РЕФЛЕКСИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ О СЕМИНАРЕ АЛЬФРЕДА ЛЭНГЛЕ 5-6 МАЯ 2017 г. Москва

РЕФЛЕКСИЯ ВПЕЧАТЛЕНИЙ  О СЕМИНАРЕ АЛЬФРЕДА ЛЭНГЛЕ 5-6  МАЯ  2017г. Москва

«АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ».

Развивая христианский подход к экзистенциальной психотерапии и полагая экзистенциальную психотерапию наиболее безопасной  и   близкой   к христианскому  мировоззрению, я заинтересовалась,  насколько  секулярная  светская  психотерапия Лэнгле резонирует с христианским подходом.  Тем более, что Лэнгле  сам  говорил  в одном  из  своих интервью, что ему  близки  идеи  христианства.

В первом  своем докладе  в первый день семинара Лэнгле говорил о необходимости антропологической картины человека,  что без антропологической концепции никакая психотерапия невозможна. Хочется продолжить эту мысль  Лэнгле: так или  иначе   психотерапия  основывается  на каком-то видении  человека, хотя  это видение  не  всегда  постулируется,  а подчас  и  самим  психотерапевтом недостаточно  осознается .

В концепции Лэнгле  человек-это тело-душа  и дух  и еще важное  для него понятие Persona. И еще он подчеркнул, что тело-душа (в его понимании это психика)-дух-НЕ части, а аспекты целостного  человека. Смысл Лэнгле, как ученик и последователь В.Франка, помещает в дух, и замечает, что в  секулярной психотерапии нет антропологической концепции, поэтому  и тему  смысла там развивать трудно. Persona  свободна   в отличие  от детерминированных тела  и души. Реализация Persona-ой свободы- это «могу-хочу-делаю», то, что я «хочу-чувствую  и ценю» и есть проявление  экзистенции человека, ориентированной  смыслом.

«Могу-хочу –делаю (или не делаю») - за  всем этим  все время стоит вопрос-ЗАЧЕМ-главный вопрос  экзистенциальной психотерапии. Ценности соединяют Я и мир, неоднократно повторял Альфред Лэнгле.  Проблема смысла – это как  «Я  вношу  себя в Мир». Смысл-то, к  чему человека не принуждают, то, в пользу  чего человек принимает решение добровольно.

Как видим, эти положения концепции Лэнгле не противоречит православному пониманию человека.

Проблема обретения смысла человеком - главная  проблема экзистенциальной  логотерапии.

В процессе диалога, обращаясь  к  чувствам  и переживаниям  человека, психотерапевт помогает  ему  «проявить  смысл  из тумана переживаний».

Когда Лэнгле говорил о смыслах каких-то конкретных обыденных ситуаций, я недоумевала-зачем же «высокие» смыслы жизни  опускать до  выбора «когда  в какую сторону пойти»?!

Но когда он  в мастер –классе консультативной практики показал, что  направленная    мастером  рефлексия   клиента   на  осознание выбора «что  я буду делать утром  в понедельник» проявляет  глубинные  смыслы бытия у клиента, то мой вопрос   отпал.

По  учению  преп.  Максима  Исповедника при зачатии  каждого  человека  Господь о нем  Имеет  Логос-Замысел, который отражает  предназначение этого человека  в  мире, его призвание, высший  смысл  его жизни, в соответствии с  которым человеку даются дары-таланты.

Я спросила  Лэнгле, согласен  ли  он  с таким пониманием  смысла  жизни  человека, не противоречит  ли такое понимание  смысла-Замысла его концепции?

Лэнгле  ответил, что такой  смысл  можно понимать как  внутреннюю сущность  человека, экзистенцию  и  что  он не  возражает против  такого подхода.

Мне кажется, что  если  человек  открывает  этот  смысл-Замысел-Логос   для  себя,  обнаруживает  его  в « тумане  своих переживаний», обретает  веру, тогда  все другие ситуативные  выборы смыслов  подчиняются этому Высшему смыслу и можно  говорить  об иерархии смыслов  или  ценностей.  Persona-личность,  владеющая природой  «тела-души-духа», по христианскому  учению о  человеке, побуждает  человека  искать этот  Высший  Замысел Творца  о   себе  и актуализировать  свои дары-таланты, тем  самым  осуществить себя, обрести свою аутентичность  и «мужество быть собой».

Именно  в этой внутренней работе человека  с самим собой и может  ему оказаться полезной помощь психотерапевта. У  православного психотерапевта не будет преград использовать онтологический  язык  для  описания  происходящих  во  внутреннем  человеке  процессов.

Секулярный же психотерапевт, даже представитель экзистенциально-аналитической психотерапии, столь близкой к христианскому подходу, имея  внутренне  сопротивление, обусловленное  интериоризованной  преградой, которая называется  «толерантность»,  не  сможет  перейти на этот онтологический  сущностный  язык, и будет  говорить   с  клиентом или  на эзоповом  языке, или на языке синонимов, аналогий, философских понятий.

Шеховцова Л.Ф., д.п.н., практикующий  консультант  в направлении христианского подхода  к экзистенциальной психотерапии.