Эссе

ЭССЕ
Тема: «Церковь и психология. Синергия. Теологумен (мое личное мнение)».
Выполнил: Беляев Михаил Олегович,
протоиерей
Санкт-Петербург
2023 г.

Уважаемой Ларисе Филипповне посвящается!
Повествовать будем стараться по порядку, в некоторой мнимой
последовательности, которая нам представляется правильной. Так как эволюция взглядов
имела место быть и то, что думалось вначале служения, совсем иначе воспринимается
сейчас. Читая Евангелие, Святую Псалтирь, Библейское повествование, разумеется, по
принятии Божественного откровения, дара веры, несомненного Божественного дарования
(Мф 11:27), по юности чувств, максималистическому суждению, виделась и видится
правда только в этом, «Аз есмь истина» (Ин 14:6), говорит Христос. «И уразумеете
истину, и истина свободит вы» (Ин 8,31:32), здесь очевидно прослеживается мистическая
последовательность участия в нашей жизни вседетельной благодати и силы Божией.
Впервые я услышал о психологах и о психологической службе в середине 90-х
годов. Прихожане наших православных храмов стали рассказывать мне о том, что они
посещали психолога, что у них появились проблемы в семье, социуме, на работе, и чтобы
решить эти проблемы, они стали искать себе помощь и в том числе обращались к
психологам. Прошло много времени, около 30 лет, я сейчас смутно помню, но, на мой
взгляд, советы, которые были даны им тогда противоречили Евангельскому духу или духу
Евангельских заповедей и будучи ревностным пастырем в молодости, о чём не могу
сказать сейчас, потому как сил и здоровья для ревности и ревностного служения уже не
осталось, а имеется только лишь одна немощь, но тогда я возмутился духом и в мыслях
своих возроптал на то, зачем придумали такую службу, которая не имеет власти над
душой, но пытается вникнуть и войти в область сокровенного, принадлежащего только
лишь одному Творцу. «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и
внимающий ему, радостью радуется...» (Мф 22:2), в этих словах Евангелия по мысли
святых отцов Церкви мы разумеем, жених и невеста – это Христос и душа человека, а друг
женихов, по их мнению, есть Церковь или священник принимающий Тайну исповеди.
Именно по этой причине тогда я и размышлял о том, что никто не имеет право открывать
сокровенное души, кроме на то уполномоченных Богом. «Кому простите грехи, тому
простятся; на ком оставите, на том останутся», власть прощать и оставлять грехи, власть
вязать и решить Господь дал сперва апостолу Петру, а затем своим ученикам и апостолам,
а в их лице в будущем и всей полноте Церкви (Мф 18:18).
Но шло время, приходил опыт, расширялся круг общения, приобретались
эмпирические знания, росла и вера в душе священника и становилось ясно, что мы живем
в обществе, которое четко разграничено в своем большинстве на секулярное, светское
общество, которое можно назвать не просто не церковным, но и в полном смысле этого
слова не верующими или не знающими Бога людьми, а в своем меньшинстве, хоть мне и
не нравится это выражение и слово – религиозное, верующее общество, или собрание, и
все это тесно переплетающееся, взаимосвязанное между собой и живущее в одном
социуме как некоем большом организме.
Так вот, первая категория граждан, которая является светскими или как мы уже
сказали выше – не верующими людьми, но имеющими в себе бессмертную душу, хотя бы
2
они об этом и не ведают по причине отсутствия у них личного Божественного откровения
(Мф 11:27). Эти души подвержены воздействию и влиянию на них настроения, тревог,
страхов, различных эмоций и других веяний духа. Такие люди оказывающиеся в трудной
жизненной ситуации - переживают одинаковые скорби, как и люди ведающие Бога, но
только знающие Бога и знающие дорогу в Церковь могут обратиться или знают, куда им
придти за помощью, а светский человек перед лицом этих трудностей и, попадая в
трудную жизненную ситуацию, получается, что он остается без профессиональной
помощи и духовно – нравственной поддержки. Вот именно этим людям, которые все -
таки хотят получить помощь, и может быть и полезна и действенна поддержка психолога,
его профессиональные навыки и советы, которые он сможет дать страждущей душе,
опираясь на психологическую науку. Вот такие мысли ко мне впервые пришли о
психологической службе и психологии, после первых размышлений об этом вопросе
спустя несколько лет по многократном моем воздыхании к Богу.
Нынешнее время представляет обществу, государству, в том числе и Церкви новые
вызовы, условно мы их назовем: социальные, культурные (субкультурные),
антирелигиозные, идеологические (распространение идеологии экстремизма и
терроризма), вовлеченность в межгосударственные конфликты и многие другие вызовы.
Человек оказывается зачастую один в этом огромном информационном пространстве,
омывающем его подобно океаническим волнам, на его внутреннем мире и сознании не
может не сказаться все это и не отразиться на состоянии его души. Как церковный, так и
светский человек оказывается в одинаковом положении по причине того, что и институт
Церкви порой не способен помочь людям в их проблемах, хотя бы и по причине их
маловерия, малодушия, но иногда и из-за отсутствия площадок церковной социализации,
платформы для общения, отсутствия или нехватки подготовленных профессиональных
кадров, прерывания традиций меценатства, кураторства и ктиторства, по неимению
бюджетов или составления их из стихийных образований (пожертвований) которого
зачастую не хватает и на основные нужды и потребности клира, и по многим другим
причинам, а в том числе и из - за некорректности, неопытности, необученности,
отсутствия или утраченности традиции института наставничества, мы это называем
духовнической практикой, душепопечением. «Проседанием» этой душеполезной и
созидательной традиции мы обязаны «холодной зиме» безбожия и воинствующего
атеизма прошлого столетия. По этой причине и церковные люди стали искать помощи
вне «спасительного ковчега», что не может не печалить души ревностных архипастырей и
пастырей Русской Православной Церкви.
3
К счастью, среди профессиональных психологов появились и имеются люди с
Божественным откровением или, попросту говоря, верующие люди. Именно эти люди и
явились можно сказать родоначальниками, основателями, и теми, кто развивает науку
психологии в православном понимании, и в православном осмыслении, в русле и
традиции святых отцов, и святоотеческого предания, их мы и называем православными
психологами.
Многие из этих психологов сами участвуют в Таинствах Церкви, но осуществляют
свою деятельность в светских институтах, где и общаются с разными людьми, людьми
разных национальностей, принадлежащих к различным этносам, исповедующих
различные религиозные мысли и течения. Вот на таких площадках у них есть уникальная
возможность свидетельствовать светскому обществу, секулярному человеку о бессмертии
души, о Воскресении из мертвых, а также о Таинствах Церкви и направить вектор их
взора и мысли по направлению нового психологического мировоззрения, ведущего их
души к пониманию своей ответственности не перед кем иным, но как перед лицом своей
собственной совести и в будущем перед любящим взором своего Творца и Создателя.
Именно это понимание, этот взгляд на психологию, когда она как наука, как
инструмент, как профессия, находится в руках сознательного, верующего во Христа
человека, относящегося со всем пониманием и со всей ответственностью к приходящему к
нему страждущему, заблудившемуся, имеющем в своей душе недоумение, отчаяние и,
порой, невидящему выход из ситуации, человеку, изменило мой взгляд на психологию в
целом.
Задача такого психолога – помочь человеку взглянуть на собственную свою душу,
на ее поступки, найти причину сложившейся ситуации разобрать детально и предложить
путь, а путь – это прежде всего исполнение заповедей Христа, «Если Бог будет на первом
месте, все остальное будет на своем» (Блж. Августин) или по слову псалмопевца Давида
«Взыскающии же Господа, не лишатся всякаго блага» (Пс.33).
Это путь синергии, нашего совместного труда психолога и священника,
священника и психолога, когда один принимая душу направляет ее в взор на Церковь, а
другой, имеется ввиду священник, за неимением или нехваткой времени направляет
человека к психологу для детальной проработки вопроса.
За более чем столетний период времени психология как наука получила свое
развитие и развивается по сей день, и приобрела много научных методов и инструментов
для того, чтобы правильно не просто оценить человека и его поступки, но и дать ему
рекомендательные наставления, которые, в свою очередь, помогут человеку взглянуть на
4
себя по другому, выйти из кризисной ситуации, избавиться от ненужных комплексов и во
многом другом.
Могу привести краткий пример из своего личного жизненного опыта, сын мой,
оканчивая среднюю школу, проходил тестирование у психолога на профессиональную
пригодность и психолог по результатам тестирования вынес рекомендацию, что: «Тебе
надо быть психологом», в свою очередь мы с супругой воспитывали его так, чтобы он
стал священником Православной Церкви, и у него действительно устроение души
полностью соответствовало этому призванию. Вывод психолога очень похож на
математический вывод, опираясь на ответы, которые он получил от моего сына, результат
был очевиден, но поскольку психолог был светский, он не мог знать о существовании
профессии – священник, поэтому и рекомендовал ему быть психологом.
Не всегда желание человека и интерес его души, его способности и наклонности
соответствуют выбору его профессии, так получилось и в примере с моим сыном.
Желанием его было поступить на государственную службу, что в принципе и сбылось.
Здесь мы сталкиваемся с действием всеблагаго промысла Божия о человеке, потому, как и
Господь наш Иисус Христос Создатель всего сущего не нарушает святости нашей воли,
иными словами для Бога наша воля «свята» и каждого человека Создатель ведёт своим
путём «от лица Твоего судьба моя изыдет»(Пс 16,2)
Опыт Церкви в душепопечении опирается прежде всего на Святое Евангелие, затем на
учение и Творения святых отцов, о которых мы можем прочесть в Древних патериках,
Лавсаике, Луге духовном, Лествице прп. Иоанна игумена горы Синайской, Житиях
святых и многой другой духовной литературе и учителей Церкви. Но самое главное, есть
ясное понимание того, что, Сам Господь наш Иисус Христос, Который и является
Основателем нашей Церкви не оставляет ее, но внимательно следит за ней и в частности
за внутренней жизнью каждого человека. Подобно тому, как дом, строящийся на камне, на
фундаменте или дом, строящийся на песке без фундамента, говорит об исполнении и
неисполнении Слова Его, в одном случае дом будет стоять, даже если на него нападут
воды, ветра и прочие стихии, и в другом случае он рухнет при тех же самых
обстоятельствах. Это говорит нам о том, что Господь вмешается в нашу жизнь и в первом
случае утвердит ее, а в другом разорит ее (Мф 7, 24:27).
Иерей Божий, имеющий харизму, благодать Господню, почивающую на нем в
Таинстве священства, должен быть глубоко верующим человеком, по слову святаго
праведного Иоанна Кронштадского и не просто верить, но и знать через веру (вера и
знание в данном случае тождественны), что сам Господь действует через его службу и
незримо помогает всякому человеку, с верою приходящему в Церковь. По этой причине
5
священнику не следует чрезмерно увлекаться инструментами психологии, но
предоставлять возможность Богу работать с душой, это относится к моментам
Таинственных действий: Исповедь, Евхаристия и другие Таинства.
Апостол Павел в Посланиях ко евреем пишет: «Есть же вера уповаемых извещение,
вещей обличение невидимых» (Евр 11:1), переводя на доступный нашему пониманию
язык, вера открывает покрывало невидимого мира и показывает нам то, что не возможно
увидеть очами тела, но возможно узреть очами души.
Это духовное знание говорит нам о существовании разумных духов, одних мы
называем добрыми, а других злыми, соответственно ангелы и демоны. И вот это знание
говорит нам о том, что эти разумные существа тоже общаются с нами и добрые дают нам
добрые, назидательные, вразумительные помыслы, приятное ощущение на сердце, а злые,
падшие духи – внушают нам скверные помыслы, всевают нам смущение и страх, и
пытаются приблизить слепую человеческую душу к черте отчаяния.
Только верующий человек способен увидеть козни и сети лукавого, которые он
строит и разбрасывает пред человеком и как некогда преподобный Макарий Египетский,
увидев все искушения приуготовленные человеку от демонов, ужаснулся, и воскликнул:
«Господи, кто может избежать сего?», и вразумительный голос свыше сказал ему:
«Смиренномудрие, эти сети даже не прикоснутся к нему».
В заключение можно сказать следующее, человек – это великое творение Божие
поставленное царем над всей вселенной, которую сотворил Господь и настолько тесно
связан с этим тварным миром, что пострадав сам от греха, и мир повредил вместе с собой.
У человека нет другого пути, как помириться со своим Творцом, познать Его благость и
исполнять Его святые заповеди. А Церковь, как столп и утверждение истины должна
свидетельствовать о Правде Божией и «Во пророцех моих не лукавнуйте» (Пс 104,15),
говорить правду и не обманывать людей Божиих, даже если это будет в ущерб своему
благосостоянию. В своей практике священнослужитель в чём-то похож на психолога,
особенно в те моменты, когда беседуя с человеком, он даёт ему наставления, назидания на
языке психологии это именуют психологическим консультированием. Конечно, возможны
и другие методики работы, но на мой скромный взгляд священник должен делать, прежде
всего то, что не может сделать никто другой, а это совершать таинства Церкви
евхаристию, принимать и совершать исповедь и другие. Согласное же соработничество
или иными словами синергия в этом направлении , да и в других делах и проектах всегда
достигают наилучших результатов. И хочется завершить мои скромные размышления
словами нашего великого полководца и генералиссимуса А.В.Суворова: «рука руку
усиляет, нога ногу укрепляет».
6
Список использованных источников и литературы
1. Источники:
а) Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Издание
Московской Патриархии, 1990. – 1372 с.