ПОНЯТИЯ «РЕВНОСТИ» В ТРУДАХ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И «МОТИВАЦИИ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Православная психология- интеграция знаний христианской антропологии и современной психологии.
Одна из главных задач в этом сложном процессе- решение проблемы языковой и концептуальной идентичности- или другими словами-проблема перевода, сопоставление смыслов понятий и феноменов из разных систем знаний.Например, главная категория христианской антропологиии-душа-, тождественна ли главной категории научной психологии- психика?
Чтобы решить эту проблему необходимо обратиться к онтологическому рассмотрению феноменов «психика», «душа» и провести соответствующий гносеологический анализ.
Как пишет свт . Феофан, для спасения души необходима ревность. «Главные производители о Христе Иисусе суть:ревность, горячая, энергичная , безжалостная к себе, яростно-сердитая на свою дурную сторону во всех ее проявлениях, без всякого снисхождения, и Божественная благодать, привлекаемая и призываемая ревностью и всегда помогающая , когда ревность действует как следует» / Георгий Тертышников Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского 2003, с.282/.
Христианин, который главной целью своей жизни ставит спасение души, для чего должен быть «прогнан мрак страстей и возсиять свет добродетелей»/ Феофан Затворник свт. Путь ко спасению 1998, с. 212/, должен восходить от внешних подвигов к внутренним. Решившись на это, как он должен действовать? -Возненавидеть грех в духе, но душа и тело сочувствуют греху, льнут к нему , потому что облечены страстями.
Решившийся , по ревности своей пребывать верным обету, должен противиться требованиям своего тела и души, отказывая им в грехе. Это значит противиться СЕБЕ в худом и принуждать СЕБЯ на добро. « Самопротивление и самопринуждение – это два оборота возрожденной в духе ревности, форменные как бы начала подвижничества»-подвиг/ Феофан Затворник свт. Путь ко спасению 1998,с.215/.
« Чем ретивее , тщательнее, стремительнее делает это, тем успешнее достигает своей цели»/там же с. 215/.
Как свт. Феофан понимает, что такое РЕВНОСТЬ? «Она есть тот огнь, который Господь пришел воврещи на земле и который , падши на земле естества нашего, поедает там все непотребное, а все потребное переплавляет и перечищает»/ Георгий Тертышников арх. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского 2003, с.290/.
Существует ли в психологии описание подобного явления?
В психологии описано такое явление, которое направляет поведение человека и побуждает его к определенной деятельности. Это называют мотивацией и мотивом объясняется то, почему человек предпочитает совершать то, а не иное действие, поступок или поведение.
В психологи понимают под мотивацией причинность.
В психологии хорошо известно, что источники активности человека – побуждения к деятельности – лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Побудительной силой, детерминирующей активность чка является потребность. Состояние отсутствия каких-либо потребностей , потеря интереса к жизни является болезненым и называется апатией ( онтологически сходно с унынием).Потребность-это состояние напряжения, требующее разрядки. В качестве мотиваторов поведения психологи рассматривают идеалы, интересы, ценности, моральные убеждения,сильное чувство, привычки, подражание/ П.М. Якобсон Психологические проблемы мотивации поведения человекаМ. 1969/.
Человек подчиняется потребности, но на уровне сознании я он может с ней бороться.
С биологической точки зрения потребность представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения, т.е. потребность-это не только нужда, но и способ ее удовлетворения /В.К. Вилюнас Психологические механизмы биологической мотивации 1986, с .52/.
О наличии потребности человеку сигнализирует эмоция
Потребность порождает эмоциональные состояния удовольствия – неудовольствия в зависимости от ее удовлетворения – неудовлетворения.
Желание тоже всегда эмоционально окрашено.
В современной психологии, пишет Вилюнас , проблема мотивации вытеснила проблему побуждающих переживаний – такие термины как "желание", "стремление" непопулярны и замещаются объяснительными понятиями "мотив", "драйв", "валентность".
"Игнорирование современными концепциями мотивации существования субъективных побуждающих переживаний можно объяснить,– считает В.К. Вилюнас, – только эпифеноменальной их трактовкой, отказывающей им в статусе явления, необходимого для осуществления деятельности" (там же, с. 54). В.К. Вилюнас считает, что объем современной психологии эмоций искусственно сужен – в него необходимо включить побуждающие переживания – желания, влечения.
Мотивация представлена в психологии как "сплав " эмоций и воли .
Чтобы достичь спасения своей души , необходимо преодолеть страсти.
Определение страсти как "чувственного движения желательной способности, вследствие воображения блага или зла" дает преп. Иоанн Дамаскин в своем труде, систематизирующем святоотеческое учение /Иоанн Дамаскин преп. Точное изложение православной веры 1992/.
С.М. Зарин определяет страсть как сильное и длительное желание / Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению М. 1996/.
Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо, или страсть – это состояние пассивно-активное, по мнению Рубинштейна и В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (СлободчиковВ.И., Исаев Е.И. Психология человека 2015) Пассивное, так как выражает зависимость человека, а активное – так как включает в себя стремление к удовлетворению потребности.
Известным дореволюционным богословом, С.М. Зариным, определяется страсть как сильное желание, а желание – как осознанная потребность (Зарин. 1996). Здесь мы видим удивительное сходство с пониманием страсти С.Л. Рубинштейном.
Сопоставив христианский подход к страсти и подход французских материалистов-просветителей, С.Л. Рубинштейн сделал вывод, что страсть, означая порыв, увлечение всех сил человека в одном направлении, может быть пагубной, роковой, но именно поэтому она же может быть и великой. Ничто великое, пишет он, никогда еще не совершалось без великой страсти / Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии1989/.
Подобная точка зрения встречается и у св. отцов, когда они говорят о такой силе души как "тимос", которая означает страстное стремление, рвение в (выполнении) достижении какой-либо цели, в том числе и положительной. Единое внутреннее чувство души – тимос – является основой чувствительности и реактивности, это энергетический аспект – сила, энергия души. "Тимос" – значит горю, страстно стремлюсь, пламенею. Тимос – напряженность духовной энергии .
Сила души, по св. Исааку Сирину, проявляется в природной ревности и усердии. Эмоция, чувство, как полагали св. отцы, в высшей степени важный, незаменимый "помощник" разума в деле осуществления человеком его высшего богоподобного предназначения. По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной возможно только при посредстве силы "тимос" – рвения, горения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе, – пишет С.М. Зарин, имеет реальную возможность сообщать душе ту напряженность энергии, которая обеспечивает непрерывность в возрастании добродетели, стойкость в борьбе со злом, хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого человека / Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению М. 1996/.
По образному выражению св. Василия Великого, этот тимос – эмоция-рвение-страсть – является как бы "нервом души", сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах. Когда тимос находится под руководством принципа богоподобия и функционирует под контролем разума, он, по словам С.М. Зарина, действует должным образом, являя живую любовь к Богу и ближним (там же).
Подобное понимание страсти как рвения, горения в какой-то мере пересекается с представлениями психологии об уровнях активации, возбужденности мозга. Уровень активации мозга , как показывают исследования в психофизиологии связан с успешностью деятельности, активностью поведения.
Если рассматривать страсть как сильную мотивацию, как эмоционально- волевое напряжение, стремление к реализации определенного мотива – то такое представление можно считать общим для психологии и аскетики.
В христианской антропологии описано четкое долженствование иерархии человеческих потребностей: духовные, затем душевные, а затем телесные. Нарушение этой иерархии рассматривается как извращение природы человека.
В теории мотиваций (потребностей) А. Маслоу физиологические, телесные потребности признаются базовыми, основными. Эти телесных потребностей – в пище, сексе, физических комфортных условиях существования – так называемые "дефицитарные потребности" – должны быть удовлетворены в первую очередь.
Уровень душевных потребностей – потребности в безопасности, признании, поддержке, самореализации – это следующий уровень.
На духовном уровне человек реализует свои "бытийные потребности" – по классификации А. Маслоу это потребность в любви, красоте, истине, творчестве/ Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности 2002/.
Глубокое противоречие, которое не смог преодолеть А. Маслоу, изначально полагавший, что душевно-телесные, так называемые "дефицитарные потребности" человека первичны, на фоне удовлетворенности которых только и могут развиваться вторичные, "бытийные" потребности, возникло потому, что Маслоу строил свою теорию на представлениях о падшей природе человека. Действительно, для падшей природы человека характерно нарушение иерархии потребностей: тело управляет душой, а душа – духом.
По Замыслу же Творца ведущими у человек должны быть духовные, "бытийные" потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Эмпирические данные, полученные Маслоу, показали, что иерархия потребностей, где главенствуют т. н. вторичные, "бытийственные" потребности, наблюдается только у отдельных, исключительных, ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМУ МИРУ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ -самоактуализированных личностей. Тогда как в христианстве доминирование бытийных потребностей объявляется не только нормой, но и долженствованием для каждого верующего человека.
Как писал о необходимой иерархии потребностей свят. Феофан Затворник: "Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает" (Феофан Затворник. 1996, с.94). "Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласии с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей пособствует – и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се рай!" (там же).
Но возможен и душевный ад: "Напротив, когда дух не удовлетворяется... тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется то туда, то сюда как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем и, не считая себя чем-либо ниже той, которая почтена удовлетворением, настойчиво требуют своего, как у матери, когда она накормит одного ребенка, другие пять кричат. Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность" (там же, с.94-95).
Свт ФеофаН писал, что ревность бывает разная- духовная, душевная и ревность суетная , и ревность злая, обращенная на удовлетворение страстей, на устроение временного быта.И он рекомендует «не смешивать ревность с ревностью. Ревность духовная вся истощается на угождение Богу и спасение души. Ревность душевная вся обращена на устроение временного быта. Кто о научности ревнует, не спя; кто о художественности, мир весь обегая; кто о промышленности и торговле, сил не жалея..»/ Георгий Тертышников Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского 2003
С. 288 /.
Все бы это ничего, полагает святитель, но беда, если одна из них завладевает силами чка и погашает ревность духовную.
Но при этом важно следующее: "Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой" (там же, с.125-126).
По библейскому слову: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2, 14-15).
В гуманистической психологии есть понятие метамотивации: потребность роста (Вопросы саморазвития человека, 1989). Гуманистические психологи в качестве основных потребностей человека описывают следующие: – Э. Фромм – потребность в отношениях любви, в ориентации (понимании мира),в самореализаиции, в возвышении над животными потребностями, потребность иметь корни (братство), быть индивидуальностью; в самоактуализации.
Если верующие , христиане, могут согласиться с гуманистическими психологами, что потребность в любви-главная потребность целостного чка, то потребность в самоактуализации может быть главной душевной потребностью, но , по мнению св. отцов , главной духовной потребностью будет осуществление спасения своей души в соответствии с Замыслом Божьим и данными Господом РЕВНОСТЬЮ и талантами.
Бегите от самоугождения, сказал свт. Феофан Затврник, стремитесь к самопринуждению «Обновляйтесь непрестанно ревностью к Богоугождению, освежая ее каждый день и час страхом Божиим….. молитесь ко Господу.. да пробудит душу от опасного засыпания и дремоты» / Георгий Тертышников Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского 2003, с.285- 286 /.
ИТАК, можно полагать, что смысл понятия свт. Феофана Затворника «ревность» близок понятию «мотивация» в современной психологии- это активное устремление человека реализовать свои потребности, не только физиологические, но и душевные ( предмет психологии), и духовные ( предмет христианской антропологии).
1 Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации МГУ 1986
2 Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека МГУ1990
3 Георгий Тертышников Симфония по творениям святителя Феофана Затворника Вышенского 2003
4 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению М. 1996
5 Ильин Е.П. Психология воли СПб 2000
6 Иоанн Дамаскин преп. Точное изложение православной веры 1992
7 Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии1989
8 Симонов П.В. Высшая нервная деятельность: мотивационно-эмоциональные аспекты. М. 1975
9 Феофан Затворник свт. Путь ко спасению 1998
10 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности 2002
11 Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человекаМ. 1969