизненные обстоятельства. Благодаря этому человек начинает видеть себя таким, каким он является на самом деле, начинает видеть свое несовершенство, свой грех, начинает его оплакивать. Тогда происходит удивительная вещь: в этом случае со всего внешнего, со всех притязаний на этот мир и людей, он переключается на свое внутреннее устройство, видение себя таким, каков он есть. Тогда человек становится кротким. Он как бы сам себя «укорачивает». Перестает считать себя имеющим право на обладание всеми благами цивилизации, пусть даже полезными для себя. Для такого человека многое становится совсем ненужным. Он по-другому смотрит на окружающих людей, по-иному видит и относится к человеческим слабостям и считает себя не вправе претендовать на человека, обладать другим человеком, перестает гневаться, осуждать людей и отождествлять людские грехи с самим человеком. И вот тогда в душе человека водворяется удивительный покой и мир, по-другому – счастье. Счастлив не тот, как говорят святые Отцы, кто имеет много, а тот, кто не нуждается. Так вот, эта нужда и потребность во всем земном и материальном, когда в душе водворяется кротость, постепенно угасает. Человек удовлетворяется тем, что у него есть, тем, что ему необходимо, чтобы обеспечить эту земную жизнь. Он становится способным принимать людей такими, каковы они есть на самом деле. Потому что в его жизни вырисовалась наиболее грандиозная перспектива. Перед человеком смиренным, кающимся, кротким открывается небо. Не небо с облаками, а некая духовная реальность, духовная перспектива бесконечности бытия, соединение с Богом. Человек начинает ощущать, что все материальное, замкнутость на стремлении максимально удовлетворять свои земные потребности очень пагубно сказывается на этом великолепии, которое открылось ему благодаря кротости. Тогда центр тяжести своей жизни человек перемещает от внешнего и земного на свое внутреннее устройство, на то, чтобы совершенствовать самого себя. 
    Ели рассуждать о том, как приобретается такая добродетель, как «кротость», то можно начать с того, что несовместимы с кротостью: гнев, обидчивость, мстительность, раздражительность, злорадство и вспыльчивость, ропот и недовольство, вплоть до отчаяния и хулы на Бога, который посылает или попускает нам те или иные испытания.
    Не всякий молчащий уже кроток. Можно молчать, а в душе злиться, ненавидеть, презирать. Лицо кроткого человека спокойно, невозмутимо, привлекательно. Лицо человека раздражительного и вспыльчивого беспокойно и мрачно. 
    Первые три заповеди блаженства, призывающие человека к смирению, покаянию и кротости, закладывают фундамент, на котором будет воздвигаться дом христианской добродетели. Следующий этап - возведение стен.
Что же говорит Священное Писание о кротости? «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим», - говорит Спаситель [4] (Мф 11:29). Апостол Павел учит Тита «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит 3:2). Еще в Ветхом Завете встречаются изречения о кротости: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс 36:11).
    Что же значит – «кроткие наследуют землю»? По отношению к христианам это выражение нужно понимать так: христиане получат наследие, как говорит псалмопевец Давид, «на земле живых» - там, где живут и не умирают, т.е. получат вечное блаженство (Пс 26:13).
    Преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице» рассуждает о степенях христианской кротости. «Начало безгневия, - говорит св. Иоанн, - есть молчание уст при возмущении сердца» [1] (слово 8:4). Значит, всем раздражительным или гневливым, прежде всего, нужно приучить себя молчать, когда раздражается сердце, потому что в раздражённом состоянии несдерживающий себя человек усиливает в себе гнев, и слова, им произнесенные в таком состоянии, могут оказаться необдуманными, грубыми, обидными. И наоборот: заграждающий уста свои при раздражении постепенно умиряет в себе гнев и приближается к кротости.
«Средина кротости – молчание помыслов при тонком смущении души» [1] (слово 8:4). Поэтому необходимо со временем переходить от безмолвия уст к безмолвию помыслов, т.е. не позволять помыслам склоняться на сторону гнева, когда, например, мы не говорим другому ничего обидного, но помышляем об оскорблении нашей чести, о нарушении наших прав и тем питаем гнев. Необходимо смирить себя внутренне, представить, что оскорбление от ближнего или неумышленно, или заслужено нами или придумать любую другую причину, не обвиняющую ближнего, чтобы не допустить в себе начало гнева.
    Конец кротости, по мнению Иоанна Лествичника, – «Это непоколебимое душевное спокойствие при порывистом дыхании нечистых страстей» [1] (слово 8:4) Такую кротость имели те христиане, которые при жестоких истязаниях, под бичами и палицами, под градом камней молились за своих мучителей: «Господи! Не вмени им греха сего» (Деян 7:60). К такой кротости должны стремиться все мы, если желаем того блаженства, которое обещано кротким.
Святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать Господу Иисусу Христу как совершеннейшему примеру кротости. «Будем подражать Христу. Его называли бесноватым и неистовым люди, получившие от Него бесчисленные благодеяния, и называли не однажды и не дважды, но много раз; однако Он не только не мстил, но и не переставал им благодетельствовать… Но каким образом мы можем стяжать эту кротость? Если будем постоянно размышлять о своих грехах, - если будем скорбеть о них и плакать… Где скорбь, там гнев не возможен; где печаль, там нет места злобе; где сокрушение духа, там не может быть негодования» [1] (Беседа 60:4)
Для того, чтобы начать работать над воспитанием добродетели кротости, необходимо сначала увидеть в себе то, что таковой добродетели в тебе нет. Приобрести решимость и начать совершать волевые усилия над собой для развития кротости и незлобия. Большая редкость сегодняшнего дня, но существуют личности, добродетель кротости в которых является врожденным качеством, Даром Божьим. Для таких людей кротость станет Добродетелью лишь в том случае, если такой человек способен будет сохранить и совершенствовать этот Дар. Для тех, кто не имеет данной добродетели как врожденного свойства, придется приложить немало усилий, чтобы кротость стала по-настоящему обретенной Добродетелью. Для этого необходимо:
- воспитывать и развивать в себе доброжелательность и дружелюбие; с отсутствием установок на насильственное достижение своих целей;
- развивать такие черты характера, как самообладание и выдержка (профилактика и формирование умений управлять своими эмоциями).
    «В аскетическом делании выделяют два основных направления: первое – брань со страстями, второе - стяжание добродетелей». И если кто имеет постоянно присущую страсть – гневливость, то для этого человека мало только «…справиться с гневом, гораздо важнее и надежнее приобрести безгневие – добродетель кротости (короткий гнев, стремящийся исчезнуть)». И как советует далее св. Феофан Затворник: « …надо потрудиться для этого во внутреннем плане одухотворения души - стяжать добродетели смирения и кротости».[2] 
    Преподобный Пимен Великий даёт следующий совет о кротости: «Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу» [3]. 
Священное Писание призывает нас быть кроткими, даёт нам примеры кротости, а также говорит нам о кротком обхождении с грешниками: «Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал 6:1).
    Кто одолел ярость, тот одолел бесов, но кто стал рабом этой ярости, тот непричастен путям Спасителя, поскольку Господь "научит кроткия путем Своим" (Пс. 24, 9). Ни одна из добродетелей не является столь страшной для бесов, как кротость. Именно ее стяжал тот великий Моисей, который назван кротким "паче всех человек" (Чис. 12, 3); и святой Давид назвал ее достойной памяти Божией, сказав: "Помяни, Господи, Давида и всю кротость его" (Пс. 131, 1); наконец, и Сам Спаситель повелел нам быть подражателями кротости Его: "Научитесь от Мене: ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф. 11, 28).

    И все-таки, что же такое «кротость»? Где можно нам увидеть ее? Всем известно, глаза – зеркало души. И если внимательно вглядеться в изображения людей, достигших состояния Святости, то в их глазах мы увидим: мир, покой, свет добра, тепла, свет всеобъемлющей и безусловной любви, пришествие Святого Духа Утешителя. Это и есть Кротость в высшем ее проявлении, к стяжанию которой необходимо стремиться христианину.

Литература
1. Преподобный Иоанн Лествичник. «Лествица». «Слово о безгневии и «кротости». 
2. Св. Феофан Затворник «Советы православному христианину». М. 1994.
3. В изложении святителя Димитрия Ростовского.
«Житие преподобного отца нашего Пимена Великого».
4. Феофилакт Болгарский «Толкование на Евангелие от Матфея».
5. Толкование святителя Иоанна Златоуста на 131-й псалом
6. Ефрем Сирин «Слово о добродетелях и пороках» 
7. Святитель Николай Сербский (Велимирович) «Райская пирамида. Толкование заповедей блаженств».