СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ
СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕРСОНОЛОГИИ
ШЕХОВЦОВА Л.Ф.
Ключевые слова: личность , первичность , несводимость, природа, самосознание, общение, со-бытие, Я, самореализация.
Православная психология и психотерапия базируется на христианском учении о человеке, христианской антропологии.
Человек как Образ Божий может быть представлен природой-тело-душа-дух; энергией –активностью-деятельностью; и личностью- ипостасью.
Из богословского понимания личности, представленного в трудах православных богословов XX в. – Вл. Лосского, Х. Яннараса, митр. Иоанна Зизиуласа следует:
человеческая личность отражает в себе Образ бытия Божественных Личностей и определяется Ими;
личность НЕСВОДИМА к природе;
личность онтологически первична по отношению к природе и владеет ею, абсолютно свободно определяет образ своего существования [4, 5,7, 18];
личность ипостазирует сущность, т.е. дает ей реальное и конкретное существование/ 18].Все человечество имеет по Образу единую природу (разум, чувство, волю) и множественные ипостаси личности;
личность выражается в образе , способе существования природы-индивидуализированной природе;
образ существования выражает личность в отношениях свободы общения и любви;
личность-это «кто-то»- имя собственное.
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ПСИХОЛОГИИ ДОЛЖНО ОСНОВЫВАТЬСЯ НА БОГОСЛОВСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, НО ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС- ЕСТЬ ЛИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ ЛИЧНОСТИ КАКОЕ-ТО СООТВЕТСТВИЕ С БОГОСЛОВСКИМИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ?
Важным вопросом для православной психологии является выбор ИЗ НИХ той парадигмы или такого понимания личности человека, которое не противоречило бы богословскому подходу.
ПРЕДРИМЕМ КРАТКИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ, НЕ ПРОТИВОРЯЧАЩИХ БОГОСЛОВСКОМУ ПОДХОДУ
Представления о личности как НЕПРИРОДНОМ феномене имеются у ряда психологов.
Шпрангер определял путь развития личности телеологически как ряд духовных превращений, направленных на реализацию идеальной духовной структуры /17/. Психолог-идеалист В. Штерн полагал, что внутри человека существует активное целеполагающее начало, организующее и обьединяющее все свойства и функции личности в независимое индивидуальное целое.
Прот. Василий Зеньковский полагал, что личность есть метафизическое ядро, начало, задающее единство/6/.
Личность у прот . Василия Зеньковского задана, вне эмпирична, это то метафизическое ядро, которое позади эмпирического хаоса, которое является гармонизирующим центром индивидуальности
Современный психолог Е.А. Морозова предлагает понимать личность как системообразующий принцип, интегрирующий в единое целое отдельные составляющие/9/.
Есть ли какие-либо аналогии в психологии богословскому пониманию личности –ипостаси как « собственницы», «владычицы» своей природы?
Главная категория гуманистической психологии- «самоактуализация», «самореализация» предполагает реализацию себя, своего потенциала . Человеку очень важно познать свой потенциал ( те дары, таланты, которые вложил в него Господь), обрести свою аутотентичность, способность быть самим собой и реализовать свое призвание – то, к чему он призван Богом, то есть осуществить свое истинное бытие, свое «Я».
В. Франкл утверждает, что человек отказывается от своего бытия-вплоть до суицида,- если не обрел смысл своего существования/14/. Таким образом, отказ от подлинного или неподлинного бытия, актуализация своих природных даров или стяжание упорным трудом не вложенных Богом дарований- все это проявление высшего уровня регуляции жизни личностью- «управляющей инстанции».
Осуществление , реализацию себя можно увидеть и в том, что А.В.Петровский называл «инобытием « личности».Эта потребность самоосуществления в наибольшей степени реализуется во «вкладе» одной личности в другую- инобытии личности/11/.
В отечественной психологии наиболее распространенным является понимание личности как позиции. Позиция- это мировоззрение человека- смыслы, ценности, в соответствии с которыми личность выстраивает свои отношения с миром, с собой, с другими и с Богом/2;13 /. Ценности, смыслы и отношения- это неприродные образования( не свойства биологической природы), но именно в соответствии с ними человек творит свою жизнь, выстраивает свою судьбу.
В этом секулярном смысле «личность» является «продуктом» не природных , а социальных воздействий, «продуктом» интериоризации смыслов, свободно избранных из предлагаемых общественным умонастроением.
Личностное «образование» в человеке поэтому и называют высшим уровнем регуляции его поведения- мировоззрение личности –это тот выбор, который делает человек в существующей социокультурной реальности и которому он в дальнейшем подчиняет свое поведение. Следовательно, имеется и в психологии подход к пониманию личности как «неприродному», не биологическому образованию
( учитывая то , что в зарубежных теориях личность рассматривается часто как биологическая характеристика человека-/Фрейд,Олпорт и др./- утверждение, подчеркивание, что личность-неприрода - для современной психологии достаточно актуально/ 15/).
В психологии есть много теорий, интерпретирующих личность как феномен общения, как феномен межличностных отношений.
А.А. Бодалев , в частности, писал: «..отношения составляют существо человека как личности» /1, с.339 /.
Если по мнению митрополита Иоанна Зизиуласа «Общение есть онтологическая категория «… Личность существует в общении» [4, с. 83]; а по Хайдеггеру человек есть бытие с другими, то В.И. Слободчиков в своей теории формулирует категорию «со-бытийной общности»- совместного бытия с Другим. Со-бытийная общность-это форма существования человека, человек по своей самой природе есть бытие для другого и с другим. Общность- сущностный атрибут человека- в детстве – это бытие с близким взрослым, во взрослом периоде это общность с Другим, с человечеством/13/.
Мартин Бубер описал типы отношений между людьми : Я-ОНО и Я-ТЫ по глубине взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга / 3/.
Та потребность самоосуществления , «вклад» одной личности в другую, которую Петровский А.В. назвал инобытием личности или потребностью в ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ - быть личностью и оставить «след» своего существования в другой личности - ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛУБИННОЙ И НЕ ВСЕГДА ОСОЗНАВАЕМОЙ ОСНОВОЙ ТАКИХ НЕУТИЛИТАРНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ КАК АЛЬТРУИЗМ, ПРИЗНАНИЕ, сопереживание, эмпатия и помощь другому человеку,СЛУЖЕНИЕ/ 11/. Можно предположить, что это та же неосознаваемая потребность в перихоресисе- взаимопроникновении и взаимообмене,- которая наличествует в нас как Образе Божьем, отражая способ существования Лиц Троицы в Общении-Любви/ 5, 16/.
Таким образом, в психологии тоже есть понимание личности как процесса и итога общения, только не с Богом, как в богословии, а с другим человеком.
Человек имеет возможность выбора определенных действий или воздействий: одни ценности, предлагаемые внешней средой, человек интериоризует, присваивает, а другие отвергает. «Кто» осуществляет этот выбор? «Кто» же выбирает? Естественно напрашивается ответ: решает человек( имя собственное/ 7/) или «Я». И тогда следующий вопрос: кто такой, или что такое «Я»?
Как соотносятся в психологии категории «Я» и «личность»?
Что это за активное начало в человеке, которое «владеет» своей природой, выбирает ту или иную жизненную стратегию?
В психологии часто отождествляют личность и сознание . Понятие личности совершенно неотделимо от понятия сознания, в которое входит как составная часть, момент единства.
«Я « властно по отношению ко всем содержаниям сознания
«Я» - эта изначально действующая в человеке сила, предстает в сознании повелителем, манипулятором всех содержаний сознания . «Я» создает «мою» самостоятельность, строит содержание моего сознания, а затем самого меня. Это- центр, инстанция, координирующая работу всех других систем .
«Личность» часто отождествляется с «Я»/12/.
Наше «Я» для нас является причиною наших психических явлений - рассуждает еп. Михаил Грибановский /8 /.
Хотя в психологии проблема самосознания мало разработана, тем не менее есть исследования , в которых описываются формы, грани или стороны Я; стадии и условия процесса становления Я.
Довольно близким христианскому пониманию личности оказывается персонализм в лице его основателя Эммануэля Мунье/10/. В его понимании личность есть живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями. Отказаться от жалкого прозябания может только тот человек, который понял смысл личностного существования, если человек не вступает на путь личностной жизни, то он убегает от действительности, сползает в мир дремлющего сознания. Личность погружена в природу, человек- весь и тело и дух. «Я» выступает как личность, существуя телесно и субъективно, преобразовывая природу. Личность есть существование для «другого», способное отсоединиться и отказаться от самого себя, выйти за собственные пределы из под власти детерминизма. Акт любви – самый достоверный акт человеческого существа/10/
Итак, можно констатировать, что положения богословского понимания личности фрагментарно отражены в секулярных теориях личности: личность как неприродное, а социальное образование рассматривали Фромм, Салливен , Олпорт, Мясищев, Ананьев, Слободчиков и Исаев. Правда, следует отметить, что с богословской точки зрения социальное, душевное считается природным образованием. Неприродным образованием можно назвать личность только с точки зрения секулярной психологии. Личность «продуктом» общения полагали Салливен, Слободчиков, Исаев и др. О свободе личности как ее неотъемлемом качестве говорили Фромм, Сартр, Братусь и др.
Л . Хьелл и Д. Зиглер, выделяя биполярные шкалы в различных теориях личности, сделали вывод, что только весь корпус имеющихся в психологии теорий, может отразить личность в ее в полноте/15/.
Подводя итоги рассмотрению категории «личность» в богословско-философской и психологической литературе, можно увидеть встречающиеся в ней некоторые общие моменты :
-если в богословии утверждается первичность личности по отношению к природе и несводимость к ней, то в психологии также имеются представления о личности как неприродном образовании;
-и в богословии . и в психологии личность обладает свободой как условием для реализации найденного смысла своего существования;
-проявляясь в форме «Я», личность свободно определяет образ существования своей природы( телесной и душевно-духовной субстанций) в соответствии с интериоризованными смыслами и ценностями, соотнося их с Замыслом Божьем о себе;
- если в богословии утверждается, что развитие личности происходит в процессе общения с Богом, то в психологии становление личности рассматривается как процесс общения с Другим, как процесс событийной общности с другой личностью.
ИТАК, в православной психологии, которая развивается на основе христианского учения о человеке, личность можно понимать –как активное начало, несводимое к природе и владеющее природой тела-души-духа, как инаковость ( по отношению к природе) самосознания, проявляющаяся в форме «Я».
Православная психотерапия решает 2 задачи-общую-оказание помощи человеку в преодолении его падшей природы, одухотворении тримерии и тем самым спасении души.
И частную -оказание помощи в решении его конкретных жизненных затруднений.
Видение "горизонтали"конкретных психологических проблем на фоне падшести –общей болезни человечества-падшести -"вертикали"---помогает психотерапевту выйти за пределы симптоматического лечения и решать более важную задачу преодоления духовного поражения.
ЛИТЕРАТУРА
1 Бодалев А.А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности / Психология личности в трудах отечественных психологов Питер 2000 .
2 Братусь Б.С. Смысловая сфера личности » / Психология личности в трудах отечественных психологов Питер 2000
3 Бубер М. Ты и Я М.1993
4 Иоанн Зизиулас (митр.). Личность и бытие // Начало. – СПб., 1998, №6.
5 Иоанн Зизиулас( митр.) Бытие как общение М. 2006
6 В.В. Зеньковский Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Имка- Пресс 1934
7 Лосский Вл. По образу и подобии. М., 1995.
8 Михаил Грибановский (еп.). Лекции по введению в круг богословских наук. Киев. 2003.
9 Морозова Е .А.Личность: целостный взгляд Самара 2008
10 Мунье Э . Персонализм М. 1992
11 Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии М.1998
12 Сапронов П. А. «Я»: Онтология личного местоимения СПб 2008
13 Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
14 Франкл В. Человек в поисках смысла М. 1990
15 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности СПб 1997
16 Чурсанов лицом к лицу М. ПСТГУ 2008
17 Шпрангер Э . Два вида психологии// Хрестоматия по истории психологии М. 1980
18 Яннарас Х. Вера церкви. М., 1992.