ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ ПОЗИТИВНЫМ НРАВСТВЕННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НОРМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОНИМАНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА СОБЕСЕДНИКА

ПРАКТИКА  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИНГА  ДЛЯ  ОБУЧЕНИЯ МЕНЕДЖЕРОВ   ПОЗИТИВНЫМ  НРАВСТВЕННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ НОРМАМ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОНИМАНИЯ     ВНУТРЕННЕГО  МИРА СОБЕСЕДНИКА
ДоцентВ.М.Снетков .
Materials of the international scientific and practical conference
 “Science and education 5-6. сентября Belgorod -2014.”
«Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести»
В. Шефнер.
Во всех развитых странах государство все больше и больше берет на себя решение личных, семейных и социальных проблем своих граждан. Для чего создаются различные, гражданские, военные, правоохранительные, медицинские, образовательные, и патронажные учреждения. Таким образом, количество служащих в сфере услуг, наделенных государственной властью для решения проблем граждан и общества постоянно растет. Важно то, что по эффективности служебной деятельности работников этих учреждений граждане   оценивают отношение к ним государства. По классификации Е.А.Климова  деятельность менеджеров в  подобных организаций относится к разряду социономических профессий, т.е. профессий типа «человек-человек». В таких профессиях межличностная коммуникация является основным содержанием служебной деятельности, которая и определяет ее эффективность. Поэтому и возникает проблема ее оценки  и  нормирования. Межличностная  коммуникация – это эмоционально окрашенные, личностно - и ситуативно-обусловленные вербальные и невербальные,  энергоинформационные взаимодействия, в которые люди добровольно вступают в процессе совместной деятельности для  решения ими своих личных  или  профессиональных проблем и задач. В психологии коммуникации традиционно разделяют формальное (деловое), неформальное (межличностное), вербальное (словесное) и невербальное (с помощью жестов), непосредственное (лицом к лицу,) и опосредованное (напр., через компьютер) общение людей.
Сегодня, в начале 21 века компьютерная грамотность значительно повысила и эффективность, и частоту интернет-коммуникации. Этот факт показывает, что в основе повышения эффективности служебной деятельности  менеджеров  должна лежать система мотивации  их обучения   не только компьютерной и профессиональной грамотности, но и основам психологии эффективной межличностной коммуникации.
Певцу ставят голос; пианисту  ставят руку; боксеру ставят удар и т.д, и т.п. Везде, где хотят достигнуть высоких результатов, человеку ставят  эффективный стиль деятельности. Именно поэтому спортсмены ежегодно демонстрируют новые мировые рекорды как результат постановки эффективного  стиля  и техники своей профессиональной деятельности.
В нашей стране, в течение всего 20 века, вплоть до 60-70 годов никого специально не учили психологическим  основам эффективного межличностного общения. Общение чаще всего рассматривалось с позиции риторики как искусства публичного выступления. В театральных вузах будущим актерам, ставили речь в рамках специального курса «актерского мастерства». Менеджеров в тот период в нашей стране в вузах не учили, так как такой специальности  тогда не существовало.
Единственным местом, где современный ребенок постоянно учится основам межличностного общения, является его семья и старшие друзья на улице, где он проводит свободное время. Таким образом  в нашей стране психология межличностного  общения подростка  складывается стихийно. В такой ситуации говорить  об эффективной психологии  его делового  общения  не приходится. Для работы на государственной службе в России достаточно  уметь говорить на  русском  языке. Поэтому  коммуникация многих  руководителей (менеджеров)  характеризуется  отрицательной  оценкой  подчиненного и его деятельности, что, по сути,  является принижением  его личности. Эта  коммуникация снижает самооценку, активность и мотивацию человека к работе; ограничивает  актуальное  восприятие  человека  рамками текущей ситуации; а сознание  сужает до  эмоционально окрашенной ответной  реакции  по  защите своего  достоинства  и  прекращения  общения. 
Такая авторитарная и негативная  коммуникация менеджеров (а иногда и учителей начальных классов) сказывается  на социально-психологическом климате и состоянии здоровья человека. Например,  проблеме исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий  в  2008г. в Курске была посвящена  специальная конференция.  Конечно, негативная, принижающая личность собеседника,  коммуникация менеджеров снижает как  эффективность  деятельности  организации в целом, так и успешность труда каждого человека и соответственно  всего персонала.
В 1980г. на международном конгрессе по психологии в городе Лейпциге, автору повезло услышать доклад немецкого профессора Манфреда Форверга  о практике  применения активных методов обучения основам психологии эффективной коммуникации, который сразу понравился своей практической направленностью. В последствие эта практика в отечественной психологии получила название социально-психологического тренинга, сокращенно  СПТ. Через год на факультете психологии, тогда ЛГУ, проф. М. Форверг подготовил первую группу тренеров, включая и автора данной работы, которые получили квалификацию тренера  по программе СПТ. Нравственно-психологическая  суть позитивной коммуникации  по данной программе  СПТ. заключается в обучении менеджеров  практическому  навыку ведения диалога с ориентацией на  понимание целей, чувств и отношений собеседника как равного партнера; умению его  слушать, слышать, видеть его позу, воспринимать и  учитывать его эмоции; умению давать собеседнику   обратную связь в аспектах содержания и  состояния  без унижения  его  личности.
За прошедшие годы автором проведено  десятки  групп СПТ. во многих городах  и организациях  России, в которых обучались менеджеры, директора организаций,  депутаты, учителя, врачи,  психологи и служащие различных учреждений.
Классический  СПТ. продолжается  40 часов  непрерывных занятий, с отрывом от производства, по 8 часов в день в небольшой группе в 8-10 человек. Цель СПТ – это практическое формирование эффективного, индивидуального стиля позитивной коммуникации у каждого участника.
Собственно структура коммуникации в организации и  этапы ведения диалога подробно описаны в нашей работе 2010года. При этом следует подчеркнуть, что диалог − это  метод и инструмент коммуникативного  взаимодействия  и совместного  решении  стоящих перед людьми проблем и задач. В диалоге мы выделяем такие  этапы как: 1).подготовительную фазу; 2).фазу установления контакта; 3).фазу взаимного понимания и ориентации; 4).фазу аргументации и убеждения;  5).фазу совместного принятия решения и 6).фазу завершения диалога. Каждый из этапов  преследует свои цели и требует от человека не только коммуникативной и психологической  компетентности, но и соответствующей техники и характера  поведения.
Целью настоящей работы является обобщение практики  обучения менеджеров    нравственно-психологическим нормам эффективной коммуникации и подчеркивание  важности постановки  индивидуального, психологического стиля коммуникации у подростков еще в школьном возрасте и распространения   тем самым психологии  позитивной коммуникации  как    нормы   межличностного общения во всех  сферах жизни  человека включая его  семью, общественную и профессиональную  деятельность. Так как, не смотря на значительное повышение за последние десятилетия  психологической культуры  граждан нашей страны в некоторых    семьях, до сих пор доминирует психология негативной коммуникации, когда оскорбление родителями друг друга  и принижение личности ребенка является обычной   нормой  семейного общения. Эту психологию негативно-запретительной коммуникации  в семье дети усваивают и переносят в сферу общения друг с другом на улицу и в школу, а потом и  в свою профессиональную деятельность. Именно поэтому  психология негативной  коммуникации  достаточно часто встречается на наших  предприятиях, что делает  проблему обсуждения этики  и норм межличностного  общения  достаточно  актуальной.  Описанию правил  коммуникации  в кризисной ситуации посвящена работа УлмерР.,Селлнау Т.,Сиджер М.
Психология позитивной коммуникации характеризуется преимущественной ориентацией на результат деятельности человека как равного партнера; на понимание его мировоззрения, целей─ Интересов, текущего Состояния и Отношений. Сокращенно ИСО человека.      ИСО это модель структуры психологического, внутреннего мира человека, раскрывающая суть общения и позволяющая  различать цели и результаты  коммуникации: например, общения, с целью понимания человека; общения  с целью его убеждения; либо, общения  с целью коррекции (изменения  поведения)  человека.
                  Взаимоотношения ИСО участников коммуникации
Взаимное игнорирование ИСО       Пересечение ИСО      СоприкосновениеИСО
      К                Р.                              К           Р                    К          Р
Ситуация взаимного игнорирования собеседниками ИСО друг друга или явной угрозы одного из них по сути является тупиковой, так как личной мотивации для продолжения общения у людей нет. Это не всегда сознательная позиция, поскольку коммуникатор может выражать свои интересы так, что реципиенту не ясно, где же учитываются его ИСО. Чаще всего люди избегают таких ситуаций, а если и вступают в общение, то для них оно носит принудительный и формальный характер. Наиболее эффективной является позиция пересечения ИСО собеседников, т. е. когда цель коммуникатора сформулирована таким образом, что реципиенту ясно, каким образом она связана с его субъективными ИСО.
        В силу врожденной слабой структурированности человек как индивид  испытывает  страх и дискомфорт, при возникновении ситуации неопределенности (хаоса) во  внешней среде, что связано с  ростом энтропии  во  внутреннем мире человека, который он ощущает как негативную эмоцию. Поэтому  вектор  сознания как негэнтропийного механизма и произвольного инструмента познавательной деятельности человека всегда направлен в сторону самой неопределенной, нестабильной и не познанной   сферы его жизни с целью ее познания, получения информации и  осмысленного снижения   уровня энтропии внутреннего мира и  избавления   тем самым  от отрицательных эмоций.
Результатом деятельности сознанияявляется фиксация  и осмысленное  структурирование прошлого, настоящего и планируемого, будущего,   социально-психологического и духовного  аспекта жизни  человека, и снижения тем самым, неопределенности его  внутреннего, психологического   мира, через создание   ранжированной  структуры ценностей,  субъективных  смыслов,   идей, целей, ценностей  и убеждения  человека  в сфере физических, биологических, социальных, духовных, профессиональных  и прочих,  существующих у него  Интересов, Состояний  и  Отношений, т.е. создание упорядоченной,  иерархической, стабильной, внутренней   структуры «Я-самости» человека, отвечающей его ожиданиям и требованиям  внешней  среды.
     ИСО −  это субъективная, нравственно – психологическая, динамическая  структура Я - самости, синтезирующая под личным именем  прошлый и настоящий опыт человека в целостную систему, которая  определяет  активность, цели, объем и порядок актуального использования его ограниченных внутренних ресурсов для  выживания,  удовлетворения своих потребностей, взаимодействия с другими  людьми и окружающей средой.  Ниже, в  Табл1. Показана структура внутреннего, психологического  мира человека, где в  верхней строке первого столбца (цифра 1) всегда располагается  самый доминантный и коренной  элемент его ИСО, определяющий смысл его жизни и поведение в данное время.
     Это может быть интерес  человека  к большим заработкам; стремление человека к занятию  максимально  высокого профессионального статуса; достижению личного счастья  или вера в Бога.   На последнем месте (цифра 7) расположен субъективно не значимый элемент ИСО, которым человек может легко пожертвовать, и не тратить энергию (силы и время) на его поддержание и реализацию.
СТРУКТУРА ВНУТРЕННЕГО, ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА
Табл.1.
ИСО
ЧЕЛОВЕКА
Зона
АКТУАЛЬНО
ЗНАЧИМЫХ,
смыслообразующих ИСО
Зона развития и
ПЕРСПЕКТИВЫХ
ИСО
Прошлое Наст.Будущее
Зона
ПРЕСТИЖНЫХ
ИСО
(Мода)
ИНТЕРЕСЫ 1 2 3 4 5
СОСТОЯНИЯ 2 3 4 5 6
ОТНОШЕНИЯ 3 4 5 6 7
      
     Разные цифры  показывают  ранг, а  одинаковые, равенство, противоречия или   борьбу ценностей и  мотивов в  ИСО   человека. Следует отметить, что сопротивляемость человека внешним воздействиям и изменениям усиливается по мере перехода от социально престижных, модных ИСО (цифра 7) к зоне актуальных и коренных ИСО (цифра 1). Для реализации доминирующего ИСО, определяющего смысл его жизни,  человек использует все имеющиеся у него подручные средства, физические и психологические ресурсы. Одинаковые ранги показывают область возможных  изменений ИСО и будущего  развития человека.
     Важным в данном аспекте является тот факт, что модная в глазах окружающих вещь, может стать для человека коренным ИСО. Напр.: покупка престижного костюма или автомобиля могут стать смыслом жизни человека. Событие прошлого, эмоционально окрашенное или психотравмирующее, может стать смыслообразующим элементом  жизни человека, через которое он воспринимает и настоящее, и свою будущую жизнь. Так  мечта или привлекательная идея могут стать смыслом настоящей или всей будущей жизни человека.
     Таким образом, прошлое для человека – это уже  снятая неопределенность; Настоящее  − это текущее познание и собственно актуальный процесс жизнедеятельности и  снятия человеком неопределенности внешнего или внутреннего мира. Будущее для человека всегда  максимальная неопределенность, вызывающая у человека тревогу и рост энтропии. Возможно, поэтому человек  ищет и формулирует смысл  жизни как субъективный инструмент снятия неопределенности со своего будущего. На этом основании можно предположить, что  процесс познания как снятия неопределенности внешнего и внутреннего мира  лежит в основе психологического восприятия человеком стрелы времени его жизни от его «Я – прошлого», через «Я – актуальное»  к субъективно ожидаемому  «Я-будущему».
      ИСО человека проявляется в его вербальном и невербальном поведении. Так как ИСО существует у всех людей, постольку его понимание и учет является залогом эффективности коммуникации с человеком. Известная проблема взаимопонимания  отцов и детей, по сути, есть проблема различия их ИСО. Так, если менеджер игнорирует ИСО своего подчиненного, то между ними определенно возникнет конфликт.
     Исходя из вышесказанного, понять человека как собеседника – это значит принять к сведению и уметь вербализовать его цели и  структуру субъективных смыслов его ИСО. Цель− это тот результат, к достижению которого стремится человек.  Задача убедить человека  в чем-либо,  заключается визменение  рангового места нужного элемента  из его же структуры ИСО. Чтобы человек нас понял важно говорить на «языке» его ИСО,  что значительно повышает наши шансы быть услышанным. Именно поэтому изменение человека в процессе  его обучения и воспитания  всегда эффективней, когда они опираются на его ИСО.
Пример:
Мать убеждает свою дочь, 14 лет, одеться в мороз теплее следующим образом:
Мать: «Ты будущая женщина, тебе рожать, застудишь придатки, кому ты будешь нужна такая». Дочь: «Мама, как ты не понимаешь?».
  В структуре ИСО матери на первом месте расположен аспект Состояния, тревоги о сохранении здоровья ребенка; на втором месте Отношение к дочери как молодой женщине и только на третьем месте Интересы (одежда), в целом получается СОИ. Тогда как в ИСО дочери на первом месте расположен аспект Отношения, но не только к матери, но и к своим сверстникам. На втором месте аспект Интересы (одежда). На третьем, а возможно и на первом месте стоит (влюбленность).
 В целом ОИС. Как видно иерархия структуры матери - СОИ, а дочери – ОИС, т.е. различны. Мать говорит на языке состояний, обращаясь к дочери на основе своего ИСО, в которое входят как приоритетные для взрослой женщины смыслы жизни: ее здоровье, способность создать семью и родить ребёнка.
Дочь в настоящий момент живёт и говорит на языке отношений, но не к матери, а к сверстникам, для неё коренным интересом и смыслом жизни является её внешний вид и возможно только на последнем месте для неё идёт здоровье. Вполне возможно, что в её ИСО  еще не входят как значимые: вопросы создания семьи, рождения ребёнка, а слово «придатки» вообще отсутствует в её словаре и ИСО.
Психологический анализ ошибок  коммуникации матери:
Мать говорит не на языке ИСО дочери, и поэтому  дочь не слышит и не воспринимает её слова как важные для нее.
Мать формирует кинестетический образ, тогда как дочь, скорее всего, воспринимает проблему своей  одежды визуально, т.е. зрительно.
Аргументы мать черпает из своего ИСО, а не из ИСО дочери.
Мать занимает позицию психологически, доминантного родителя, оставляя дочери позицию маленькой девочки, не имеющей своих ИСО.
Таким образом, человеку, если он хочет завоевать доверие собеседника, необходимо формулировать свои предложения и цели общения таким образом, чтобы для собеседника была очевидна их положительная  связь с его субъективными  ИСО. В случае угрозы своим ИСО человек закрывается и уходит от разговора.
В общем и целом, ИСО человека  важно учитывать потому, что это своего рода актуальная психофизическая доминанта, актуальный символический язык энергоинформационного коммуникативного взаимодействия на поддержание  которого он готов затрачивать энергию и воспринимать из всего окружающего мира лишь личностно значимый, связанный с его ИСО, субъективный диапазон информации.
Диапазон субъективной приемлемости (ДСП) любого внешнего социального, информационного и прочего воздействия на человека всегда опосредуется его ИСО, который у каждого человека абсолютно уникальный и неповторимый. Именно ДСП окрашивает весь окружающий и внутренний человека мир в самобытные цвета и наделяет его определенной информацией, ценностным смыслом и субъективным значением. Например, коллекционер или вообще чем-то сильно увлеченный человек живет и мыслит в рамках своих увлечений. Именно поэтому с полуслова понимают друг друга рыбаки и охотники, филателисты и автомобилисты. ИСО этих людей пересекаются и, следовательно, они изначально имеют основу для взаимопонимания. Про таких людей в народе говорят, что у них родственные души.
Одним из первых шагов  по распространению психологии позитивной коммуникации среди персонала организаций  и служащих социальных  учреждений   является целенаправленное повышение их коммуникативной компетентности при помощи  социально- психологических  тренингов (СПТ)  и практики  использования коучинга решения проблем  и достижения запланированного результата, который может проводиться прямо на рабочем месте  без отрыва от производства. Коучинг – это специально подготовленный, структурированный, целенаправленный, коммуникативный,  поэтапный  диалог как  метод  воздействия коуча как специалиста на работника;  −это его коммуникативное умение  задавать вопросы собеседнику  с целью  лучшего осознания им своих ресурсов и использования его компетенций для  разрешения существующей  проблемы и достижения поставленной  цели. В общем и целом, коучинг – это содействие менеджера позитивным изменениям и развитию подчиненного за счет вскрытия его внутренних  ресурсов  и активности самого человека. Менеджеры могут  так же использовать  коучинг  для повышения эффективности профессиональной деятельности и развития  персонала организации.  Например,  при возникновении,  проблемной или кризисной  ситуации  менеджеру не следует начинать с критики и негативной оценки  личности подчиненного, а лучше  задать  ему несколько конкретных вопросов  о том, что и как нужно сделать, чтобы решить возникшую проблему и достигнуть поставленной цели.  Такая позитивная коммуникация  активизирует и направляет интеллект и  компетенции  подчиненного не на свое оправдание и на сокрытие ошибки и ухода от неприятного  разговора, а на решение возникшей проблемы.
   Поэтому коучинг – это один из важных  аспектов развития  позитивной коммуникации. В литературе выделяют разные типы коучинга:1. Коучинг, направленный на изменение профессиональных  навыков человека;  2.Коучинг, направленный на повышение качества  работы персонала; 3. Коучинг, направленный на  изменение профессиональной карьеры  работника, который  может продолжаться несколько месяцев. 4). Коучинг, ориентированный  на решение проблемы  и достижение поставленной цели. 5.Групповой коучинг, направленный на рост человеческого и социального капитала  организации. Некоторые  принципы коучинга: 1). Люди знают больше, чем они сами думают о себе; 2).У каждого человека есть ресурсы, чтобы улучшить результаты своей работы и изменить свою жизнь. Человек лично ответственен за тот результат, который он вносит в деятельность своей организации.3). Каждая проблемная ситуация дает возможность человеку научиться чему-то новому; проявить свои лучшие  ресурсы и может стать для него ступенькой развития. 4).Изменение профессиональной деятельности лучше начинать с изменения отношения к ней и формулирования целей.
          Существуют разные модели  изменения человека в организации:
1. Модель изменения  человека  через изменение окружающего пространства, условий  и видов его  профессиональной  деятельности.  2. Модель изменения человека через изменение законов,  норм  и правил взаимоотношений  персонала  с менеджментом, друг с другом и с организацией  в целом.  3. Модель естественного и случайного  изменения человека. 4. Западная и восточная модели  изменения человека. Западная модель изменения человека предполагает сначала определить цель, а затем прилагать все силы для устранения проблем  как препятствий  (в том числе привычек, чувств и сопротивления самого  человека)   на пути к  ее достижению. Восточная модель говорит о необходимости создания таких внешних условий, при которых  сам человек будет лично заинтересован  изменяться  в нужном направлении.
         Эффективность активного  обучения основам  психологии  позитивной  коммуникации  обусловлена тем, что  в процессе Социально-психологического тренинга  (СПТ)  практически, комплексно и непрерывно используются в течение  всего отведенного  времени все модели изменения, в том числе несколько социально-психологических и педагогических  практик  развития  человека: 1.Собственно обучение.  2. Целеполагание. 3.Введение специальных, групповых  норм общения и организация соответствующего пространства.  4. Сенсибилизации (лабилизации) человека. 5. Постоянная коррекция не эффективной  коммуникации. 6. Наглядная, образная, за счет видеосъемки, демонстрация участнику  модель его психики  и практической эффективности   техники психологии  позитивной  коммуникации.  7. Контролируемое  всей группой и тренером закрепление уже в СПТ,  каждым участником своего нового практического  опыта  применения психологии  позитивной коммуникации. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что  положительный отечественный  опыт использования СПТ.  по своей  сути,  является наглядной  моделью и методологической основой  практики внедрения  психологии  позитивной коммуникации как этической нормы  межличностного общения  в жизнь и деятельность   современного человека. Одним из возможных, современных направлений повышения позитивности и эффективности межличностной и деловой коммуникации является ознакомление  менеджеров и  всего персонала с  нормами ассертивной коммуникации. Термин АССЕРТИВНОСТЬ используется для того, чтобы описать определенный нравственно-психологический стиль коммуникации человека с другими людьми.  Ассертивной называется межличностная коммуникация, которая позволяет человеку без лишнего эмоционального беспокойства, чувства собственной вины и нарушения прав и достоинства собеседника отстаивать свои личные интересы и свободно выражать свое отношение к происходящему. Этот коммуникативный стиль означает, что мы выражаем наши чувства, мысли и убеждения в открытой, честной манере. Это альтернатива агрессивной и оценочной межличностной коммуникации, когда мы оскорбляем чувства и принижаем права других людей, и пассивной коммуникации, когда мы сами принижаем свои собственные права и скрываем свои чувства.  Быть ассертивным означает, что человек  в состоянии выразить свое мнение и попросить то, что он хочет получить от других; что он можем сказать «нет» в ответ на просьбу;  это означает, что человек может выразить свои  эмоции, например любовь, предпочтение или гнев;  и это также означает, что он может выразить свое собственное мнение  без чувства неловкости. Очень немногим людям удается быть ассертивными в любое время и в любой ситуации.
         Наша неассертивность (неуверенность) - результат опыта, истоки которого, следует искать в нашей семье и  детстве. Когда дети совсем маленькие, они не боятся выражать свои естественные чувства и потребности: они открыто плачут, смеются, сердятся. Но со временем дети учатся приспосабливать свою коммуникацию к реакциям на них окружающих людей:  родителей, учителей и окружающих  взрослых. Некоторых детей поощряют открыто и честно выражать,  свои мысли и чувства, и они вполне комфортно чувствуют себя, проявляя их. Некоторых детей поощряют открыто выражать только свои мысли, но не эмоции. Некоторым детям и вовсе блокируют открытость и искренность в выражении своих чувств, что приводит к алекситимии,т.е. к трудности в осознании и вербализации человеком своих чувств и эмоций.
Будучи ассертивным, человек может в процессе коммуникации за счет положительной обратной связи, улучшить свой имидж и  «образ себя» в глазах других людей, и обрести уверенность в себе.  Четко осознав свои цели и потребности, мы увеличиваем шансы для их достижения и удовлетворения. Сущность ассертивной коммуникации человека заключается в свободе, активности, искренности и доброжелательности его  общения с людьми. При такой коммуникации человек использует свои права свободной личности  как индивидуальности; выражая свои мысли и чувства прямо, честно и открыто средствами, уважающими чувства и права других. Ассертивный человек действует без лишнего беспокойства и чувства вины. Такие люди уважают себя, других людей и отвечают за свои слова и  действия. Они осознают свои интересы и говорят открыто и прямо о том, что они хотят. При получении отказа они могут сожалеть об этом или быть разочарованными, но их самооценка от этого не снижается. Они позитивно относятся к критике и используют ее для своего развития.  Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. В межличностном общении  они  самодостаточны.
БАЗОВЫЕ, НРАВСТВЕННО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПОЗИТИВНОЙ,    МЕЖЛИЧНОСТНОЙ, 
КОММУНИКАЦИИ  ЧЕЛОВЕКА КАК  СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ
1.У меня есть право проявлять свои субъективные чувства и эмоции.
2.У меня есть право выражать вслух и отстаивать свое личное
мнение и убеждения.
3.У меня есть право говорить «да» или «нет».
4.У меня есть право менять свое мнение и отношение.
5.У меня есть право сказать «Я не понимаю» или «не хочу».
6.У меня есть право быть самим собой и не подстраиваться под других людей.
7.У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
8.У меня есть право просить о чем-то других людей.
9.У меня есть право устанавливать свои личные приоритеты в общении.
10.У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились.
11.У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя позитивно, признавая их.
12.У меня есть право быть нелогичным, принимая решения.
13.У меня есть право сказать «Мне не интересно» и прекратить межличностное общение.
14.У меня есть право быть: довольным или не довольным прошедшим межличностным общением.
   Литература:
1.Пол Вацлавик, Дженет Бивин, Дон Джексон Психология межличностных коммуникаций.  Пер. с англ. СПб, «Речь» 2000.
2.Грант Э., Дж. Грин. Коучинг принятия решений. М.,Питер.2005.
3.Матьяш О.И., В.М.Погольша,Н.В.Казаринова,С.А.Биби, Ж.В.Зарицкая. Межличностная коммуникация:  Учебник для вузов.  2011.
 4.Маргарет Паркин. Сказки для коучинга. «Добрая книга». М.,2009.
5. Леонтьев А.А.  Психология общения М. «Академия» 2007.
6.Снетков В.М.Психология коммуникации в организации. Учеб.  пособие. Изд. Санкт- Петербургского. ун-та  2000.
7.Снетков В.М. Организационно-психологическое обеспечение эффективности профессиональной коммуникации персонала организации. В кн. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Под редакцией Г.С.Никифорова. «Речь» Санкт-Петербург. 2010.  стр. 445-468.Эффективная кризисная коммуникация  УлмерР., Селлнау Т., Сиджер М. «Гуманитарный центр».Харьков 2011.
THE PRACTICAL EXPERIENCE OF THE INSTRUCTION OF THOSE SERVING IN POSITIVE IT IS MORAL - TO PSYCHOLOGICAL NORMA INTERPERSONAL COMMUNICATION WITH THE ORIENTATION   Na      INTERNAL PEACE OF THE COLLOCUTO
АННОТАЦИЯ
   В настоящей статье речь идет о практическом опыте обучения служащих  позитивным нравственно-психологическим нормам межличностной коммуникации с ориентацией на   внутренний  мир собеседника.  Описываются и сами нормы, и этапы обучения.
     Ключевые слова: ассертивная, межличностная   коммуникация, базовые, позитивные, нравственно-психологические нормы коммуникации, сознание, ранговая структура внутреннего мира человека, социально-психологический тренинг.
ANNOTATION    In this article the discussion deals with the practical experience of the instruction of those serving in positive moral- psychological standards of interpersonal communication with the orientation on   the internal peace of collocutor.  Are described standards themselves, and stages of instruction.
The keywords: assertivnaya, interpersonal   communication, the base, positive, moral- psychological standards of communication, consciousness, the rank structure of the internal peace of man, sociopsychological training
Авторская справка: Снетков Владимир Михайлович,  кандидат психологических наук, доцент психологического факультета СПБГУ.
е mail. Snetkov 46. @ mail.ru.  моб.телефон:  9119061266..