Возможности использования знания психологии в пастырском служении (на примере защиты прихожан от техники «манипулирования») Д. А. Шапошников

 В пастырском служении мне кажется важным обратить внимание на такой раздел современной психологии, как «психология общения». Часто в литературе подобного рода используется термин «манипуляция».

    Манипуляция — действие, направленное на то, чтобы заставить другого человека переживать определенные состояния, менять отношение к чему-либо, принимать решения и выполнять действия, необходимые для достижения целей манипулятора. «Хороший манипулятор подспудно убеждает собеседника в необходимости следовать своей логике, при этом в глубине души объект манипуляции чувствует, что за это он будет вознагражден» [4, 5].

    Одни авторы пишут о том, как удобнее манипулировать людьми вокруг себя, чтобы «добиваться успеха», другие пытаются взглянуть на проблему с другой стороны и описывают симптомы, по которым человек может определить, что им пытаются манипулировать [5, 7]. Знание способов и приемов манипуляции делает человека более устойчивым к подобным воздействиям, более самостоятельным и независимым.

    Для священника, который общается со своими прихожанами, знание приемов и способов защиты от манипуляций будет несомненно полезным. Здесь можно выделить три основных аспекта.
1. Множество жизненных ситуаций связаны с тем, что люди попадают в неприятности, будучи обмануты другими людьми. Будучи обманутыми, люди начинают переживать состояния и испытывать чувства, которые, выходя из-под контроля, способны привести к совершению тех или иных грехов, от простой обиды и до убийства. Если подвергшийся манипуляции человек окажется воцерковленным и попадет на исповедь, для него будут полезными не только советы духовного свойства, но и практические рекомендации профилактического плана, позволяющие понять манипуляцию и уклониться от нее в будущем еще до развития духовных последствий.
2. Священнику необходимо своевременно обнаруживать попытки прихожан манипулировать им, а также попытки прихожан манипулировать друг другом. Чтобы анализ ситуации был трезвым, а действия разумными и обоснованными, знание психологии, и в частности, психологии общения, для священника необходимо. Здесь следует подчеркнуть, что знание психологии и применение этих знаний в пастырской практике оправданы лишь тогда, когда священник владеет всей теоретической базой православной аскетики и постоянно применяет эти знания на практике в собственной духовной жизни. Ни в коем случае не следует считать, что знания психологии достаточно, чтобы давать советы о духовной жизни.
3. Каким бы опытным ни был специалист по «эффективному общению», его опыт ограничивается прочитанной им литературой, а также продолжительностью жизни. Нужно помнить, что если существует такое количество эффективных методик манипулирования, которые с большим успехом применяются людьми по отношению друг ко другу, то поистине неисчерпаемо должно быть многообразие комбинаций, с помощью которых людьми манипулируют бесы. 

    Говоря о манипуляциях, нужно понимать, что этот род «эффективного общения» подразумевает не только использование одного человека другим. Существуют манипуляции, направленные и на группу людей, но самая частая разновидность — это когда относительно небольшая компания манипулирует одиночкой [4, 5]. В любом случае, цель манипулятора — заставить жертву захотеть сделать то, чего от нее добивается манипулятор. Существует большое разнообразие практических методик, применимых к конкретному виду деятельности. Это и торговля, и «техника эффективного соблазнения», и тоталитарные секты, и технологии организации «оранжевых революций», и всевозможные шарлатанские способы «лечения».

    В методах, используемых в психологии влияния, видится пугающее сходство с методами, которыми пользуются злые духи. Рассмотрим некоторые характеристики манипуляции.
Можно выделить несколько характерных свойств манипуляции.
1. Манипуляция является способом психологического или духовного влияния на человека. Манипуляция используется, чтобы заставить человека пережить некоторые состояния, изменить или сформировать у человека отношение к чему-либо, заставить принять определенные решения и выполнить действия, необходимые манипулятору.
2. Манипуляция должна быть незаметной.
3. Манипулирование успешно, только если не осознается манипулируемым и он не знает об истинной цели манипулятора.
4. Важно, чтобы манипулируемый считал собственными мысли, чувства, действия и решения, возникающие в результате манипуляции.
5. При манипуляции используются «слабые места» человека: ощущение собственной значимости, жадность, стремление к славе, власти, карьерным достижениям, противопоставление людям из других социальных слоев.
В практических проявлениях манипулирования угадывается та же последовательность действий, которая описывается и при развитии греха в человеке.
Сопоставим этапы развития греха [6, с. 158] с методикой, описанной в одной из известнейших книг о психологии влияния. Автор описывает, как сам стал жертвой манипуляции [5, с. 54].

Чалдини Р. Психология влияния. 5-е изд.- Спб.: Питер, 2012, с.54.

Потрясающая молодая женщина: Здравствуйте, я изучаю привычки городских жителей в сфере развлечений. Не согласитесь ли вы ответить на несколько вопросов?
 

Чалдини: Пожалуйста, заходите.
ПМЖ: Благодарю вас. С вашего разрешения я присяду, и мы начнем. Сколько раз в неделю вы обедаете вне дома?

Ч.: О, вероятно, три, возможно, четыре раза в неделю. В общем, всегда, когда только
могу; я люблю хорошие рестораны.

 

ПМЖ: Как здорово! И вы обычно заказываете вино для своего обеда?
Ч.: Только если оно импортное.

ПМЖ:Ясно. Как насчет фильмов? Вы часто ходите в кино?
Ч.:Кино? Я люблю хорошие фильмы. А вы? Вам нравится ходить в кино?

ПМЖ: Э... да. Но давайте вернемся к интервью. Вы часто ходите на концерты?
Ч.: Разумеется. Предпочитаю симфоническую музыку, конечно; но мне также нравятся некоторые эстрадные группы.

ПМЖ (быстро записывая): Здорово! Еще только один вопрос. Как насчет гастрольных представлений театральных или балетных трупп? Вы стараетесь на них попасть?
Ч.: О, балет — это движение, грация, форма — я это обожаю. Я просто влюблен в балет. Смотрю его всякий раз, когда мне это удается.

ПМЖ: Великолепно. Что ж, разрешите мне проверить свои цифры, мистер Чалдини.
Ч.: Точнее, доктор Чалдини. Но это звучит так формально. Почему бы вам не называть меня Бобом?

ПМЖ: Хорошо, Боб. На основании информации, которую вы мне дали, я рада сообщить, что вы могли бы экономить до двенадцати сотен долларов в год, если бы воспользовались услугами «Клабамерика» Небольшой членский взнос даст вам право на разнообразные скидки, которые, судя по вашим ответам, вам просто необходимы. Несомненно, такой социально активный человек, как вы, захочет воспользоваться услугами нашей компании.
Ч. (пойманный о ловушку, как крыса): Ну... э... я... э... я полагаю, что да.

Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. М.: Паломник. 1994. т.1. ч.2, с.158. 

Прилог, или приражение, есть простое представление вещи, возникшее в нашем сознании. 

 

Внимание, или сочетание (сдружение), есть остановка сознания на родившемся образе с тем, чтобы осмотреть его и как бы побеседовать с ним. Если образ греховный, то именно здесь начинается наша ответственность за грех. Кто прогнал помыслы, тот погасил брань, прекратил действие греха. Именно сюда должны быть направлены все силы души, сражающейся со грехом, т.к. на этом этапе от греха легче всего отказаться.
 

Услаждение, или сосложение (согласие), есть приложение к образу не только ума, но и сердца. 

 

Желание, или пленение, начинается с того, как душа начинает стремиться к образу, ищет исполнения греха. 

 

Решение начинается с решения действовать. 

 

 

 

 

 

Дело совершится, когда решение будет приведено в действие. 

 

    После того, как мы обнаружили некоторое сходство между развитием греховных помыслов и приемами манипулирования, у нас появляется возможность сделать некоторые предварительные выводы. Можно предположить, что тождественны не только этапы воздействия на человека в том и другом случае, но и последствия. Как в результате развития греховного помысла происходит грех самим делом со всеми последствиями для души согрешившего, так и после «успешной» манипуляции определенные духовные последствия должны иметь место.

    Поскольку у человека не бывает нейтральных состояний, он всегда направлен либо ко спасению, либо к погибели, значит, и подвергшийся манипуляции человек также неким образом влияет на процесс своего спасения. Способствует ли манипуляция спасению человека? Довольно трудно ответить на этот вопрос положительно. Скорее всего, для нашего духовного роста манипуляции будут очередным препятствием. Если посмотреть на то, что чувствуют люди после того, как проходит первоначальное очарование, вызванное манипуляцией, становится ясно, что во многих случаях это чувство неприятное. Человек понимает, что его обманули, что он оказался глупцом, которого обвели вокруг пальца. Часто к этому присоединяются вполне материальные проблемы, связанные с тем, что совершенно неоправданно потрачены деньги, иногда большие, иногда последние, а иногда и чужие.
    В случае с грехом, после осознания его пагубных последствий, мы пытаемся не повторять его, пресекая на самом раннем этапе — на этапе помыслов. В случае с манипуляциями нам следует действовать сходным образом, особенно если у нас есть опыт подверженности чужому влиянию (например, если мы покупали ненужные вещи и потом жалели об этом). Самое простое, что приходит в голову в качестве превентивной меры — покупать только то, что действительно нужно. Наша жизнь не пойдет под откос, в судьбе нашей ничего не изменится к худшему, если мы перестанем покупать вещи только потому, что кто-то хочет на нас заработать. Все эти «акции», «розыгрыши», «уникальные предложения», «только до конца месяца», «успейте первым», «третья в подарок», «только сегодня по этой цене», «получите возможность участвовать в розыгрыше» - пусть останутся в стороне. Нет никакой необходимости здороваться с молодым человеком, который неожиданно попросил вас «ответить на пару вопросов» или попытался привлечь внимание какой-либо другой рекламной уловкой. Как не собеседуем мы с помыслами, способными через несколько этапов привести нас к катастрофе, так будем осторожны и с несущимся отовсюду «Попробуй! Успей! Покупай!». Научившись отвергать манипуляции, связанные с предметами потребления, мы сможем стать более устойчивыми и к манипуляциям в идеологической и духовной сферах.

    Общению посвящается в настоящее время все больше работ в области психологии. Авторы наиболее популярных книг дают множество конкретных рекомендаций, которые в целом сводятся к тому, что нужно делать, чтобы быть «успешным» и «позитивным». Сами по себе эти понятия не относятся к области морали, однако в современной литературе они обсуждаются исключительно в секулярном контексте. Эта особенность, которая всячески подчеркивается психологами в качестве преимущества и некоторой универсальности их трудов, с точки зрения православного христианина выглядит как ущербная предвзятость.

    Какой бы нравственно нейтральной ни казалась стратегия, направленная на достижение цели человеком, практикующим «успешное общение», нельзя игнорировать тот факт, что человек, являющийся объектом этого общения, просто используется для достижения этой цели. При этом важно, чтобы используемый человек не понял, что происходит; чтобы ему казалось, что общение не несет скрытых смыслов. Довольно часто, говоря об общении, авторы имеют в виду не процесс общения как таковой, но почти исключительно подразумевают влияние на других людей и способы, которыми это влияние можно сделать максимально эффективным и незаметным.
Очевидно, для христианина использование методов манипуляции неприемлемо. Об этом следует помнить священнику, особенно при общении с людьми «успешными» и «позитивными».

    Манипуляция ограничивает свободу человека. Использование приемов манипуляции вредоносно действует на всех — и на манипулятора, и на объект манипуляции. На манипулятора — потому что он ведет себя неискренне, так или иначе он обманывает людей, использует их, смотрит на людей как на средство достижения своих целей. Этим человек наносит ущерб своему нравственному состоянию, позволяет развиваться в себе гордыне и презрению к людям. Те, кто оказываются под воздействием манипулятора, в лучшем случае имеют шанс понять, что ими воспользовались люди, которых они уважали, и испытать разочарование. В худшем — подвергнуться нападению страсти гнева. В любом случае осознание факта манипуляции не добавляет человеку подлинного достоинства. Идеология манипуляции смотрит на людей, исключая их личности и их призвание к обожению. Христианство призывает человека к подлинной свободе. 

Литература
1. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. I. Нижний Новгород. 1996.
2. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб., 1907 (Репринт: М., 1996).
3. Паисий Святогорец. Духовная борьба. Т. III. Салоники – М., 2003. Ч. 1. О брани помыслов.
4. Соловьев В.Р. Манипуляции: Атакуй и защищайся. М.: Эксмо, 2011.
5. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2012.
6. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. М.: Паломник. 1994. Т. 1.