Безотцовщина и её отрицательное влияние на психологию развития ребенка

В традиционной системе ценностей православного человека семья всегда занимала видное место; православный взгляд на семью как на малую церковь подразумевает не только богоустановленность брачных отношений, но и их спасительность. Но необходимо добавить, что для этого малая семейная ладья в бурном море житейском должна следовать тем же курсом, что и великий корабль Церкви Христовой. Этот образ встречается в святоотеческих творениях: «Брак не только не препятствует богоугодной жизни, но и очень способствует укрощению пылкой природы, не позволяя волноваться морю, но непрестанно направляя ладью в пристань», — говорит святитель Иоанн Златоуст.[4]

Главная ценность семейной жизни — это, конечно, дети. Дети, которых Сам Господь дает (Ис. 8:18). Но, говорит святитель Иоанн Златоуст, не одно лишь рождение чада делает мужчину отцом: он должен позаботиться и о том, чтобы дать своему чаду хорошее образование; равным образом и матерью делает женщину не только ношение чада во чреве, но и его доброе воспитание. Без этого невозможно и личное спасение родителей: «Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». И грозное предупреждение: «Те отцы, которые не заботятся о достоинстве и скромности детей, хуже детоубийц, поскольку губят их души». [4]

Церковь более двух тысячелетий говорит об огромной ответственности родителей за воспитание своих чад. Опыт Церкви, утверждающий, что неполная семья пагубно влияет на духовное и душевное развитие детей, искажает личность,  подтверждается многочисленными  и многолетними исследованиями психологов, рассматривающих проблемы неполной семьи на психологическом уровне.

С самого рождения человек попадает в общество. Он растет и развивается в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Это объясняется тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из других институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он в значительной степени сформирован как личность.
 В зависимости от состава семьи, от отношений в семье друг к другу и  к окружающим людям, человек формирует свои взгляды на мир, строит свои отношения с окружающими.
Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка?[2]

Предоставим некоторые данные, которые могут обрисовать семью в современном мире, например, в России. Данные печальные. В России сейчас распадается каждый второй брак. 70% разводов приходится на молодые семьи. Каждый третий ребёнок рождается вне брака. Каждый седьмой ребёнок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав. Эти данные показывают, что демографическая ситуация в России просто катастрофическая. [6]

Психологи,  изучающие  неполные семьи,  подтверждают, что, как правило, в таких семьях наблюдается инверсия ролей: строгий авторитет здесь чаще представляет мать. В результате доминирования матери и отчуждения отца нарушается положительная идентификация ребёнка с родительскими моделями. Возникает опасность трансляции искажённой модели отцовства в последующие поколения.

Доказано также и влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребёнка. В 26-летнем лонгитюде, который проводился в США и в котором приняло участие 379 человек, учёные выяснили, что единственный фактор, определяющий развитие эмпатии в детстве, – отцовское участие. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. [7]

Отечественные исследования Е.П. Ильина подтверждают, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью «образа Я», в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчуждённые. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показали, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлечённых» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети «менее вовлечённых» отцов. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, их отношение с окружающими уже с очень раннего возраста.[5]

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием  отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, её феминизирующего влияния на протяжении первых лет жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского Я. Мальчики, чрезмерно привязанные к матери, могут испытывать затруднения при общении со сверстниками.

Другая сложность, с которой сталкиваются мальчики в неполных семьях, состоит в том, что их матери, несчастливые в браке, часто пытаются найти в своем сыне то, чего не удалось отыскать в партнере. Нередко такие матери, надеясь, что сыновья станут для них надеждой и опорой, переносят на них всю свою нереализованную любовь. Стремясь подольше удержать мальчика возле себя, мать убеждает себя и ребёнка в том, что он не может быть самостоятельным. Такой внушаемый и зависимый от матери ребёнок  вырастет мнительным,  тревожным, склонным к зависимостям. Здесь нередко возникают фобии, депрессивная симптоматика, проблемы общения со сверстниками.[5]

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность отца, его включенность в совместную деятельность с ребёнком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы. Сравнение "включённых отцов" и "включённых матерей", то есть активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребёнка, чем матери.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери - отрицательное.[8]

Э. Фромм подчёркивает, что ребёнку нужен отец на всем протяжении его развития. Однако особенно нуждается он в отцовской любви, власти и руководстве после 6 лет.

Г. Фигдор (1995) отмечает, что для развития ребёнка в большинстве семей отец выполняет следующие важные функции: репрезентация "внешнего мира"; в большей степени "не ранимость" в отношении поступков и нападений ребенка; репрезентация свойств: "большой", "сильный" или вытекающих отсюда "конкурентоспо­собный", "способный к самоутверждению", и, наконец, в дальнейшей жизни репрезентация профессионального успеха и общественного по­ложения.

Разделяя в целом мнение Э. Фромма о важности влияния отца на развитие ребёнка, Ю.М. Антонян и Е.Г. Самовичев (1983) считают, что от­сутствие отца у ребёнка в возрасте 4-5 лет имеет больший негативный эффект, чем для ребёнка в более позднем возрасте. Они утвер­ждают, например, что мальчики, которые лишились отца до 4-5 лет, имеют слабую мужскую сексуально-ролевую ориентацию и больше сексуально-ролевых конфликтов, чем дети, имевшие отца или лишившиеся его в более позднем возрасте. Эти конфликты очень часто связаны с неадекватной оценкой себя как функционирующего в мужской роли, с несформированностью соответствующих форм поведения.

Близка, (хотя с некоторыми отклонениями от прямой корреляции) к предыдущему мнению точка зрения Р. Муксинова (1985), утверждающего, что у детей, оставленных отцами в дошкольном детс­тве, отклонения в поведении наблюдаются в 44% случаев, в 7-8 лет – в 13% случаев, в 12 лет – в 24%, а в 13-18 лет – в единичных случаях.

По мнению тех же авторов, тяготение ребенка к отцу и способность отца полностью принять своего ребенка стимулирует его интеллектуальное развитие.

А.И. Захаров отмечает, что после развода конфликты с детьми в неполных семьях наблюдаются в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором невротизации детей, прежде всего мальчиков.

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания - следовательно, воздействует на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон, пассивные, отстраненные отцы оказывают незначительное влияние на формирование собственно мужских черт у своих сыновей; при этом недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляют формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей.

Для мальчиков в неполных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению А.И.Захарова, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнёра. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворённости (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков).[3]

  Мама старается искоренить в сыне те черты характера, которые она не могла принять в бывшем супруге, а так как ребёнок бессознательно транслирует модель поведения и черты характера отца, стараясь идентифицироваться с мужской фигурой, то он все  больше становится похожим на отца, что ещё больше раздражает мать, и это замкнутый круг, выход из которого могут найти только взрослые, для ребёнка это непосильная задача.

В наши дни любовь отца к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны отцовские внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец - он человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Современные психологи путем многочисленных исследований доказали, что отец должен участвовать в жизни ребёнка буквально с самого его рождения. В развитии девочки участие отца является даже более принципиальным моментом, нежели в воспитании мальчика. Очень важно, чтобы у малышки с самого раннего возраста сформировалась адекватная идентификация полов. Если в её близком окружении не будет отца, у девочки на всю жизнь останется подсознательная отчуждённость в восприятии мужского пола, то есть по отношению к мужчинам будет срабатывать реакция «чужой». Девочкам, которые растут без отца либо с отстранённым отцом, во взрослой жизни очень сложно взломать внутренние барьеры в отношениях со своим партнёром. Поскольку затронуты глубинные подсознательные процессы, обойтись без помощи квалифицированного психолога практически невозможно.
Считается, что в воспитании девочки мать отвечает за формирование внутреннего мира, а отец – за взаимоотношения с миром окружающим. Если говорить без обиняков, именно отец более всех других влияет на самооценку девочки. Как только девочка начинает сознательно общаться с родителями, она становится зависимой от их поощрения-критики. Однако мать она воспринимает как часть своего внутреннего мира, а вот отец – индикатор реакции внешнего мира. «Ты моя красавица», – говорит папа, и девочка уверена, что все вокруг считают её красавицей. «Ну что мне с тобой делать? Ты такая неуклюжая, постоянно испачкана, мальчуганы и то симпатичней», – подобные слова отца становятся на всю жизнь камнем на шее, который мешает женщине «взлететь» и достичь высот в личной жизни и на работе.
Существует  мнение, что роль отца в развитии девочки состоит также в подкреплении её связи с матерью [2].

 Влияние отца на формирование гендерной идентичности дочери проявляется в запуске обратного процесса – механизма разотождествления с матерью, необходимость которого вызвана усилением тесных симбиотических отношений матери и дочери при наличии третьего альтернативного объекта женского пола. Подобная триада (например, «дочь-мать-бабушка») существенно ограничивает возможности получения нового опыта, фиксирует возрастную иерархию отношений, не акцентируя элементов женственности. Отец является проводником к ранее недоступной для девочки информации, активно поддерживает дочь в построении новых отношений, прежде всего с людьми противоположного пола. Чувства ревнивого и одновременно гордого родителя подчеркивают амбивалентность его роли, направленной на расширение опыта и защиту суверенности девочки. С возрастом различия в оценках девушки отцом и матерью постепенно стираются. В этом единстве взглядов видится большая заслуга отца, продолжающего поддерживать женскую линию в развитии девушки.

Отношение дочери к отцу, оставившему семью, переходит в недоверие ко всему мужскому роду: все мужчины опасны, способны только обманывать. Построить свою семью на любви и доверии будет очень нелегко.

 Мать в этой ситуации неполной семьи вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью.[8]

Как пишет З.Матейчик, «если у девочки воспитывалось представление о них (о мужчинах. – О.Л.) на примере крушения идеала матери, её разочарования, её неприязненного отношения к бывшему мужу, то у дочери может возникнуть общее деформированное представление об интимных отношениях. Но даже и без такого воспитания существует опасность, что девочка из-за отсутствия собственного отца создаст свой идеал мужчины, чаще всего мало реалистичный, больше похожий на образы героев художественных произведений, кинофильмов или телепередач».
И это, действительно, часто встречающаяся ситуация, когда девочки ждут своего «принца», о котором они мечтают, посмотрев очередной сериал  или фильм, а так как мальчики в подростковом возрасте мало похожи на принцев, то чаще всего их ждет отставка.

Обобщая сказанное выше, можно утверждать, что ситуация неполной семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причём это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжёлой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неполных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера, от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки.

Для маленького ребёнка общество — это семья. Именно в ней изменяется «Я» ребёнка. И не имеет большого значения число окружающих людей. Гораздо важнее качество отношений. Ребёнок может жить с одной матерью и хорошо понимать, что они с большим уважением относятся друг к другу. Ребёнок ясно осознаёт, что в мечтах матери он сильный и хороший человек, что она с ним считается, многого от него ждёт. Такое положение не всегда бывает и в полных семьях.
Любая семья держится на одном ките - терпении.  Семьи без терпения не бывает. Семья - это всегда самопожертвование, а жертвовать зачастую больно, но нужно терпеть. Проявление терпения - это проявление любви. Если в семье нет лада, то всегда виноваты оба, не может быть виноватым только один супруг.[1]

Есть немало положительных примеров воспитания детей в неполных семьях — несмотря на определённые трудности, которые испытывают родители. Главное, что нужно помнить — несчастный родитель не сможет вырастить счастливого ребёнка. Не сможет сформировать у него позитивные чувства и радостные эмоции. Поэтому — будьте счастливы. Хотя бы тем, что у вас растёт ребёнок.­­

Надо понять, что дети из неполных семей – не имеют знаний и навыков о нормальных семейных отношениях, потому что их родители, в основном это женщины - сами такого опыта не имеют и потому не могут передать своим детям полноценные знания о семье и семейных отношениях. В результате у нас в стране получается замкнутый круг. Дети, воспитываясь в неполных семьях, вырастая -  не знают главного – как создавать и строить хорошие семьи и как правильно воспитывать своих детей, и потому, в свою очередь – также разводятся со своими мужьями и жёнами, и опять воспитывают своих детей в одиночестве и неправильно, те подрастая, создают семьи, но не имея знаний, снова наступают на те же грабли, что и их родители и опять разводятся, и так до бесконечности.
В результате этого в нашей стране и в других странах огромное количество одиноких, несчастливых людей, из-за этого же резко растет уровень пьянства, наркомании, проституции, уровень преступности. Общество деградирует. Если эти негативные процессы не остановить – то нашу страну ждёт беда!

Союз Ответственного мужчины и Доброй женщины является КРЕПКОЙ нерушимой семьёй, в которой воспитываются ХОРОШИЕ дети! Как России сегодня не хватает КРЕПКИХ семей! Крепкие семьи – Крепкая Сильная Россия!

Ведь Господь даровал нам Заповедь – чтобы мужчина в доме  был ДОБРЫМ Хозяином, а женщина  - ДОБРОЙ Женой и Матерью. В семьях, где живёт любовь, терпение, взаимопонимание и взаимопомощь, дети растут здоровыми и душено, и телесно, жёны с радостью окружают родных заботой и любовью, а  мужчины с радостью занимаются Важнейшим делом на земле – Воспитанием своих детей!

1.   Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998; Бочаров В.В. Антропология возраста. М., 1999; Кон И.С. Открытие «Я». М ., 1978.

2.   Баттерворт Дж.,Харрис М. Принципы психологии развития. М.:

Когито Центр, 2000.

3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Л, Медицина, 1988.

4.  Иоанн Златоуст, свт. Творения. Тт. 3, 4, 7, 12. СПб., 1897—1906.

5.  Нухова М.В. Особенности самосознания личности детей 6-10 лет из полных и неполных семей. Дис. канд. психол. наук. - М.,1996.

6. Сибирская Православная газета «Семейные ценности в Росси» http://www.ihtus.ru/cu17.shtml

7.  Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М.: Наука, 1995.

8.  Фромм А. Азбука для родителей. - Екатеринбург. АРД ЛТД, 1996..