Эссе

Эссе
на тему:
«Возможности использования знания психологии
в пастырском служении»
Выполнил:
Роман Алексеевич Нещерет, прот.
Студент: 1 курса магистратуры, заочной ф. о.
Проверил:
Л. Ф. Шеховцева, доктор псих. наук
г. Санкт-Петербург, 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.....................................................................................................................................3
1. Христианская антропология в контексте современной психологической науки...........4
2. Православная психология и психиатрия как перспективные инструменты
пастырского душепопечения...................................................................................................6
3. Востребованность знаний по психологии при работе пастыря
с особыми категориями верующих.........................................................................................7
Заключение................................................................................................................................9
Список источников и литературы.........................................................................................10
Введение
Актуальность вопроса о том, насколько и в какой степени применимы в
пастырском служении знания психологии, не вызывает сомнений. В настоящее время
среди духовенства и православных верующих людей в целом существуют совершенно
противоположные мнения о значимости психологии. Одни утверждают, что психология
нужна, по крайней мере, не вся, а некоторые ее области. Другие – отвергают ее
полностью, не имея об этой науке элементарного представления, примерно по такой
формулировке: не знаю – значит отвергаю.
Или, наоборот, есть те, кто имеет хорошие знания по психологии, но отрицают
возможность использования ее на практике, потому что находят противоречия между
психологией и христианской антропологией, православным мировоззрением. Отказываясь
от психологии, они аргументируют это тем, что святыми отцами уже все давным-давно
сказано, что лучше святоотеческого учения о человеке, ничего быть не может, что в
психологии есть большое количество теорий и практик, которые просто не приемлемы
для верующего человека, потому что они расходятся с духом библейского и
христианского учения. Однако, как верно отмечает протоиерей Вадим Леонов в
отношении христианской антропологии, «её содержание может быть действенным и за
границами церковной жизни, способным в некоторой степени повлиять и на научные
представления о человеке»1.
В рамках данного сочинения я аргументирую собственную точку зрения
относительно того, какие области современного психологического знания являются
применимыми для пастырского служения в XXI веке. А именно, будут раскрыты
следующие темы:
1) возможности совмещения христианской антропологии с представлениями о
душе человека со стороны светской психологии ;
2) православная психиатрия как основа психологического консультирования на
приходе;
3) значимость знания психологии отдельных категорий верующих – на
примере душепопечения заключенных.
Работа составлена на основе собственного опыта автора, с опорой на труды
специалистов в области психологии, в том числе православной психологии и других
материалов, указанных в списке литературы.
1 Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М.: Изд-во Московской патриархии РПЦ, 2016. С.
25.
3
1. Христианская антропология в контексте современной психологической науки
На мой взгляд, оптимальное решение в практике пастыря при работе с пасомыми –
это синтез знаний современной психологии и христианской антропологии, потому что
«научные и религиозные представления о человеке не исключают, а дополняют друг
друга»2.
Кто хочет знать душу, – обратитесь к святым Отцам, особенно подвижникам, и
черпай из сего источника обильно психологическую мудрость»3, – пишет свт. Феофан
Затворник. По мысли святителя, задача психологии – определить значение человека и
значение его способностей. Отыскать это значение – значит понять замысел Божий об
этих предметах и дать им правильное место в жизни. Таким образом, христианская
психология имеет своей целью познание души, определение значения человека и его
способностей.
Для того чтобы увидеть неполноценность психологической науки, которая
игнорирует антропологическое учение Церкви, достаточно провести краткий обзор
современных психологических школ.
К основным современным психологическим направлениям можно отнести
фрейдизм, бихевиоризм, гуманистическую психологию, а также психологические
концепции некоторых ведущих советских и российских специалистов. Каждая из этих
концепций фокусируется на определенной гипотезе, воспринимая поведение и
психические процессы, а также в целом душу человека особым образом. В то же время,
для каждого из этих направлений свойственна недостаточность, неполнота взгляда на
природу души человека.
Например, бихевиоризм, рассматривая психические процессы человека, почти
приравнивает человека к животному, не учитывает сознание, волю, мотивацию человека,
а фокусируется только на инстинктах и рефлексах. В свою очередь, последователи
«гуманистической психологии», несмотря на то, что изучали бессознательную сторону
психики человека, не рассматривали понятие греха, поврежденности человеческой
природы. Гуманисты настаивали только на творческом развитии личности человека,
раскрытии его потенциала, самореализации.
Что касается отечественных исследователей, то, например, в советское время
активно использовалась диалектико-материалистическая методология, при которой
2 Шеховцова Л. Ф. Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской
антропологии: автореф... дис. д-ра псих. наук. Калуга, 2002. С. 34.
3 Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии. М.: Правило
веры, 2008. С 352.
человек воспринимался как творец собственной жизни, а не только как обезличенный
«продукт».
Авторству Л. С. Выготского принадлежит культурно-историческая теория и учение
о высших психических функциях. А. Н. Леонтьев воспринимал личность человека как
отдельный объект, реальность, которая требует особого изучения. Рубинштейн, создатель
комплексной философии человека, трактовал всё бытие с антропологического ракурса, а
именно – как определенную реальность, непременно связанную с человеком. Он выступал
категорически против восприятия человека как носителя определенных функций,
социальных ролей, «масок», поскольку это приводит к обезличиванию человека.
Рубинштейн также подчеркивал значимость взаимоотношений человека с другими
людьми, поскольку только в процессе взаимоотношений выражается личность человека.
Отдельного внимания заслуживает концепция Рубинштейна о любви, которая
максимально приближается к христианскому пониманию любви как жизненной
потребности каждого человека. Рубинштейн был уверен в том, что в любви, как самой
главной потребности, человек раскрывается во всей полноте своего бытия. Эта мысль
очень тесно перекликается с наставлением Христа: «Заповедь новую даю вам, да любите
друг друга...» (Ин. 13:34).4
На примере психологической концепции Рубинштейна можно увидеть, как
светская психология в определенном смысле приближается к православной. При этом
антропологическое учение Церкви максимально раскрывается в трудах свт. Феофана
Затворника, идеи которого о душе человека представляют собой большую ценность для
современной психологической науки.
Как отмечали еще советские специалисты по психологии, история психологии на
протяжении многих десятилетий сопровождается изощренными попытками выйти за
пределы учения о дихотомии для того чтобы «вывести психологию из замкнутого в себе
феноменального мира сознания»5.
Мне бы хотелось добавить к этим словам, что именно обращение к учению Церкви
как к источнику сведений о душе человека позволяет обогатить светские психологические
концепции. При этом особое внимание следует обратить на учение свт. Феофана
Затворника о душе, которое во многом базируется на святоотеческих идеях, на
Священном Писании, на христианской антропологии.
Свт. Феофан Затворник сформулировал учение о трихотомии человека, согласно
которому у человека существуют тело, душа и дух, и действуют три силы –
4 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 122.
5 Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ,
1984. С. 3.
5
познавательная, деятельная, чувствующая. При этом свт. Феофан подчеркивал, что в
приоритете для человека всегда находятся именно духовные потребности человека.
Только если будут удовлетворены потребности духовные, будут удовлетворены и
потребности души и тела. Однако если данный порядок будет нарушен, то есть если
внимание человека будет нацелено преимущественно на душевные или телесные
потребности, а не на духовные, то это повлечет за собой полную дисгармонию в психике.
Этот чрезвычайно важный для современной психологии вывод служит важной
основой для практикующих психологов, педагогов, пастырей, которые также участвуют в
исцелении психики человека. Главное внимание необходимо уделять именно
удовлетворению духовных потребностей человека. Святитель Феофан Затворник, таким
образом, является не только признанным богословом, но и одаренным специалистом в
области психологии, «наработки» которого необходимо вводить в научное обращение
современной науки.
2. Православная психология и психиатрия как перспективные инструменты
пастырского душепопечения
На мой взгляд, большую практическую ценность сейчас приобретают книги по
православной психологии и психиатрии. В этих сочинениях современный пастырь может
найти массу полезных советов о том, как помочь верующим справиться с той или иной
психологической проблемой, которая мешает полноценно жить. При этом очень важно,
что любая психологическая проблема человека решается через призму православного
мировоззрения, вероучительных истин, христианской антропологии, с опорой на
святоотеческое учение.
Например, одной из наиболее распространенных проблем современного человека
является обостренное чувство опасности, подверженность паническим атакам, страх
смерти, который, в том числе провоцируется средствами массовой информации. Для
успешной борьбы с этими проблемами, о которых пастырь XXI века нередко слышит во
время исповеди или личных бесед с верующими, целесообразно использовать знания по
православной психиатрии.
Множество советов о том, как применить знания психологии и психиатрии в работе
с пасомыми, содержатся в книгах такого православного психолога как Марина
Легостаева. Мне очень нравятся ее книги, поскольку они не только содержат полезную
теоретическую информацию – о психотерапии как о пути к приобретению смысла жизни,
о выстраивании психотерапевтического процесса на основе христианского учения, – но и
включают множество практических примеров успешной психотерапии.
6
Проиллюстрирую это утверждение на конкретном примере. Так, в книге «Очерки
православной психотерапии. На пути в землю Обетованную» среди описанных случаев
упоминается ситуация, когда православному психотерапевту удалось излечить человека
от панического страха смерти, охватывавшего его в лифте. Автор комментирует свой
разговор с пациенткой, указывая на то, что ей было важно понять, что если промыслом
Божиим ей предначертано умереть в лифте, то необходимо смириться с этим фактом. С
таким настроем, полностью доверившись Богу и вручив Ему свою жизнь, можно без
страха и паники садиться в лифт. После разговора пациентка смогла преодолеть этот
страх и избавилась от мучавшей ее болезни.
М. Легостаева сравнивает подобную решимость на смерть с решимостью на смерть
собственного эго, когда, по выражению отцов Церкви, приходит конец ветхому человеку
внутри нас. Но решиться на такой шаг может только тот, кто находится уже на грани
отчаяния и охвачен страхом на столько, что только вера становится единственным
спасительным выходом из этой кризисной ситуации.6
На мой взгляд, это прекрасный пример, показывающий, каким образом можно
объяснить человеку спасительную силу христианской веры.
Подобные разговоры с верующими пастырь может вести в рамках
психотерапевтических консультаций, которые в настоящее время открываются при
храмах на всей территории России. При этом со стороны специалистов разрабатываются
различные модели структуры православной психотерапии, которые позволяют
адаптировать пространство психотерапии под особую духовную реальность православной
веры.7
3. Востребованность знаний по психологии при работе пастыря с особыми
категориями верующих
Знания психологии совершенно необходимы пастырю, который сталкивается в
своей деятельности с различными категориями верующих, которые отличаются и по полу,
и по возрасту, и по социальному положению, а также могут относиться к отдельным
специфическим группам. В таких случаях пастырю помогут такие направления как
возрастная, социальная психология, психология труда и т. д.
В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви говорится о том,
что попечение о человеческом душевном здоровье искони является заботой Церкви и
6 Легостаева М. Что такое православная психология и психотерапия [Электронный ресурс]. URL:
https://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnaya-psixologiya-i-psixoterapiya (дата обращения: 01.10.2023).
7 Дроздов Д. С. Структура психотерапевтической ситуации в православно-ориентированном подходе //
Консультативная психология и психотерапия. 2015, No 5. С. 103.
7
духовных пастырей, и эта забота проявляется по отношению к любому человеку, а
особенно к тем, кто оказался в тяжелых жизненных обстоятельствах, пребывает в
духовном кризисе.
Особого подхода требуют лица, пребывающие в местах лишения свободы и для
окормления которых необходимы знания пенитенциарной психологии.
Сотрудничество Русской Православной Церкви с уголовными исправительными
учреждениями, посредством катехизаторской работы, содержит в себе большой потенциал
духовного просвещения и воцерковления лишенных свободы людей. Для реализации
этого потенциала необходимо грамотно организовать работу пастыря или катехизатора,
который должен иметь не только соответствующую богословскую, но также
психологическую и педагогическую подготовку.
Душепопечение заключенных – это одно из наиболее сложных направлений в
работе православного миссионера. Для того чтобы служение в этой области было
успешным, приходскому специалисту необходимо знать об особенностях катехизаторской
деятельности в стенах режимного учреждения, понимать психологию заключенных, быть
готовым к дополнительным трудностям, связанным со спецификой обстановки и
контингента.
Такой специалист должен понимать, что его паства кардинально отличается от
обычной паствы городского или сельского церковного прихода. Если в городах
прихожане очень редко лично знакомы друг с другом и ведут обособленную друг от друга
жизнь, встречаясь только на богослужениях и приходских мероприятиях, то для людей,
пребывающих в заключении, очень важен так называемый социальный статус. При этом,
как отмечает священник Вячеслав Зуев, работающий в режимных учреждениях с 2001 г., в
процессе формирования церковной общины в местах лишения свободы «унижающий и
унижаемый встанут рядом...Им придется по настоящему, а не лицемерно ломать свою
гордыню, а значит и привычный уклад жизни» 8.
Поэтому только от знаний пастыря, от его умения найти подход к заключенным,
находящихся в тяжелых психологических и бытовых условиях проживания, зависит
успешность процесса душепопечения в местах лишения свободы.
8 Зуев В., свящ. Если вы пришли в тюрьму [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/katehizacija/esli-
vy-prishli-v-tjurmu-svjashhennik-vjacheslav-zuev.shtml#ch_0_1 (дата обращения: 01.10.2023).
8
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию можно сформулировать вывод о том,
что психология, без сомнения, является полезной научной областью для пастырской
практики. Это не означает, что все, что содержится в психологии, мы можем принять и
применять на практике, но в целом необходимость использования психологических
знаний священником в душепопечительской деятельности несомненна. Ведь священник,
исполняя свое духовное служение в разных сферах, встречаясь с людьми различного
образовательного и культурного уровня, разных возрастов, социальных слоев и
финансового достатка, а также людьми, у которых есть серьезные физические болезни и
психологические проблемы, нуждается в опыте и знаниях, которые накоплены
психологической наукой.
При этом наиболее эффективным будет совмещение знаний психологии с
богословской подготовкой, святоотеческим учением, свободным владением текстами
Священного Писания. Подобный симбиоз знаний – в области светской психологии и
богословская подкованность пастыря – станет оптимальным подспорьем в работе с
людьми, в решении их духовных вопросов.
Что касается рассмотренных направлений из области современных
психологических знаний, то здесь можно сделать следующие выводы:
1. Современная психологическая наука значительно обогащается, если прибегает к
богословским выводам на антропологическую тему, в частности, сформулированных
святителем Феофаном Затворником. Совмещение результатов светской и христианской
психологии позволяет увидеть человеческую душу более глубоко, определить
оптимальные пути для предотвращения тех или иных психических заболеваний, в целом
сформировать наиболее полную картину о человеческой душе и силах, влияющих на нее.
2. Наиболее перспективным направлением в современной душепопечительской
практике может стать православное психиатрическое консультирование. Эта форма
взаимодействия между пастырем и верующими позволяет не только дать важный
духовный совет, как это происходит во время исповеди или в личной беседе, но и решить
серьезную психологическую проблему человека.
3. Эффективность душепопечительской работы с особыми категориями верующих
– подростками, пожилыми, заключенными, военнослужащими и др. – в большой степени
зависит от того, насколько пастырь владеет знаниями в соответствующей области
психологии: возрастной, социальной, пенитенциарной и т. д.
9
Список источников и литературы
Источники
1. Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные
учреждения // Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс].
URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2843078 (дата обращения: 01.11.2023).
2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный
сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс]. URL:
http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html (дата обращения: 01.11.2023).
Литература
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических
ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
4. Дроздов Д. С. Структура психотерапевтической ситуации в православно-
ориентированном подходе // Консультативная психология и психотерапия. 2015, No
5. С. 91–105.
5. Зуев В., свящ. Если вы пришли в тюрьму [Электронный ресурс]. URL:
https://azbyka.ru/katehizacija/esli-vy-prishli-v-tjurmu-svjashhennik-vja...
zuev.shtml#ch_0_1 (дата обращения: 01.10.2023).
6. Кондратьев С. В. Душа как предмет психологической науки // Вестник
Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4:
Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10). С. 78–93.
7. Легостаева М. Что такое православная психология и психотерапия [Электронный
ресурс]. URL: https://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnaya-psixologiya-i-psixoterapiya
(дата обращения: 01.10.2023).
8. Леонов В., прот. Основы православной антропологии. М.: Изд-во Московской
патриархии РПЦ, 2016. 456 с.
9. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 423 с.
10. Феофан Затворник, свт. Воплощенное домостроительство. Опыт христианской
психологии. М.: Правило веры, 2008.
11. Шеховцова Л. Ф. Концепция целостного развития человека в современной
психологии и христианской антропологии: автореф... дис. д-ра псих. наук. Калуга,
2002. 41 с.