О книге Игоря Дружинина «…Йога и христианство……….»
Шеховцова Л.Ф.
О книге Игоря Дружинина «…Йога и христианство……….»
В настоящее время можно констатировать массовое распространение йоги во всем мире,-пишет Игорь Дружинин,- она продолжает активно внедряться в Российской Федерации и в других странах.
Йога – это учение и метод управления психикой и физиологией человека- это знают большинство, практикующих йогу, но то, что йога-это и составной элемент религиозной и философской систем –это знают меньшинство из этого большинства.
Почему йога получила широкое распространение в нашей стране?
Когда у нас грянула перестройка и рухнула «единственно верная» марксистско-ленинская идеология, большинство граждан нашей страны, получивших материалистическое атеистическое образование, почувствовали отсутствие почвы у себя под ногами. Поскольку потребность веры, нравственность заложены в каждого человека, сотворенного по Образу Божьему, а вера в коммунистические идеалы оказалась ложной, то русский человек потерялся, оказался в состоянии экзистенциального, смыслового вакуума. А жить без веры он не мог. К тому же смутно чувствовал, несмотря на атеистическое воспитание, что «что-то такое есть». И когда нас достигла волна восточного мистицизма и оккультизма, то захлестнула нас с головой.
Смутные ощущения « что-то такое есть» побуждали чувствующих думающих к поискам: что же такое это «есть»? Экраны телевидения и СМИ запестрели рассказами о приведениях, полтергейстах, каких-то непонятных йогах, которые совершают всякие чудеса, никак необъяснимые с точки зрения материалистического мировоззрения. Интеллигенция увлеклась Рерихами, воспевающими восток, теософией Блаватской , вальдорфской педагогикой Штайнера. Диакон А. Кураев написал для них об этом книгу »Сатанизм для интеллигенции». Почему же сатанизм оказался более привлекательным для некоторых, чем христианство? «Мистику» христианства открывали позже- за «обычными» бабушками в церкви глубина христианства не была видна. Развитию этого интереса способствовало извечное влечение человека ко всему сверхъестественному и таинственному,-пишет Игорь Дружинин.
Оккультизм еще так легко и быстро вошел в наше сознание, потому что по структуре оккультное знание ближе к научному: знакомые слова - «энергия», « информационная матрица» , циклы Вселенной, таинственная прана, которую надо «качать» по меридианам, тренировка дыхания , биополе - казались понятными и почти вписывались в привычную картину мира. Даже у физиков появились теории устройства мира на основе оккультных представлений , которые назывались «физическая религия».
В 80-х г.г. в нашей стране возникла и стала развиваться психосоматическая медицина (объявлявшаяся ранее буржуазной лженаукой), которая указывала на тесную связь тела и психики, доказала, что психический фактор-характер, чувство –приводит к физическому заболеванию или выздоровлению.
В 1970 году на экранах страны проходит документальный фильм «Индийские йоги. Кто они?»,- констатирует Игорь Дружинин. Йога начинает активно продвигаться под видом психофизиологических техник релаксации, комплексов физических и дыхательных упражнений «индийской оздоровительной гимнастики» . Это происходит во всем современном мире глобализации с его обществом потребления и сверхценностью молодости и здоровья.
Сначала наша интеллигенция, »интеллектуальная элита», озабоченная своим здоровьем, стала практиковать ( «исключительно» для здоровья) асаны ( «просто» физические упражнения), а затем это увлечение дошло и до «около элитной публики» и стало распространяться все шире и шире.
В современном обществе и, прежде всего, среди последователей йоги широко распространено высказывание, суть которого сводится к тому, что «йога, христианство и все прочие религии – это разные пути, ведущие к одной и той же цели».
Уже в1894 году в образованном в Нью-Йорке при непосредственном участии Вивекананды «Обществе веданты», усилия были направлены на доказательство отсутствия разницы между индуизмом и христианством: утверждалось, что индуистские идеи перевоплощения душ , самадхи и другие идеи при условии «правильного истолкования», можно найти и в «христианских писаниях», указывает автор книги.
НО… « Не каждая духовная практика, претендующая на то, чтобы вести человека к Богу, приводит к нему»,-пишет Питанов В.Ю. Существуют духовные практики, результат применения которых будет прямо противоположным : » многие обольстители вошли в мир»/2Ин.1:7/.
Более того, мнения о том , что между йогой и христианством нет разницы довольно часто встречаются среди занимающихся йогой людей, формально называющих себя христианами, и даже среди людей воцерковленных.
Поэтому сегодня «как никогда назрела острая необходимость в формулировке четких и ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь Богу от ложного» , утверждает Питанов В. Ю./с67/
«Сочетаются ли теория и практика йоги с православным вероисповеданием?»- ставит этот вопрос перед собой и автор данной книги Игорь Дружинин.
Питанов В. Ю., религиовед и миссионер, тоже в своих статьях пытается ответить на вопрос : действительно ли не существует разницы между мантрами, медитациями и православной молитвой?
Высказывания об отсутствии разницы между различными духовными практиками и о том, что все пути ведут к единому Богу, являют пример манипуляции общественным сознанием через подмену понятий: и пути, и цели у йоги и христианства разные.
Для внимательного наблюдателя, выбравшего для себя объективность в качестве основного подхода к исследованию окружающих его явлений, будет очевидным, что описанная тактика популяризаторов индуизма и йоги преследует единственную стратегическую цель – опровергнуть и/или заменить христианские догматы собственными религиозными представлениями- очень точно формулирует свою мысль Игорь Дружинин.
Несмотря на заявления современных учителей йоги об отсутствии религиозных компонентов в пропагандируемом ими учении, теория и практика йоги базируется на религиозной картине мира восточной философии или отражает личные религиозные представления «гуру».
Манипуляция общественным сознанием «якобы» о СХОДСТВЕ ПУТИ духовных практик состоит в том, что усиленно пропагандируется мысль, что йога - это только комплекс оздоровительных упражнений или древняя практика духовного совершенствования. Благодаря таким манипулятивным утверждениям, йога в адаптированном и упрощенном виде прочно заняла свое место в современной массовой культуре Европы и Америки,-пишет автор книги.
Христианскую духовную аскетическую практику исихазма часто сравнивают с йогой. В частности, цитирует автор Мирчи Элиаде : аскетические упражнения и молитвенная практика монахов-исихастов обнаруживают общие черты с йогическими техниками: дисциплина дыхания , телесные позы, молитва, медитация, требования к определенному уровню нравственности. Асана есть, якобы, только неподвижная и удобная поза, при нахождении в которой практикуются дыхательные упражнения - пранаяма.
Практикуя дыхательные упражнения, приверженцы йоги стремятся «управлять жизненными токами». Пранаяма означает управление праной, это не только дыхание как таковое, пранаяма – это управление энергией, пронизывающей всю Вселенную.
Для достижения медитативных состояний в йоге существует множество различных приемов, связанных с самовнушением. Современный аутотренинг и другие психологические направления саморегуляции взяли из йоги множество подобных приемов сознательного самовнушения для изменения состояний сознания(ИСС).
Указанное « сходство результатов » возникает на уровне общечеловеческой физиологии-единства природы: у всех есть тело, душа-психика и дух. Хорошо известно, что и во внерелигиозных оздоровительных практиках развивается способность к саморегуляции, которая требует сосредоточенности внимания, волевого усилия, дисциплины духа. Умение владеть собой- управлять своим состоянием - приходит в результате длительных и упорных тренировок.
Отсюда и возникает впечатление идентичности техник развития своей природы. И это впечатление в какой-то мере может быть справедливо, на первый взгляд, однако оно весьма обманчиво.
- Мантры по форме напоминают скорее магические заклинания, чем молитву- важен также и способ произношения мантр.
- Медитация представляет собой концентрацию либо на звуке, либо на каком-либо объекте, что предполагает отождествление себя с объектом медитации, что основывается на пантеистическом взгляде на мир.
- Возможно и понимание медитации как методики тренировки или переобучения ума для преодоления иллюзии «внешний мир». Медитировать можно перед чем угодно. В том числе и перед идолами.
Если в православной практике «умного делания» одним из ключевых моментов является наставление о его безо́бразности: на всех ступенях освоения молитва должна осуществляться без воображения (без представления себе каких либо образов); то в йогической медитации, напротив, одним из самых важных является указание на необходимость представления (воображения, визуализации и т.п.)..Если православие призывает к бесстрастию, то индуизм - к чувственной экзальтации, подчеркивает Питанов В.Ю.
Элиадэ ,-цитирует Игорь Дружинин,- отмечая внешнее сходство медитации и молитвы, сам же и признает существование важных различий : цель у исихастов- подготовка “умной молитвы”, а в Иога-сутре упражнения преследуют “объединение” сознания и подготовку к медитации. Таким образом, он корректно выделяет различие уже на уровне целеполагания.
Иеромонах Серафим (Роуз) предупреждает: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается».
Как точно отмечал Элиаде, различие возникает на уровне уже целеполагания. В христианстве и в йоге противоположно само отношение к вечной жизни. Если в христианстве земная жизнь – это подготовка себя, своей души к жизни вечной в Царствии Небесном, то в йоге – это подготовка собственного уничтожения: личное бытие в вечности исчезает, исчезает индивидуальная душа. Более того, сам смысл и цель человеческого бытия в христианстве – это освобождение от греховного ига, обо́жение и спасение, а в йоге – освобождение от вынужденной необходимости материального существования и осознанное убийство собственной души.
Незаметно на уровне смыслов происходит подмена: начинается подмена уже на уровне теории: не на уровне практик и приемов- способов_КАК?, а на аксеологическом уровне ценностей и смыслов, целеполагания –зачем?Какой смысл существования меня в этом мире и каков мир- должен был бы задать себе вопрос адепт йоги.
Дьявол обманывает человека внешними аналогиями техник пути, но на конечном этапе грандиозной манипуляцией является подмена цели: человек, направляясь к Любви, Истине и Красоте( ЛИКу Бога) , приходит к абсолютному злу.
Подмена цели происходит незаметно. Дьявол-обезьяна Бога, будучи неспособным к собственному творчеству, пользуется плодами чужого творчества: если техники преобразования природы имеют внешне некие общие моменты в различных системах развития человека, что обусловлено единством природы человека , то на конечном этапе он подменяет самое важное- смысл. В христианстве цель духовной практики обожение, спасение свой души через освобождение из плена греха для наследования Царствия Небесного- личного вечного бытия в присутствии любви Божьей. Цель йоги- выход из круговорота перерождений и уничтожение своей индивидуальности, растворение своей души в безличном абсолюте Брахмана.Брахман – космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующегоОн «не то и не это», но вместе с тем является высшей реальностью и проявляется в Брахме или других обликах. Важным для нас здесь является описание Брахмана как надличностного и индифферентного абсолюта, бесчувственного и безразличного, в отличие от Бога-Личности в христианстве.
Для Патанджали (в классической йоге) самадхи – это точка разрыва, окончательного и полного освобождения подвижника, после которого его пуруша – душа, или его собственное Я более не существует во времени и пространстве. Хотя нравственность в индуизме относительна: нет критериев добра и зла, отсутствует понятие греха, следовательно, и покаяния, но есть«награда» за хорошую карму (хорошо прожитую жизнь)-исчезновение меня- ведь по убеждению древних индийских философов мир, в котором мы живем, ложный, и от него нужно спастись. Целью и венцом бытия во всех системах индуизма является освобождение от вынужденной необходимости материального существования и осознанное убийство собственной души.
В христианстве после смерти человек сохраняет сознание, продолжает осознавать себя как конкретную личность в присутствии Личности Бога.
Если в христианстве Бог-Троица, Три Лица Личности имеют Единую непознаваемую Сущность и являют Себя в Нетварной Энергиии-Действиях, то в восточной философии тоже есть ведийская триада богов Агни, Индры и Сурьи (огонь, молния и солнце). Но, подчеркивает Игорь Дружинин, здесь речь идет о трех функциональных масках Анонима, но никоим образом не о единстве Трех Лиц.
Общей категорией, широко используемой в христианстве и йоге, но наполненной разным смыслом /опять подмена/, является «энергия».
«Энергия» —категория современном научном познании , но она является одной из самых распространенных и в различных духовных учениях . Если рассматривать категорию «энергии» в широком научном смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — т.н. актуальная энергия или как способность к активности — потенциальная энергия.
Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием», «пособить» — что значит «помочь». «С-пособность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помощью проявить активность.Само ли тело может двигаться? Мы говорим: «тело может двигаться, если обладает энергией (= обладает помощью!). «Само» тело не может ничего. Даже остановиться, — так утверждает закон инерции. Из опыта физики установлено, что физические тела получают эту «способность к активности» — энергию — друг от друга. Один из первых постулатов физики утверждает, что энергия не исчезает в замкнутой системе (а как таковую можно рассматривать Вселенную), а лишь переходит из одной формы в другую. И закономерный вопрос «Откуда же взялась та первая энергия, которая стала переходить из формы в форму?» приводит к ответу о необходимости Первотолчка. В христианской картине мира есть учение о даре активности св. Вас. Великого. Этот дар активности, сообщенный Вселенной при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом . Любой ученый — физик, химик, биолог, использующий сегодня категорию «энергии», может с той или иной точностью описать как она переходит из той или иной формы материи, каков механизм этого перехода, что при этом происходит с субстратом его «предмета» — телом, молекулой, мышцей, но ни один из них не объяснит — что же это за «таинственная способность» заставляет в броуновском вихре метаться молекулы, удерживать в ядре протоны, а мышечное волокно сокращаться, получив заряженный атом!
Ученые научились измерять, высчитывать величину этой «способности» при разных условиях тварного мира: Е= mc2 , где т — масса тела, а с — скорость света.
Красивые и точные формулы, придуманные учеными (конечно, для формализации опыта наших наблюдений), создали нам иллюзию того, что мы понимаем причину происхождения этой «способности» — энергии.
Как написано в Библии, Бог Сотворил мир Своей Энергией. В христианском богословии есть понятия Нетварной Энергии Бога и тварной энергии, действующей в сотворенном Им мире.
Энергия св. отцами понимается как движение сущности.Об этом писали и св. Василий Великий, и пр. Максим Исповедник. Самое раннее употребление термина «энергия» встречается у Аристотеля, который различал «энергию» как процесс и «энергему» как результат этого процесса. Мир сотворен Божественным Действием ( по Аристотелю- процесс), Его Нетварной Энергией, которая содержит мир ( «энергему», результат) и доныне.» Отец мой и доныне действует» / /. Бог является единственным источником энергии, пронизывающей и содержащей весь мир. Человек как бы «трансформирует», преобразовывает Нетварную энергию в тварную энергию своего бытия.
Дьявол как тварь не имеет собственного источника энергии и все его подручные помощники, падшие духи пользуются этой преобразованной тварной энергией.
Большой интерес в контексте наших сравнений представляет взаимоотношения категорий «энергия», «материя», «дух» в науке, философии и религии, оккультизме.
Философы всегда противопоставляли дух и материю, не отрицая, что различные физические невидимые поля (воспринимаемые только с помощью приборов) — это тоже материя.Знак «равенства» (=) в формуле Е= mc2 провоцирует вывод, что «материя» и «энергия» одно и то же, что существенной разницы между материей и силой-энергией нет .Материя есть энергия, но энергия, находящаяся в особом состоянии — энергия как бы сгущенная, говорят биоэнергетики, парапсихологи, экстрасенсы и представители оккультных восточных практик. Или наоборот, — энергия — это нечто вроде разреженной, «тонкой» материи. В таких представлениях пропасть, противопоставление между «энергией» и материей исчезает. «Материя» и «энергия» представляются в таком случае как 2 стороны некоего единого континуума. Иллюзия «понятности» и «объяснения» налицо. Нам, бывшим еще вчера материалистами, «приятнее», привычнее представлять энергию как один из видов материи, пусть и «особый», «разреженный вид», но «вид» «понятной» материи. В этом случае мы можем обойтись без «непонятного» Бога, какой-то Сущности и как бы без «Тайны». Принять, что Бог-единственный Источник энергии сотворенной Им вселенной, атеистическому позитивистскому сознанию очень трудно.
«Но! Энергия не некий "эфир" как "разреженная субстанция", которая "конденсируется" в материю. Энергия не есть материя! Энергия, по святоотеческим представлениям, есть действие над материей . Источником энергии является Дух. Нет материального духа.
Парапсихологи, биоэнергетики, экстрасенсы, опираясь на представления восточных религиозных учений, полагают, что дух есть энергия, но "особая" "тонкая". Отсюда — "хорошая — плохая" энергия; энергию можно "передавать", "качать", энергия как что-то, "что можно получать". Йог, сидя в асане и практикуя пранаяму, управляя энергией Вселенной, передает ее другому человеку, который в ней нуждается . И выражение "энергетическое поле" звучит для нашего соотечественника куда заманчивее и таинственнее, чем более правильное и точное "подчинение воли и духа одного человека- принимающего прану- воле и духу другого человека- передающего прану». Заплатить за починку "дыры в своем биополе" гораздо безопаснее, чем признаться себе, что ты внушаем и зависишь от воли другого человека.
Дух, душа,психика понимается оккультистами как некая тонкая материя-энергия.Те. дух отнюдь не действие, а вещество- такова ПОДМЕНА теоретических положений христианства на положения восточной религии. Так, А.И. Клизовский пишет: «Психическая энергия •принадлежит к числу тонких энергий и из всех тонких энергий она тончайшая» [ с. 38]. Следовательно, может быть и «толстая» энергия, или «грубая» — что это за качественность? Далее он пишет, что одно из свойств психической энергии «наслаивать пространство», она «оседает и отлагается на всех предметах» [ с. 42]. Идея об отсутствии принципиального различия между духом и материей представила соблазн для многих духовных учений. Многие направления восточной религиозно-философской мысли не избежали этого соблазна, стремились всячески завуалировать логические противоречия своих концепций.
Дух часто связывают сознанием. Так, например, одно из учений индийской философии — Санкхья — утверждает, что нет принципиального различия между сознанием и материей: психика материальна, материя потенциально сознательна, таким образом, Санкхья не проводит границу между материей и энергией. «Единство Пуруши и Пракрита», «психическое и материальное есть лишь различные точки зрения на единый процесс миропроявления», «единая субстанция, космическая духо-материя» — это главные, исходные положения восточных религий и оккультных учений, стремящихся завуалировать пропасть между Творцом и тварью.
В богословской мысли тоже возникал вопрос о «тонкой» материальности духа.
Но св. Феофан Затворник со всей определенностью подчеркивает: «по учению св. Православной Церкви, в естестве душ и ангелов решительно отрицается вещественность, и, надобно разуметь, всякая вещественность, не грубая только, но и тонкая, потому что утонченность вещества не делает его невещественным. Как ни тонок эфир, однако никто не назовет его невещественным; следовательно, отрицая вещественность в качестве души и ангелов, св. Церковь отрицает и их эфирность... ангелы суть невидимые, бесплотные духи, составляющие умный мир, противоположный вещественному; души тоже суть существа духовные и разумные, невидимые и невещественные» [ с. II]. Далее св. Феофан развивает мысль о том, что настоящий материализм боится допустить отдельное существование души, ибо тогда логика потребует приписать веществу свойства души рассуждать и чувствовать, сознавать себя, что кажется святителю очень уже несуразным .
В христианстве «энергия» не отождествлялась с материей, а признавалась проявлением Духа.
Христианство и материалистическая философии, как ни странно, имеют «сходство» позиций в утверждении принципиальных, инокачественных различий между «духом» и «материей».
Дьявол, обезьяна Бога, будучи НЕ творцом, а искусным манипулятором, смешивая ложь с правдой , совершает подмены теоретических понятий, обманывает человека ложными аналогиями. Очень удачно здесь Игорь Дружинин приводит м ысль святителя Григория Паламы : «Ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, – за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины»/с.57/.
Тем не менее,-пишет Игорь Дружинин,- пропаганда йоги в нашей стране продолжается, по центральному телевидению и в сети интернет с завидной периодичностью выходят тематические фильмы: «Индийские йоги. Кто они? 40 лет спустя» (2010), «Русские йоги. Кто они?» (2013), «Индийские йоги среди нас» (2014), «Йога – путь самопознания» (2015) и так далее. Причем, если 40 лет назад йога преподносилась как «философия, этика и оздоровительная гимнастика», то теперь о ней говорят как о духовной практике «пробуждения энергии и обретения сверхспособностей «. В настоящее время йога – это одновременно и международный фитнес- индустрия с ее сетями йога-центров; и способ распространения индуизма вне тяготеющего к самоизоляции (кастового) индийского общества; и практическая составляющая некоторых современных религиозных направлений, а также набирающего популярность течения Нью Эйдж и множества тоталитарных сект.
Сектант находится в состоянии прелести, для которой характерна самонадеянность, самоуверенность; в обладании истины он перестает прислушиваться к мнению окружающих и проявляет к ним агрессивность, критика отвергается, - отмечает Питанов В.Ю.
Йогические концепции и практики становятся основанием для множества сект и оккультных течений. Все это становится возможным благодаря распространенному мнению о том, что учение йоги аналогично учению христианства.
Очень важной мыслью автора книги Игоря Дружинина является анализ первой заповеди блаженства.
Первая заповедь «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3; Лк. 6:20) как бы запускает механизм перерождения человека и является первой ступенькой в его восхождении к Небу по лестнице духовного совершенствования, так как говорит о необходимости смирения – и это еще одно принципиальное отличие христианской аскетической практики от восточной йоги.
Концепция, представленная в таких понятиях как карма, сансара и мокша, настолько несовместима с христологическими и остальными христианскими догматами,- заключает Игорь Дружинин,,- что «там, где есть христианство, нет этой доктрины, а где есть эта доктрина, там нет христианства» /ШОХИН.
Ему вторит Питанов В. Ю.: путь мантры и медитации с позиции духовного опыта православной Церкви есть духовное убийство, чтобы избежать эту опасность , не следует пытаться черпать духовность из ядовитых источников.
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
Книга Дмитрия Дружинина представляет большой интерес и большую пользу для христианского читателя.
ЛИТЕРАТУРА
Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 57.
Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи. Таллин 1991
ПИТАНОВ В.Ю. Все ли религии ведут к одному Богу СПб 2016
СЕРАФИМ (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М.: «Русскiй Паломникъ», 2016. С. 84.
ФЕОФАН ЗАТВОРНИК ,СВ. ДУША И ангел М. 1997
В.К. Шохин, проф. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
URL: https://azbyka.ru/uchenie-o-reinkarnacii-i-karme-zametki-vostokoveda (дата обращения: 14.10.2017)
ЭЛИАДЭ М. , проф. Йога: Бессмертие и свобода; Патанджали и йога. М.: «Ладомир», 2013. С. 474