ПО материалам Круглого Стола «Взаимодействие священника и психолога на приходе»

 ПО материалам  Круглого Стола   «Взаимодействие священника  и психолога на приходе»

Третья Всероссийская  конференция «Свт . Феофан Затворник- основатель христианской  психологии»

                        Санкт-Петербург,  февраль  2017

Современный средний городской приход насчитывает до нескольких сот постоянных прихожан, среди них и женатые люди, приходящие на богослужения целыми семьями, и одинокие, и вдовые, молодые и преклонного возраста, студенты, школьники, служащие и рабочие.  Многие прихожане нуждаются в беседах со  священником и не только на исповеди.  У многих прихожан проблемы в духовной жизни возникают из-за психологических проблем.   Часто  подходят к исповеди и те, кто имеет серьезные психологические отклонения.  Хотя на исповеди , как  справедливо  полагают  многие  священники, не следует вести беседы , а  достаточно понять, что человек искренне раскаивается и отпустить грехи,  но   многие  люди  используют  эту  возможность пожаловаться на жизнь, на супруга, на детей. Эти беседы теряют свой смысл как духовные, но они остро необходимы  пасомым.  Понятно, что     душепопечительская  беседа с  пастырем   очень  важна  для пасомого   и    должна вестись вне исповеди.   Необходимо , чтобы священник находил время для таких  бесед, но частым и продолжительным беседами с  людьми   священник, как правило, не может  уделить много  времени, так  как помимо литургии он должен исполнять еще и  требы  в храме и вне его.  Иногда  простое сочувствие  пастыря  и искреннее стремление помочь     при  недостатке  времени оборачиваются поверхностными или даже ошибочными советами и рекомендациями. У многих прихожан проблемы в духовной жизни возникают из-за психологических проблем.

  Почему же в пастырской душепопечительской деятельности так важна беседа? И у прихожан, и у священника есть много вопросов, которые они должны задать друг другу, должны вслушаться друг в друга. Подлинное духовное руководство, составляющее суть пастырства, невозможно без внимательного вслушивания в  человека.

Большое количество людей в нашем обществе переживают страх, растерянность, не могут быстро привыкнуть к новым, быстро изменяющимся условиям современной жизни. Многие чувствуют безысходность, вызванную незащищенностью, нестабильностью и неуверенностью в завтрашнем дне .Людям  в таком состоянии очень важно, чтобы  их, по  крайней мере,  выслушали.   Люди,  нуждающиеся в такой поддержке, приносят с собой в церковь  часто  негативный опыт своего прошлого, последствия некогда полученных ими психологических травм. Психологические проблемы многих верующих бывают настолько серьезны и запущены, что они не могут вести нормальную духовную жизнь.

 Священники также часто сталкиваются с  сложностями, которые возникают при общении с людьми малоцерковными, или так называемыми "невоцерковленными православными", то есть людьми, которые хоть и называют себя православными, однако  о духовной работе  имеют весьма  малое  представление. Многие новоначальные, те кто пришли в первый раз на исповедь, сталкиваются  прежде   всего  с проблемой осознания своего греха. На исповеди так и говорят: «да нет у меня грехов,  никому нечего  плохого  не делал» . Потому что  осознание своего греха – это огромная духовная и психологическая, душевная работа, где нужно,  для осознания   своего  греха,  вначале             согласиться с  тем, что он  у тебя  есть( между   тем   известно действие психологических защит, которые скрывают от  сознания  неприятное  для  человека  знание о  себе),  затем  переступить через себя. В противном случае человек придёт к абсолютному отрицанию греха, оправдываясь тем, что сейчас весь мир так живет. Здесь та же причина, виноваты все, но не я. Самый простой способ оправдать себя- это обвинить всех вокруг в своих грехах: общество,семью, жену, мужа ,родителей, но не себя

Поэтому  часто на исповеди и происходят те самые беседы, которые для некоторых  из верующих остаются единственной точкой соприкосновения со священником, получения, хотя и краткого, но всё же наставления или совета.  В  таких  случаях  исповедь становится  единственным моментом для многих православных людей, где совершается общение  со  священником-духовником.

Все общение пастыря  с паствой является душепопечением  о ней, то есть  заботой о душах  пасомых.

Грамотный священник должен  понять,  нужна ли человеку духовная помощь  или  помощь психолога;  с какими препятствиями встречается человек, идущий на исповедь  .    

 Хотя на исповеди , как  справедливо  полагают  многие  священники, не следует вести беседы , а  достаточно понять, что человек искренне раскаивается и отпустить грехи,  но   многие  люди  используют  эту  возможность пожаловаться на жизнь, на супруга, на детей. Темой таких  душепопечительских  бесед, очень  важных для прихожан,  вне исповеди   становится не духовная жизнь человека, а его взаимоотношения в семье, на работе и пр.. Но бывает, что именно эти проблемы жизни, а не  столько  проблемы духовного пути-  острая   потребность страждущей души .  В  общения со священником  страждущий   ждет  утешения  и наставления ,  а затем   становится  способным  и к решению духовных  проблем[1]. Эти беседы теряют свой смысл как духовные, но они остро необходимы  пасомым.  Понятно, что     душепопечительская  беседа с  пастырем   очень  важна  для пасомого   и    должна вестись вне исповеди.   Необходимо , чтобы священник находил время для таких  бесед.

Современные священники стараются уделять таким  встречам  время, но не  всегда  это  время находится. Многие знают, как сейчас трудно найти священника, который имел бы возможность  выслушивать пасомого, быть  с ним в постоянном общении.

    Чтобы  ответить на  вопросы прихожан, которые относятся не только к теме спасения души,  но  и  связаны с базовыми человеческими потребностями, священнику  необходимы  более спокойная обстановка  и  дополнительное время , которого  у него часто нет. В этих   случаях на помощь пастырям могут придти практические   психологи, помогая справиться с этими  проблемами. Это дало бы  возможность  пастырям во время исповеди заниматься именно исповедью, а не посторонними вопросами, которые очень часто к исповеди не относятся и отнимают время.  

   Психологическое консультирование – одна из форм оказания человеку помощи в душевной сфере.Часто обращаются к пастырю за духовной помощью люди с  психическими расстройствами, переживаниями, которые нельзя  отнести    к нравственным категориям  греха или страсти, например,  состояние  тревожности само по себе не является грехом, но  препятствует нормальному  душевному устроению человека, его духовному росту .   У тревожного  человека поведенческие и мыслительные нарушения ослабляют  волю, делают его  неспособными к исполнению аскетических  подвигов.  В таких  случаях  или явно выраженных душевных болезнях священник должен    сотрудничать   с врачом,  психотерапевтом, психологом, ведь такие расстройства психики как депрессия или астения  могут  иметь свое происхождение в естестве, плоти человека, быть  обусловленными наследственными или биологическими причинами. Психолог может помочь  также  разобраться с пограничными состояниями.

  В  связи   с этим  на больших приходах (особенно в городах) возникла необходимость создания службы психологического консультирования, в которую бы входил сам священник и психологи-консультанты. Очень важно,  чтобы  психолог  сам был верующим человеком, имел опыт духовной жизни.  Сегодня   в нашей стране  появилась  когорта  православных  специалистов-педагогов, врачей, психологов, психотерапевтов.  Основателем православной, христианкой  психологии,   ее  Небесным Покровителем, по  праву  считается  святитель Феофан Затворник, который  в предисловии к своей книге «Начертание христианского нравоучения» писал: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология. За неимением ее приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцев- подвижников». [2]

Православный психолог  не только  хорошо знает свтоотеческое  наследие, но  и применяет эти знания  в   своей практике.

 Пастырю  тоже  необходимо иметь определенный уровень компетенции в области психологии, быть в курсе современных научных достижений, ибо   некоторые  психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности человека,  унижении его достоинства   или  применяющие  оккультные методики воздействия на психику,  маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы   и недопустимы  в работе   с верующими  людьми.

   Если  на приходе  есть  психолог, который тоже  является  верующим  человеком, он может  стать помощником  пастырю, оказывая прихожанам  психологическую помощь.

С какими проблемами может  работать психолог на приходе, занимаясь психологическим консультированием?

  Это прежде  всего   проблемы семьи

       -  супружеские  взаимоотношения;

     -   развод ,   предотвращение  развода,   помощь в  переживании развода;

       -отсутствие взаимопонимания с неверующими    членами  семьи ;

     - психологическая поддержка в критической жизненной ситуации (переживание горя, тяжелое заболевание, инвалидность, потеря работы и т.д.);

 

    - психологическая помощь трудным детям и трудным родителям;

    - детско-родительские  взаимоотношения;

    - психологическое   сопровождение  подростков и молодежи;

    - психологическая помощь  на разных этапах возрастных кризисов;

    - создание  семьи  молодыми людьми;

     -помощь лицам  с зависимостями  и созависимостями;

 

   - женщины в ситуациях кризисной беременности, особенно  те, которые решили прервать беременность  или   желающие  сохранить ребенка  под  натиском   негативных мнений со стороны родственников, знакомых, даже общественного мнения.

 

Отдельно стоят и такие  проблемы .

Важным родом деятельности православного психолога    может быть 

-миссионерский труд      -оказание   человеку   помощи   прихода в  церковь-  иногда  ложные  страхи  встречаются  у человека  еще до того, как  он пришел в храм, на исповедь: как я буду говорить чужому человеку о  своих грехах? Что он обо мне подумает?   Поэтому очень  важно   снять такие  барьеры    у  человека совершенно невоцерковленного    или   обиженного  на Бога ,  или  одержимого той или иной  страстью. Важно  найти  индивидуальный  подход к самым разным людям.

-  «переводческая деятельность»- рассказывать людям   о  бездонном море святоотеческого наследия современным  языком,  особенно  воцерковляющимся.  Часто происходят  подмены  святоотеческих аскетических понятий  психологическими  и  наоборот.

- Отсеивание  тех    ложных  сектантских   и некоторых психологических теорий  и  психотерапевтических  школ, которые  могут быть   опасными  для души.  Пастырь,  благословляя человека на обращение за психотерапевтической  помощью, должен знать, к психотерапевтам  каких направлений  не  следует  обращаться  верующему.

- Групповая психотерапия  - работа   с группой прихожан, направленная на решение схожих проблем( преодоление застенчивости, тревожности, поиски своего  призвания).

 -Коррекционная работа  с детьми, индивидуальная и групповая.  Детский  психолог   в своей работе может  использовать методы арт-терапии, сказкотерапии, кукольной терапии. Детская арт-студия  дает большую возможность развития творческих способностей, коммуникативных навыков  у ребенка,   а также  формирования духовных потребностей и предупреждения асоциального поведения, помощь в духовном взрослении

-Психологи могут сотрудничать с духовно-просветительскими центрами и воскресными школами,  с социальными работниками, активно работать в плане формирования приходской общины.

Необходимо  помнить  о принципиально важных различиях  в деятельности  священника  и  православного  психолога на приходе: священник  оказывает  человеку помощь  в спасении души, а психолог-  консультант  в исцелении души. Главная задача  пастыря- подготовить человека  к жизни небесной,   а психолога- облегчить  страдания   в земной.

 Сегодня  в нашей Церкви отношение  к психологии  и  к психологу на приходе вопрос еще дискуссионный  и непростой.  Многие  священнослужители  полагают: если есть вера, есть помощь Бога, благодать священства, то никакой психолог  не нужен. Некоторые  священнослужители   придерживаются  довольно распространенных штампов,  что им ни психолог на приходе,  ни  психология не нужна, поскольку на большинство психологических вопросов можно найти ответ в святоотеческих  трудах. И это  так, но относительно тех  прихожан, которые  ищут  Бога ,  могут  сами   найти ответы на свои духовные  вопросы, уже имеют опыт  духовной жизни, предварительно  «решив»  большую  часть своих душевных проблем.. А что делать   с только начинающими воцерковляться, только начинающими свою духовную жизнь?

Но есть и другое  мнение -  понимание значимости психологической работы на приходе. Не всегда священник может быть тонким психологом, не   всегда  имеет  время проводить душепопечительские беседы  с прихожанами,   в таких  случаях   большое подспорье, если  на помощь ему приходит профессиональный воцерковленный психолог. Психологическое консультирование может прекрасно оздоровить атмосферу на приходе , помочь  сохранить силы  к служению, что может  препятствовать  профессиональному  выгоранию клириков.

  Не  может быть  конкуренции между священником и психологом: каждый занимается своим делом – первый духом, второй душой.  Священник не должен заменять собой психолога, но ему обязательно надо иметь представление, как устроена система психологической помощи, как  психолог на его  приходе  будет помогать прихожанам.  Психология является как бы первой ступенью на лестнице самопознания и духовного  совершенствования, роль  психологии   -это роль  помощницы в разрешении духовных вопросов.     Поэтому   важно, чтобы психологи и священнослужители не отрицали друг друга, пытаясь противопоставить науку и веру:   ни один из них не должен навредить человеку своим незнанием   и неумением.    Жизнь человека и спасение его души осуществляются в соработничестве Бога и человека,  в соработничестве   помощников  Бога во врачевании   души человека   своей любовью.   

 

                    Шеховцова Л.Ф.

 

[1] Лоргус А., свящ. Психологическая практика и пастырское служение: сравнительный психологический анализ. http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/lorgus-a.-svyasch.-psihologicheskaya... (дата доступа 27.01.2012)

[2] Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения,  М. 2003,стр. 8.