ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ Духовный аскетический опыт преодоления страсти сребролюбия

ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ
Духовный аскетический опыт преодоления страсти сребролюбия
Шеховцова Л. Ф.
    «Почему же сребролюбие, страсть сребролюбия несовместимы с жизнью по Христу?- спрашивает Предстоятель Русской православной Церкви. А потому, что главной направляющей жизни во Христе является движение не к себе, а от себя, вопреки человеческим инстинктам, а говоря о жизни современной — вопреки всем стереотипам жизни, вопреки всякой моде на образ жизни и на образ мысли. Жизнь со Христом — это движение от себя. "Блаженнее давать, нежели принимать" (см. Деян. 20:35). Это движение от себя и есть смысл жизни во Христе; и сребролюбие как жизнь для себя, как собирание для себя несовместимо с жизнью во Христе»/6/.
     Патриарх напоминает, что «сребролюбие — это вовсе не обладание ценностями, а стремление обладать таковыми для себя». «Если человек обладает материальными благами, ценностями, деньгами, - подчеркнул Патриарх, - то он должен уметь господствовать над всем этим и в первую очередь следить за тем, чтобы сердце не приразилось к богатству»/ 6/.
    Как делать человеку так, чтобы сердце его не приразилось богатству? Об этом святые отцы делятся с нами своим опытом. Противоположная сребролюбию добродетель- нестяжание. Нестяжание – это удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты евангельской . Упование на Промысел Божий. Беспопечительность. Подавание милостыни. Желание иметь богатства все более и более, св. Феофан Затворник называет лихоиманием. Имеем нужду в пище, одежде и крове, не можем не иметь и того , чем удовлетворять ее. Христос сказал: Мерою имения должно поставить удовлетворение нужде, которая и пусть указывает границы стяжанию и усилиям по нему /11/.
    «Главное в денежном деле- не опираться на них надеждою, и потом не прилагать к ним сердца и потреблять не на себя только, но разделять и с нуждающимися , во славу Божию»/11,с.128/
    Как понимать нестяжательность, разъясняет преп. Иоанн Лествичник:«Нестяжательный ни к чему не привязан, и о том, что есть у него , не думает, как бы того не было; так как все уже вменил в уметы, когда решился стать отшельником. Кто печалится о чем либо, тот еще не нестяжателен.
    По поводу богатства св. Игнатий Брянчанинов пишет, что писание называет богатых людей только распорядителями имущества, которое принадлежит Богу, получается распорядителями на время , все богачи суть приставники и приказчики Божии. Это временное богатство – чужое, оно переходит из рук в руки, всегда дается на срок, более или менее краткий. Земное богатство неправедное и чужое, а небесное - истинная собственность человека и вечное. Чтобы получить истинное , неотъемлемое достояние, советует св. Игнатий,- сохраните верность Богу при распоряжении срочно-вверенным. Не обманите себя: не сочтите земного имущества собственностью.
    Употребляя ваше имущество на роскошь и увеселения , вы попираете закон Божий, отнимаете у ближних то, что Бог поручил вам раздать им, тем самым губите себя сами/ 3/.    
    А вот слова из проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, с которым он обратился к пастве в Великую среду 20 апреля 2011 года: «Необходимо постоянно задавать себе вопрос: «А можешь ли ты расстаться с частью своих средств для того, чтобы помочь людям — спасти умирающего или больного, разделить горе со страждущим?» / 6/ И, как отметил Патриарх Кирилл, если в какой-то момент ты сам себе наедине скажешь «Нет, никогда, ни при каких условиях», — значит, «страсть сребролюбия поработила тебя, значит не ты господствуешь над деньгами, а деньги господствуют над тобой.
     Святые отцы оставили нам описание развития страсти и ее преодоления. Рассмотрим на примере , как можно использовать опыт невидимой брани для преодоления искушения накопительства современному человеку. Через телевидение мы подвергаемся массированной атаке рекламы.
 Женщина видит по телевидению рекламу нового крема:
    1 стадия – прилог- она слышит: « Вы достойны этого!». У нее появляется мысль: « В самом деле, чем я хуже других?!» Чтобы не оказаться в плену накопительства, надо попытаться сразу же отогнать эти мысли- помолиться, вспомнить, что у нее уже есть крем, который ей нравится.
    Если ей не удалось прогнать эту мысль, то она оказывается на 2 стадии сложения с искушающим помыслом- приходят мысли: « А может быть этот крем больше подходит для моей кожи? В нем так много необходимых для кожи витаминов,,,, «. Чтобы не поддаться искушению, надо попытаться найти противоположные доводы, например: « У меня есть уже несколько видов крема для рук… У фирмы К.. очень хорошая продукция… И крем « Фиалка» мне тоже очень нравится»..
    3 А реклама продолжает назойливо свое: « Вы этого достойны!» И появляется опять Мысль : « Действительно…я достойна,.. могу себе позволить.. У этого крема такая красивая упаковка.. и аромат, наверное, замечательный»! Вот мы уже и на стадии сочетания с искушающей нас страстью. Можно еще удержаться, например: « Это очень дорогой крем. Сейчас у меня есть все таки хорошие крема…лучше я куплю его попозже, спрошу у подруги, нравится ли ей этот крем….», но….
    4 « Нет, все-таки я куплю его завтра»- уступка помыслу, пленение опять ненужной ( не необходимой) покупкой. Святые отцы говорят о том, что человеку необходимо выстраивать правильную иерархию ценностей и обрести истинный смысл жизни
    Чем может помочь ПСИХОТЕРАПИЯ И ПЕДАГОГИКА в ПРЕОДОЛЕНИИИ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ? Помощь в нахождении смысла жизни оказывает логотерапия В. Франкла. Другие близкие ей направления экзистенциальной психотерапии, дазайн - терапии , синергийной психотерапии , православной психотерапии помогают человеку выстроить иерархию ценностей / 12,14 /.
    Никто не обращается к психотерапевту за помощью, чтобы избавиться от скупости или жадности, страсти накопительства, ибо человек неверующий не склонен осознавать в себе такие недостатки. Но если человек томим непонятным ему неудовлетворением при полном материальном жизненном благополучии, то, вероятно, где-то он потерял смысл жизни или пока его не нашел. Психотерапевт или психолог-консультант помогут ему в этом разобраться.
    Американский психолог написал уникальную книгу « Психология счастья» и показал, что неожиданно « свалившееся « счастье в виде лотерейного выигрыша 10 000 000 $ НИКАК не делало выигравшего счастливым , а приносило много новых - неожидаемых забот и последствий. Воспитанию таких добродетелей как щедрость, милосердие, желание дарить людям то, что имеешь, радость дарения - это должны родители прививать своим детям с раннего возраста.
    Лучший «метод» воспитания этих качеств у ребенка- родительский пример и уклад жизни семьи. В таком случае личность как духовно –нравственное существо , знает, что такое БЛАГО. Если человек отдает всего себя в дар Другому или Богу - он обретает свою подлинную природу и выполняет свое предназначение.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1 Георгий Тертышников арх. Симфония по творениям святителя Феофана Затворника кн.2 Рязань 2003 
2 Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению М. 1996
3 Игнатий Брянчанинов св. Практическая энциклопедия . Основы правильной духовной жизни.СПб 2003
4 Иоанн Лествичник преп. Добротолюбие, т.2
5 Иоанн Кассиан Добротолюбие, т.2
http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/04/20/svyatejshij_patriarh_kirill_sr...
7 Нил Синайский Добротолюбие. Том 2.М.: АНО «Развитие духовности, культуры и науки»; 2004 г.
8 Платон Игумнов арх.Православное нравственное богословие . Свято – Троицкая Сергиевская Лавра, 1994
9 Сребролюбие как дух антихриста.1997 
10 Сергий Филимонов прот . Пантелеймоновский листок Страсть сребролюбия 2007
11 Феофан Затворник св. Страсти и борьба с ними М. 2004
12 Франк В. Человек в поисках смысла М. 1990
13 Фромм Э . Человек для себя Минск 2004
14 Хьелл Л. Зиглер Д . Теории личности Питер 2008