Православный подход к преодолению противоречий супружеской любви

Лепехин Н. Н., кандидат психологических наук, член ЕОПП, г. Санкт-Петербург

Православный подход к преодолению противоречий супружеской любви

 

Любовь является фундаментальной категорией христианского вероучения о человеке и его предназначении. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13: 34). Апостол Павел определяет любовь как духовное свойство, без которого человек лишь телесная оболочка — «кимвал звенящий», в отсутствии любви даже христианин — «ничто» и нет ему «никакой пользы», 1 Кор. 13:1-13. Одним из полей битвы за добродетель любви является семья и семейная жизнь.

В отличии от других социальных групп, сформированных самими людьми на основе отношений власти и денег, семья является изначальным Творением Божиим, созданным в соответствии со словом: «Нехорошо быть человеку одному», Быт.2:18. Семья как общность имеет уникальное начало, – взаимоотношения, основанные на любви супругов, родителей и детей, благодаря чему становится естественной средой преодоления врожденного эгоцентризма человека, естественной средой исполнения заповеди «Возлюби ближнего своего как самого себя», Мф. 22:39.

Мотивацию супружества (вступления в брак) можно описать как взаимодействие трех мотивационных подсистем: духовной, социально-психологической, телесной, отражающих трехсоставность человека: Дух – Душу – Тело. Однако нормативное представление об иерархии потребностей: Дух – Душа – Тело, отражает скорее ожидания богословской теории, чем реальную картину мотивов у большинства супругов. Поскольку все стороны человека сотворены и оценены как «хорошо весьма» Быт.1:31, было бы реалистичней предполагать не иерархичное соподчинение духовных, душевных и телесных потребностей, а их взаимодействие и взаимное влияние на полноту удовлетворенности супружескими отношениями и браком в целом.

Реальная совместная супружеская деятельность, включающая молитву, материнство-отцовство, воспитание, поддержание взаимного здоровья и развития, личное общение, труд, досуг, заботу о хозяйстве и быте, интимно-сексуальную сферу, представляет взаимодействие мотивов, направленных на удовлетворение духовных, душевных и телесных потребностей. Реализация каждой из этих групп мотивов представляет неотъемлемую сторону супружества, а отсутствие их порождает неудовлетворенность браком. В венчальных молитвах это отражено так: «Сам Владыка Всесвятой, …подай этим рабам Твоим … жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, друг ко другу любовь в союзе мира, потомство долговечное, радость о детях, неувядаемый славы венец», «… дай им плод чрева, прекрасных детей, единомыслие душевное и телесное», «…соедини их в единомыслии, венчай их в плоть единую, даруй им плод чрева, утешение прекрасными детьми», «непорочным их ложе соблюди, совместной жизни их незапятнанной пребывать благоволи, и удостой их достигнуть старости почтенной, с чистым сердцем исполняющими заповеди Твои».

В терапии супружеских пар большое распространение получил системный подход [Уорден, 2005; Carr, 2006; Эйдемиллер, Юстицкис, 2008; Гессманн, 2009; Gurman, 2015]. Член семьи рассматривается как индивид, зависящий от сложной системы отношений со своим семейным окружением. Специалисты по работе с семьей неизменно подчеркивают качественное своеобразие и уникальность семейной системы [Carr, 2012;]. Постановка вопроса о качественном отличии жизни семьи от других социальных систем (групп и организаций) предполагает поиск отличий и особенностей не только в членах группы (мужчина, женщина, дети), но, главным образом, в особом характере отношений между членами семьи, благодаря которым каждая семья сохраняет свою целостность и уникальность несмотря на трудности жизни и возможные деструктивные соблазны социального окружения.

Семья является целостностью, имеющей полупроницаемые границы, отделяющие ее от ближайшего окружения: прародительских семей; организаций, где работают родители и лечатся, воспитываются и учатся дети; церковного прихода и т.д. Данные границы очень важны для адаптации и жизнеспособности семьи, поэтому охрана границ и поддержание степени допустимого влияния внешнего окружения на членов семьи является важным параметром гармонии отношений внутри семейной системы.

В семье следует отдельно рассматривать супружескую (родительскую) и детскую подсистемы, в ней также возможно существование прародительской подсистемы. Источником существования семьи, ядром семейной системы является супружеский союз, обладающий уникальным набором потребностей, индивидуальным характером жизнедеятельности, а также границами, обеспечивающими защиту целостности и уникальности, согласно принципу: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Взаимоотношения и противоречия супружеской пары, наличие и оптимальная степень открытости-закрытости границ, имеющихся подсистем, определяют, как гармоничное, так и дисгармоничное развитие семьи в целом. Характер взаимоотношений супругов определяет психологический климат в семье, а нарушения отношений проявляются в различной проблемной симптоматике, в том числе детской.

Трудно разрешаемые личные проблемы и кризисы в существенной мере зависят от нарушения эмоциональных отношений, общения и взаимодействия с людьми в ближайшем окружении. Например, проблема депрессии супруга, или нарушения поведения ребенка является симптомом, отражающим неблагополучие в ближайшем круге отношений: между мужем и женой; между родителями и детьми; между детьми, родителями, бабушками и дедушками.

Исходя из определяющей роли супругов можно заключить, что детоцентрическая модель семьи имеет коренной недостаток, заключающийся в том, что результат (следствие) существования семейной системы – дети, получает приоритет над источником существования системы — отношениями супругов, что способствует деструкции этих отношений. В малодетных семьях такая модель способствует эгоцентрическому развитию детей, а в многодетных — комплексу жертвы у родителей. Подход «ювенальной юстиции», согласно которому права ребенка имеют приоритет над правами родителей явно нарушает принципы устойчивого существования семейной системы.

Внутри семейной системы одновременно присутствуют процессы как поддержания стабильности отношений, так и стремления к изменениям. Эти процессы могут олицетворяться различными членами семьи, что порождает различные противоречия внутрисемейного взаимодействия. Претерпевая структурные изменения — появление детей, а также возрастные изменения семья как целое успешно или не очень разрешает противоречие между желанием защитить своё настоящее состояние (гомеостазис) и требованиями развития и адаптации (морфогенез), предъявляемыми сменой этапов жизненного цикла семьи.

Мысль о том, что семья является «системой, движущейся сквозь время», в настоящее время получила общее признание [Sheets, 2014; McGoldrick, 2015]. Как бы не характеризовать отношения в паре и семье (влияние, власть, интимность) они проходят через ряд стадий развития и вынуждены изменятся под влиянием факторов как внешнего, так и внутреннего характера [Montgomery, Sorell, 1997]. Внешние стрессоры обусловлены неконтролируемыми событиями в расширенной семье, организациях по месту работы супругов, приходе, городе, государстве, а внутренние стрессоры обусловлены, как предсказуемыми событиями и изменениями в жизни семьи, например, рождение ребенка, учеба в школе, «вылет из гнезда», так и непредсказуемыми (болезнь, внезапная смерть, жизненные катастрофы различного масштаба).

Семья (и личности супругов в том числе) развиваясь как целостность переживают смену фаз жизненного цикла семьи, что отражается в изменении приоритетов супружеской деятельности и возникающих при этом противоречиях между членами семьи. Противоречия возникают как ответ на неравномерность развития духовных, социально-психологических и телесных потребностей членов семьи, а также гетерохронность проявления и удовлетворения данных потребностей в подсистемах отношений: муж – жена, родители – дети, братья – сестры, прародители – внуки – родители и других отношений. Очень часто проблемное поведение одного из членов семьи является реакцией на проявляющиеся изменения, например, проблемное поведение ребенка как ответ на рождение малыша; депрессивно-тревожное состояние матери и/или аддиктивное поведение сына, как ответ на необходимость «вылета из гнезда» единственного ребенка. Данные противоречия можно рассматривать как источник нормативных кризисов семьи и супружеских отношений, которые закономерно возникают при смене фаз жизненного цикла семьи.

Нарушение границ супружеской подсистемы со стороны супругов, прародителей или детей приводит к деструкции отношений любви, что приводит к возникновению ненормативных кризисов семьи. Крайними случаями нарушения естественных границ супружеской и детской подсистем являются такие греховные явления как неверность, снохачество и инцест.

Современные авторы вынуждены признать, что несмотря на то, что в отличие от других социальных систем, отношения любви во всем многообразии их форм присущи только семейной системе, понятие любви незаслуженно замалчивается в исследованиях, посвященных качеству и устойчивости супружеских отношений [Ильин, 2013; Hatfield, Pillemer, 2008; Berscheid, 2010; Fehr,2013]. Как в английском, так и в русском языке состояния любви, как правило, описывается не дифференцированно, и в значительной степени определяются контекстом, взаимодействия. Русские мыслители обращали внимание на многообразие понимания любви в языке и пытались раскрыть особое содержание и направленность различных форм любви [Флоренский,2007; Громова, 2002; Джежер,2010].

В научных психологических источниках используется терминология форм любви, предложенная Д. Ли на основе греко-латинской традиции [Lee, 1988]. Описывается шесть форм любви: эрос — страстная романтическая любовь; людус — гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной отношений и сравнительно легко допускающая возможность смены партнера; сторге — спокойная, теплая и надежная дружеская любовь; мания —  страстная любовь-зависимость; прагма — рассудочно-прагматическая любовь, легко поддающаяся контролю сознания, умеренная в эмоциях и направленная на рациональное благо; агапе — бескорыстная, жертвенная и самоотверженная любовь-самоотдача, безусловная готовность служить и помогать другому. Шкала агапе в целом соответствует любви, выраженной в Новом Завете: «Нет больше той любви (αγαπην), как если кто положит душу свою за друзей своих», Ин. 15:13.

В процессе консультирования можно говорить, как об индивидуальном профиле форм любви, так и о сравнительном профиле любви в супружеской паре. В качестве диагностического инструмента Hendrick C., Hendrick S, 1986; 1998 был предложен опросник «Шкалы аттитюдов любви» («Love Attitude Scale»), измеряющий шесть форм любви – Эроса, Людуса, Сторге, Прагмы, Мании, Агапе. Использование и факторная проверка шкал опросника в Малайзии, Сербии, США, показали, что выделенные формы любви диагностируются в разных культурах, что говорит о его кросс-культурной валидности [Todosijević, Arančić, Ljubinković, 2009; Wan Shahrazad, Hoesni, Chong, 2012; Kimberly, Werner-Wilson,2013]. Отмечается, что формулировки вопросов должны быть адаптированы к культурному восприятию респондентов. С помощью данного опросника проведено много исследований, позволивших выявить связь между выраженностью форм любви и удовлетворенностью браком, а также другими характеристиками брака.

С целью определения роли Агапе для удовлетворенности отношениями в паре проведено исследование в США на выборке белых христиан (протестанты и католики) в возрасте от 19 до 91 г. [Lin и Huddleston-Casas, 2005]. Было обнаружено, что независимо от влияния других факторов существует сильная взаимосвязь между показателями по шкале Агапе и удовлетворенностью отношениями. На таком же уровне значимости обнаружилась положительная взаимосвязь между возрастом респондентов, также личной религиозностью, которая измерялась по отдельной шкале.

В исследовании Kimberly и Werner-Wilson, 2013 изучались взаимосвязи показателей по шкалам любви и показателями взаимоотношений в паре: удовлетворенность, сплоченность, единодушие, а также изучить влияние стиля общения супругов на оценку взаимоотношений. Выборку составили состоящие в браке респонденты, в возрасте от 22 до 89 лет, США. Результаты показали, что результаты по шкалам Эроса и Агапе имеют значимую положительную связь с показателями сплоченности и единодушия, а показатель Эроса также — с показателем удовлетворенности. Наиболее сильным предиктором удовлетворенности браком, является взаимная любовь-эрос, а также любовь-агапе со стороны мужей.

Результаты по шкале Людус были отрицательно связаны с со всеми показателями взаимоотношений, но положительно — с такими характеристиками стиля общения в паре как презрение, игнорирование, критика.

В исследовании Gana с соавторами, 2013, проведенном во Франции, на выборке белых пар в возрасте от 18 до 83 лет было обнаружено, что как у мужчин, так и женщин удовлетворенность браком в наибольшей степени обеспечивается ориентацией на Эрос, в средней степени ориентацией на Манию, Прагму, Сторге и Агапе, в то время связь между удовлетворенностью и Людус отсутствует. Авторы также делают вывод, что наличие компонента эротической любви является наиболее сильным предиктором удовлетворенности браком.

Ряд исследований также свидетельствует, что выраженность различных форм любви зависит от длительности отношений и возраста супругов. Исследование Montgomery и Sorell, 1997, проведенное на выборке в возрасте от 17 до 79 лет из штата Техас, подтвердило взаимосвязь выраженности аттитюда Агапе от религиозности респондентов, а также показало зависимость профиля аттитюдов любви от стадии жизненного цикла семьи.

В исследовании Sheets, 2014 была подтверждена зависимость между продолжительностью супружеских отношений (возраст респондентов от 18 до 92 лет) и выраженностью различных форм любви. Выраженность любви-мании неуклонно уменьшается с ростом продолжительности отношений супругов, тогда как выраженность любви-сторге возрастает.

В отношении любви-эроса была обнаружена криволинейная зависимость от продолжительности отношений: в процессе развития отношений до 4 лет показатели любви-эроса возрастают, затем по мере роста продолжительности отношений до 40 лет постепенно снижаются, но затем, после 40 лет показатели любви-эроса снова возрастают, достигая уровня группы с длительностью отношений до 4 лет.

 Женатые пары по сравнению с неженатыми имели значимо большие показатели шкале Агапе, а неженатые пары имели наибольшие показатели по шкалам Людус и Мания. Для всех групп респондентов удовлетворенность отношениями положительно связана с показателями по шкале Эрос. Удовлетворенность отношениями пар с детьми дошкольного и школьного возраста положительно связана с показателем по шкалам Агапе и Сторге. Для всех женатых респондентов показатель удовлетворенности браком отрицательно связан со шкалой Людус.

Опыт консультирования российских супружеских пар, в отношениях которых возник кризис на разных стадиях семейного цикла: добрачные отношения, «полынный месяц», рождение первого ребенка, рождение второго ребенка, воспитание подростков, «пустое гнездо», старение и болезнь супруга, показывает, что кризис отношений, как правило,  возникает при смене стадии жизненного цикла семьи,  и выражается как неудовлетворенностью аттитюдами любви, имеющимися у супруга, так и неготовностью и ригидностью в изменении собственного профиля аттитюдов любви.

Респонденты описывают противоречия как наличие разногласий в определении потребностей тех форм любви, которые, по их мнению, соответствует наступившему этапу семейного цикла. Кризис супружества переживается как отсутствие или сверхдоминирование отдельных форм любви со стороны одного или обоих супругов, а также переживание острой потребности в той форме любви, которая необходима на данном этапе семейной жизни.

 Поведенческая феноменология данных проблем, как правило, проявляется в следующем:

—отсутствие границ супружеской подсистемы, ее чрезмерная проницаемость для влияния прародителей; сохранение супругом как более приоритетной роли сына или дочери по сравнению с ролью мужа или жены, что мешает супругам выстроить глубокие личностные отношения любви-сторге;

—изгнание эроса из отношений, вследствие беременности, родов, кормления ребенка, болезни, отказа от секса из-за возраста, ложного морализаторского осуждения эроса, что уничтожает телесно-интимный статус супружества и сводит на нет романтическую любовь;

— умаление дружеской любви-сторге между супругами вследствие попадания в зависимость от диктата родительской любви: гиперпротекция, чрезмерная эмоциональная привязанность матери (отца) к ребенку, слепая родительская любовь, игнорировании негативного поведение сына (дочери), борьба за влияние на ребенка;

—недостаточность жертвенной любви-агапе — неготовность принять болезнь супруга или ребенка; гипопротекция по отношению к супругу и детям, игнорирование проблем другого, что приводит супругов к эмоциональным конфликтам, а затем к соперничеству и последующему разрушению отношений;

—борьба за лидерство, дисгармония супружеской власти, одностороннее понимание семейных ролей, эгоцентризм в удовлетворении материальных, эмоциональных, личностных и духовных потребностей, что с, одной стороны, говорит о доминировании прагматической любви, а с другой, обусловлено взаимным дефицитом любви-агапе;

—среди патологических форм любви можно выделить любовь-манию в виде ревности, для которой свойственны иррациональная одержимость, крайняя зависимость от объекта влечения, одновременное желание собственности и переживание неуверенности в обладании супругом или добрачным партнером.

переживание острой рассогласованности в ожидаемых формах любви, особенно на фоне манипуляции со стороны супруга, возникают анормальные кризисы семейной системы: аборт, супружеская неверность, прекращение отношений, развод – разрушающие семью.

Осознание супругом требований, предъявляемых к отношениям любви на очередном этапе жизненного цикла семьи, ведет к гармонизации отношений. В процессе супружеской терапии противоречия могут быть совместно разрешены путем смещения акцентов от эроса к сторге, от сторге к агапе, от сторге к прагма, от прагма к эросу, с постоянным присутствием аттитюда любви-агапе, которая обеспечивает гармонизацию отношений во время кризисов, особенно в случае внешних воздействий. Для устойчивой функциональности семейной системы, необходим гармоничный сплав эроса, сторге и агапе, который должен соответствовать текущим задачам жизни семьи, что особенно важно в критические периоды цикла семейной системы.

Следует подчеркнуть, что взаимный личностный потенциал жертвенной любви-агапе делает супружеские отношения гибкими, способными в случае возникновения объективных трудностей семейной жизни к духовному пониманию возникшего кризиса. Именно на языке любви-агапе написаны евангельские тексты, воспевающие любовь-самоотдачу, например, «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5. 25). Книга «Песнь песней Соломона», полная эротических метафор, в греческом переводе также использует язык любви-агапе для описания отношений возлюбленных.

Соединение супругов в «одну плоть» предполагает агапическую готовность для преодоления мертвых зон супружеской любви, эгоцентрических и ролевых барьеров, а также для реализации личной потребности в достижениях и контроля над событиями своей жизни. Понимание динамики форм любви в контексте жизненного цикла позволяет проводить консультирование и терапию, направленные на восстановление системы супружеских отношений.