СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ

СОВРЕМЕННЫЕ  КОНЦЕПЦИИ  ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ  ХРИСТИАНСКОЙ  ПЕРСОНОЛОГИИ
ШЕХОВЦОВА  Л.Ф.
Ключевые  слова:   личность , первичность , несводимость, природа,  самосознание, общение, со-бытие,  Я,  самореализация.
 
Православная психология  и психотерапия  базируется   на  христианском  учении  о  человеке, христианской антропологии.
Человек   как Образ Божий может быть представлен природой-тело-душа-дух; энергией –активностью-деятельностью; и личностью- ипостасью.
Из  богословского  понимания личности, представленного в трудах православных  богословов  XX в. – Вл. Лосского, Х. Яннараса, митр. Иоанна Зизиуласа следует:
 
человеческая  личность отражает  в себе Образ  бытия Божественных Личностей и  определяется Ими;
личность  НЕСВОДИМА   к природе;
личность   онтологически первична по отношению к природе и  владеет ею, абсолютно свободно определяет образ своего существования [4, 5,7, 18];   
личность ипостазирует сущность, т.е. дает ей реальное и конкретное существование/ 18].Все человечество имеет по Образу единую природу (разум, чувство, волю) и множественные ипостаси личности;
личность  выражается  в   образе , способе существования  природы-индивидуализированной природе;
образ существования  выражает   личность  в отношениях   свободы  общения  и любви;
личность-это «кто-то»-  имя собственное.
   ПОНЯТИЕ  ЛИЧНОСТИ В  ПРАВОСЛАВНОЙ  ПСИХОЛОГИИ ДОЛЖНО  ОСНОВЫВАТЬСЯ НА БОГОСЛОВСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, НО ВОЗНИКАЕТ  ВОПРОС-  ЕСТЬ ЛИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ КАКОЕ-ТО СООТВЕТСТВИЕ  С БОГОСЛОВСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?
Важным   вопросом для православной психологии является  выбор ИЗ  НИХ той парадигмы или такого  понимания личности человека, которое  не противоречило бы богословскому подходу.
ПРЕДРИМЕМ    КРАТКИЙ  ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ  КОНЦЕПЦИЙ  ЛИЧНОСТИ  В ПСИХОЛОГИИ, НЕ ПРОТИВОРЯЧАЩИХ БОГОСЛОВСКОМУ  ПОДХОДУ
Представления о личности  как  НЕПРИРОДНОМ  феномене имеются у ряда  психологов.
Шпрангер определял путь развития  личности телеологически как ряд духовных превращений, направленных на реализацию  идеальной духовной  структуры /17/. Психолог-идеалист В.  Штерн  полагал, что внутри  человека существует  активное целеполагающее начало,  организующее и обьединяющее  все  свойства и функции личности в независимое индивидуальное  целое.
Прот. Василий Зеньковский полагал, что  личность есть метафизическое  ядро, начало, задающее  единство/6/.
Личность  у прот . Василия Зеньковского    задана, вне  эмпирична, это  то метафизическое  ядро, которое позади эмпирического  хаоса, которое  является  гармонизирующим  центром индивидуальности
Современный  психолог  Е.А.  Морозова  предлагает  понимать  личность   как системообразующий  принцип, интегрирующий  в единое  целое отдельные  составляющие/9/.
 Есть ли какие-либо аналогии в психологии богословскому пониманию личности –ипостаси как « собственницы», «владычицы»  своей природы?
    Главная категория  гуманистической психологии- «самоактуализация», «самореализация» предполагает  реализацию  себя, своего потенциала .  Человеку очень важно познать свой потенциал ( те дары, таланты, которые вложил  в него Господь), обрести  свою аутотентичность, способность  быть самим  собой  и реализовать  свое призвание – то, к чему  он призван Богом, то есть осуществить  свое истинное бытие,  свое «Я».
 В. Франкл утверждает, что человек  отказывается  от своего  бытия-вплоть до  суицида,- если не обрел  смысл своего   существования/14/. Таким образом,   отказ от подлинного  или неподлинного бытия, актуализация  своих природных даров или стяжание упорным трудом не вложенных Богом дарований- все это проявление высшего  уровня регуляции жизни личностью- «управляющей инстанции».
Осуществление  ,  реализацию себя можно  увидеть и  в том, что А.В.Петровский называл «инобытием « личности».Эта  потребность самоосуществления в наибольшей  степени реализуется во  «вкладе»  одной личности в другую-  инобытии  личности/11/.
   В отечественной психологии  наиболее  распространенным является понимание личности как позиции. Позиция-  это мировоззрение  человека- смыслы, ценности,  в  соответствии с которыми  личность выстраивает  свои отношения с  миром, с  собой, с другими и с Богом/2;13 /. Ценности,  смыслы  и отношения- это неприродные образования( не свойства биологической  природы),  но именно в соответствии с ними человек творит свою жизнь, выстраивает  свою  судьбу.
 В этом  секулярном  смысле  «личность» является «продуктом» не природных , а социальных воздействий, «продуктом» интериоризации смыслов, свободно избранных  из   предлагаемых общественным умонастроением.
 Личностное  «образование» в человеке  поэтому  и называют высшим уровнем регуляции его  поведения- мировоззрение личности –это тот выбор, который делает  человек в существующей социокультурной  реальности и которому  он в дальнейшем  подчиняет  свое  поведение.  Следовательно,  имеется и в психологии  подход к  пониманию  личности как «неприродному»,  не биологическому  образованию
( учитывая  то , что в зарубежных  теориях  личность  рассматривается часто как  биологическая  характеристика  человека-/Фрейд,Олпорт и  др./- утверждение, подчеркивание, что личность-неприрода - для современной психологии достаточно актуально/  15/).
  В психологии есть много теорий, интерпретирующих  личность как феномен  общения, как феномен межличностных отношений.
 А.А. Бодалев , в частности, писал:  «..отношения составляют  существо  человека  как  личности» /1, с.339 /.
Если  по  мнению митрополита Иоанна Зизиуласа «Общение есть онтологическая категория «… Личность существует в общении» [4, с. 83]; а по Хайдеггеру человек  есть бытие с другими, то В.И. Слободчиков  в своей теории формулирует категорию «со-бытийной общности»- совместного бытия с Другим. Со-бытийная общность-это форма существования человека, человек  по своей самой природе есть  бытие для другого и с другим. Общность- сущностный атрибут человека- в детстве – это бытие с близким взрослым,  во взрослом периоде это общность с Другим, с человечеством/13/.
Мартин  Бубер описал типы отношений  между людьми : Я-ОНО и  Я-ТЫ   по  глубине  взаимодействия  и  взаимопроникновения  друг  в друга /  3/.
      Та  потребность самоосуществления , «вклад»  одной личности в другую, которую  Петровский А.В.  назвал инобытием  личности  или   потребностью в ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ - быть личностью и оставить «след»  своего существования  в другой личности  - ЭТО  ЯВЛЯЕТСЯ ГЛУБИННОЙ   И НЕ  ВСЕГДА  ОСОЗНАВАЕМОЙ   ОСНОВОЙ   ТАКИХ  НЕУТИЛИТАРНЫХ  ФОРМ   ОБЩЕНИЯ   КАК  АЛЬТРУИЗМ,  ПРИЗНАНИЕ, сопереживание, эмпатия и  помощь другому человеку,СЛУЖЕНИЕ/ 11/. Можно предположить, что это та   же неосознаваемая  потребность в  перихоресисе- взаимопроникновении и взаимообмене,- которая  наличествует в нас как Образе Божьем, отражая способ существования Лиц Троицы в Общении-Любви/ 5, 16/.
   Таким образом, в психологии тоже  есть понимание личности как процесса и итога общения,  только не с Богом,  как в богословии, а с другим человеком.
   Человек имеет   возможность выбора  определенных действий  или  воздействий: одни ценности, предлагаемые внешней средой, человек интериоризует, присваивает, а другие отвергает. «Кто» осуществляет этот выбор?    «Кто» же выбирает? Естественно напрашивается ответ: решает человек( имя  собственное/ 7/) или «Я». И тогда следующий вопрос: кто такой, или что такое «Я»?
  Как  соотносятся в психологии категории  «Я»  и  «личность»?
Что это  за  активное  начало  в  человеке, которое  «владеет»  своей  природой,  выбирает  ту или  иную  жизненную  стратегию?
  В психологии     часто отождествляют личность и сознание . Понятие личности совершенно неотделимо от понятия сознания, в которое входит как составная часть, момент единства.
  «Я «  властно по отношению  ко всем содержаниям сознания
«Я» - эта изначально действующая в человеке сила, предстает в сознании повелителем, манипулятором всех содержаний  сознания . «Я» создает «мою» самостоятельность, строит содержание моего сознания,  а затем самого меня.  Это- центр, инстанция, координирующая работу всех других систем .
   «Личность» часто    отождествляется  с  «Я»/12/.
 Наше «Я» для нас является причиною наших психических явлений - рассуждает еп. Михаил Грибановский /8 /.
Хотя  в психологии проблема самосознания  мало  разработана, тем не менее есть исследования , в которых описываются  формы, грани  или  стороны  Я;  стадии  и условия процесса  становления  Я.
    Довольно близким христианскому  пониманию личности оказывается персонализм  в лице его основателя Эммануэля  Мунье/10/. В его понимании личность есть живая  активность самотворчества, коммуникации и единения  с другими личностями. Отказаться от жалкого прозябания может только тот человек, который  понял  смысл личностного  существования, если человек не вступает на путь личностной жизни,  то он убегает от действительности,  сползает  в мир дремлющего  сознания. Личность погружена в  природу, человек- весь и тело и дух.  «Я» выступает как личность, существуя телесно и субъективно, преобразовывая  природу. Личность есть существование  для  «другого», способное отсоединиться и отказаться   от самого  себя, выйти за собственные  пределы  из под  власти детерминизма.  Акт любви – самый достоверный акт человеческого  существа/10/
   Итак, можно констатировать, что положения богословского понимания личности  фрагментарно  отражены в секулярных теориях личности: личность как неприродное, а социальное образование рассматривали Фромм,  Салливен , Олпорт,  Мясищев, Ананьев,   Слободчиков и   Исаев. Правда, следует  отметить, что с богословской точки зрения социальное, душевное считается  природным образованием.   Неприродным  образованием  можно  назвать личность только с  точки  зрения  секулярной  психологии.  Личность «продуктом» общения  полагали Салливен,  Слободчиков,  Исаев  и др. О свободе личности как ее неотъемлемом качестве говорили Фромм, Сартр,  Братусь и др.
   Л . Хьелл и Д. Зиглер, выделяя биполярные  шкалы в различных теориях личности, сделали вывод, что только весь корпус имеющихся в психологии теорий, может отразить личность в ее в полноте/15/.
 
     Подводя  итоги рассмотрению  категории «личность» в богословско-философской  и психологической литературе, можно увидеть    встречающиеся  в ней некоторые общие моменты  :
-если  в богословии утверждается первичность личности по отношению к природе и несводимость  к ней, то в психологии также  имеются представления о личности как  неприродном  образовании;
-и в богословии . и в психологии личность обладает  свободой  как условием для реализации найденного смысла  своего  существования;
-проявляясь в форме «Я», личность свободно определяет образ    существования своей  природы( телесной и душевно-духовной субстанций) в соответствии с интериоризованными смыслами и ценностями, соотнося их с Замыслом Божьем о себе;
- если в богословии утверждается, что  развитие  личности происходит в  процессе  общения с Богом, то в психологии становление  личности рассматривается как процесс общения  с Другим, как процесс событийной общности с другой личностью.
 
    ИТАК, в православной психологии, которая развивается на основе христианского учения  о человеке,  личность  можно  понимать –как  активное начало, несводимое к  природе и  владеющее природой тела-души-духа,   как инаковость ( по  отношению  к природе)  самосознания, проявляющаяся  в форме «Я».
 Православная   психотерапия  решает 2 задачи-общую-оказание помощи человеку в преодолении его падшей природы, одухотворении тримерии  и тем самым  спасении души.

И  частную -оказание помощи   в  решении  его конкретных жизненных затруднений.

Видение "горизонтали"конкретных   психологических проблем на фоне падшести –общей болезни человечества-падшести -"вертикали"---помогает психотерапевту  выйти за пределы симптоматического  лечения и решать более важную задачу  преодоления духовного  поражения.

ЛИТЕРАТУРА
1   Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода  к пониманию  личности       /    Психология  личности в трудах  отечественных  психологов Питер 2000  .
2   Братусь Б.С. Смысловая  сфера  личности »  /    Психология  личности в трудах  отечественных  психологов Питер 2000 
3   Бубер М.  Ты и Я  М.1993
4   Иоанн Зизиулас (митр.). Личность и бытие // Начало. – СПб., 1998, №6.
5   Иоанн Зизиулас( митр.) Бытие как общение  М. 2006
6   В.В. Зеньковский Проблемы воспитания в  свете христианской антропологии Имка- Пресс 1934
7  Лосский Вл. По образу и подобии. М., 1995.
8  Михаил Грибановский (еп.). Лекции по введению в круг богословских наук. Киев. 2003.
9  Морозова Е .А.Личность: целостный взгляд Самара 2008
10 Мунье Э .  Персонализм  М. 1992
11 Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. Основы теоретической  психологии  М.1998
12 Сапронов П. А. «Я»: Онтология личного  местоимения  СПб 2008
13 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
14 Франкл В.  Человек  в  поисках  смысла  М. 1990
15 Хьелл Л.,  Зиглер  Д. Теории личности  СПб 1997
16 Чурсанов  лицом к лицу М. ПСТГУ 2008
17 Шпрангер Э . Два  вида  психологии//  Хрестоматия по истории психологии  М. 1980
18 Яннарас Х. Вера церкви. М., 1992.