Статья о достоинстве

Я-Концепция, чувство собственного достоинства и любовь к себе в психологии и христианском самосознании.

В современной психологии существует множество теорий и определений личности-понятия, неразрывно связанного  с  организацией ценностей человека,  с его уникальностью, цельностью, жизнестойкостью и свободой. Образ жизни и поведение  человека во многом определяется его представлением о себе,  то есть концепцией  человека о том, что он собой представляет. Ядром  такого представления является  самооценка. В психологии  рассматривают осознанную и неосознанную  части самооценки.  Осознанная часть зависит от успехов в жизни человека и от культуры, в которой он живет, поскольку критерии, по которым люди оценивают друг друга и себя,  зависят от общественных стандартов. Эти стандарты могут относиться к различным ролевым позициям в нашей жизни. И существует большое разнообразие качеств, которыми люди гордятся или стыдятся. Это может быть умение делать деньги или мускульная сила, как, например, в американском обществе, ориентированном на индивидуальный успех. Представители гуманистической психологии утверждают, что Я-концепция включает  восприятие того, какие мы есть, а также и то, какими мы должны быть и хотели бы быть. Последний компонент «Я» называют Я-идеальное.  Это «Я», которое человек ценит и к которому стремится. Дистанция или расхождение между  «Я-реальным» и «Я-идеальным»  определяет самоотношение человека. Есть люди, у которых «Я реальное» и «Я-идеальное» совпадают, то есть они удовлетворены собой. Однако сознательные оценки часто являются не более чем рационализациями, возникающими чтобы оправдать компенсаторные реакции на глубоко укоренившееся чувство неполноценности. Немало примеров таких людей можно увидеть среди богатых и власть имущих. Они могут пользоваться властью или совершать благотворительные поступки  лишь для того, чтобы продемонстрировать свое превосходство или ради славы. К желанию совершать добро в таком случае примешивается желание, чтобы ими восхищались, т.е. речь идет о неосознаваемом эгоцентризме.

 Существует различие между тем, что человек говорит самому себе (сознательная часть самооценки) и чувством собственного достоинства, которое можно увидеть только  в поведении. Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от чувства собственного достоинства. Человек, обладающим таким свойством, не чувствует себя малоценным в обществе людей со статусом выше чем его статус и не станет унижать человека статус которого ниже. Он считает ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо, а к собственным ошибкам  относится как к уроку, а не  как к позору. Добрые проявления его внутренней сущности естественны и не обусловлены законами и предписаниями. Психологам известно, что коррекция этой составляющей самооценки требует  длительной работы,  поскольку  она  связана с проработкой детского травматического опыта. Причем, чем раньше человек переживал травматический опыт, тем труднее коррекция.   Мы чувствуем себя ценными и устойчивыми в жизни, когда знаем, что любимы или были любимыми. И если в раннем детстве, когда  формируется отношение к миру и себе, человек пережил отвержение или невнимание со стороны родителей, то тогда ему труднее доверять  и чувствовать себя  ценным и хорошим.

Теоретики психологии (Фрейд, Адлер, Эриксон)  рассматривали стадии,  через которые проходит человек в процессе формирования Я–концепции. И считается, что развитие личности может идти по позитивному или негативному сценарию. В последнем варианте развития формируется негативная идентичность, что мешает развитию личности и достижению ее  целостности. Выделяются также  сензитивные периоды в развитии для формирования такого качества как уверенность в себе. При благополучном развитии и социализации формируется  уверенность в себе как  личностное свойство, которое предполагает обоснованное самоуважение, целеустремленность и наличие ресурсов для достижения целей. Человек, обладающий таким свойством, имеет адекватную самооценку, основанную на знании себя, своих возможностей и недостатков.  Одной из главных характеристик  уверенной в себе личности является  конгруэнтность(лат. congruens, род. п. congruentis — «соразмерный», «соответствующий») в поведении и речи, которая выражается  в ясном проявлении  чувств  в невербальной плоскости  и соответствии  между словами и невербальным поведением. В более широком смысле под конгруэнтностью в психологии понимается  целостность, самосогласованность личности вообще. Примерами неконгруэнтного поведения являются лесть, ложь или ситуации,  когда кто-то с грустным видом говорит о том, как ему весело, и т. п. Отсутствие конгруэнтности  практически всегда заметно в поведении другого человека, хотя сам человек может это не осознавать.

Близким к конгруэнтности является понятие аутентичности  (греч. αὐθεντικός — подлинный), наличие которой является одним из критериев гармоничности и зрелости личности. С точки зрения  гуманистической психологии - это «выстраданная в борьбе с самим собой свобода в принятии своих уникальных  особенностей и неповторимой стратегии построения собственной жизни»(10). Зрелый человек различает в себе  неконтролируемые порывы и осознает  действие своих  защитных механизмов, что болезненно и предполагает наличие смелости. Системы защитных механизмов присущи всем, и они вырабатываются для того, чтобы не позволить другим людям увидеть кто мы на самом деле, т.е. обнаружить свою слабость. Описанию действия защитных механизмов психология обязана Фрейду. В соответствии с психодинамической концепцией личности неуверенность может быть связана с  глубинным и неосознанным внутренним  конфликтом. Главным индикатором такого свойства личности является  заниженная самооценка, которая нередко сопровождается состоянием тревожности и уныния или тягостным переживанием своей неполноценности. Такой человек может избегать ранящих самолюбие встреч с уверенными людьми. Бывает и так, что внутренняя борьба чувства неполноценности с обостренным самолюбием  может обернуться трагедией души, поскольку комплексы легко превращаются в демонов. По мнению профессора  Папского университета  Саламаники Гарсия Мартинес   современный человек  пребывает в постоянном «колебании между печалью о том, что он меньше, чем хочет быть, и насилием для того, чтобы быть больше, чем он есть».(http://www.patriarchia.ru/db/text/5992112.html)  Однако слабость разнообразна, она может быть  здоровой если переживание своей неполноценности соседствует с рефлексией и это побуждает исследовать душу. Неуверенный в себе человек может быть более чувствительным к страданию других, он может лучше видеть нюансы отношений и потому  лучше понимать других людей. Его несовершенство может являться стимулом, как для творческого, так и  духовного развития. Попытаемся рассмотреть, как понимается  духовность человека в богословии, и,  может быть, найти иные основания для чувства собственной ценности или достоинства, а также увидеть силу в слабости.

В церковном сообществе нередко встречается настороженное отношение  к психологическому знанию, хотя П.Евдокимов, представитель русского зарубежного православного богословия отмечал, что «Глубинная психология»  удачно подкрепляет аскетическое искусство средствами науки, помогая человеку понять себя».(2)

Православные психологи в своей практике опираются на христианскую антропологию и православную  психологию, которая  рассматривает в человеке сферу тела, души и духа. По христианским представлениям душа едина, целостна и иерархична. Эта иерархичность выражается в подчинении тела душе, а души-духу  и этим определяется единство и целостность человека. В святоотеческом учении говорится также, что человек может быть в трех состояниях – плотском, душевном, и духовном. Человек душевный не может видеть ясно ни себя, ни других. А духовный человек – это человек, обновленный Святым духом, для которого становится доступным видение и разрешение противоречий, существующих на душевном и телесном уровне. Здесь следует отметить, что целостность, а также и духовность в богословии и в психологическом знании может пониматься по-разному. В психологии целостным считается человек, принимающий себя, имеющий контакт со всеми частями своей личности и не отчуждающий ни одну из них.  По   определению митрополита Антония Сурожского цельность - это жизнь в гармонии с Богом. Доктор психологических наук  Д. А. Леонтьев   рассматривает духовность как высший уровень человеческой саморегуляции, присущий зрелой личности (6). Для других представителей нерелигиозного мировоззрения духовность может быть связана с приверженностью к гуманистическим и культурным ценностям (В.В.Знаков) или пониматься как предельная утонченность душевности. Христиане под духовностью  понимают степень познания Бога, она есть следствие веры в Высшее начало в человеческой жизни. И на самом  деле это другой способ бытия.  Духовное бытие начинается там, где человек освобождается от всякой поглощенности, от власти или плена чужой самости и чуждых ценностей, и самое главное - от собственного самомнения. Это происходит, когда христианин  по-настоящему познает себя, свой внутренний мир и ядро своей личности. Как говорил Паисий Святогорец, «когда человек познает себя, тогда по законам духовной физики происходит расщепление ядра его самости, и он начинает вращаться на духовной орбите» (9). Необходимым условием для такой ядерной реакции является стремление жить по Божьим заповедям, что приводит к встрече с собой реальным. Чем  глубже верующий человек познает себя, тем больше ему открывается его немощь и тогда это познание рождает смирение и любовь к Богу. Познавая свое убожество и свою неблагодарность, он, одновременно, познает благородство и милосердие Божие. Смирение-это ключевое понятие духовной жизни. О нем говорят как о качестве, необходимом для борьбы  за стяжание добродетелей и как  о совершенном состоянии или даре, который дается людям с чистым сердцем. Средством для достижения смирения  является  умаление себя и стремление  ценить даже малейшие добродетели другого. Может возникнуть вопрос: как при таком самоотношении не впасть в отчаяние? Старец Паисий объясняет, что отчаяние порождается эгоизмом, поскольку эгоист надеется на себя, а смиренный - на милость Бога .Т.е.истинно  верующий человек идет по жизни с надеждой на Бога, доверяя Ему себя  вести. Он разочарован в себе в хорошем смысле - разочарован в своем «я»(9). От стяжания глубокого смирения зависит духовное преуспевание христианина, поскольку его цель - стяжание Духа Святого,   для чего необходим  дух мирный, т.е. состояние мира внутри человеческого сердца. Идеалом для христиан является святость. Люди, достигшие святости себя ни во что не ставили и поэтому им были даны великие дарования и открывались тайны Бога. Паисий Святогорец говорил: «Человек только одно может знать - что еще не имеет верного духовного устроения. Даже если имеет, то сам этого не видит, а видит только свою греховность»(9). По словам старца «когда человек видит себя ниже всех,  в самом низу…вот тут он и возносится на Небо»6.(9) Отличительным свойством святых  является простота. Говоря психологическим языком, им  свойственна аутентичность, т.е. способность быть подлинным и равным себе. Учителя Церкви  говорили, что Бог, приводя нас в бытие, хочет, чтобы мы были не только самими собой в психологическом смысле, но и становились  «по причастию и благодаря причастию, тем, Кем является единородный Сын Божий». (8).Такая задача может решиться только  через истинные отношения сыновства и отцовства с Творцом,  т.е. отношения родства. Родственным Богу человек становится, когда приобретает не только мирный дух, но и духовное благородство. Старец Паисий называл это качество святым аристократизмом, предполагающим духовное величие и способность идти на жертву. Человек с благородной душой требователен только к себе, жертвуя собой, он не ищет награды, забывает о том, что отдал, но помнит любую малость, принятую от других. Такой человек незаметен и тих. А цель, к которой стремится христианин это  получение Небесного гражданства, что предполагает самсозидательную работу в соработничестве с Богом. Символический язык художественных произведений  и гениальность  художников  позволяет достичь  в  работах эффекта присутствия «небес на земле», передать реальность духовного восхождения и представить достоинство человека, которое не всегда очевидно  даже для человека, ведущего церковную жизнь. Так, на фреске итальянского художника 18века Д.Тьеполо «Аллегория достоинства, сопровождаемого Благородством и Добродетелью на пути в храм Славы» показаны качества, необходимые  для спасения человека. https://gallerix.ru/storeroom/1001685885/N/299697096/?ysclid=le1rwmqauu8...

 По словам святого Иринея Лионского : «Слава Божия – это человек, выросший в полную меру своего величия»(7). В богословском понимании человек является богообразной личностью, созданной Творцом и изначально  предназначенной для общения с Ним. В связи с этим в Концепции русской православной Церкви утверждается,  что «человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством», равным для всех людей и данным в дар, что показывает  щедрость Бога ( https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-uchenija-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-o-dostoinstve-svobode-i-pravah-cheloveka/#0_).  В соответствии с церковным взглядом  понятие достоинства неразрывно связано с  идеей  ответственности, т.е. человек должен вести жизнь, подобающую достоинству, что  «соотносится с понятием подобия Божия» (там же).  В центре богословских построений отцов Церкви лежит концепция о том, что Христос «воссоздает  творение в его первоначальной чистоте и гармонии, нарушенной грехом первого человека».(11)  Его главным делом является спасение рода человеческого. Это воссоздание или домостроительство спасения происходит совместным действием Отца, Сына и Святого Духа. Для того, чтобы человек вновь смог соединиться с Богом  и воссоздать свое достоинство он должен обрести добродетели через преодоление греха. И обретение величия Божьего невозможно также без   благородства. По словам Паисия Святогорца «только благородство настраивает нашу рацию на частоту Бога и дает возможность с ним общаться».(9). Старец называл это качество целомудрием души.

Истинные отношения или  Встреча с Богом могут изменить  человека, лишенного веры в себя и дать ему ощущение ценности. Мы можем убедиться в этом, обращаясь к истории с самарянкой в Евангелии от Иоанна (Ин.45-42.) В этой истории описана встреча  Иисуса с женщиной, имевшей негативное представление о себе. Она чувствовала себя презираемой как со стороны иудеев, так и со стороны соплеменников и, возможно,  поэтому пришла за водой в зной, когда обычно никто не приходит к колодцу. В ней жило чувство вины и осознание своего недостоинства,  поскольку за  плечами была не сложившаяся личная жизнь и образ жизни, который она вела, осуждался соплеменниками. Поведение Иисуса в этой встрече  может быть примером того, как можно начать и создавать отношения с раненым человеком, чтобы помочь ему расти. Он, будучи Богом, обращается к ней  с просьбой,    выражает ей  Свое доверие и   тем самым  поднимает ее и  возвращает ей самоуважение. Из повествования о встрече мы узнаем, что она первая, кому Господь открывается, открывает Свое имя и Свою тайну. Используя символ воды, Он объясняет,  что хочет Бог от нас и  показывает ей, кто она есть и кем может стать « если откроет  Ему свое сердце и примет Его любовь»(3).Вода является символом жизни и Святого Духа, который может быть дан нам и тогда мы сами можем стать источником любви, т.е. живой «воды текущей в жизнь вечную»(Ин 4:14.) После встречи с Иисусом читатель видит преображенную женщину, которой уже не страшно говорить о своей  предыдущей жизни и слова которой вызывают доверие у соплеменников. Она сама стала местом пребывания Бога и приняла  в дальнейшем мученическую кончину за проповедь Христа. Эта история показывает, как мы можем меняться, если Господь открывается нам  или мы  открываем, что любимы Богом. Если мы понимаем,  что каждый из нас драгоценен в глазах Божьих, то это помогает осознанию  собственного достоинства.  При этом достоинство христианина «состоит не в противопоставлении себя другим и миру, а в той цене (стоимости - отсюда достоинство), которая уплачена за человека»(4). Подтверждением этого являются Евангельские слова:   «…Вы не свои. Ибо вы куплены дорогой ценою» (Кор.6,20). Таким образом, христианское «самоуважение появляется в тот момент, когда человек осознает, что Христос, принявший смерть, чтобы искупить его, начинает жить в нем через Святого Духа»(13). Согласно этому представлению самоуважение можно рассматривать как «чувство достоинства, которое возникает во мне, когда я вхожу в общение с Богом как с Отцом Небесным и обретаю уверенность в том, что я многого стою. Христос умер на кресте ради меня! Если Он так ценит меня, то мне лучше начать думать о себе так же, как Он»(13). Такое отношение к себе возникает также, когда от мысли: «Я — величайший, самый мудрый, самый сильный и лучший» мы переходим к мысли: «я — это я, человек, сотворенный по образу Бога, грешник, искупленный милостью Божьей и существенная часть тела Христова» (1).

Тогда любовь к себе  будет состоять в следующем: а) я принимаю себя как чадо Божье, достойное любви, дорогое, одаренное; б) я отказываюсь почитать себя центром вселенной; в) я понимаю, что нуждаюсь в том, чтобы Бог простил и искупил меня.

 Свт.Феофан Затворника  отмечал, что любовь Божия, переживаемая человеком, приводит к ответным действиям личности и глубоким отношениям с Богом : «…Любовь отеческую к себе ощущая, человек своею любовию к Нему пламенеет….»(12).  Взаимообусловленность двух других видов любви  можно увидеть в заповеди . «Возлюби ближнего твоего как самого себя»(Мф.22, 39).  Можно предположить, что любовь к другому вытекает из любви к самому себе или то, что последняя является критерием первой. Свт. Григорий Богослов,  рассуждая об этой заповеди,  сделал вывод,  что таким образом « выражается самая высшая степень благожелания и заботливости»(5).

  Принимая его мысль,  можно  заключить, что любовь к себе в нашей эмпирической жизни  также предполагает заботу о себе. При этом  такая любовь может человеку принести счастье, если он будет стараться любить ближнего. Если любовь  определить как,  способность  отрывать  другому  его ценность, то она  помогает благодаря любящему  понять себя. И православный психолог, может быть помощником в понимании человеком себя в меру собственного возрастания в любви. Он может опираться на имеющиеся ресурсы веры человека, на опыт присутствия Бога в его жизни и помогать искать Евангельские основания для чувства  собственной ценности, если оно утрачено в результате личного опыта.

 Христианское мировоззрение предполагает понимание того,  что вне любви к Богу надеяться на долговечность отношений любви между людьми невозможно.  Также невозможно раскрытие  человеком всех заложенных даров вне отношений с Богом, которые  начинаются в  земной жизни и продолжаются за её пределами. При этом какими бы глубокими не были эти отношения, они не достигнут предела, т.е. у нравственного совершенства нет границ. И если обратиться к Я- концепции личности, то  приближение  человека к встрече со своим подлинным «Я»   возможно только в том, случае если  приоритетным он считает свое духовное «я», а не социальное или биологическое. Аутентичность в духовном плане может определяться  знанием и исполнением своего призвания  в этом мире, т.е. осуществлением Замысла Бога о себе.

Литература

1. David Carlson, Counseling and Self–Esteem  (Waco, Tex.: Word, 1988), 14 .

2. Евдокимов П. Этапы духовной жизни.,стр164, М.,Свято-Филаретовская  московская    

    высшая православно-христианская школа.,2003г., стр.164

3. Жан Ванье. Войти в тайну.,М.,Вера и свет.,2013г., стр.99

4. Зарецкий Ю.В. «Богословский анализ психологической теории личности как системы отношений к Богу, другому и себе». магист. Спб, 1916г. http://www.eopp.spb.ru/node/182

5.  Зарин С.М. Аскетизм, стр.483

6. Леонтьев Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии. Изв. Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. 2005. № 7. С. 16–21.

7. Антоний Сурожский, митрополит. «Красота и уродство»,М,Никея., 2014г., стр.113

8. Антоний Сурожский, митрополит. «Хаос, закон. Свобода»,М., Никея 2019г., стр.68

9. Паисий Святогорец, преподобный. Страсти и добродетели.,М.,Орфограф.,,2017г., стр.96, стр.192, стр. 185, стр.246

10. Психотерапевтическая энциклопедия,1998г стр.41.,  .

11. Раннехристианские отцы Церкви., Б., Жизнь с Богом, 1978г., стр.617

12. Феофан Затворник, святитель. Толкование посланий…с121-122

13 . From "Hard Questions for Robert Schuller about Sin and Self–Esteem", Christianity Today 28  (10 August 1984): 14–21.

Пивоварова Н.А.