РЕФЛЕКСИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ О СЕМИНАРЕ АЛЬФРЕДА ЛЭНГЛЕ 5-6 МАЯ 2017 г. Москва
РЕФЛЕКСИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ О СЕМИНАРЕ АЛЬФРЕДА ЛЭНГЛЕ 5-6 МАЯ 2017г. Москва
«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ».
Развивая христианский подход к экзистенциальной психотерапии и полагая экзистенциальную психотерапию наиболее безопасной и близкой к христианскому мировоззрению, я заинтересовалась, насколько секулярная светская психотерапия Лэнгле резонирует с христианским подходом. Тем более, что Лэнгле сам говорил в одном из своих интервью, что ему близки идеи христианства.
В первом своем докладе в первый день семинара Лэнгле говорил о необходимости антропологической картины человека, что без антропологической концепции никакая психотерапия невозможна. Хочется продолжить эту мысль Лэнгле: так или иначе психотерапия основывается на каком-то видении человека, хотя это видение не всегда постулируется, а подчас и самим психотерапевтом недостаточно осознается .
В концепции Лэнгле человек-это тело-душа и дух и еще важное для него понятие Persona. И еще он подчеркнул, что тело-душа (в его понимании это психика)-дух-НЕ части, а аспекты целостного человека. Смысл Лэнгле, как ученик и последователь В.Франка, помещает в дух, и замечает, что в секулярной психотерапии нет антропологической концепции, поэтому и тему смысла там развивать трудно. Persona свободна в отличие от детерминированных тела и души. Реализация Persona-ой свободы- это «могу-хочу-делаю», то, что я «хочу-чувствую и ценю» и есть проявление экзистенции человека, ориентированной смыслом.
«Могу-хочу –делаю (или не делаю») - за всем этим все время стоит вопрос-ЗАЧЕМ-главный вопрос экзистенциальной психотерапии. Ценности соединяют Я и мир, неоднократно повторял Альфред Лэнгле. Проблема смысла – это как «Я вношу себя в Мир». Смысл-то, к чему человека не принуждают, то, в пользу чего человек принимает решение добровольно.
Как видим, эти положения концепции Лэнгле не противоречит православному пониманию человека.
Проблема обретения смысла человеком - главная проблема экзистенциальной логотерапии.
В процессе диалога, обращаясь к чувствам и переживаниям человека, психотерапевт помогает ему «проявить смысл из тумана переживаний».
Когда Лэнгле говорил о смыслах каких-то конкретных обыденных ситуаций, я недоумевала-зачем же «высокие» смыслы жизни опускать до выбора «когда в какую сторону пойти»?!
Но когда он в мастер –классе консультативной практики показал, что направленная мастером рефлексия клиента на осознание выбора «что я буду делать утром в понедельник» проявляет глубинные смыслы бытия у клиента, то мой вопрос отпал.
По учению преп. Максима Исповедника при зачатии каждого человека Господь о нем Имеет Логос-Замысел, который отражает предназначение этого человека в мире, его призвание, высший смысл его жизни, в соответствии с которым человеку даются дары-таланты.
Я спросила Лэнгле, согласен ли он с таким пониманием смысла жизни человека, не противоречит ли такое понимание смысла-Замысла его концепции?
Лэнгле ответил, что такой смысл можно понимать как внутреннюю сущность человека, экзистенцию и что он не возражает против такого подхода.
Мне кажется, что если человек открывает этот смысл-Замысел-Логос для себя, обнаруживает его в « тумане своих переживаний», обретает веру, тогда все другие ситуативные выборы смыслов подчиняются этому Высшему смыслу и можно говорить об иерархии смыслов или ценностей. Persona-личность, владеющая природой «тела-души-духа», по христианскому учению о человеке, побуждает человека искать этот Высший Замысел Творца о себе и актуализировать свои дары-таланты, тем самым осуществить себя, обрести свою аутентичность и «мужество быть собой».
Именно в этой внутренней работе человека с самим собой и может ему оказаться полезной помощь психотерапевта. У православного психотерапевта не будет преград использовать онтологический язык для описания происходящих во внутреннем человеке процессов.
Секулярный же психотерапевт, даже представитель экзистенциально-аналитической психотерапии, столь близкой к христианскому подходу, имея внутренне сопротивление, обусловленное интериоризованной преградой, которая называется «толерантность», не сможет перейти на этот онтологический сущностный язык, и будет говорить с клиентом или на эзоповом языке, или на языке синонимов, аналогий, философских понятий.
Шеховцова Л.Ф., д.п.н., практикующий консультант в направлении христианского подхода к экзистенциальной психотерапии.