О книге Игоря Дружинина  «…Йога и христианство……….»

Шеховцова Л.Ф.

О книге Игоря Дружинина  «…Йога и христианство……….»

В настоящее время можно констатировать массовое распространение йоги во всем мире,-пишет  Игорь Дружинин,- она продолжает активно внедряться в Российской Федерации и в других странах.

Йога – это учение и метод управления психикой и физиологией человека-  это знают  большинство, практикующих йогу, но то, что йога-это  и  составной элемент религиозной и философской систем –это знают  меньшинство из этого большинства.

Почему  йога получила широкое распространение   в нашей  стране?

Когда у нас грянула перестройка и рухнула «единственно  верная»  марксистско-ленинская идеология, большинство граждан  нашей страны, получивших материалистическое  атеистическое образование, почувствовали отсутствие  почвы у  себя под ногами.  Поскольку потребность веры, нравственность заложены  в каждого  человека, сотворенного  по Образу Божьему, а вера  в коммунистические  идеалы оказалась ложной, то русский  человек  потерялся, оказался  в состоянии экзистенциального, смыслового вакуума.  А жить без веры  он не  мог.  К тому же смутно  чувствовал, несмотря на  атеистическое  воспитание, что  «что-то такое  есть».  И когда нас  достигла волна восточного мистицизма  и  оккультизма, то захлестнула нас   с головой.

Смутные  ощущения   « что-то такое  есть»  побуждали чувствующих думающих к  поискам: что же такое  это «есть»?  Экраны телевидения  и  СМИ запестрели рассказами о приведениях, полтергейстах, каких-то непонятных йогах, которые совершают  всякие  чудеса, никак необъяснимые  с точки зрения  материалистического мировоззрения. Интеллигенция  увлеклась  Рерихами, воспевающими  восток, теософией  Блаватской , вальдорфской  педагогикой Штайнера.  Диакон А. Кураев написал для них об этом  книгу  »Сатанизм  для интеллигенции».  Почему же  сатанизм оказался более привлекательным для некоторых,  чем  христианство?  «Мистику»  христианства открывали позже-  за «обычными» бабушками  в  церкви  глубина  христианства не была  видна. Развитию этого интереса способствовало  извечное влечение человека ко всему сверхъестественному и таинственному,-пишет Игорь  Дружинин.

Оккультизм  еще  так легко  и быстро вошел  в наше сознание, потому что по структуре оккультное  знание ближе к научному: знакомые слова - «энергия», « информационная  матрица» , циклы   Вселенной, таинственная  прана, которую надо «качать» по меридианам,  тренировка  дыхания , биополе - казались понятными  и  почти  вписывались   в привычную картину  мира.  Даже  у  физиков появились теории   устройства  мира на  основе оккультных представлений , которые назывались  «физическая религия».

В 80-х г.г.  в нашей  стране  возникла  и стала  развиваться психосоматическая медицина (объявлявшаяся ранее  буржуазной  лженаукой), которая указывала  на тесную  связь  тела  и психики, доказала, что психический фактор-характер, чувство –приводит  к физическому заболеванию или выздоровлению.

      В 1970 году на экранах страны проходит документальный фильм «Индийские йоги. Кто они?»,- констатирует Игорь  Дружинин. Йога начинает активно продвигаться под видом психофизиологических техник релаксации, комплексов физических и дыхательных упражнений «индийской оздоровительной гимнастики» .  Это происходит  во всем современном мире глобализации с его обществом потребления и сверхценностью молодости  и здоровья.

Сначала наша интеллигенция, »интеллектуальная элита», озабоченная  своим здоровьем,  стала  практиковать ( «исключительно» для  здоровья) асаны ( «просто»  физические  упражнения), а затем это увлечение дошло  и до  «около элитной  публики»  и стало  распространяться все шире   и шире.

  В современном обществе и, прежде всего, среди последователей йоги широко распространено высказывание, суть которого сводится к тому, что «йога, христианство и все прочие религии – это разные пути, ведущие к одной и той же цели».

Уже в1894 году в образованном  в Нью-Йорке  при непосредственном участии Вивекананды «Обществе веданты», усилия  были направлены на доказательство отсутствия разницы между индуизмом и христианством: утверждалось, что индуистские идеи перевоплощения душ , самадхи  и другие  идеи  при условии «правильного истолкования», можно найти и в «христианских писаниях»,  указывает автор книги.

  НО… « Не каждая духовная  практика, претендующая на то, чтобы  вести  человека к Богу, приводит к нему»,-пишет  Питанов  В.Ю. Существуют духовные  практики, результат  применения которых будет прямо  противоположным  : » многие обольстители  вошли  в мир»/2Ин.1:7/.

Более того,  мнения о  том , что между  йогой  и христианством нет разницы довольно часто встречаются среди занимающихся йогой людей, формально называющих себя христианами, и даже среди людей воцерковленных.

Поэтому сегодня  «как никогда назрела острая необходимость в  формулировке четких и  ясных критериев, которые позволили бы отличить истинный путь Богу  от ложного» , утверждает  Питанов  В. Ю./с67/

«Сочетаются ли теория и практика йоги с православным вероисповеданием?»-  ставит этот  вопрос  перед  собой и автор данной книги Игорь  Дружинин.

 Питанов В. Ю., религиовед  и миссионер, тоже в своих статьях пытается ответить на вопрос : действительно ли не существует разницы между  мантрами, медитациями и  православной молитвой?

   Высказывания об  отсутствии разницы между различными духовными  практиками  и о том, что все пути ведут к  единому Богу, являют  пример  манипуляции общественным  сознанием  через подмену  понятий:  и пути, и цели у йоги  и христианства  разные.

Для внимательного наблюдателя, выбравшего для себя объективность в качестве основного подхода к исследованию окружающих его явлений, будет очевидным, что описанная тактика популяризаторов индуизма и йоги преследует единственную стратегическую цель – опровергнуть и/или заменить христианские догматы собственными религиозными представлениями- очень точно формулирует свою  мысль  Игорь  Дружинин.

Несмотря на заявления современных учителей йоги об отсутствии религиозных компонентов в пропагандируемом ими учении,  теория   и практика  йоги  базируется на религиозной картине мира  восточной философии  или  отражает  личные религиозные представления   «гуру».

  Манипуляция общественным сознанием  «якобы» о  СХОДСТВЕ  ПУТИ духовных   практик состоит  в том, что усиленно  пропагандируется  мысль,  что йога - это только  комплекс оздоровительных упражнений или  древняя практика духовного совершенствования. Благодаря таким манипулятивным  утверждениям,  йога в адаптированном и упрощенном виде прочно заняла свое место в современной массовой культуре Европы и Америки,-пишет автор  книги.

   Христианскую   духовную    аскетическую  практику исихазма часто сравнивают с  йогой.  В частности,  цитирует  автор  Мирчи Элиаде : аскетические упражнения и молитвенная практика монахов-исихастов обнаруживают общие черты с йогическими техниками: дисциплина дыхания , телесные позы, молитва, медитация, требования к определенному  уровню нравственности. Асана есть, якобы, только неподвижная и удобная поза,  при нахождении в которой  практикуются дыхательные   упражнения - пранаяма.

Практикуя дыхательные упражнения, приверженцы йоги стремятся «управлять жизненными токами». Пранаяма означает управление праной, это не только  дыхание как таковое, пранаяма – это управление энергией, пронизывающей всю Вселенную.

Для достижения медитативных состояний в йоге  существует множество различных приемов, связанных с самовнушением. Современный аутотренинг и другие психологические  направления  саморегуляции взяли из йоги множество подобных приемов  сознательного самовнушения для изменения  состояний сознания(ИСС).

Указанное  « сходство результатов » возникает на уровне общечеловеческой физиологии-единства природы: у всех есть тело, душа-психика  и дух. Хорошо  известно, что и во  внерелигиозных  оздоровительных практиках  развивается  способность к саморегуляции, которая требует сосредоточенности  внимания, волевого  усилия, дисциплины  духа.  Умение  владеть  собой- управлять своим состоянием - приходит  в результате длительных  и упорных тренировок.

Отсюда и  возникает впечатление идентичности техник  развития своей природы. И это впечатление  в  какой-то мере  может быть   справедливо, на первый взгляд,  однако оно  весьма обманчиво.

  - Мантры  по форме напоминают   скорее магические заклинания, чем  молитву- важен  также  и  способ произношения  мантр.

  - Медитация представляет  собой концентрацию либо на звуке, либо  на каком-либо объекте, что предполагает  отождествление  себя  с объектом  медитации, что основывается  на пантеистическом взгляде  на мир.

  - Возможно и  понимание  медитации как методики тренировки или переобучения  ума для преодоления иллюзии «внешний мир». Медитировать можно перед чем  угодно. В том  числе  и перед идолами.

  

    Если в православной практике «умного делания» одним из ключевых моментов является наставление о его безо́бразности:  на всех ступенях освоения молитва должна осуществляться без воображения (без представления себе каких либо образов); то в йогической медитации, напротив, одним из самых важных является указание на необходимость представления (воображения, визуализации и т.п.)..Если  православие призывает  к бесстрастию, то индуизм - к  чувственной экзальтации, подчеркивает   Питанов В.Ю.

Элиадэ ,-цитирует Игорь Дружинин,- отмечая внешнее сходство медитации  и молитвы, сам же и признает существование важных различий : цель у исихастов- подготовка “умной молитвы”, а в Иога-сутре  упражнения преследуют “объединение” сознания и подготовку к медитации. Таким образом, он корректно выделяет различие уже на уровне целеполагания.

 Иеромонах Серафим (Роуз) предупреждает: «Человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается».

Как точно отмечал Элиаде,  различие  возникает на уровне уже целеполагания. В христианстве и в йоге противоположно само отношение к вечной жизни. Если в христианстве земная жизнь – это подготовка себя, своей души к жизни вечной в Царствии Небесном, то в йоге – это подготовка собственного уничтожения:   личное бытие в  вечности исчезает, исчезает  индивидуальная душа. Более того, сам смысл и цель человеческого бытия в христианстве – это освобождение от греховного ига, обо́жение и спасение, а в йоге – освобождение от вынужденной необходимости материального существования и осознанное убийство собственной души.

Незаметно на  уровне  смыслов  происходит  подмена: начинается   подмена уже  на уровне теории: не на уровне практик и приемов- способов_КАК?, а на аксеологическом  уровне ценностей  и  смыслов, целеполагания –зачем?Какой смысл существования  меня   в этом  мире  и каков  мир-  должен был бы задать себе  вопрос адепт  йоги.

Дьявол обманывает человека  внешними аналогиями техник пути, но  на конечном  этапе грандиозной   манипуляцией является подмена  цели:  человек, направляясь  к Любви, Истине и Красоте( ЛИКу Бога) , приходит  к  абсолютному  злу.

   Подмена цели происходит незаметно. Дьявол-обезьяна  Бога, будучи  неспособным  к  собственному  творчеству,   пользуется плодами  чужого творчества: если техники преобразования  природы имеют внешне некие  общие моменты  в различных системах развития  человека, что обусловлено единством природы  человека  , то на конечном этапе он  подменяет  самое  важное-  смысл.    В христианстве цель духовной  практики обожение, спасение  свой души через  освобождение из плена греха для  наследования  Царствия Небесного-  личного вечного бытия  в присутствии любви  Божьей.     Цель йоги- выход из круговорота перерождений и  уничтожение своей  индивидуальности, растворение своей  души  в безличном  абсолюте  Брахмана.Брахман –  космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующегоОн «не то и не это», но вместе с тем является высшей  реальностью и проявляется в Брахме или других обликах.  Важным для нас здесь является описание Брахмана как надличностного и индифферентного абсолюта, бесчувственного и безразличного, в отличие от Бога-Личности  в христианстве.

Для Патанджали (в классической йоге) самадхи – это точка разрыва, окончательного и полного освобождения подвижника, после которого его пуруша  – душа,  или его собственное Я более не существует во времени и пространстве. Хотя  нравственность  в индуизме относительна: нет критериев добра и зла,  отсутствует понятие греха, следовательно,  и покаяния, но есть«награда» за хорошую  карму (хорошо  прожитую  жизнь)-исчезновение меня- ведь   по убеждению древних индийских философов мир, в котором мы живем, ложный, и от него нужно спастись. Целью и венцом бытия во всех  системах индуизма  является освобождение от вынужденной необходимости материального существования и осознанное убийство собственной души.

В христианстве  после  смерти человек сохраняет сознание, продолжает осознавать   себя  как   конкретную личность  в  присутствии Личности Бога.

 

  Если  в христианстве  Бог-Троица, Три  Лица Личности имеют  Единую  непознаваемую  Сущность и   являют  Себя  в Нетварной  Энергиии-Действиях, то в  восточной философии тоже есть ведийская триада богов Агни, Индры и Сурьи (огонь, молния и солнце). Но, подчеркивает  Игорь Дружинин, здесь речь идет о трех функциональных масках Анонима, но никоим образом не о единстве Трех Лиц.

Общей  категорией, широко используемой   в христианстве и  йоге, но наполненной  разным  смыслом /опять  подмена/,  является «энергия».

«Энергия» —категория  совре­менном научном познании ,  но она является одной  из самых распространенных и  в различных духовных  учениях . Если рассматривать категорию «энергии» в  широком научном  смысле, то ее можно понимать как меру активности (действия, работы) — т.н. актуальная энергия или как способность к ак­тивности — потенциальная энергия.

Любое материальное тело или явление СПОСОБНО быть активным. Этимология слова «с-пособность» — «с-пособием», «пособить» — что значит «помочь». «С-пособность» — значит с помощью (чего-то, кого-то) что-то сделать, с Чьей-то помо­щью проявить активность.Само ли тело может двигаться? Мы говорим: «тело может двигаться, если обладает энергией (= обладает помощью!). «Само» тело не может ничего. Даже остановиться, — так ут­верждает закон инерции. Из опыта физики установлено, что физические тела полу­чают эту «способность к активности» — энергию — друг от друга. Один из первых постулатов физики утверждает, что энергия не исчезает в замкнутой системе (а как таковую мож­но рассматривать Вселенную), а лишь переходит из одной формы в другую. И закономерный вопрос «Откуда же взялась та первая энергия, которая стала переходить из формы в фор­му?» приводит к ответу о необходимости Первотолчка.  В христианской  картине  мира есть учение о даре активности св. Вас. Великого. Этот дар актив­ности, сообщенный Вселенной  при творении мира, действующий и доныне, связывает мир с его Творцом . Любой ученый — физик, химик, биолог, использующий сегодня категорию «энергии», может с той или иной точностью описать как она переходит из той или иной формы материи, каков механизм этого перехода, что при этом происходит с субстратом его «предмета» — телом, молекулой, мышцей, но ни один из них не объяснит — что же это за «таинственная способность» заставляет в броуновском вихре метаться моле­кулы, удерживать в ядре протоны, а мышечное волокно сокра­щаться, получив заряженный атом!

Ученые  научились измерять, высчитывать величину этой «спо­собности» при разных условиях тварного мира: Е= mc2 , где т — масса тела, а с — скорость света.

Красивые и точные формулы, придуманные учеными (конечно, для формализации опыта наших наблюдений), создали нам иллю­зию того, что мы понимаем причину происхождения этой «спо­собности» — энергии.

     Как написано  в Библии, Бог  Сотворил мир   Своей  Энергией. В христианском  богословии  есть понятия  Нетварной Энергии  Бога и  тварной  энергии, действующей  в сотворенном  Им  мире.

Энергия  св. отцами понимается  как  движение  сущности.Об этом  писали  и св. Василий  Великий, и  пр. Максим  Исповедник. Самое раннее  употребление  термина  «энергия» встречается  у Аристотеля, который  различал «энергию» как  процесс и  «энергему»  как результат  этого процесса. Мир  сотворен  Божественным  Действием  ( по  Аристотелю- процесс),  Его Нетварной Энергией, которая  содержит мир ( «энергему», результат) и доныне.» Отец  мой  и доныне  действует»  /   /. Бог  является  единственным источником энергии, пронизывающей  и  содержащей  весь  мир.  Человек как бы  «трансформирует», преобразовывает  Нетварную энергию  в тварную энергию   своего бытия.

Дьявол как  тварь  не имеет  собственного источника  энергии  и все его подручные  помощники, падшие  духи пользуются  этой  преобразованной  тварной  энергией.

Большой интерес  в контексте  наших сравнений  представляет  взаимоотношения категорий «энергия», «материя», «дух» в науке, философии  и религии, оккультизме.

Философы всегда противопоставляли дух и материю, не отрицая, что различные физические невидимые поля (воспри­нимаемые только с помощью приборов) — это тоже материя.Знак «равенства» (=)  в  формуле Е= mc2 провоцирует вывод, что «материя» и «энергия» одно и то же, что суще­ственной разницы между материей и силой-энергией  нет .Материя есть  энергия, но энергия, находяща­яся в особом состоянии — энергия как бы сгущенная, говорят биоэнергетики, парапсихологи, экстрасенсы и представители оккультных восточных практик. Или на­оборот, — энергия — это нечто вроде разреженной, «тонкой» материи. В таких представлениях пропасть, противопоставле­ние между «энергией» и материей исчезает. «Материя» и «энергия» представляются в таком случае как 2 стороны некое­го единого континуума. Иллюзия «по­нятности» и «объяснения» налицо. Нам, бывшим еще вчера материалистами, «приятнее», привычнее представлять энер­гию как один из видов материи, пусть и «особый», «разрежен­ный вид», но «вид» «понятной» материи. В этом случае мы можем обойтись без «непонятного» Бога, какой-то Сущности и как бы без «Тайны».  Принять, что Бог-единственный  Источник  энергии сотворенной Им  вселенной,  атеистическому позитивистскому  сознанию  очень трудно.

«Но! Энергия не некий "эфир" как "разреженная субстан­ция", которая "конденсируется" в материю. Энергия не есть материя! Энергия, по  святоотеческим представлениям,   есть действие над материей  . Источником энергии является Дух. Нет материального духа.

Парапсихологи, биоэнергетики, экстрасенсы, опираясь на представления восточных религиозных учений, полагают, что дух есть энергия, но "особая" "тонкая". Отсюда — "хорошая — плохая" энергия; энергию можно "пере­давать", "качать", энергия как что-то, "что можно получать". Йог, сидя  в асане  и практикуя  пранаяму,  управляя  энергией  Вселенной, передает ее  другому человеку, который в ней  нуждается . И выражение "энергетическое поле" звучит для нашего соотечественника  куда заманчивее и таинственнее, чем более правильное и точное "подчинение воли и духа одного человека- принимающего  прану-  воле и духу другого человека- передающего  прану». Заплатить за починку "дыры в своем биополе" гораздо безопаснее, чем признаться себе, что ты внушаем и зависишь от воли другого человека.

Дух, душа,психика понимается оккультистами как некая тонкая материя-энергия.Те. дух  отнюдь  не действие,  а вещество- такова   ПОДМЕНА теоретических положений христианства на  положения  восточной религии. Так, А.И. Клизовский пишет: «Психическая энергия •принадлежит к числу тонких энергий и из всех тонких энергий она тончайшая» [ с. 38]. Следовательно, может быть и «тол­стая» энергия, или «грубая» — что это за качественность? Да­лее он пишет, что одно из свойств психической энергии «на­слаивать пространство», она «оседает и отлагается на всех предметах» [ с. 42]. Идея об отсутствии принципиального различия между духом и материей представила соблазн для многих духовных учений. Многие направления восточной религиозно-философской мысли не избежали этого соблазна, стремились всячески заву­алировать логические противоречия своих концепций.

Дух   часто связывают   сознанием. Так, например, одно из учений индийской философии — Санкхья — утверждает, что нет принципиального различия между сознанием и материей: психика материальна, материя потенциально сознательна, таким образом, Санкхья не проводит границу между материей и энергией. «Единство Пуруши и Пракрита», «психическое и материаль­ное есть лишь различные точки зрения на единый процесс миропроявления», «единая субстанция, космическая духо-материя» — это главные, исходные положения восточных рели­гий и оккультных учений, стремящихся завуалировать про­пасть между Творцом и тварью.

В богослов­ской мысли тоже  возникал вопрос о «тонкой» материальности духа.

Но св. Феофан Затворник со всей определенностью под­черкивает: «по учению св. Православной Церкви, в естестве душ и ангелов решительно отрицается вещественность, и, на­добно разуметь, всякая вещественность, не грубая только, но и тонкая, потому что утонченность вещества не делает его невещественным. Как ни тонок эфир, однако никто не назо­вет его невещественным; следовательно, отрицая веществен­ность в качестве души и ангелов, св. Церковь отрицает и их эфирность... ангелы суть невидимые, бесплотные духи, со­ставляющие умный мир, противоположный вещественному; души тоже суть существа духовные и разумные, невидимые и невещественные» [ с. II]. Далее св. Феофан развивает мысль о том, что настоящий материализм боится допустить отдельное существование души, ибо тогда логика потребует приписать веществу свойства души рассуждать и чувствовать, сознавать себя, что кажется святителю очень уже несуразным .                                   

В христианстве «энергия» не отождествлялась с материей, а признавалась проявлением Духа.

Христианство и мате­риалистическая философии, как ни странно, имеют  «сходство» позиций в утверждении принципиальных, инокачественных различий между «духом» и «материей».

 

Дьявол, обезьяна  Бога,  будучи   НЕ творцом, а  искусным  манипулятором, смешивая  ложь   с правдой , совершает подмены теоретических понятий, обманывает человека  ложными аналогиями. Очень  удачно  здесь  Игорь Дружинин    приводит м ысль  святителя Григория Паламы : «Ложь, недалеко отстоящая от истины, создает двойное заблуждение: поскольку крошечное различие ускользает от большинства, либо ложь принимают за истину, либо истину, по ее близкому соседству с ложью, – за ложь, в обоих случаях совершенно отпадая от истины»/с.57/.

 

Тем не менее,-пишет  Игорь  Дружинин,- пропаганда йоги в нашей стране продолжается, по центральному телевидению и в сети интернет с завидной периодичностью выходят тематические фильмы: «Индийские йоги. Кто они? 40 лет спустя» (2010), «Русские йоги. Кто они?» (2013), «Индийские йоги среди нас» (2014), «Йога – путь самопознания» (2015) и так далее. Причем, если 40 лет назад йога преподносилась как «философия, этика и оздоровительная гимнастика», то теперь о ней говорят как о духовной практике «пробуждения энергии и обретения сверхспособностей «.   В настоящее время йога – это одновременно и международный  фитнес- индустрия с ее сетями йога-центров; и способ распространения индуизма вне тяготеющего к самоизоляции (кастового) индийского общества; и практическая составляющая некоторых современных религиозных направлений, а также набирающего популярность течения Нью Эйдж и множества тоталитарных сект.

Сектант находится  в состоянии прелести, для которой  характерна самонадеянность, самоуверенность;   в обладании истины он перестает прислушиваться к мнению окружающих и проявляет  к ним агрессивность, критика отвергается, - отмечает  Питанов В.Ю.

 

Йогические концепции и практики становятся основанием для множества сект и оккультных течений. Все это становится возможным благодаря распространенному мнению о том, что учение йоги аналогично учению христианства.

Очень важной  мыслью автора  книги Игоря  Дружинина является  анализ первой  заповеди  блаженства.

Первая заповедь «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3; Лк. 6:20) как бы запускает механизм перерождения человека и является первой ступенькой в его восхождении к Небу по лестнице духовного совершенствования, так как  говорит о необходимости  смирения – и это еще  одно принципиальное  отличие христианской аскетической  практики  от восточной йоги.

Концепция, представленная в таких понятиях как карма, сансара и мокша, настолько несовместима с христологическими и остальными христианскими догматами,-  заключает  Игорь Дружинин,,- что «там, где есть христианство, нет этой доктрины, а где есть эта доктрина, там нет христианства»   /ШОХИН.

Ему   вторит Питанов   В. Ю.:  путь мантры и медитации с позиции духовного опыта православной  Церкви есть духовное убийство, чтобы  избежать эту  опасность , не следует пытаться черпать духовность из ядовитых источников.

 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

       Книга  Дмитрия   Дружинина представляет большой интерес   и большую пользу      для христианского читателя.

                                    ЛИТЕРАТУРА

Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995. С. 57.

 

Клизовский А.И.  Основы миропонимания новой эпохи. Таллин 1991

ПИТАНОВ В.Ю.   Все ли религии   ведут  к одному   Богу  СПб 2016

СЕРАФИМ (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М.: «Русскiй Паломникъ», 2016. С. 84.

ФЕОФАН  ЗАТВОРНИК ,СВ. ДУША И  ангел  М. 1997

В.К. Шохин, проф. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.

URL: https://azbyka.ru/uchenie-o-reinkarnacii-i-karme-zametki-vostokoveda (дата обращения: 14.10.2017)

 

ЭЛИАДЭ  М. , проф. Йога: Бессмертие и свобода; Патанджали и йога. М.: «Ладомир», 2013. С. 474