ПОНЯТИЯ «РЕВНОСТИ» В ТРУДАХ СВТ. ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА И «МОТИВАЦИИ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Православная психология-  интеграция знаний христианской антропологии и современной   психологии.

Одна из главных задач  в этом  сложном процессе- решение  проблемы  языковой  и  концептуальной  идентичности- или другими  словами-проблема перевода, сопоставление  смыслов понятий и  феноменов  из разных систем знаний.Например, главная  категория  христианской  антропологиии-душа-, тождественна  ли  главной  категории  научной  психологии- психика?
 Чтобы решить эту проблему необходимо  обратиться к  онтологическому  рассмотрению   феноменов «психика», «душа»  и провести соответствующий гносеологический анализ.

Как пишет  свт . Феофан, для  спасения души  необходима  ревность.  «Главные производители о Христе  Иисусе суть:ревность, горячая, энергичная , безжалостная  к себе, яростно-сердитая на  свою дурную сторону во всех ее проявлениях, без  всякого снисхождения, и  Божественная благодать, привлекаемая  и призываемая ревностью и  всегда помогающая , когда ревность действует  как  следует» / Георгий Тертышников  Симфония  по  творениям святителя Феофана Затворника  Вышенского 2003, с.282/.

Христианин, который главной  целью  своей  жизни  ставит  спасение души,  для  чего должен быть «прогнан мрак  страстей и возсиять  свет добродетелей»/ Феофан  Затворник свт. Путь  ко  спасению 1998, с. 212/, должен  восходить от внешних подвигов  к  внутренним.  Решившись  на это, как он должен действовать? -Возненавидеть грех  в духе, но душа и тело сочувствуют  греху, льнут  к нему , потому  что облечены  страстями.

Решившийся , по ревности  своей пребывать верным  обету, должен противиться требованиям своего тела  и души, отказывая им  в грехе. Это значит противиться СЕБЕ  в худом  и принуждать СЕБЯ на добро. « Самопротивление  и самопринуждение – это два оборота возрожденной в духе ревности, форменные  как бы начала подвижничества»-подвиг/ Феофан  Затворник свт. Путь  ко  спасению 1998,с.215/.

«    Чем ретивее , тщательнее, стремительнее делает это, тем успешнее   достигает  своей  цели»/там же с. 215/.

    Как свт.  Феофан  понимает, что такое  РЕВНОСТЬ?  «Она  есть тот огнь, который Господь  пришел воврещи на земле и который , падши на земле естества нашего, поедает там  все  непотребное, а  все потребное переплавляет  и перечищает»/ Георгий Тертышников арх.  Симфония  по  творениям святителя Феофана Затворника  Вышенского 2003,  с.290/.

 Существует ли  в психологии  описание  подобного  явления?

В психологии описано  такое  явление, которое направляет поведение человека и побуждает  его  к  определенной деятельности. Это называют мотивацией и  мотивом  объясняется то, почему человек предпочитает  совершать  то, а не иное действие, поступок  или поведение.

В психологи понимают  под  мотивацией  причинность.

   В психологии хорошо известно, что источники активности человека – побуждения к деятельности – лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагает постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Побудительной силой, детерминирующей активность чка  является потребность. Состояние отсутствия каких-либо  потребностей , потеря интереса  к жизни является болезненым и называется апатией (  онтологически  сходно  с унынием).Потребность-это состояние  напряжения, требующее  разрядки. В качестве  мотиваторов  поведения  психологи рассматривают   идеалы, интересы, ценности,  моральные  убеждения,сильное  чувство, привычки, подражание/ П.М. Якобсон Психологические проблемы мотивации поведения   человекаМ. 1969/.

  Человек подчиняется потребности, но на уровне  сознании я он может  с ней бороться.

С биологической точки зрения потребность представляет собой такую  нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения, т.е. потребность-это не только  нужда, но  и способ ее удовлетворения /В.К. Вилюнас   Психологические  механизмы биологической  мотивации 1986, с .52/.

О наличии потребности человеку сигнализирует  эмоция

Потребность порождает  эмоциональные состояния удовольствия – неудовольствия в зависимости от ее удовлетворения – неудовлетворения.

Желание тоже всегда эмоционально окрашено.

В современной психологии, пишет Вилюнас , проблема мотивации вытеснила проблему побуждающих переживаний – такие термины как "желание", "стремление" непопулярны и замещаются объяснительными понятиями "мотив", "драйв", "валентность".

"Игнорирование современными концепциями мотивации существования субъективных побуждающих переживаний можно объяснить,– считает В.К. Вилюнас, – только эпифеноменальной их трактовкой, отказывающей им в статусе явления, необходимого для осуществления деятельности" (там же, с. 54). В.К. Вилюнас считает, что объем современной психологии эмоций искусственно сужен – в него необходимо включить побуждающие переживания – желания, влечения.

Мотивация  представлена в психологии  как  "сплав  " эмоций и воли .

Чтобы  достичь  спасения   своей души , необходимо преодолеть  страсти.

Определение страсти как "чувственного движения желательной способности, вследствие воображения блага или зла" дает преп. Иоанн Дамаскин в своем труде, систематизирующем святоотеческое учение /Иоанн  Дамаскин преп. Точное  изложение  православной  веры  1992/.

  С.М. Зарин определяет страсть как сильное и длительное желание /  Зарин  С. М. Аскетизм по  православно-христианскому учению  М. 1996/.

 Потребность как испытываемая человеком нужда в чем-либо, или страсть – это состояние пассивно-активное, по мнению Рубинштейна  и  В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева (СлободчиковВ.И., Исаев Е.И.  Психология  человека 2015) Пассивное, так как выражает зависимость человека, а активное – так как включает в себя стремление к удовлетворению потребности.

Известным дореволюционным богословом, С.М. Зариным, определяется  страсть  как сильное желание, а желание – как осознанная потребность (Зарин. 1996). Здесь  мы видим удивительное сходство с пониманием страсти С.Л. Рубинштейном. 

  Сопоставив христианский подход к страсти и подход французских материалистов-просветителей, С.Л. Рубинштейн сделал вывод, что страсть, означая порыв, увлечение всех сил человека в одном направлении,   может быть пагубной, роковой, но именно поэтому она же может быть и великой. Ничто великое, пишет он, никогда еще не совершалось без великой страсти /   Рубинштейн  С.Л.Основы  общей  психологии1989/.

     Подобная точка зрения встречается и у св. отцов, когда они говорят о такой силе души как "тимос", которая означает страстное стремление, рвение в (выполнении) достижении какой-либо цели, в том числе и положительной. Единое внутреннее чувство души – тимос – является основой чувствительности и реактивности, это энергетический аспект – сила, энергия души. "Тимос" – значит горю, страстно стремлюсь, пламенею. Тимос – напряженность духовной энергии .

 Сила души, по св. Исааку Сирину, проявляется в природной ревности и усердии. Эмоция, чувство, как полагали св. отцы, в высшей степени важный, незаменимый "помощник" разума в деле осуществления человеком его высшего богоподобного предназначения. По святоотеческому учению господство разумной способности человека над желательной или чувственной возможно только при посредстве силы "тимос" – рвения, горения, страстного стремления. Разум только благодаря этой силе, – пишет С.М. Зарин, имеет реальную возможность сообщать душе ту напряженность энергии, которая обеспечивает непрерывность в возрастании добродетели, стойкость в борьбе со злом, хотя бы это зло коренилось в глубине природы самого человека /  Зарин  С. М. Аскетизм по  православно-христианскому учению  М. 1996/.

 По образному выражению св. Василия Великого, этот тимос – эмоция-рвение-страсть – является как бы "нервом души", сообщающим ей силу для неослабного утверждения в добрых делах. Когда тимос находится под руководством принципа богоподобия и функционирует под контролем разума, он, по словам С.М. Зарина, действует должным образом, являя живую любовь к Богу и ближним (там же).

Подобное понимание страсти как рвения, горения в какой-то мере пересекается с представлениями психологии об уровнях активации, возбужденности мозга. Уровень активации мозга , как  показывают исследования  в  психофизиологии  связан  с успешностью деятельности,  активностью  поведения.

   Если рассматривать страсть как  сильную мотивацию,  как  эмоционально- волевое напряжение, стремление к реализации определенного мотива – то такое представление можно считать общим для психологии и аскетики.

 

 В христианской антропологии описано четкое долженствование иерархии человеческих потребностей: духовные, затем душевные, а затем телесные. Нарушение этой иерархии рассматривается как извращение природы человека.

В теории мотиваций (потребностей) А. Маслоу физиологические, телесные потребности признаются базовыми, основными. Эти телесных потребностей – в пище, сексе, физических комфортных условиях существования – так называемые "дефицитарные потребности" – должны быть удовлетворены в первую очередь.

Уровень душевных потребностей – потребности в безопасности, признании, поддержке, самореализации – это следующий уровень.

 На духовном уровне человек реализует свои "бытийные потребности" – по классификации А. Маслоу это потребность в любви, красоте, истине, творчестве/ Хьелл Л.,  Зиглер Д.  Теории личности 2002/.

Глубокое противоречие, которое не смог преодолеть А. Маслоу, изначально полагавший, что душевно-телесные, так называемые "дефицитарные потребности" человека первичны, на фоне удовлетворенности которых только и могут развиваться вторичные, "бытийные" потребности, возникло потому, что Маслоу строил свою теорию на представлениях о падшей природе человека. Действительно, для падшей природы человека характерно нарушение иерархии потребностей: тело управляет душой, а душа – духом.

 По Замыслу же Творца ведущими у человек должны быть духовные, "бытийные" потребности, чтобы дух управлял душой, а душа – телом. Эмпирические данные, полученные Маслоу, показали, что иерархия потребностей, где главенствуют т. н. вторичные, "бытийственные" потребности, наблюдается только у отдельных, исключительных, ИЗВЕСТНЫХ ВСЕМУ  МИРУ ЗНАМЕНИТОСТЕЙ -самоактуализированных личностей. Тогда как в христианстве доминирование бытийных потребностей объявляется не только нормой, но и долженствованием для каждого верующего человека.

 Как писал о необходимой иерархии потребностей свят. Феофан Затворник: "Духовные потребности выше всех, и когда они удовлетворяются, то другие хоть и не будут удовлетворяемы, покой бывает; а когда они не удовлетворяются, то будь все другие удовлетворяемы богато, покоя не бывает" (Феофан Затворник. 1996, с.94). "Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласии с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей пособствует – и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений, наслаждений. И се рай!" (там же).

 Но возможен и душевный ад: "Напротив, когда дух не удовлетворяется... тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется то туда, то сюда как угорелый за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем и, не считая себя чем-либо ниже той, которая почтена удовлетворением, настойчиво требуют своего, как у матери, когда она накормит одного ребенка, другие пять кричат. Оттого внутри у такого шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность" (там же, с.94-95).

Свт ФеофаН писал, что ревность бывает разная- духовная, душевная и ревность суетная ,  и ревность злая, обращенная  на  удовлетворение  страстей, на  устроение временного быта.И он рекомендует «не смешивать ревность   с ревностью. Ревность духовная вся истощается на угождение Богу и спасение души. Ревность душевная вся обращена на устроение временного быта.    Кто о  научности ревнует, не спя;  кто  о художественности, мир  весь обегая;  кто о промышленности  и торговле, сил  не   жалея..»/ Георгий Тертышников  Симфония  по  творениям святителя Феофана Затворника  Вышенского 2003

 С. 288 /.

Все бы это  ничего, полагает  святитель, но  беда, если одна  из них завладевает  силами чка и погашает  ревность духовную.

Но при этом важно следующее: "Духовная ревность не гонит душевной (научности, художественности, житейскости, гражданственности), а только умеряет ее и упорядочивает, направляя ее к своим видам, не позволяя ей ревновать о чем-либо таком, что противно ей самой" (там же, с.125-126).

По библейскому слову: "Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может" (1 Кор. 2, 14-15).

   В гуманистической психологии есть понятие   метамотивации: потребность роста (Вопросы саморазвития человека, 1989). Гуманистические психологи в качестве основных потребностей человека описывают следующие: – Э. Фромм – потребность в отношениях любви, в ориентации (понимании мира),в  самореализаиции,  в возвышении над животными потребностями, потребность иметь корни (братство), быть индивидуальностью;  в самоактуализации.

Если верующие , христиане,  могут согласиться   с гуманистическими  психологами,  что потребность в любви-главная потребность целостного  чка,  то потребность   в  самоактуализации  может быть  главной душевной   потребностью, но , по мнению св. отцов , главной духовной потребностью будет осуществление спасения своей души в  соответствии  с Замыслом  Божьим  и  данными  Господом РЕВНОСТЬЮ и талантами.

Бегите от  самоугождения, сказал  свт.  Феофан Затврник, стремитесь к самопринуждению   «Обновляйтесь непрестанно ревностью  к Богоугождению, освежая  ее каждый день и час страхом Божиим….. молитесь  ко Господу.. да пробудит  душу  от  опасного  засыпания и дремоты» / Георгий Тертышников  Симфония  по  творениям святителя Феофана Затворника  Вышенского 2003, с.285- 286 /.

ИТАК, можно полагать, что смысл понятия  свт. Феофана Затворника «ревность»  близок  понятию  «мотивация» в  современной психологии- это активное  устремление  человека реализовать  свои потребности, не только  физиологические, но  и душевные ( предмет психологии),  и духовные  ( предмет христианской антропологии).

 

1 Вилюнас В.К.   Психологические  механизмы биологической  мотивации  МГУ 1986

2 Вилюнас В.К.   Психологические механизмы  мотивации  человека  МГУ1990

3 Георгий Тертышников  Симфония  по  творениям святителя Феофана Затворника  Вышенского 2003

4  Зарин  С. М. Аскетизм по  православно-христианскому учению  М. 1996

5 Ильин  Е.П.  Психология  воли  СПб  2000

6 Иоанн  Дамаскин преп. Точное  изложение  православной  веры  1992

7  Рубинштейн  С.Л.Основы  общей  психологии1989

8  Симонов  П.В.  Высшая нервная деятельность: мотивационно-эмоциональные аспекты. М. 1975

9  Феофан  Затворник свт. Путь  ко  спасению 1998

10  Хьелл Л.,  Зиглер Д.  Теории личности 2002

11  Якобсон П.М.  Психологические проблемы мотивации поведения   человекаМ. 1969