О компьютерной зависимости

XXI век называют эпохой информации. Растет доступность информации и ее востребованность. Глобальная сеть Интернет предлагает современному человеку огромный спектр знаний, в число которых входят научные знания, доступные ранее в основном учащимся учебных заведений и читателям библиотек. Кроме того, растет число периодических изданий, книг по различным предметам, в т. ч. научным, но порой не имеющих к науке никого отношения. Современный человек (непрофессионал) очень плохо защищен от обилия информации: он не умеет в ней разбираться, у него слабо развито умение работать с информацией. Он может принять за научный факт то, что ему навязывается СМИ. . Одна из актуальных тем современности, - это «психология интернета». Обилие информации, как уже отмечалось, не всегда имеет положительные последствия. А часто совсем наоборот, особенно когда речь идет о детях, подростках и молодежи. Священник должен помогать своим прихожанам ориентироваться в потоке той информации, с которой они вынуждены сталкиваться каждый день. Современный человек находится под угрозой целого ряда зависимостей. Зависимость от информации и Интернет-зависимость – одни из них. Усугубляется проблема еще и тем, что книга как главный источник информации всех времен уступила свои позиции. Основными и очень мощными источниками информации стали компьютер и телевизор. Сюда же относится СМИ.

 

Одна из актуальных тем современности, - это «психология интернета». Обилие информации, как уже отмечалось, не всегда имеет положительные последствия. А часто совсем наоборот, особенно когда речь идет о детях, подростках и молодежи. Священник должен помогать своим прихожанам ориентироваться в потоке той информации, с которой они вынуждены сталкиваться каждый день. Современный человек находится под угрозой целого ряда зависимостей. Зависимость от информации и Интернет-зависимость – одни из них. Усугубляется проблема еще и тем, что книга как главный источник информации всех времен уступила свои позиции. Основными и очень мощными источниками информации стали компьютер и телевизор. Сюда же могут быть отнесены современные телефоны, планшеты, игровые приставки, которые позволяют погружаться в «океан» всевозможной информации. По словам М. М. Хананашвили: «Современные условия жизни и прежде всего ее высокие темпы выдвинули перед наукой о мозге новые задачи. Сегодня мозг человека воспринимает, обрабатывает, запоминает сведения в масштабах, совершенно необычных, если иметь ввиду всю многотысячелетнюю историю развития человека. А главное, такая нагрузка на высшие функции мозга возникла за очень короткий период, без какой – либо специальной подготовки»

 

1 . И, действительно, мозг современного человека перегружен огромным обилием различного рода информации. Это могут быть новости, чаты, социальные сети, различные видеоролики и компьютерные игры. Особое внимание в пастырской практике, на мой взгляд, необходимо уделить компьютерной зависимости детей. Нередко к священнику с подобной проблемой обращаются родители ребенка, который стал не управляем из-за большой увлеченности компьютерными играми. М. К. Андреева указывает на два вида распространенных ошибок. В начале имеет место «попустительское отношение родителей, когда они не придают значения страстному увлечению ребенка, или используют компьютерные игры в качестве поощрения». Затем «постепенно и незаметно утрачивается контроль над ситуацией, родители впадают в растерянность и признаются в своем бессилии перед зависимым ребенком»

2. 1 URL:http://www.xpa-spb.ru/slov/2-12.html 

2 URL:http://www.xpa-spb.ru/libr/AndreevaMK/vliyanie-na-detej.html 

Как известно, ребенок довольно впечатлителен, и компьютер, который предлагает красочные, зрелищные игры, практически целиком поглощает его сознание. Пожалуй, самым логичным решением этой проблемы может стать максимально длительное оттягивание знакомства ребенка с компьютером и компьютерными играми. Если же зависимость ребенка это уже состоявшийся факт, то следует просто «вырвать» чадо из «лап компьютерного монстра». При этом необходимо набраться недюжинного терпения. Компьютерная зависимость является страстью, которая, как и любая другая страсть, приносит страдание и человеку, и людям, его окружающим. Процесс избавления от страсти всегда довольно долог и не безболезнен. Компьютерная зависимость оскверняет все органы чувств человека. Оскверняется зрение (потому что все наглядно, зрелищно), слух (сопровождается звуковыми эффектами), осязание (задействованы пальцы), обоняние и вкус (те или иные предметы могут вызывать соответствующие аналогии). Соответственно, следует «занять» органы чувств чем-то другим. Зрение можно обратить на созерцание красоты природы, слух – на прослушивание классических музыкальных произведений, обоняние направить на вдыхание ароматов цветов, развивать вкусовые ощущения, которые могут быть полезны при приготовлении блюд (в помощь маме, например), руки также задействовать в труде. Необходимо также освящать все органы чувств: созерцать святые иконы и изображения, слушать богослужебные песнопения, вдыхать церковные благоухания, целовать святой крест, принимать святое Причастие. Отдельно следует упомянуть о том, что ребенок сковывается в движении при погруженности в игровое поле компьютера. А ведь это противоестественно. Ребенок по своей природе должен много двигаться. Исходя из этого дитя можно попробовать увлечь кружком, секцией, причем посещать секции полезно также совместно с родителями, или просто организовывать совместный труд дома или на даче. Главное, проводить с ребенком больше времени. В работе Л.Ф. Шеховцовой и Ю.М. Зенько «Элементы православной психологии» отдельно дается указание на кинестетику, которая непосредственно связана с работой органов чувств. Кинестетика – это движение. «Телесно-двигательное чувство (современным языком, кинестетика) и внутреннее чувство (то, что в современной психологии называют проприорецепцией) тесно взаимодействуют друг с другом» 3 . Освящение органов чувств происходит через крестное знамение, поклоны, молитву в положении стоя. При этом надо не забывать о дозированной нагрузке. Самый решающий фактор на пути духовного здравия ребенка и его отучения от просмотра телевизора/компьютера - это поведение самих родителей.

Очень часто 3 URL:http://www.xpa-spb.ru/slov/2-12.html4 телевизор или компьютер используется взрослыми для того, чтобы ребенок «не мешал» заниматься своими делами. Причем, как следует из вышесказанных слов, компьютер больше поглощает внимание детей, чем телевизор. Часто и сами родители находятся в компьютерной зависимости. Ребенок же, как «обезьянка», подражает своему отцу и матери. Если у ребенка зависимость от компьютера выражается, как правило, в играх, то у взрослых круг зависимости более широкий. Кроме игровой деятельности, взрослого человека может завлечь общение в сети. Такая деятельность называется «коммуникативной» (М.К. Андреева)

4 . Существует несколько возможностей общения посредством сети Интернет. Это может быть электронная почта, разные социальные сети, звонок и видеозвонок. В одной статье интернета приводятся любопытные данные: «Интернет-зависимыми сегодня являются более 10% пользователей Сети. Согласно данным исследований 25% интернет-аддиктов приобретают зависимость в течение полугода с начала работы в Интернете. «Интернетомания» приводит почти к такому же разрушению личности, как алкоголизм и наркомания»

5 . Получается, что в отношении детей родитель поступает несправедливо. К таким родителям можно отнести слова Спасителя: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего»

6 . Залог духовного здоровья детей находится в духовном здравии их родителей. Конечно, мы не можем детей абсолютно оградить от компьютера. Дети копируют нас – взрослых. А современные родители просто вынуждены делать часть своей работы на компьютере. Но мы в состоянии принять определенные меры. Одной из таких мер может стать размещение компьютера не в детской, а в каком-то ином, более скромном месте. Это не будет предрасполагает к бесконтрольному пользованию компьютером. Для ребенка все то, что находится в детской является его собственностью. Исходя из этого следует поставить акцент именно на том, что компьютер принадлежит родителям и разрешение добраться до этой техники выдается родителями на определенных условиях. И условия эти должны быть достаточно жесткими: полчаса – максимум час в день. На самом деле и этого слишком много. Полчаса за компьютером в день может находиться ученик старших классов. Дети 6-7 лет могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут; ученики 2 – 3 класса – 15 минут. В 4 – 6 классе норму можно повысить до 20 минут.

Так советуют врачи 7 . 4 URL:http://www.xpa-spb.ru/libr/AndreevaMK/vliyanie-na-detej.html 5 URL:http://www.psyfactor.org/lib/psychotron93.htm 6 Новый Завет. М., 2007. С.29. 7 Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. Рязань, 2014. С. 358.5 Чтобы избежать компьютерной зависимости, ребенок должен получать правильное воспитание в целом. Он должен понимать такие вещи как дисциплина, послушание, родительский авторитет. Нельзя заменять понятие внутренней свободы ребенка на понятие вседозволенности и своеволия. А главное, ребенка необходимо любить. Как часто дети, особенно подростки, уходят в виртуальный мир из-за недовольства реальным миром. Все вышеперечисленные моменты нельзя правильно организовать без знания возрастной психологии: психологии ребенка, подростка, взрослого. Без знания основ православной психологии и таких понятий, как человеческая душа, воля, чувства, страсть, добродетель и т.д. Таким образом, при работе с паствой священнику необходимы знания из области психологии в целом и ее направлений. Священник должен разбираться в том, что является наукой и что таковой не является. Он должен помочь себе и другим отделить истинные, научные знания от псевдонаучных. А основным источником этих истинных знаний о человеке должна стать православная психология с ее многовековым опытом исследования жизни человеческой души.