Что такое смирение и как его достичь?

Что такое смирение и как его достичь?
Хвалу и клевету приемли равнодушно…
А.С. Пушкин «Памятник»
 Иванова Л.А.
Вопросы достижения добродетели смирения актуальны и сегодня. Научиться Христову смирению есть великое благо; с ним легко и радостно жить и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим.
Нам известны слова Давида-псалмопевца: «Во Свете Твоем узрим Свет», возможно не все знают, что святые отцы именно «смирение называют тем Светом, в котором мы можем узреть Свет Бога» [17].
Напомню, что в перечне «Семи честных добродетелей» смирение противостоит самому тяжкому греху – гордости,[11] из которого происходят остальные смертные грехи. Следовательно, победа над смертными грехами и над гордостью венчается смирением.
Если смирение в общем противостоит гордости, то оно же и противостоит частным проявлениям гордыни:самолюбию, тщеславию, превозношению, надмеванию над другими, а в конечном счете, над Богом. Всегда нужно помнить, что превозношение над человеком есть не что иное, как превозношение над Господом, подмена Его собою. Отсюда следует, что смирение начинается с осознания себя тварью, а не Творцом.
Путей, ведущих к стяжанию смирения, много. Однако чаще других видимыми антиподами смирения выступаютгнев и раздражительность. Покажем, как угашение этих страстей может привести к смирению, кротости и смиренномудрию.
Чтобы прийти в состояние смирения, тишины, покоя в душе (а только при таком условии в душу входит Дух Святой), нужно иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, раздражительность – это природное свойство души, драгоценный дар, нужный для того, чтобы человек мог отторгать греховные помыслы, греховные поступки, сопротивляться, когда его втягивают в зло, то есть отвращают от Бога. Примером проявления такого рода действий души является поведение Иисуса Христа, называемое праведным гневом: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец, волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2: 13 – 17). Во-вторых, именно на этом природном свойстве души могут паразитировать гнев и ярость – качества, противоположные смирению.
Святой Иоанн Лествичник называет добродеяния, которые должны побеждать человеческую природу и угашать раздражительность и гнев. Это:
а) покаянные, искренние слезы о своих грехах;
б) молчание уст при возмущении сердца;
в) молитвенное укрощение помыслов, проявляющихся в желании наедине с собою, словами и телодвижениями, как бы препираться с оскорбившим его;
г) исповедание памятозлобия, которое есть не что иное, как сокровенная ненависть и желание зла огорчившему; у страдающего памятозлобием словно вскрывается тайник души, из которого изливается гнев. Примечательно, что исторически слова: гной и гнев – являются однокоренными. Гнев – это и есть гной распаленной души. Святой Иоанн Лествичник назвал такую душу «вшами в голубях»: когда внешне человек остается спокойным, а внутри у него памятозлобие;
д) прощение того, кто огорчил (но это возможно только при условии осознания того, что огорчается лишь тот, кто превозносит свое «я» над другим, кому свойственно любоначалие и надменность);
е) употребление постной пищи, которая ослабляет раздражительность и гнев (исключение или уменьшение специй, пряностей, острой, жирной, а иногда и сладкой пищи – какой кому непотребно). Например, у святого Пахомия Великого в подчинении было 15 тысяч монахов, которым он назначал один из 24-х разрядов пищи – в зависимости от меры духовного роста.
Итак, эти и другие добрые дела ведут к безгневию, то есть победе над человеческой природой. Безгневие – это нечувствительность к досаде. На самом высоком уровне безгневие есть ненасытное желание бесчестий, воспринимаемых как средство ко спасению, лекарство от самости, от эгоизма, своеволия, любоначалия, тщеславия, превозношения.
Более всего человек должен желать бесчестия за правду и за Христа, ибо сказано: «Блаженны изгнанные правды ради, ибо тех есть Царство Небесное»; «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
Но одно дело, когда безгневие – качество, данное человеку при рождении, а другое – когда оно результат борьбы с индивидуальными недостатками. Если человек стяжает безгневие на каком-то этапе жизни – это духовный подвиг, за которым стоит победа над семью страстями.
Степень духовной зрелости человека в отношении к безгневию проверяется в условиях проживания. Так, например, «один авва пришел к девственнице, которую считали великой праведницей, но она все время превозносилась внутренне. Он узнал от Святого Духа, что она пребывает в гордыне. Девушка сидела дома и никого не принимала, считая себя живущей в безгневии. Тогда авва вывел ее на улицу погулять. Мимо пробежали мальчишки, кидая в них камнями. Девушка не выдержала и разгневалась, на что старец ей заметил, что она небесстрастная, а жила в искусственных условиях, и ее страсти были связаны местом, жили внутри» [21].
Этот пример показывает, что новоначальным , если они хотят научиться побеждать страсть раздражительности и гнева, лучше жить в семье, в коллективе, либо в совместной келии. Другим следует чередовать коллективное проживание с одиночным. А третьим, уже победившим гнев, можно удаляться в уединение. Святой Иоанн Лествичник рассказывает: «Я видел трех иноков, в одно время претерпевших бесчестие. Один из них оскорбился, но смолчал. Другой порадовался ради себя, но опечалился об укорившем его. А третий, представляя себе вред ближнего, пролил теплые слезы за того, кто его оскорбил». По Иоанну Лествичнику здесь можно видеть в первом случае - делателей страха (рабов), во втором случае - мздовоздаяния (наемников) и  в третьем - любви (сынов).
Однако следует иметь в виду, что само по себе безгневие – это еще не столь высокая ступень достижений христианина. Выше него – кротость. А всего выше – смиренномудрие.
По определению святого Иоанна Лествичника, «кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и чести пребывающее одинаковым». Один послушник спрашивал старца, как ему достигнуть спокойствия. Старец предложил ему пойти на кладбище и ругать, а затем хвалить покойников. Когда послушник вернулся, старец спросил его, что ответили ему покойники. Узнав, что ничего, старец велел послушнику вести себя так же, как покойники. Этот рассказ назидает тому, что человек должен находиться в одинаковом состоянии покоя, вне зависимости от того, хвалят его или ругают.
Эта же мысль отлита в поэтическую формулу в стихотворении Пушкина, вынесенного в качестве эпиграфа к моему выступлению: «Хвалу и клевету приемли равнодушно».
Смиренномудрие – это высшая ступень духовного делания. Согласно святому Иоанну Лествичнику – это - третья степень смирения: 1) когда человек приучается не только просьбы, обращения, но и поношения терпеть в состоянии мира и покоя, а за этим ещё и радоваться или 2) восплакаться о братии, которые впали в грех осуждения, оскорбления на друга.
Смиренномудрие – окончательное осознание того, что человек пред Богом – ничто, его – только грехи.
Приведу следующие два выражения Иоанна Лествичника, представленные в «Лествице» в слове 25 о смиренномудрии как о третьей степени смирения: «Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить» (№ 41) и «…путь к смирению и начальная причина сей добродетели…– послушание и правость сердца, которые естественносопротивляются возношению» (№ 62) [4 с.200,204].
Прочитаем высказывания Святых Отцов о смирении и, по возможности, сравним со своим опытом стяжания смирения.
1. «Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву. Если не будешь помнить Господа, то и молиться не будешь, а без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо через молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит перед Лицом Господа, Которого знает душа молящегося. [18 прп. Силуан Афонский.].
2. Через смирение тела: мятежную плоть должно умерщвлять постом, бдением, трудами, постоянными молитвами[14 с.104].
3. Через смирение души: «Пока мы будем хотеть, чтобы другие к нам хорошо относились, люди не будут принимать нас в расчёт. Всё изменится, когда мы смиримся. Смирение должно быть основанием и началом всякого дела. Оно является необходимой предпосылкой, без которой человек не может принести пользу Церкви. [12Паисий Святогорец (Эзнепидис)].
4. Через смирение помыслов: "Все спасутся. Я погибну". Нести крест и  не ждать похвалы; терпеть и жалеть других, не ожидая к себе снисхождения. Разве не так поступал Начальник веры - Христос? [22 Антоний и сапожник.]
5. Со смирением нет помыслов, но есть помощь Божия. [20 Монах Симеон Афонский]
- Живи смиренно и ты соединишься со Христом, ибо Христос – это смирение.
- Научись все обстоятельства твоей жизни встречать со смирением, и оно подружится с тобой.
- Есть смирение – нет помыслов, есть помыслы – нет смирения.
- В уединении – проверяется твоя молитва, в общении с людьми – проверяется твое смирение.
- Что бы ты ни делал, держись смирения – и Христос подаст тебе Свою помощь.
6. Практика смирения. Святые Отцы пишут, что человека смиряют и его падения, случающиеся в результате страстей, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают к нему Божие милосердие.  Никакими благами или подвигами не можешь воздать Ему, только смирением, с которым и весь лик добродетелей не отступит от тебя, а без оного, хотя бы ты и мнила, что иметь, обманешься; однако ж стяжать сие богатство надобно не на словах, ноискусом проходить жизнь. О сем теперь не время еще говорить, тебе непонятно без опыта. [6 преп. Макарий]
7. Спросите, как же и откуда научиться смирению? Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29); вот основание нашей науки - смирение. Святые отцы, подражая сему учению, научались до того, что при всей их святости считали себя хуже всех и под всею тварью, и нас учат сему; и явственно показали, что где только учинилось падение, там предварила гордость...[7 преп. Макарий]
8. Как мы далеки от смирения! А оно бы все стрелы лукавого сокрушало. Надобно учиться сей божественной науке; не нужно ходить ни в университеты, ни в академии и не тратить на это денег; и бедный, и богатый, все имеют право и способ учиться даром: «научитеся от Мене...» (Мф.11, 29). Не будем неверны словесем Господа нашего Иисуса Христа, а воспользуемся и станем учиться, время всегда есть; не только в 3-й, но и в 11-й час пришедших Он не отвергает, а приемлет, и равную мзду воздает. Пойдемте же! [8 преп. Макарий]
9. Когда будешь следовать учению святых отец, то и капризы твои уничтожатся, но только уже не будешь думать, что ты их не имеешь, а просветившимися душевными твоими очесами будешь видеть грехи свои, яко песок морской. Знай, что смирение не в том состоит, чтобы видеть, что ты смиренна, а прочти о сем у святого Лествичника, у Аввы Дорофея и святого Петра Дамаскина. [9 преп. Макарий]
10. Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо. [10 преп. Макарий]
11. Век живи – век учись, век трудись – век люби. Учиться отдавать и учиться принимать любовь как благо, иначе - гордыня. Носить немощи друг друга, и покрывать всё любовью. Народная мудрость.
Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус Христос стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходящим, подошёл к Иисусу Христу и спросил, почему тот ведёт себя так. Иисус Христос ответил: "Каждый даёт то, что имеет в своём кошельке". [15 Что имеешь в кошельке.].
12. Как подражать Богу. В каждом человеке, в глубине его, святые узревали Бога. Совершенство христианское, по слову святого Исаака Сирина, состоит в глубине смирения. Фарисей, как сам о себе свидетельствует, не был подвержен никакому пороку, но за то, что вознесся, осудил и уничижил мытаря, не только потерял все, но и отвержен был Богом. По этой-то причине Господь говорит: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10). Как бы кто-либо из христиан не был тверд и точен в исполнении христианских своих обязанностей, это исполнение его и духовное делание, по слову святых отцов, может уподобляться только малой купели, или самомалейшему озерцу; заповеди же Божииподобны великому морю, как и святой пророк Давид говорит: широка заповедь Твоя зело (Пс. 118: 96).
Перед этой-то широтой невольно смирялись и великие святые, называя себя землей и пеплом, и считая себя хуже всякой твари. Или, как выразился мудрейший из апостолов, святой Павел: задняя убо забывая, в предняя же простираяся, со усердием гоню, к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе. Елицы убо совершенни, сие да мудрствуим (Флп. 3: 13-15). [24 Шамординские листки ]
13. Смирение – увидеть себя настоящим. Речь идёт как о самом консультанте, так и о его помощи пациенту в возможности увидеть свою немощь, свою недостаточность. Бог там, где смирение. …От земных забот мы можем избавиться, если только захотим этого, ведь от нас зависит наше спасение. Как душам, Богом дарованным, нам нужно проявлять больше воли, чтобы не загружать и не обременять себя этими земными заботами до такой степени. Будем распоряжаться своей жизнью как люди, мыслящие более высоко, и очень ответственные. Если бы мы спросили спасенных, живущих на небесах: «Чего вам стоило стяжать такое блаженство?» – они ответили бы нам:«Времени, немножечко времени, хорошо проведенного на земле!» Так значит, у нас вообще нет другого времени, чтобы довести до совершенства свои души – призванные, одаренные и полные такой решимости. [2 старец Арсений (Папачок)]
14. «Сила Моя в немощи совершается». Кто без крестов [без тельного креста или без скорбей], тот не Христов. Раньше говорили "на тебе креста нет"...Прочитала в конце рассказа «Учитель» о «воде святого Викентия»,история которой такова. Какой-то монах по имени Викентий давал всем сорящимся супругам пузырьки с водой. Он говорил, что это чудодейственная вода. Стоит только, не проглатывая, держать её во рту и во время разгорающейся ссоры прочесть пять раз «Отче наш», как  начавшееся раздражение угаснет. Простые люди ему верили. Они молились с водой во рту, и так в сотнях семей погасли тысячи ссор». [23 с.251].
15.Для утишения внутренних раздоров вспомнилась молитва: «Помяни, Господи, Давида Своего и всю кротость его». «Душа такова: в ней есть какая-то глубина и составов у ней много. Вошедший в нее грех обладает уже всеми ее составами и сердечными помышлениями. Потом, когда взыщет человек, приходит к нему благодать и овладевает двумя составами души. Почему, неопытный, возбуждаемый благодатию, думает, что пришедшая благодать овладела всеми составами души, и грех искоренен; тогда – как большая часть души обладается грехом, и только одна часть обладается благодатию; и человек обманывается, и пребывает в неведении» [5 Макарий Египетский, 1998, с.352]
16. Интересна  этимология древнегреческого слова ἡ ταπεινο-φροσύνη (tapeino-frosyne), которое обозначаетсмиренномудрие. Оно составлено из двух слов. Первое – прилагательное ταπεινός (tapeinos), которое  переводится  как «униженный», «покорный», «смиренный». А второе слово - ἡ σωφροσύνη (sōfrosyne) означает «благоразумие», «здравомыслие», «разсудительность» [3 с.1226 и с.1224].
В этом понятии смиренномудрия есть глубокое разумное содержание, которое позволяет человеку увидеть все так, как оно есть во свете Евангельского чтения (Мф.11, 29.) и  неотступно поступать по воле Божией.
17. Есть известное место паломничества как  чудотворного места молитв у Спасителя на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге. Читаю на камне слова Господа Иисуса Христа: "Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам  вашим" (Мф 11.29).
18. И в заключение, моление о воссоздании храма внутреннего человека для принесения Спасителю бескровных жертв: бессловесных наших страстей, которых нужно умертвлять, заколая их ножом самоосуждения, самоукорения, самоотречения, покаяния, смирения. «Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе» (Пс.34 ,10),«Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя» (Пс.50, 10). Кости, о которых говорит псалмопевец Давид, прося Бога возрадовать слух души его вестью о помиловании, составляют телесную часть человека, уже умилостивленного Святым Духом. Костями называет Давид как внутренние члены тела, так и мысли благоволения: «да созиждутся стены Иерусалимския»(Пс.50, 20), да воссоздастся храм внутреннего человека. В высшем смысле Давид пророчествует  здесь о христианской Церкви [16 с. 137, 210, 212, 213].
Итак, подвожу итоги: 1. Смирение – основа психического здоровья и  духовного состояния[25], так как Царство Божие внутри себя открывается смиренным. 2. Смирение - научение изгонять из души нецеломудренные образы ( например, на ТВ) и смотреть в корень, чем должны быть - целомудренными. 3. Смирение – осознание своей зависимости от Бога, ограниченности в своих недостатках.4. Смирение -  испытание самого себя - прислушивание к собственной совести, чем должны быть, а не казаться. В Вере ли я? 5. Смирение – увидеть себя настоящим. Бог там, где смирение. 6.Смирение - послушание- умение слышать, познавать Волю Божию и следовать за ней. 7.Смиренномудренно разделить страдания со Христом... <И сразу в душе наступил покой> [13]. Предать душу свою водительству воли Божией [19], часто повторяя слово благодарения Богу, как молитву Иисусову: «Слава Богу за всё!!!» [1]. И Господь всё управит.
Благодарю за помощь в написании этого выступления преподавателя церковно-славянского языка О. А. Сергееву, коллегу - психолога А. И. Шатохину, авторов монографии «Элементы православной психологии» Л. Ф. Шеховцову и Ю. М. Зенько, научного редактора Л. Г. Брылёву, Ю. Д. Григорьева и всех  остальных участников обсуждения на семинаре Общества Православных Психологов Санкт - Петербурга.
 
Библиография.
1 Арсения игумения  и схимонахиня Ардалиона.Путь немечтательного делания. М., 2002 .
2 Арсений (Папачок) Из наставлений старца. http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/duhovnayagizn/1898-2011-06-15-06-0...Бог там, где смирение. Вопрошал Архимандрит Иоанникий (Балан).
3 Вейсман А.Д. «Греческо - русский словарь», М.1991, с.1226 и с.1224.
4 Иоанна, преподобного отца нашего, игумена Синайской горы. «Лествица или Скрижали Духовные». Сретенский монастырь «Троицкое слово», 1999, c. 200 и с.204.
5 Макарий Египетский. Духовные беседы, послания и слова. М.: Правило веры, 1998, с.352.
6 Макарий преподобный. http://www.optina.ru/lection/78/#3  Поучения Оптинских старцев.
7 Молитвослов. Семь грехов смертных: 1) гордость, 2) сребролюбие, 3) блуд, 4) гнев, 5) чревоугодие, 6) зависть, 7) уныние. Им же противостоят честные добродетели: 1) смирение, 2) нелюбостяжание, 3) целомудрие, 4) кротость, 5) воздержание, 6) доброжелательство, 7) упование. // 1995. С. 142 – 143.
 
8 Паисий Святогорец, старец.  Мужество – это всецелое доверие Богу. Малоизвестные наставления афонского старца Паисия Святогорца (Эзнепидиса), записанные его ближайшими сподвижниками и ученикамиhttp://agionoros.ru/docs/222.html. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке, материалы книги Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση. Αγιό Όρος, 2011.
9 Пархоменко Константин, священник. Отчаяние. http://happy-school.ru/_pu/118/53186106.jpg
10 Пимен авва , игумен Никон (Воробьев), прп. Исаак Сирин.
Как воспитать свою душу. Смирение и кротость в нашей повседневной жизни. М.: «Ковчег» 2013.,с.104:
11 Притча Что имеешь в кошельке. http://shatoalla.ya.ru/replies.xml?item_no=4432
12 Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Издание Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2011, с. 137, 210, 212, 213, 470.
13 Силуан Афонский (+1938), преподобный. Из поучений.
14 Силуан Афонский (+1938). Из поучений преподобного. http://shatoalla.ya.ru/replies.xml?item_no=4355
15 Силуана преподобного писания в исполнении Владимира Заманского (№9-11 о смирении).http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/prepodobnii-siluan-a...
16Симеон Афонский, монах. Смирение и помыслы. http://shatoalla.ya.ru/replies.xml?item_no=4355
17 Сысоев Даниил , священник. Беседы о страстях. М., 2012. С. 49 – 50.
18 Ткачев Андрей, протоиерей. Антоний и сапожник. http://www.diveevo.ru/2/0/1/2417/
19 Ткачев Андрей, протоиерей. «Страна чудес». Издательство Сретенского монастыря. Москва, 2013, с.251.
20 Шамординские листки http://shamordino-m.ru/shamordinskie-listki/kak-podrazhat-bogu.html
21 Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М.. «Элементы православной психологии: Монография/ М.: Издательство московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры,2012,» -с.183, с.187 и ранее- с.36, с.43, с.44, с.47,с.84-с.89, с.98, с.103.
ДОПОЛНЕНИЕ ШЕХОВЦОВОЙ Л.Ф.
К ВЫСТУПЛЕНИЮ Л.А. ИВАНОВОЙ
Людмила Алексеевна напомнила нам, что в перечне «Семи честных добродетелей» смирение противостоит самому тяжкому греху – гордости, из которого происходят остальные смертные грехи, и что победа над смертными грехами и над гордостью венчается смирением. «Если смирение в общем противостоит гордости,- сказала она далее,- то оно же и противостоит частным проявлениям гордыни: самолюбию ( читай – эгоизму, почитанию своего ЭГО), тщеславию ( читай - эгоцентризму и демонстративности), превозношению ( читай –самоутверждению), надмеванию над другими».
То, что святые отцы называли гордостью, гордыней, на психологическом языке называется, как мне кажется, САМОСТЬЮ. В русском языке это слово звучит с негативным нравственным оттенком, а в секулярной психотерапии, в частности юнгианской, развитие самости является целью.
Попробуем разобраться с этими смыслами.
Я хочу поделиться выводами САМОанализа собственного духовного опыта и опыта своей консультативной работы.
В современной психотерапии, ориентированной на гуманистическое мировоззрение ( человек - звучит гордо!) , главная идея – это самореализация. Самореализация, самоактуализация человека- это гуманно ( иначе наступает депрессия, ржавчина комплекса неполноценности, нереализованности) .
Вроде бы совсем неплохой смысл- реализация своих даров, талантов, данных Богом, актуализация своих возможностей. Эти тезисы звучат нравственно нейтрально, а через запятую с этим, как синоним, часто звучит и «самоутверждение». Человек самоутверждается, если реализует свои таланты. Возникает вопрос - реализовать свои таланты - с какой целью, какой мотив стоит за этим? Чтобы помочь ближнему тем, что я умею «хорошо делать» (талантливо) или чтобы утвердиться самому: «Вот какой я замечательный, способный, талантливый - самый-самый»! ?
Если в первом случае гордыня не звучит, то во втором - она и самость очень выпячены. «Я» - самоутвердилась через свои таланты, дары, данные мне Богом, забыв о Дарителе : «что бы ближние без меня делали, без меня они бы пропали», «только Я - православный замечательный психотерапевт могу им помочь»!
И забываем часто: « Без Меня не можете творити ничесоже»/Ин.15,5/.
Есть еще и понятие «самоосуществление», которое чаще встречается в экзистенциальной психотерапии. Как будто бы то же самое- «САМО»…но все-таки другое. Осуществление себя ( быть собой?), своей сущности - и сразу возникает вопрос: « А что такое -моя сущность, сущность человека, сущность вообще?»
И мы погружаемся сразу в другие смыслы!
Где грань между «самоутверждением» и «самоосуществлением»? И что в таком случае - смирение?
- Это отказ от самоутверждения ? Митрополит Антоний Сурожский говорил, что самоутверждаясь в общении с другим, занимая собой все пространство, мы лишаем его, другого, утверждения.
- Или смирение - условие осуществления своей сущности? Смиренномудрие помогает мне понять, что моя сущность - пребывать в любви и свободе с Богом, с ближним, с собой, тогда самоосуществление - благо.
- Принимаю ближнего с миром - «ношу бремена (недостатки) его» - это смирение?.
- Принимаю себя со своими немощами, терплю, понимаю, что без помощи Бога ничего сделать со своими страстями не смогу – это смирение, смиренномудрие? Смиренно отказываюсь от своей воли, своеволия: «Да будет Воля твоя, Господи!».
Некоторые филологи в беседе с психологами нашего Общества высказали гипотезу, что корень слова «смирение»- МЕРА и правильнее было бы писать – « смерение». Отсюда могут вытекать интересные последствия: « СМЕРЕНИЕ» - это «мера» мира и терпения?
И эта мера мира с миром, мира с собой – условие моего душевного и физического здоровья( вспомним психосоматику!).
Мир с собой- это не та «любовь к себе», которая САМОЛЮБИЕ( не потерплю укола себе от другого, обличения меня в неправде), которая эгоизм ( все- для меня) и эгоцентризм( Я-в центре мира, всё вращается вокруг меня).
Любовь к себе - это уважение своего человеческого достоинства- ради меня Христос пострадал, отсюда и самоуважение, без которого жить нельзя.
Да, истинно, смирение и смиренномудрие – вершина всех добродетелей и мера того, насколько нам удалось справиться со своими страстями! Разумеется, что смирения и смиренномудрия не бывает без любви, которая есть состояние духа человека как венец его духовного пути.
Не стоит САМОутверждаться ( это всегда за счет другого), справимся со своим САМОлюбием ( терпя ближнего своего, когда он говорит нам о наших недостатках), поприжмем свое ЭГО -(заботясь о другом и помня, что другой тоже нуждается во внимании), не будем пестовать свою САМОСТЬ-гордыню.
И постараемся реализовать свои таланты на служение ближнему, осуществить свое призвание, то есть - себя, а это значит - Замысел Бога обо мне. И будем уважать в себе человеческое достоинство, которое не смешаем с гордыней.