Приветствие прот. Николая Брындина на VI Всероссийской научно-практической конференции «СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК - ОСНОВАТЕЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» 4 февраля 2020

Уважаемые организаторы и участники конференции!

Дорогие братья и сестры!

 

«Кто хочет знать душу, — обратись к святым Отцам, особенно подвижникам, и черпай из сего источника обильно психологическую мудрость» — пишет свт. Феофан в своей книге «Опыт христианской психологии». Задача этой науки, по мысли святителя, заключается в определении значения человека и его способностей. Только отыскав смысл, выражаясь богословским языком, «логос» любого творения, мы поймем замысел Бога онем, а, значит, дадим ему правильное место в жизни[1].

Как мы знаем, состав человека часто объясняется трихотомически, а именнодух, душа и тело. Для полноценной жизни важно поддерживать и развивать здоровое состояние всех трех частей.Как писал Вышинский затворник, «только когда все силы бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живет… а если в движении только одна частичка сил, и только одна частичка удовлетворяется, то эта жизнь — не жизнь»[2].

Сегодня мы сталкиваемся со множеством проблем, как духовного, так и психологического свойства – это и атомизация общества, ипропаганда греха, затмевающего человеческий рассудок, и огромный процент разводов. Вечное подменяется временным, ложное выдается за истинное. Со всеми этими и многими другими проблемами необходимо работать и настоящая конференция — это отличная площадка по выработке общего мнения касательно заявленных вопросов.

Необходимо также напомнить о том, что, по нашему глубокому убеждению, истоки нынешних острых проблемсовременности лежат не в политической, экономической, экологической, но, как раз-таки, в духовной плоскости. Именно греховность человека привела к тому, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22). Следовательно, выход из любого как как глобального, так и локального кризиса, может быть только духовным.

Человек может измениться на любом этапе своей жизни: «Ни на одной степени не бывает человек закабален так, что уже и освободиться не мог… но всегда имеет возможность переходить из одной степени в другую, ослабив одну сторону своей жизни и усилив другую»[3].Чтобы измениться, необходимо определить, дойти до осознания своего собственного греховного состояния – то, что Священное Писание называет «метанойей», покаянием.

Однако, одного покаяния недостаточно, оно должно обязательно сопровождатьсямолитвой и внутренним деланием, что является неотъемлемой частью духовной жизни: «сердечная молитва – это жизнь духа, тут он пребывает в Боге и с Ним единится, и в этом вся сила его жизни. Только тогда дух живет, когда он молится»[4]. Это подтверждают петербургские ученые-нейрофизиологи, открывшие «четвертое» состояние мозга, а именно состояние молитвы[5], которое так же необходимо и важно для человека, как состояния сна и бодрствования. По мысли святителя, молитва «не должна быть занятием известного времени, а всегдашним состоянием духа».

Уважаемые коллеги, призовем же помощь Господа нашего Иисуса Христа, да содействует Он нам в проведении настоящей конференции.

 

Председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии протоиерей Николай Брындин

 

[1]Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. – М.: Правило веры, 2008. С. 352.

[2]Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма епископа Феофана. Ленинград, 1991.

[3]Там же

[4]Там же

[5] Почему помогают молитвы? https://www.spb.kp.ru/daily/24038/97367/