Третья Всероссийская конференция «Свт. Феофан Затворник -основатель христианской психологии».

 В третий раз 2-4 февраля прошла  конференция , организованная Отделом по благотворительности и социальному служению  Санкт-Петербургской Митрополии, храмом Святителя Петра Митрополита Московского на ул. Роменской и  Епархиальным Обществом православных психологов, а также Обществами православных педагогов  и православных врачей.

Работа  конференции проходила  по  уже традиционным направлениям  «Духовной практики  христианской жизни»,  «Православного подхода   в консультировании и психотерапии», «Социального   служения-практики добрых дел» и нового направления «Православная педагогика».

После   приветствий  участникам конференции митрополита  Санкт-Петербургского  Варсонофия, ректора  СПб Духовной академии  владыки  Амвросия , руководителя  Отдела по благотворительности и социальному служению  Санкт-Петербургской Митрополии прот. Николая Брындина, настоятеля  храма Святителя Петра Митрополита Московского на ул. Роменской, духовника Епархиального  Общества православных психологов  иер.  Артемия Наумова,  были прочитаны доклады  наших московских гостей  доктора филологических наук М.И. Щербаковой и А. Е. Лукьяновой  о жизни  и деятельности свт. Феофана  Затворника.

Прот. Георгий Пименов сравнил жизненное призвание свт. Феофана и его последователя епископа Мефодия Кампанского.

Материалы о жизни  и деятельности  святителя  Феофана высвечивают личность Затворника, что, естественно , помогает лучше понять и его  труды.

Данные, представленные  А. Е. Лукьновой о молодом поколении рода святителя Феофана, позволили продолжить разговор о родовых связях, семейных узах, нас, «Иванов, не помнящих(или вспомнивших)  родства» в докладе  супругов  Жарковых Н.Ф. и Т. В. Этот материал оказался очень ценным для нас, психологов, сегодня мало занимающихся родовыми  связями, но очень важным направлением  для православных психотерапевтов. Неожиданное направление развитие этих идей  получило  в докладе  канд. богословия иер. Михаила  Легеева  «Малая священная история отдельного человека:свобода  и закономерности».

 Развитие идей свт. Феофана в контексте современной психологии и педагогики прозвучало  в докладах   д.п.н  . Шеховцовой Л.Ф. о понятии «ревности» святителя, д.п.н. Ивановой  С.П. о работе  с прилогами,   к.п.н.Семенцова В.В. о сердечном  сочетании со Христом как  условии душевного здоровья.

Разговор об особенностях православного  подхода в консультировании  состоялся  в докладах к.ф.н. Гришиной Е.Н., Кириченко Е.Ю., Есельсона С. Б.

Особый интерес представил доклад московской гостьи к.п.н. Мошковой И. Н., которая поделилась  результатами своего  25-летнего  опыта руководством  Психологическим   центром «Семейное благо» на приходе. Обсуждение   этой   проблемы  было продолжено на Круглом столе.

Другая наша московская гостья к.п.н. Филипьева Т.В. представила  уникальные данные  о психосоматическом  здоровье  священнослужителей.

Проблемы  православной педагогики  прозвучали   в докладах к.п.н. Беляновой О. А. ( по трудам К.Д. Ушинского , С.А. Рачинского, В.В. Зеньковского) и  Елисеевой Т.П.

«Практике добрых дел» были посвящены стендовые доклады  Бондаревской Р.С., Кулябиной И.Н.

В рамках  конференции  состоялся также  Круглый  стол «Взаимодействие священника  и психолога на приходе».

В результате  обсуждения этой проблемы  священники, психологи  и прихожане пришли к пониманию  значимости психологической работы на приходе. Не всегда священник   имеет  время проводить душепопечительские беседы  с прихожанами,  в которых они  очень  нуждаются, в таких  случаях   большим подспорьем для него  может быть  профессиональный воцерковленный психолог.

  Не  может быть  конкуренции между священником и психологом: каждый занимается своим делом – священник-  духовной помощью для спасения души  прихожан, психолог- психологической помощью для решения их душевных проблем.    Психология является как бы первой ступенью на лестнице самопознания и духовного  совершенствования, роль  психологии   -это роль  помощницы в разрешении духовных вопросов.     Поэтому   важно, чтобы психологи и священнослужители не отрицали друг друга, пытаясь противопоставить науку и веру:   ни один из них не должен навредить человеку своим незнанием   и неумением.    Жизнь человека и спасение его души осуществляются в соработничестве Бога и человека,  в соработничестве   помощников  Бога во врачевании   души человека   своей любовью.   

Шеховцова  Л.Ф.