Теоретические семинары

Основные задачи теоретических семинаров:

1) сконцентрировать свое внимание в первую очередь на понимании человека с православной точки зрения (а не христианской в широком смысле слова, как это обычно делают на похожих конференциях, ибо тогда пришлось бы рассматривать и католичество, и различные направления протестантизма);

2) но при этом постараться ее углубить и наполнить: от общего поверхностного анализа перейти к выяснению основ соответствующих проблем;

3) по возможности учитывать и имеющийся позитивный опыт, но больше внимания уделить уже имеющимся примерам негативных явлений, неточностям и ошибкам, встречающимся у современных авторов, пишущих на темы православной антропологии и психологии; обоснованием этому является то, что мы не научимся ничему, если не будем делать выводов из своих ошибок, или, тем более, будем делать вид, что никаких проблем вообще не существует;

4) особо остановиться на проблеме языковой и концептуальной аутентичности – соответствия имеющихся и предлагаемых антропологических и психологических идей современному православному богословию и святоотеческой традиции; при этом возможно ввести разную степень ее градации – от просто "неудачных выражений" до использования не принимаемых Церковью идей и концепций.

Проблема языковой аутентичности особенно важна для психологов, которые хотят называть себя православными – для этого нужно знать и правильно использовать православный богословский язык в его соотнесенности с антропологической и психологической тематикой. Некоторые негативные примеры:

 1) важнейшее богословское и антропологическое понятие "ипостась" используются не в соответствующем контексте, например, как синоним слова "сторона", когда говорят, что человек как сложное существо "имеет несколько ипостасей";

 2) благодатные христианские состояния смешивают с "измененными состояниями сознания", но последние с христианской точки зрения есть прелесть, то есть самообман.

Еще более важна проблема концептуальной аутентичности: необходимо постепенно осваивать все многообразие православного богословия в его отношении к человеку и его душе и уметь правильно его применять. Некоторые примеры:

1) трансперсональная психология широко использует идею переселения душ – православные психологи должны иметь богословские, исторические и психологические аргументы для опровержения этой точки зрения;

2) личность в богословском понимании принципиально отличается от всех психологических концепций личности – с одной стороны, это нужно понимать самим православным психологам, с другой стороны, уметь аргументировать свою точку зрению перед психологами академическими. Подробнее об этих и других проблемах будет сказано на соответствующих семинарах.